г. Хабаровск |
|
22 декабря 2021 г. |
А51-5824/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Михайловой А.И., Черняк Л.М.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Спецмаш": Марченко В.С., представитель по доверенности от 09.12.2020 N 6СПМ;
от Уссурийской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Уссурийской таможни
на решение от 12.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021
по делу N А51-5824/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецмаш" (ОГРН 1142540003792, ИНН 2540201643, адрес: 692756, Приморский край, г. Артем, ул. Орловская, д. 67, корп. 1, пом. 208)
к Уссурийской таможне (ОГРН 1022500869533, ИНН 2511008765, адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 103)
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецмаш" (далее - ООО "Спецмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Уссурийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 15.02.2021 N 1 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, обязании таможни возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 2 836 500 руб.
Решением суда от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным, суд обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 2 836 500 руб.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Ссылаясь на Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, статью 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), пункт 7 части 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 (далее - Положение о ПТС) и Пояснения к товарной позиции 8704 единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Разделы XVI-XXI. Группы 85-97 (далее - Пояснения к ТН ВЭД) заявитель кассационной жалобы считает, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля, максимальную массу груза, водителя и топливного бака; понятие "полная масса" соотносится с определением "технически допустимой максимальной массы". Таможня не согласна с выводом судов о том, что грузоподъемность транспортного средства не учитывается при исчислении утилизационного сбора.
ООО "Спецмаш" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов таможни возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеэкономических контрактов от 19.12.2018 N 19SQZ0401031012, от 07.11.2018 N 18SQZ0401031230, заключенных с Shaanxi Heavy Duty Automobile Import & Export Co., Ltd общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары - транспортные средства (самосвалы и седельный тягач) марки "SHACMAN", в связи с чем оформлены декларации на товары N 10708020/281218/0034131 (далее - ДТ N 34131), N 10708020/220519/0015980 (далее - ДТ N 15980), N 1071650/270420/0010844 (далее - ДТ N 10844), N 10716050/260520/0013784 (далее - ДТ N 13784), N 10716050/110620/0011579 (далее - ДТ N 11579).
ООО "Спецмаш" в установленный срок представило в таможню документы по уплате утилизационного сбора на транспортные средства, в том числе, расчеты утилизационного сбора, платежные поручения.
Посчитав, что в результате неверного исчисления размера утилизационного сбора возникла излишняя его уплата в размере 2 836 500 руб., общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 02.12.2020 (вх. N 10788 от 14.12.2020) о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, представив документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований.
Рассмотрев указанное заявление, таможня решением от 15.02.2021 N 1 отказала в его удовлетворении в связи с отсутствием излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора.
Общество, не согласившись с данным решением таможенного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии пунктом 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правила N 1291), в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним (пункт 25 Правил N 1291).
В силу пункта 27 Правил N 1291 заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается уполномоченным представителем плательщика.
Согласно примечанию 3 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденному Постановлением N 1291 (далее - Перечень N 1291) размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
В соответствии с разделом II Перечня N 1291 и примечанием 7 к нему в редакции, действующей на дату таможенного оформления спорного товара, для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, новых, установлены следующие коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора:
- для транспортных средств полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн - 2,92;
- для автосамосвалов полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн - 2,79;
- для автосамосвалов полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 5,5 (ред. от 26.05.2018, от 03.04.2019);
- для автосамосвалов полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 6,3 (ред. от 27.02.2020);
- для седельных тягачей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 6,68.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150 000 руб.
Как следует из материалов дела, расчет суммы утилизационного сбора в отношении спорных транспортных средств осуществлен обществом с определением их полной массы как суммы показателя фактической массы транспортного средства и значения грузоподъемности.
Между тем, как обоснованно посчитали суды первой и апелляционной инстанции, оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
Утвержденный Правительством Российской Федерации и действовавший в спорный период порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
При этом из буквального прочтения положений Перечня N 1291 усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 (в редакции на дату ввоза транспортных средств) не имели указаний на необходимость определения полной массы как суммарного показателя фактической массы и грузоподъемности.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля и максимальную массу груза, водителя и топливного бака, со ссылкой на ТР ТС 018/2011, Положение о ПТС и Пояснения к ТН ВЭД, был предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций и мотивированно отклонен.
Согласно сведениям, заявленным в ДТ N 34131, ДТ N 15980, ДТ N 10844, ДТ N 13784, ДТ N 11579, вес ввезенных самосвалов без учета грузоподъемности составляет менее 20 тонн, седельного тягача менее 12 тонн.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона N 89-ФЗ, Правил N 1291 и Перечня N 1291, правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, установив, что при расчете утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных по спорным декларациям, показатель полной массы транспортного средства определен обществом неверно, в завышенном размере, в связи с чем подлежали применению коэффициенты 2,79 для самосвалов и 2,92 для седельного тягача и, как следствие, декларантом излишне уплачено 2 836 500 руб., судебные инстанции пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого решения таможенного органа и удовлетворили заявленные требования.
Расчет излишне уплаченного утилизационного сбора судами проверен, ошибок не установлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно возложили на таможенный орган обязанность по возврату обществу излишне уплаченного утилизационного сбора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии таможни с оценкой, данной фактическим обстоятельствам.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу N А51-5824/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона N 89-ФЗ, Правил N 1291 и Перечня N 1291, правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, установив, что при расчете утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных по спорным декларациям, показатель полной массы транспортного средства определен обществом неверно, в завышенном размере, в связи с чем подлежали применению коэффициенты 2,79 для самосвалов и 2,92 для седельного тягача и, как следствие, декларантом излишне уплачено 2 836 500 руб., судебные инстанции пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого решения таможенного органа и удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 декабря 2021 г. N Ф03-6891/21 по делу N А51-5824/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3548/2022
26.05.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2076/2022
22.12.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6891/2021
20.09.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5753/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-5824/2021