г. Хабаровск |
|
04 февраля 2022 г. |
А59-3128/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.И. Гребенщикова
при участии:
от истца: К.А. Коноватникова, удостоверение от 10.01.2022 N 314924
от Федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр": А.Б. Пушко, представитель, доверенность от 01.10.2020 N 33
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр"
на решение от 09.08.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021
по делу N А59-3128/2021
Арбитражного суда Сахалинской области
по иску первого заместителя прокурора Сахалинской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Академия безопасности", федеральному государственному унитарному предприятию "Главный радиочастотный центр"
о признании договора оказания услуг по охране от 03.09.2019 N 0000000009619Р010002/N 2650-19-000333 недействительным
Первый заместитель прокурора Сахалинской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (ОГРН 1087746736296, ИНН 7705846236, адрес: 109074, город Москва, проезд Китайгородский, 7, стр.2; далее - истец, заместитель прокурора) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Академия безопасности" (ОГРН 1076501005910, ИНН 6501184222, адрес: 693005, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, улица Западная, дом 58; далее - ООО "ОА "Академия безопасности"), федеральному государственному унитарному предприятию "Главный радиочастотный центр" (ОГРН 1027739334479, ИНН 7706228218, адрес: 115114, город Москва, Дербеневская Набережная, 7, стр.15; далее - ФГУП "ГРЧЦ", Унитарное предприятие) о признании недействительным договора оказания услуг по охране от 03.09.2019 N 0000000009619Р010002/N 2650-19-000333, заключенного между ООО "ОА "Академия безопасности" и ФГУП "ГРЧЦ".
Исковое заявление подано прокурором в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в защиту прав Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021, исковые требования удовлетворены.
ФГУП "ГРЧЦ", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в рассматриваемом случае имущество не подпадает под действие Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, являющемуся Приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Перечень), т.к. Унитарное предприятие не входит в структуру и систему федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Считает, что судами оставлены без внимания доводы ФГУП "ГРЧЦ" о том, что объектом охраны является административное здание, которое не являлось и не является в данный момент местом нахождения государственного органа, либо его структурного подразделения, а также не служило местом для реализации властных функций.
Приложенные к кассационной жалобе дополнительные документы, приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по приобщению к материалам дела дополнительных доказательств в соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ. Копии указанных документов представлены в электронном виде посредством системы "Мой Арбитр", в связи с чем, фактический их возврат заявителю на бумажном носителе не производится.
Прокуратурой Сахалинской области представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Унитарным предприятием представлены возражения на указанный отзыв.
Роскомнадзором также представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором позиция Унитарного предприятия поддержана, указано на наличие правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В судебном заседании представители ФГУП "ГРЧЦ" и прокуратуры Сахалинской области поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Судами по материалам дела установлено, что 03.09.2019 между ФГУП "ГРЧЦ" (заказчик) и ООО "ОА "Академия безопасности" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по охране N 0000000009619Р010002/N 2650-19-000333.
Согласно пункту 1.1 договора исполнитель на основании лицензии от 15.08.2007 ЧО N 046611 Отдела Росгвардии Сахалинской области обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных договором, в соответствии с Техническим заданием и Спецификацией (приложение N 2 к договору) лично (своими силами и средствами) оказать услуги по охране объекта. В свою очередь, заказчик обязуется оплатить надлежаще оказанные услуги.
В состав услуг входят, в том числе: охрана объекта и имущества заказчика и третьих лиц, находящихся на объекте, согласно техническому заданию, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте, обеспечение сохранности и защиты сведений ограниченного доступа и составляющих коммерческую тайну заказчика, предупреждение и пресечение противоправных действий (правонарушений и преступлений) на объекте, направленных на нарушение внутриобъектового режима, общественного порядка и общественной безопасности, задержание и доставление в органы внутренних дел, другие правоохранительные службы лиц, нарушающих общественный порядок и общественную безопасность на объекте, лиц, подозреваемых в совершении правонарушений (преступлений) на объекте.
В соответствии с пунктом 6.1.1 договора срок оказания услуг устанавливается техническим заданием (приложение N 1 к договору).
В пункте 1 технического задания, являющегося приложением N 1 к договору, установлено наименование и объем оказания услуг: оказание услуг по охране для нужд филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Дальневосточном федеральном округе.
Согласно пункту 3 технического задания, начало оказания услуг - 01.10.2019, окончание - 31.12.2021.
В соответствии с пунктом 4 технического задания объектом оказания услуг является административное здание управления по Сахалинской области филиал ФГУП "ГРЧЦ" в Дальневосточном федеральном округе, расположенное по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Северная, д. 56/3.
Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), обществу 15.08.2007 выдана лицензия N 046611 (N 295) на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, наименование лицензирующего органа: ЦЛРР Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись, содержащая указанные сведения: ГРН 2206500076297 от 14.05.2020.
Аналогичные сведения содержатся в реестре выданных лицензий, размещенных на официальном сайте Управления Росгвардии по Сахалинской области в сети Интернет.
На основании указанной лицензии общество вправе осуществлять частную охранную деятельность. В том числе: охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
Согласно части 3 статьи 11 названного закона частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон N 57-ФЗ), а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Постановление N 587) утвержден такой Перечень.
Полагая, что указанный договор заключен с нарушением требований Закона N 2487-1 и Постановления N 587, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском, удовлетворяя который суды обосновано руководствовались следующим.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Законом N 57-ФЗ, а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 587 утвержден Перечень, в пункте 1 которого установлено, что частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О указано, что установление в пункте 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса.
Таким образом, в целях применения пункта 1 Перечня определяющее значение имеет именно факт использования таких объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в процессе осуществления их деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Роскомнадзоре (далее - радиочастотная служба) представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Роскомнадзора, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Роскомнадзора, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.12.2008 N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций находятся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 (далее - Положение о Роскомнадзоре), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы; является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
Роскомнадзор осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного организациям, подведомственным Службе, включая предприятия радиочастотной службы (пункт 5.9 Положения о Роскомнадзоре).
Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Радиочастотный центр Дальневосточного федерального округа отнесен к перечню федеральных государственных унитарных предприятий, переданных в ведение Роскомнадзора (пункт 8 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, передаваемых в ведение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228).
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434.
По условиям договора оказания услуг по охране от 03.09.2019 объектом охраны является административное здание управления по Сахалинской области филиала ФГУП "ГРЧЦ" в ДФО, расположенное по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Северная, д. 56/3, которое представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание с мансардой, с отдельно стоящими гаражными боксами и прилегающей территорией.
Имущество ФГУП "ГРЧЦ" находится в федеральной собственности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 Устава ФГУП "ГРЧЦ"). Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Роскомнадзор и Росимущество (пункты 1.1, 1.4 Устава).
Согласно Уставу предприятия, ответчик обеспечивает надлежащее использование радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения на территории Дальневосточного федерального округа (пункты 2.1, 2.2.1); организует и осуществляет контроль за излучениями радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (пункт 2.2.9); участвует в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 2.2.15); оказывает содействие в обеспечении международно-правовой защиты присвоений радиочастот или радиочастотных каналов (пункт 2.2.22); подготавливает информационно-аналитические справки о состоянии координации спутниковых сетей иностранных государств с российскими спутниковыми сетями (пункт 2.2.26); осуществляет мониторинг средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационно-телекоммуникационных сетей и информационного пространства в части соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 2.2.29); участвует в предоставлении Роскомнадзором государственных услуг и осуществлении государственных функций, в том числе в части исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (пункт 2.2.32); в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации предприятие вправе оказывать услуги по защите, технической защите и обеспечению информационной безопасности сведений, составляющих государственную тайну и конфиденциальную информацию, не содержащую сведений, составляющих государственную тайну, но защищаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.3).
Из содержания указанных актов следует, что ФГУП "ГРЧЦ" отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, его имущество является федеральной собственностью и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, изучив условия договора от 03.09.2019, суды с учетом отнесения ФГУП "ГРЧЦ" к ведению органа исполнительной власти, имущество которого является федеральной собственностью и которым унитарное предприятие владеет на праве хозяйственного ведения, пришли к обоснованному выводу о том, что объект охраны по договору от 03.09.2019 подлежит государственной охране, на него не распространяется частная охранная деятельность.
Доводы кассационной жалобы о том, что имущество не подпадает под действие Перечня, противоречат вышеприведенным нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Утверждения заявителя кассационной жалобы о том, что объект охраны, являющийся административным зданием, никогда не являлось местом нахождения государственного органа, либо его структурного подразделения, основаны на неверном понимании и толковании норм материального права, поскольку объект заявителя, с учетом уставной деятельности Унитарного предприятия подлежит именно государственной охране в целях надлежащего обеспечения его безопасности.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по делу N А59-3128/2021 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Уставу предприятия, ответчик обеспечивает надлежащее использование радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения на территории Дальневосточного федерального округа (пункты 2.1, 2.2.1); организует и осуществляет контроль за излучениями радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения (пункт 2.2.9); участвует в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 2.2.15); оказывает содействие в обеспечении международно-правовой защиты присвоений радиочастот или радиочастотных каналов (пункт 2.2.22); подготавливает информационно-аналитические справки о состоянии координации спутниковых сетей иностранных государств с российскими спутниковыми сетями (пункт 2.2.26); осуществляет мониторинг средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационно-телекоммуникационных сетей и информационного пространства в части соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 2.2.29); участвует в предоставлении Роскомнадзором государственных услуг и осуществлении государственных функций, в том числе в части исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (пункт 2.2.32); в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации предприятие вправе оказывать услуги по защите, технической защите и обеспечению информационной безопасности сведений, составляющих государственную тайну и конфиденциальную информацию, не содержащую сведений, составляющих государственную тайну, но защищаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.3)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 февраля 2022 г. N Ф03-7183/21 по делу N А59-3128/2021