г. Хабаровск |
|
09 февраля 2022 г. |
А51-11805/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный таможенный брокер": представитель не явился;
от Владивостокской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 06.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021
по делу N А51-11805/2021
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный таможенный брокер" (ОГРН 1192536018124, ИНН 2508135675, адрес: 692906, Приморский край, г.Находка, ул.Партизанская, 26)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г.Владивосток, ул.Посьетская, 21А)
о признании незаконными решений об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный таможенный брокер" (далее - ООО "Дальневосточный таможенный брокер") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Владивостокской таможни от 29.06.2021 N 99, N 100, N 101 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, оформленного письмом от 01.07.2021 N 25-31/24197, обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 1 257 000 руб.
Решением суда от 06.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Владивостокская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, как нарушающие нормы материального права, отменить.
В обоснование жалобы таможня приводит доводы о том, что под полной массой транспортного средства следует понимать дорожную массу, указанную производителем, как максимальную проектную массу транспортного средства, равную сумме собственной массы автомобиля, максимальной массы груза, водителя и топливного бака. Данное определение, указанное в пояснениях к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, по мнению таможни, соответствует определению "технически допустимая максимальная масса", данному в Техническом регламенте Таможенного союза от 09.12.2011 N 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". С учетом изложенного заявитель кассационной жалобы считает, что расчет утилизационного сбора был произведен и уплачен обществом верно, в связи с чем основания для его возврата отсутствуют.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Владивостокская таможня ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
ООО "Дальневосточный таможенный брокер", извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в марте и июне 2020 года во исполнение внешнеторгового контракта в адрес общества на таможенную территорию Евразийского экономического союза были ввезены транспортные средства.
В графе 31 декларации N 10702020/290620/0002551 (далее - ДТ N 2551) заявлены сведения: разрешенная максимальная масса (РММ), а также в графах 35, 38 указан фактический вес нетто/брутто: - а/м б/у грузовой-бортовой TOYOTA TOYOACE, год выпуска 2015, фактическая масса 1890 кг.
В графе 31 декларации N 10702020/290620/0002547 (далее - ДТ N 2547) заявлены сведения: разрешенная максимальная масса (РММ), а также в графах 35, 38 указан фактический вес нетто/брутто: - а/м грузовой фургон марка HINO DUTRO б/у, год выпуска 2014, фактическая масса 3380 кг.
В графе 31 декларации N 10702030/030320/0001239 (далее - ДТ N 1239) заявлены сведения о товаре: разрешенная максимальная масса (РММ), также в графах 35, 38 указан фактический вес нетто/брутто: - а/м грузовой рефрижератор б/у марка HINO RANGER, год выпуска 2013, фактическая масса 4790 кг; а/м грузовой фургон б/у марки HINO DUTRO, год выпуска 2013, фактическая масса 3630 кг.
Заявленные в таможенной декларации сведения о товарах послужили основанием для формирования паспортов транспортных средств, согласно которым технически допустимая максимальная масса указанных транспортных средства и их масса без нагрузки была определена как 3405/1890 кг, 7490/3380 кг, 7990/4790 и 7805/3630, соответственно.
В отношении ввезенных транспортных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) обществом исчислен утилизационный сбор, исходя из их даты выпуска (более 3 лет) и допустимой максимальной массы по товару N 1 по ДТ N 2551 в размере 3405 кг, что составило 432 000 руб. (к базовой ставке 150 000 руб. применен коэффициент 2,88), по товарам по ДТ N 2547, N 1239 в размере 7490 кг, 7805 кг, 7990 кг, что составило 786 000 руб. за каждое ТС (к базовой ставке 150 000 руб. применен коэффициент 5,24).
Уплата утилизационного сбора осуществлена в полном объеме по таможенными приходным ордерам (ТПО) N 10702020/300720/ТС-1116479 от 30.07.2020; N 10702020/300720/ТС-1116478 от 30.07.2020, N 10702030/200320/0007074523 от 20.03.2020, N 10702030/240320/0007074650 от 24.03.2020.
Таможенным органом осуществлен выпуск товара по процедуре "для внутреннего потребления".
Полагая, что при исчислении утилизационного сбора ошибочно использовался показатель разрешенная максимальная масса с применением такой технической характеристики, как "грузоподъемность", тогда как применению подлежала фактическая масса транспортного средства без нагрузки, декларант подал в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора (вх. от 28.06.2021 N N 13922, 13923, 13928) в общей сумме 1 257 000 руб.
По результатам рассмотрения поданных заявлений Владивостокской таможней приняты решения от 29.06.2021 N 99 и N 100, N 101 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, а в письме от 01.07.2021 N 25-31/24197 приведены мотивы отказа: отсутствие доказательств аннулирования ТПО, обращение в неуполномоченный орган, а также изначально верный расчет утилизационного сбора.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможни, сочтя их незаконным и нарушающими права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Дальневосточный таможенный брокер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что размер утилизационного сбора подлежит определению исходя из фактической массы транспортного средства, а расширительное толкование понятия "полная масса" недопустимо. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом, суды правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Примечанию 3 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Перечень N 1291), размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II Перечня N 1291 и примечания 7 к нему (в редакции, действующей на дату таможенного оформления) базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных на территории Российской Федерации, категории N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, составляет 150 000 руб. При этом, из буквального прочтения положений Перечня N 1291 усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
В соответствии пунктом 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1291 (далее - Правила N 1291), в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Из материалов дела следует, что расчет суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных по спорным ДТ, осуществлен обществом с определением полной массы спорного транспортного средства. При этом указанная масса транспортного средства определена обществом как арифметическая сумма фактической массы транспортного средства и грузоподъемности.
Поскольку суммарный показатель составил по ДТ N 2551 более 2,5 (3405 кг), а по ДТ NN 2547, 1239 более 5 тонн (7490, 7805, 7990, соответственно), общество при расчете суммы утилизационного сбора применило коэффициенты 2,88 и 5,24.
Между тем, как обоснованно посчитали суды первой и апелляционной инстанций, оснований для определения полной массы транспортных средств с учетом их грузоподъемности не имелось.
Как указано выше, пунктом 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
При этом грузоподъемность транспортного средства, в отличие от массы транспортного средства, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
Следовательно, именно масса грузового автомобиля без учета его грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние такого параметра как масса на процесс утилизации транспортных средств, носит объяснимый характер.
Делая указанный вывод, суды правомерно указали, что ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 (в редакции на дату ввоза транспортных средств) не содержали нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что при расчете суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных по спорным декларациям на товары, показатель "полная масса транспортного средства" определен обществом неверно, в завышенном размере, что повлекло необоснованное использование коэффициента 2,88 вместо коэффициента 1,26 для товара N 1 по ДТ N 2551 при фактическом весе нетто 1890 кг, коэффициента 5,24 вместо 2,88 для товара N 1 по ДТ N 2547 при фактическом весе нетто 3380 кг, коэффициента 5,24 вместо 3,04 для товаров N 1 и N 2 по ДТ N 1239 при фактическом весе нетто 3630 и 4790 кг соответственно и, как следствие, излишнюю уплату утилизационного сбора в общей сумме 1 257 000 руб. (243 000 руб. по ДТ N 2551, 354 000 руб. по ДТ N 2547 и по 330 000 руб. за каждый товар (N 1 и N 2) по ДТ N 1239).
Судами обоснованно не принято во внимание приводимое таможенным органом понятие "технически допустимая максимальная масса", со ссылкой на положения ТР ТС 018/2011, ГОСТ 33988-2016 и Пояснения к ТН ВЭД, как максимальная проектная масса транспортного средства, равная сумме собственной массы автомобиля, максимальной массы груза, водителя и топливного бака в силу вышеизложенного.
Также судами учтены положения статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, согласно которым на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Поскольку установленный Правительством Российской Федерации и действовавший в спорный период порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении спорных транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого грузового автомобиля, оснований для определения размера утилизационного сбора таким образом у таможни не имелось.
При этом, основываясь на правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, суды указали, что закрепленный в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности норм, порядок исчисления утилизационного сбора и соответствующие обязанности плательщиков данного сбора не могут устанавливаться путем применения норм права по аналогии.
Расчет излишне уплаченного утилизационного сбора судами проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды правомерно признали оспариваемые решения Владивостокской таможни от 29.06.2021 N 99, 100, 101, направленные письмом от 01.07.2021 N 25-31/24197, незаконными, и в этой связи удовлетворили заявленное ООО "Дальневосточный таможенный брокер" требование, обязав таможенный орган произвести возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 1 257 000 руб.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой доказательств, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм, направлены на переоценку фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судами также не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021 по делу N А51-11805/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку установленный Правительством Российской Федерации и действовавший в спорный период порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении спорных транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого грузового автомобиля, оснований для определения размера утилизационного сбора таким образом у таможни не имелось.
При этом, основываясь на правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, суды указали, что закрепленный в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности норм, порядок исчисления утилизационного сбора и соответствующие обязанности плательщиков данного сбора не могут устанавливаться путем применения норм права по аналогии."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2022 г. N Ф03-126/22 по делу N А51-11805/2021