г. Хабаровск |
|
21 февраля 2022 г. |
А51-14425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный опт центр": представитель не явился;
от Владивостокской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 15.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021
по делу N А51-14425/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный опт центр" (ОГРН 1162536098878, ИНН 2508129216, адрес: ул. Михайловская, д. 9, г. Находка, Приморский край, 692902)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 21А)
о признании незаконным решения
установил: общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный опт центр" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решений от 29.07.2021 N 116, N 117 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по декларациям на товары N 10702030/260219/0001613 (далее - ДТ N 1613), N 10702030/140319/0002267(далее - ДТ N 2267), направленных письмом от 04.08.2021 N 25-31/29013, и об обязании таможню возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 1 003 500 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021, требования общества удовлетворены: решения Владивостокской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по ДТ N 1613 и ДТ N 2267, признаны незаконными как не соответствующее Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Суд обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 1 003 500 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе таможни полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" и Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Разделы XVI-XXI. Группы 85-97. (далее - Пояснения к ТН ВЭД) заявитель кассационной жалобы считает, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля, максимальную массу груза, водителя и топливного бака. Таможня не согласна с выводом судов о том, что грузоподъемность транспортного средства не учитывается при исчислении утилизационного сбора.
Таможенным органом заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в феврале и в марте 2019 года общество ввезло на территорию ЕАЭС товары - бывшие в употреблении грузовые автомобили, задекларированные по ДТ N 1613, ДТ N 2267, в том числе:
товар N 1 по ДТ N 1613: автомобиль грузовой - рефрижератор, бывший в употреблении, марка ISUZU, модель ELF, момент выпуска 01.07.2013, номер рамы NPR85-7038749, модель двигателя 4JJ1, дизельный, объем двигателя 2999 куб. см, мощность двигателя 150 л.с./112,5 кВт, цвет белый, грузоподъемность 2000 кг, РММ 5855 кг, изготовитель ISUZU MOTOR CO., LTD, вес брутто/нетто согласно графам 35/38 - 3690 кг.
товар N 2 по ДТ N 1613: автомобиль грузовой - рефрижератор, бывший в употреблении, марка MITSUBISHI, модель FUSO FIGHTER, момент выпуска 21.05.2012, номер рамы FK65FY-570002, модель двигателя 6M60, номер двигателя 166224, дизельный, объем двигателя 7545 куб. см, мощность двигателя 240 л.с./180 кВт, цвет белый, грузоподъемность 4750 кг, РММ 10960 кг, изготовитель MITSUBISHI MOTOR CO., LTD, вес брутто/нетто согласно графам 35/38 - 6280 кг.
товар N 1 по ДТ N 2267: автомобиль грузовой - бортовой, бывший в употреблении, марка TOYOTA, модель DYNA, момент выпуска 15.01.2013, номер шасси/рамы TRC600-0001143, модель двигателя 2TR, номер двигателя 1255542, бензиновый, объем двигателя 2693 куб. см, мощность двигателя 148 л.с. /111 кВт, цвет серый, грузоподъемность 2000 кг, РММ 4185 кг, изготовитель TOYOTA MOTOR CORPORATION CO., LTD, вес брутто/нетто согласно графам 35/38 - 2020 кг.
Заявленные в таможенных декларациях сведения о товарах послужили основанием для формирования паспортов транспортных средств, согласно которым разрешенная максимальная масса указанных транспортных средств и их масса без нагрузки были определены как 5855/3690 кг (ISUZU ELF), 10960/6100 кг (MITSUBISHI FUSO FIGHTER), 4185/2020 кг (TOYOTA DYNA).
В целях соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" (далее - Закон N 89-ФЗ) и обеспечения экологической безопасности обществом был произведен расчет утилизационного сбора в отношении транспортных средств, исходя из их технически допустимой максимальной массы в размере 5855 кг, 10960 кг и 4185 кг, с применением коэффициентов 5,24, 7,95 и 3,04, что составило 2 434 500 руб.
По факту уплаты утилизационного сбора обществу выданы таможенные приходные ордера: N ТС-2536064, N ТС-2536065, N ТС-2540606.
Посчитав, что при расчете суммы утилизационного сбора по спорным ДТ при определении подлежащего применению коэффициента ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы транспортного средства и его технической характеристики "грузоподъемность" в результате чего излишне уплачен утилизационный сбор в размере 1 003 500 руб., общество 27.07.2021 обратилось в таможню с заявлениями N 16492, N 16493 о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
По результатам рассмотрения указанных заявлений таможней от 29.07.2021 приняты решения об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора N 116, N 117, которыми признано отсутствие у плательщика излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере 1 003 500 руб.
Не согласившись с решением об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, общество обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленное требование придя к выводу, что размер утилизационного сбора подлежит определению исходя из фактической массы транспортного средства, а расширительное толкование понятия "полная масса" - недопустимо.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с выводами судов обеих инстанций с учетом следующего.
В соответствии пунктом 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правила N 1291), в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним (пункт 25 Правил N 1291).
В силу пункта 27 Правил N 1291 заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 25 либо пункте 26 настоящих Правил, подается уполномоченным представителем плательщика.
Согласно примечанию 3 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Перечень N 1291) размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Разделом II Перечня N 1291 и примечанием 7 к нему (в редакции на момент спорных правоотношений) установлены коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, и базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора (150 000 руб.).
Для указанных транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора составлял: 1,26 - в отношении транспортных средств полной массой не более 2,5 тонны; 3,04 - в отношении транспортных средств полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн; 5,24 - в отношении транспортных средств полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн; 7,95 - в отношении транспортных средств полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн.
Как следует из материалов дела, расчет суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных по ДТ N 1613 (товары N 1, N 2), N 2267 (товар N 1), был осуществлен обществом с определением массы спорных транспортных средств в размере 5855 кг, 10960 кг, 4185 кг соответственно.
При ввозе спорных транспортных средств обществом исчислен и уплачен утилизационный сбор с применением следующих коэффициентов: по ДТ N 1613 - 5,24 и 7,95, по ДТ N 2267- 3,04.
Вместе с тем, учитывая вес нетто/брутто товара по ДТ N 1613 - 3690 кг, 6280 кг, по ДТ N 2267 - 2020 кг, для расчета суммы утилизационного сбора подлежали применению коэффициенты - 3,04, 5,24, 1,26 соответственно.
Как обоснованно посчитали суды первой и апелляционной инстанций, оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
С учетом изложенного, именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
Делая данный вывод, суды правомерно указали, что утвержденный Правительством Российской Федерации и действовавший в спорный период порядок исчисления утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
При этом из буквального прочтения положений Перечня N 1291 усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
Согласно сведениям, заявленным в графах 38 спорных ДТ, полный вес транспортных средств составил 3690 кг, 6280 кг, и 2020 кг, что также свидетельствует о необходимости применения в спорной ситуации коэффициентов в размере 3,04, 5,24, 1,26 соответственно.
В свою очередь ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 (в редакции на дату ввоза транспортных средств) не имели указаний на необходимость определения полной массы как суммарного показателя фактической массы и грузоподъемности.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что при расчете суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных по ДТ N 1613, N 2267, показатель "полная масса транспортного средства" определен обществом неверно, в завышенном размере, что повлекло необоснованное использование коэффициентов 5,24, 7,95, 3,04 вместо коэффициентов 3,05, 5,24, 1,26, и, как следствие, излишнюю уплату утилизационного сбора в общей сумме 1 003 500 руб.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля и максимальную массу груза, водителя и топливного бака, со ссылкой на Пояснения к ТН ВЭД, был предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций и мотивированно отклонен.
Поскольку при расчете утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных по спорным декларациям, показатель полной массы транспортного средства определен обществом неверно, в связи с чем необоснованно использованы завышенные коэффициенты и, как следствие, декларантом излишне уплачено 1 003 500 руб., судебные инстанции пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемых решений таможенного органа и удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах суды обоснованно возложили на таможенный орган обязанность по возврату обществу излишне уплаченного утилизационного сбора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии таможни с оценкой, данной фактическим обстоятельствам.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель жалобы от уплаты госпошлины освобожден в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А51-14425/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Черняк |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно примечанию 3 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Перечень N 1291) размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Разделом II Перечня N 1291 и примечанием 7 к нему (в редакции на момент спорных правоотношений) установлены коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, и базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора (150 000 руб.).
...
В силу пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2022 г. N Ф03-213/22 по делу N А51-14425/2021