г. Хабаровск |
|
02 июня 2022 г. |
А59-5896/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Падина Э.Э.
Судей: Лесненко С.Ю., Камалиевой Г.А.
при участии
от ответчика: Куклицкий С.А., представитель по доверенности от 01.03.2021;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Люкс Паркинг"
на решение от 06.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022
по делу N А59-5896/2020 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску акционерного общества "Управление по обращению с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "Люкс Паркинг"
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление по обращению с отходами" (ОГРН 1156501000336, ИНН 6501269229, адрес: 693020, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, просп. Коммунистический, д.39, корп.В,оф.420; далее - АО "Управление по обращению с отходами") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Люкс Паркинг" (ОГРН 1106501005731, ИНН 6501220470, адрес: 693014, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул. им И.П.Куропатко, д.21А, стр.3, пом.32; далее - ООО "Люкс Паркинг") о взыскании 223 539 руб. 57 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области (адрес: 693011, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, просп.Коммунистический, 39).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчик обжаловал их в кассационном порядке, ссылаясь на явное нарушение и неправильное применение норм материального права. Как указывает кассатор, согласно судебной практике по аналогичным спорам, установленный законодательно коммерческий учет твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть согласован в договоре и применен лишь при фактическом наличии раздельного накопления ТКО. При отсутствии организации раздельного накопления, по мнению кассатора, единственно возможным способом учета является определение объема из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема в порядке абзаца 2 подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
По утверждению кассатора, судом не дана оценка тому обстоятельству, что ответчик неоднократно указывал истцу на незаконность начисляемой оплаты ТКО исходя из объема контейнеров, в связи с отсутствием в собственности у ответчика какого-либо контейнера и необходимости применить расчет стоимости по нормативу (174 места) и среднегодовой норматив накопления ТКО для предприятий общепита 1,39 куб.м в год за одно место. Однако управление злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке ТКО, игнорировало обращения ООО "Люкс Паркинг" и применяло способ расчетов ТКО финансово более выгодное для него, нежели расчеты по нормативу. Указывает, что ответчиком представлены в материалы дела акт обследования места (площадки) накопления ТКО от 17.09.2021 и фотографии к нему, свидетельствующие об отсутствии осуществления раздельного сбора мусора. Сослался также на то, что судом необоснованно отклонены представленные ответчиком доказательства, свидетельствующие о количестве посадочных мест в кафе (акты проверки), помещение которого принадлежит ООО "Люкс Паркинг" на праве аренды.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме; иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 289 АПК РФ законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Управление по обращению с отходами" приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19.12.2017 N 73 "О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области" с 01.01.2018 по 31.12.2027 присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 26.03.2019 N 6-окк внесены изменения в приложение к приказу РЭК Сахалинской области от 02.10.2018 N 17-окк "Об установлении предельных единых тарифов АО "Управление по обращению с отходами" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами". На период с 01.01.2019 по 31.12.2019 для иных потребителей (без НДС) установлен тариф в размере 608 рублей 26 копеек за куб.м.
Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 20.12.2019 N 98-ОКК "Об установлении тарифов акционерного общества "Управление по обращению с отходами" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов" на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 для иных потребителей установлен тариф 608 рублей 26 копеек за куб.м (без учета НДС); на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 639 руб. 90 коп. за куб.м (без учета НДС).
АО "Управление по обращению с отходами" за период с 01.01.2019 по 31.08.2020 оказало ООО "Люкс Паркинг" услуги по обращению с ТКО на общую сумму 490 998 руб., о чем выставило счета-фактуры (универсальные передаточные документы), в том числе:
- за 2019 год - от 31.07.2019 N 23470, от 31.08.2019 N 26502, от 30.09.2019 N 30753, от 31.10.2019 N 35112, от 30.11.2019 N 43307, от 31.12.2019 N 46918,
- за 2020 год - от 31.01.2020 N 2038, от 39.02.2020 N 5660, от 31.03.2020 N 10142, от 30.04.2020 N 11424, от 31.05.2020 N 15366, от 30.06.2020 N 26402, от 31.07.2020 N 29490, от 31.08.2020 N 37699.
Ссылаясь на неоплату ответчиком оказанных истцом за спорный период услуг в полном объеме, истец с соблюдением досудебного порядка (претензии от 20.05.2020 N 2528 и от 25.09.2020 N 4926), обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались положениями статей 309, 310, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходили, из того что сторонами определен порядок учета объема и (или) массы ТКО - по количеству и объему контейнеров, который следует из заявки ответчика и пункта 5.1 проекта договора от 29.05.2019 направленного ответчиком в адрес истца и акцептованного региональным оператором, на стороне ответчика возникла обязанность по оплате оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 31.08.2020 (с учетом частичной оплаты) в сумме 223 539 руб. 57 коп.
Рассмотрев кассационную жалобу, суд округа пришел к следующим выводам.
Принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть 4 статьи 15 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", в пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты нельзя признать соответствующими таким требованиям.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Таким образом, обязанность по определению круга обстоятельств, подлежащих установлению для правильного рассмотрения спора (предмета доказывания), возложена на суд.
Между тем судами не были в полной мере исследованы и установлены все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, не была дана оценка всем представленным в деле доказательствам и доводам сторон, а также не определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и применения норм материального права.
Суды установили, что АО "Управление по обращению с отходами" является региональным оператором по осуществлению транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Сахалинской области.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Правила учета ТКО утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Пунктом 15 типового договора, утвержденного Правилами N 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами N 505.
Регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО Правила N 505 в пункте 5 содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
- исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО,
- исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил N 505).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила N 505 устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6 Правил N 505), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9 Правил N 505), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7 Правил N 505).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Разрешая спор, суды обеих инстанций признали верным расчет долга, подготовленный истцом, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления в порядке абзаца 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Однако судами не учтено, что установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Раздельное накопление отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и письменных возражений АО "Управление по обращению с отходами" на отзыв ответчика (входящий суда N 5896/20 от 08.02.2021), на территории Сахалинской области в спорный период не была реализована программа раздельного накопления ТКО.
Следовательно, при отсутствии организации раздельного накопления (что имело место на территории Сахалинской области в спорный период), способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, не мог быть применен.
Единственно возможным способом учета в такой ситуации являлось определение объема из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Вместе с тем при отсутствии раздельного учета на территории субъекта Российской Федерации суды вопреки требованиям пункта 8 Правил N 505 посчитали правильным расчет регионального оператора коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В рассматриваемом споре суды признавая согласованным сторонами порядок учета объема и (или) массы ТКО - по количеству и объему контейнеров не приняли во внимание, что при выборе способа учета ТКО истец является профессиональным участником рынка услуг по обращению ТКО (более сильной стороной), у которого в силу его профессионального статуса имеются определенные познания в сфере нормативно-правового регулирования данных отношений, тогда как ответчик (потребитель) является слабой стороной.
С учетом изложенного суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем вынесенные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении в соответствии с частью 2.1 статьи 289 АПК РФ, оценить все доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также имеющиеся в деле доказательства, определить норматив накопления ТКО, подлежащий применению к спорным правоотношениям, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, исследовать и оценить в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, и по результатам исследования и оценки соответствующих доказательств принять решение, в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством; распределить судебные расходы, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А59-5896/2020 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Э. Падин |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды обеих инстанций признали верным расчет долга, подготовленный истцом, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления в порядке абзаца 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
...
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
...
Единственно возможным способом учета в такой ситуации являлось определение объема из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Вместе с тем при отсутствии раздельного учета на территории субъекта Российской Федерации суды вопреки требованиям пункта 8 Правил N 505 посчитали правильным расчет регионального оператора коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июня 2022 г. N Ф03-2162/22 по делу N А59-5896/2020
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 491-ПЭК22
02.06.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2162/2022
22.02.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-604/2022
06.12.2021 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-5896/20