Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Внести изменения и дополнения, указанные в статье 1 настоящего Закона, в Закон города Москвы от 11 марта 1998 года N 6 "Основы жилищной политики в городе Москве", изложив его в следующей редакции:
"Основы жилищной политики города Москвы
(с изменениями и дополнениями от 12 мая 1999 года)
Настоящий Закон определяет основные принципы реализации конституционного права жителей Москвы на жилище в условиях проведения жилищной реформы, становления различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере и обеспечивает защиту прав граждан на жилище.
Целью жилищной политики города Москвы является развитие различных форм улучшения жилищных условий москвичей: установление гарантий бесплатного предоставления малоимущим гражданам жилых помещений в городском жилищном фонде социального использования; создание системы поддержки в жилищной сфере, обеспечивающей реальную возможность приобретения в собственность или получения в пользование жилых помещений за доступную плату; упорядочение существующей системы льгот на бесплатное предоставление жилых помещений; обеспечение условий проживания в жилище, отвечающем требованиям стандартов качества.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Право граждан на жилище
1. Жители Москвы имеют право на жилище. Это право обеспечивается городом Москвой путем предоставления жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде города Москвы (далее - жилищный фонд города) по договору социального найма (в пределах нормы площади), а также по договору коммерческого найма, иным договорам либо путем содействия в приобретении, строительстве жилища за счет собственных или заемных средств (без ограничения площади).
2. Под жилищем, жилым помещением понимаются жилой дом, квартира, комната, иные объекты жилищного фонда, предназначенные и пригодные для постоянного проживания или временного пребывания граждан.
3. Жителям Москвы город оказывает помощь в улучшении жилищных условий путем:
- прямого бюджетного финансирования жилищного строительства для формирования жилищного фонда города;
- выделения земельных участков на льготных условиях для индивидуального и коллективного жилищного строительства;
- предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилища в государственном, муниципальном и частном жилищном фонде;
- выпуска жилищных облигационных займов;
- развития различных форм инвестирования средств граждан и юридических лиц в жилищную сферу;
- внедрения различных форм внебюджетного финансирования;
- иных способов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство).
Статья 2. Жилищное законодательство и иные нормативные правовые акты города Москвы, регулирующие жилищные отношения
1. Законодательными актами города Москвы, регулирующими жилищные отношения, являются: Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы города Москвы и постановления Московской городской Думы. Жилищные отношения могут регулироваться: постановлениями Правительства Москвы, распоряжениями Мэра Москвы, иными правовыми актами городской администрации, которые не должны противоречить настоящему Закону и другим законам города Москвы.
2. Жилищное законодательство и иные нормативные правовые акты города Москвы являются составной частью жилищного законодательства Российской Федерации.
Статья 3. Отношения, регулируемые жилищным законодательством
Жилищное законодательство Российской Федерации и города Москвы регулирует отношения в жилищной сфере между органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по поводу:
- управления и распоряжения жилищным фондом города;
- обеспечения сохранности, содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в городе;
- возникновения, изменения и прекращения права собственности на жилище;
- пользования жилищем независимо от форм собственности и видов использования недвижимости;
- регистрации и оформления прав пользования и собственности на жилище;
- обеспечения граждан жилищем;
- учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- распределения и предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде города;
- проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- установления обязательных платежей за жилище и порядка предоставления льгот по платежам;
- организации и деятельности в жилищной сфере товариществ собственников, органов территориального общественного самоуправления, иных объединений граждан;
- иных отношений в соответствии с законодательством.
Статья 4. Целевое назначение жилища
1. Жилище предназначено для постоянного проживания или временного пребывания граждан.
2. Жилище, предназначенное для постоянного проживания граждан, должно отвечать санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы.
3. Жилище, предназначенное для временного пребывания граждан, должно быть пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям, а также иным требованиям, предъявляемым к жилищу в соответствии с видом договора.
4. Использование помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.
5. Размещение организаций в объектах жилищного фонда допускается после перевода в установленном порядке соответствующего объекта из жилищного фонда в нежилой фонд.
6. Допускается использование жилища для осуществления индивидуальной предпринимательской и творческой деятельности, если это не нарушает прав и законных интересов других граждан.
Статья 5. Жилищный фонд
1. Жилищный фонд в городе Москве включает все жилые помещения, находящиеся на территории города Москвы. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах. На территории города Москвы могут находиться жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, иностранным государствам, международным организациям, иностранным гражданам и юридическим лицам, лицам без гражданства.
2. Виды жилищного фонда:
а) частный жилищный фонд:
- фонд, находящийся в собственности граждан;
- фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников);
б) государственный жилищный фонд;
в) муниципальный жилищный фонд.
3. Жилищный фонд города Москвы включает все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городу и находящиеся как на территории города, так и за ее пределами.
4. В жилищный фонд города входят:
а) фонд социального использования, состоящий из жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма;
б) фонд коммерческого использования, состоящий из жилых помещений:
- предоставляемых лицам без ограничения размера площади на основании договора коммерческого найма, договора аренды, иного договора;
- предоставляемых лицам по договору аренды с правом выкупа, по договору коммерческого найма с правом выкупа, по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, иному договору;
- передаваемых лицам в собственность по договору купли-продажи;
в) фонд специализированного использования, состоящий из жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан.
5. Формирование жилищного фонда города осуществляется путем нового жилищного строительства, реконструкции существующего жилищного фонда города, иными способами, предусмотренными законодательством.
Основные показатели и структура городского заказа на строительство и реконструкцию жилищного фонда утверждаются Правительством Москвы.
6. Заказчиками-инвесторами городских программ строительства и реконструкции объектов жилищного фонда города являются органы исполнительной власти, управомоченные Правительством Москвы распоряжаться жилищным фондом соответствующего вида.
Статья 6. Обязанности и ответственность лиц по сохранности и использованию жилища
1. Физические и юридические лица несут обязанности по сохранности и использованию жилища, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Физические и юридические лица обязаны:
- использовать жилище в соответствии с его назначением;
- не нарушать права и законные интересы иных лиц;
- бережно относиться к жилищу, обеспечивать его сохранность;
- соблюдать правила пользования и содержания жилища и прилегающей к нему территории, выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;
- нести расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилища;
- своевременно оплачивать фактически предоставляемые коммунальные услуги;
- исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.
3. Физические и юридические лица, не выполняющие обязанности, предусмотренные настоящей статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Глава 2. Собственность в жилищной сфере
Статья 7. Право собственности на жилище
1. Жилище может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.
2. Собственник жилища имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им в соответствии с его назначением. Собственник жилища имеет право сдавать его внаем, в аренду, передавать в залог, отчуждать, вселять других лиц в установленном порядке, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права других лиц.
3. Переход права собственности на жилище, а также передача жилища в хозяйственное ведение, оперативное управление или доверительное управление не влечет изменения и прекращения жилищных и смежных прав граждан и юридических лиц на это жилище, а также изменения или расторжения действующих договоров, если иное не установлено законами Российской Федерации.
Статья 8. Приобретение жилища в частную собственность
Граждане и юридические лица имеют право на приобретение жилища в частную собственность путем:
а) приватизации занимаемого нанимателем на основании договора социального найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде;
б) участия в строительстве и реконструкции жилища;
в) внесения членом жилищно-строительного кооператива всей суммы паевого взноса за жилое помещение;
г) совершения сделок купли-продажи, мены, дарения и других сделок, не противоречащих законодательству;
д) надлежащего исполнения договора аренды с правом выкупа, коммерческого найма с правом выкупа, купли-продажи с рассрочкой платежа;
е) наследования;
ж) правопреемства в случае реорганизации юридического лица;
з) предоставления жилища в качестве возмещения (компенсации) за утрату жилища, находившегося в частной собственности, вследствие сноса, реконструкции дома, а также в связи с изъятием земельного участка для государственных и городских нужд.
Граждане и юридические лица имеют право на приобретение в собственность жилища по другим основаниям в соответствии с законодательством.
Статья 9. Товарищество собственников в жилищной сфере
1. Товарищество собственников в жилищной сфере (товарищество собственников жилья) образуется собственниками жилых помещений, объектов нежилого фонда, иного недвижимого имущества в кондоминиуме в соответствии с законодательством.
2. В общее имущество, находящееся в общей долевой собственности членов товарищества, входят: межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, чердаки, подвалы, технические этажи, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и использования единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума.
Объекты, предназначенные для обслуживания и использования кондоминиума, определяются и передаются товариществу в соответствии с законодательством.
3. Товарищество собственников управляет общим имуществом членов товарищества, контролирует издержки, осуществляет выбор эксплуатационных и ремонтных организаций. Порядок управления и использования товариществом объектов нежилого фонда, а также порядок содержания, ремонта помещений в кондоминиуме регулируются уставом, решениями общего собрания членов товарищества в соответствии с законодательством.
Статья 10. Прекращение права собственности на жилище
1. Право собственности на жилище прекращается в соответствии с законодательством Российской Федерации при отчуждении собственником жилища другим лицам, отказе собственника от права собственности, утрате права собственности на жилище, гибели или уничтожении жилища, подтвержденном актом управомоченного органа исполнительной власти, в иных случаях, предусмотренных законом Российской Федерации, а также при принудительном его изъятии в случаях, предусмотренных законом Российской Федерации.
2. Прекращение права собственности граждан на жилище в связи со сносом дома, изъятием земельного участка, на котором находится дом, регулируется законодательством Российской Федерации.
3. Освобождение жилища в связи с его реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом и по иным основаниям осуществляется в соответствии с законодательством.
4. Принудительное изъятие жилища не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изъятие жилища по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при отсутствии согласия собственника может производиться по решению суда, вступившему в законную силу.
Глава 3. Предоставление, приобретение и пользование жилыми помещениями
Статья 11. Предоставление жилых помещений
1. Жилое помещение в жилищном фонде города предоставляется гражданам по договору:
- социального найма;
- коммерческого найма (в том числе с правом выкупа);
- безвозмездного пользования;
- купли-продажи с рассрочкой платежа;
- иному договору.
Юридическим лицам жилое помещение предоставляется по договору аренды, иному договору.
Договор заключается в письменной форме.
2. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление в пользование жилых помещений в жилищном фонде города по договорам социального или коммерческого найма, безвозмездного пользования, иным договорам в порядке и на условиях, установленных Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве (далее - Положение).
См. Закон г. Москвы от 15 января 2003 г. N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"
3. Граждане, принятые и состоящие на учете на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве (далее - Правила), действовавшими до принятия вышеуказанного Положения, сохраняют свою очередность и право получения жилых помещений по договору социального найма.
4. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами и Положением и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе выбирать способ улучшения жилищных условий, с сохранением года постановки на учет, путем предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма, либо приобретения жилого помещения в собственность с использованием безвозмездной субсидии, либо иным способом, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
5. Приоритеты предоставления жилых помещений в жилищном фонде города по договорам социального или коммерческого найма, безвозмездного пользования, иным договорам, выделения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений, продажи жилых помещений на льготных условиях (далее - Приоритеты) утверждаются Московской городской Думой в первоочередном порядке по представлению Мэра Москвы.
Приоритеты утверждаются сроком на два года с внесением изменений и дополнений в соответствии с принятым бюджетом города Москвы.
Статья 12. Нормы предоставления жилых помещений в фонде социального использования
1. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется в пределах социальной нормы общей площади на одного человека, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека (социальная норма).
В зависимости от конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения свыше социальной нормы: на одиноко проживающего человека - до 33 квадратных метров общей площади; на семью из двух человек - до 42 квадратных метров общей площади.
3. Гражданам, имеющим право на дополнительную площадь по состоянию здоровья, жилые помещения по договору социального найма предоставляются с учетом этого права.
Дополнительная площадь предоставляется сверх социальной нормы в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено законодательством.
4. Граждане вправе получить жилое помещение по договору социального найма менее размера, установленного частью 2 настоящей статьи, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
5. Размер общей площади квартиры определяется как сумма площадей всех помещений квартиры, включая площадь жилых комнат, подсобных помещений и мест общего пользования в квартире.
Статья 13. Социальный наем жилого помещения
1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи доход ниже уровня, установленного Положением, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде социального использования по договору социального найма, если иное не предусмотрено законодательством.
2. Жилые помещения по договору социального найма могут предоставляться малоимущим гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях:
а) неотложного выселения граждан из жилища, ставшего непригодным для проживания в связи со стихийным бедствием, аварийным состоянием, угрозой обвала, иными чрезвычайными обстоятельствами;
б) расселения квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных законодательством;
в) по решению суда;
г) в иных случаях, установленных законодательством.
3. Жилищные органы осуществляют бесплатно:
- постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма;
- предоставление жилых помещений гражданам по договору социального найма в пределах размера, установленного частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Закона.
4. Основанием для заключения договора социального найма является решение органа исполнительной власти.
5. Основанием для вселения граждан в жилое помещение является договор социального найма жилого помещения.
6. Договор социального найма жилого помещения - соглашение, в силу которого город Москва либо управомоченное им лицо (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование (наем) для проживания в нем, в пределах социальной нормы, а наниматель обязуется выполнять условия договора, своевременно вносить плату за пользование жилым помещением.
7. Наниматель заключает в установленном порядке договор на предоставление ему коммунальных и других услуг.
8. В договор социального найма жилого помещения включаются все члены семьи нанимателя. Совершеннолетние члены семьи нанимателя должны быть ознакомлены с условиями договора.
9. Проживающие по договору социального найма совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору наравне с нанимателем. Совершеннолетние члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
10. Предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения осуществляется в пределах размера, установленного частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Закона.
Нарушение установленного порядка передачи ранее занимаемого жилого помещения является основанием для отказа в заключении договора социального найма и отмены решения органа исполнительной власти о предоставлении гражданам жилого помещения.
11. Предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма без освобождения занимаемого жилого помещения осуществляется в пределах размера, установленного частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Закона, за вычетом размера занимаемого жилого помещения.
12. При невыполнении нанимателем своих обязательств по договору социального найма в течение шести месяцев граждане подлежат выселению в судебном порядке из занимаемого жилого помещения с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по нормам общежития.
13. Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма утверждаются Правительством Москвы.
Статья 14. Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилища
1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, имеют право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища (далее - субсидия).
2. Субсидия может быть использована гражданами по их желанию:
- на приобретение готового жилища на рынке недвижимости;
- на финансирование строительства жилища.
Граждане вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение как на территории города Москвы, так и за ее пределами на территории Российской Федерации.
3. Субсидия может предоставляться гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 13 настоящего Закона, иными законами города Москвы.
4. Субсидии предоставляются гражданам, которые не использовали право на льготное финансирование (кредитование) жилищного строительства.
5. Субсидия рассчитывается исходя из размера жилого помещения:
- установленного частью 2 статьи 12 настоящего Закона для граждан, освобождающих жилое помещение, занимаемое на праве пользования, при этом ранее занимаемое жилое помещение передается гражданами управомоченному лицу в установленном порядке свободным от любых обязательств;
- установленного частью 2 статьи 12 настоящего Закона за вычетом размера общей площади жилого помещения (доли жилого помещения), принадлежащего гражданам на праве собственности (отчужденного гражданами), а также занимаемого гражданами на праве пользования.
6. Размер субсидии не может превышать нормативную стоимость предоставления жилого помещения в фонде социального использования и определяется в установленном порядке в зависимости от уровня дохода на каждого члена семьи, года постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, других условий, установленных законодательством города Москвы.
7. Нормативная стоимость предоставления жилого помещения определяется как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в домах типовых серий в районах массовой застройки и общей площади жилого помещения, предоставленного семье в пределах размера, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Закона.
8. Гражданам, в отношении которых принято решение о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, по их желанию может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения с ее использованием в течение 3 месяцев.
9. Граждане вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение менее размера, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Закона, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
Граждане вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение свыше установленного размера без ограничения площади.
10. Граждане, использовавшие субсидию, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 15. Коммерческий наем жилого помещения
1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи доход выше уровня, установленного Положением, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде коммерческого использования по договору коммерческого найма.
2. В случае отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма они могут предоставляться по договору коммерческого найма иным гражданам в порядке, установленном Положением, иными нормативными актами городской администрации.
3. Жилое помещение по договору коммерческого найма предоставляется как с освобождением ранее занимаемого жилого помещения, так и без его освобождения.
4. Основанием для вселения в жилое помещение является договор коммерческого найма жилого помещения.
5. Договор коммерческого найма - соглашение, в силу которого город Москва либо управомоченное им лицо (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение во временное владение и пользование (наем) без ограничения размеров за договорную плату, а наниматель обязуется использовать жилое помещение для проживания, своевременно выполнять обязательства по договору, вносить плату за пользование жилым помещением.
6. В случае предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма с освобождением занимаемого жилого помещения, при ненадлежащем исполнении гражданином обязательств по этому договору, обязанность по предоставлению жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, лежит на органе исполнительной власти либо юридическом лице, которому гражданин передал в установленном порядке ранее занимаемое жилое помещение.
В случае предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма без освобождения занимаемого жилого помещения гражданин подлежит выселению в ранее занимаемое жилое помещение при неисполнении им обязательств по договору.
7. Наниматель заключает в установленном порядке договор на предоставление ему коммунальных и других услуг.
8. Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма утверждаются Правительством Москвы.
Статья 16. Аренда жилого помещения
1. Собственник жилищного фонда имеет право предоставить юридическому лицу жилое помещение в фонде коммерческого использования по договору аренды в порядке и на условиях, установленных законодательством и договором.
2. Договор аренды жилого помещения - соглашение, в силу которого город Москва либо управомоченное им лицо (арендодатель) обязуется предоставить юридическому лицу жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и/или пользование в целях проживания граждан, а арендатор обязуется использовать его в соответствии с назначением, выполнять обязательства по договору, своевременно вносить плату за пользование жилым помещением.
3. Арендатор заключает в установленном порядке договор на предоставление ему коммунальных и других услуг.
4. Объемы жилой площади, а также порядок и условия предоставления жилого помещения по договору аренды утверждаются Правительством Москвы.
Статья 17. Выкуп жилого помещения
1. Граждане, занимающие жилое помещение по договору коммерческого найма, и юридические лица, которым предоставлено жилое помещение по договору аренды, имеют право в соответствии с договором либо дополнительным соглашением сторон выкупить (в том числе с рассрочкой платежа) это жилое помещение у города Москвы либо управомоченного им лица.
Выкуп жилого помещения (в том числе с рассрочкой платежа), предоставленного по договорам коммерческого найма, аренды, осуществляется в порядке и на условиях договора купли-продажи.
2. По истечении срока договора и внесения всей выкупной стоимости жилое помещение оформляется в собственность граждан, юридических лиц в соответствии с законодательством.
3. Платежи в счет выкупа жилого помещения направляются на финансирование строительства и реконструкции объектов жилищного фонда города, а также на возврат денежных средств гражданам и юридическим лицам, расторгнувшим договор коммерческого найма с правом выкупа, аренды с правом выкупа, купли-продажи с рассрочкой платежа.
4. Платежи в счет выкупа вносятся независимо от факта пользования жилым помещением.
5. Порядок и условия выкупа жилого помещения (в том числе с рассрочкой платежа) утверждаются Правительством Москвы.
Статья 18. Безвозмездное пользование жилым помещением
1. Отдельным категориям лиц предоставляются жилые помещения по договору безвозмездного пользования.
2. Предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования осуществляется бесплатно.
3. Договор безвозмездного пользования - соглашение, по которому одна сторона - город Москва через управомоченное им лицо передает другой стороне в безвозмездное временное пользование жилое помещение, а пользователь данного жилого помещения обязуется выполнять обязательства по договору.
4. Договор безвозмездного пользования заключается на срок, не превышающий 5 лет, если иное не установлено законодательством города Москвы.
5. Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям города Москвы.
6. Основанием для вселения в жилое помещение является договор безвозмездного пользования жилым помещением.
7. Основанием для заключения договора безвозмездного пользования жилым помещением является решение органа исполнительной власти.
8. Гражданин заключает в установленном порядке договор на предоставление ему коммунальных и других услуг.
9. Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору безвозмездного пользования, а также перечень категорий лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору безвозмездного пользования, утверждаются Правительством Москвы.
Статья 19. Квартиры коммунального заселения
1. Город Москва содействует процессу расселения квартир коммунального заселения.
2. Освободившееся изолированное жилое помещение в квартире коммунального заселения, относящееся к государственному и муниципальному жилищному фонду, должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма, а при отсутствии таковых - гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору коммерческого найма.
При отсутствии в квартире вышеуказанных граждан освободившееся жилое помещение предоставляется другим малоимущим гражданам, проживающим в данной квартире и занимающим жилые помещения по договору социального найма размером менее установленной социальной нормы на каждого члена семьи, с учетом права на дополнительную площадь.
3. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение передается иным гражданам, проживающим в этой квартире, по договору коммерческого найма или купли-продажи.
Выкуп освободившихся жилых помещений в квартирах коммунального заселения производится в соответствии с законодательством.
Условия выкупа освободившихся жилых помещений в квартирах коммунального заселения определяются Правительством Москвы.
4. Граждане вправе обратиться в территориальные жилищные органы с предложением о расселении квартиры коммунального заселения.
5. Граждане, желающие воспользоваться своим правом, установленным частями 2, 3, 4 настоящей статьи, должны в течение 30 дней с момента освобождения жилого помещения подать заявление в территориальные жилищные органы.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам и их документального подтверждения срок может быть продлен территориальными жилищными органами.
6. При отсутствии в квартире граждан, указанных в частях 2, 3, 4 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке за исключением граждан, проживание которых в квартирах коммунального заселения не допускается законодательством.
7. Не допускается создание квартир коммунального заселения путем предоставления по отдельным договорам найма жилых помещений в свободных квартирах.
8. Не допускается передача свободных жилых помещений в квартирах коммунального заселения, относящихся к жилищному фонду города, в обменный фонд города с целью обмена их на жилые помещения, занимаемые гражданами.
Статья 20. Общежития
1. Общежития предназначаются для временного пребывания лиц, имеющих постоянное место жительства вне Москвы, на период работы или учебы в городе Москве.
Под общежития используются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома (часть дома) в государственном и муниципальном жилищном фонде специализированного использования.
2. Норма предоставления жилого помещения в общежитии составляет 12 квадратных метров общей площади на одного человека.
В общежитиях коридорной системы норма предоставления жилого помещения составляет 6 квадратных метров жилой площади на одного человека.
Семье предоставляется изолированное жилое помещение.
3. Лица, прекратившие трудовые или гражданско-правовые отношения с лицом, предоставившим общежитие, в том числе лица, закончившие обучение в учебных заведениях, подлежат выселению (в семейных общежитиях вместе с членами их семей) из общежития, которое являлось местом их пребывания на период работы или учебы, без предоставления другого жилого помещения.
4. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не допускается включение общежитий в состав приватизируемого имущества.
5. Город Москва оказывает содействие в сокращении и ликвидации общежитий в государственном и муниципальном жилищном фонде.
При ликвидации общежития переселение из фактически занимаемого изолированного жилого помещения в иное изолированное жилое помещение допускается с письменного согласия переселяемых граждан. Не требуется письменного согласия граждан для их переселения из жилого помещения, размер которого превышает социальную норму на каждого члена семьи, в иное жилое помещение, соответствующее социальной норме.
С гражданами, постоянно проживающими в общежитии, при изменении правового режима жилого помещения заключается договор найма на фактически занимаемое изолированное жилое помещение, которое является местом жительства граждан.
Не допускается заключение договора найма на жилое помещение, где на каждого постоянно проживающего приходится менее нормы предоставления жилого помещения в общежитии.
6. При наличии постановления Правительства Москвы о ликвидации общежития, непригодного для проживания, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на безвозмездную субсидию на строительство или приобретение жилища, субсидии предоставляются единовременно и в первоочередном порядке.
7. Плата за пользование фактически занимаемым жилым помещением, за коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, постоянно проживающим в общежитии, взимается в размере, установленном для жителей Москвы, с предоставлением компенсаций (субсидий) по этим платежам в установленном порядке.
Покрытие расходов на содержание общежитий, за вычетом поступающих платежей от проживающих и пребывающих лиц, производится за счет соответствующих организаций, предоставивших общежития этим лицам.
Глава 4. Плата за жилое помещение
Статья 21. Структура платежей за жилое помещение
1. Платежи лица за жилое помещение независимо от формы собственности включают плату за коммунальные услуги, в том числе плату за услуги технического обслуживания (содержание и ремонт мест общего пользования в доме, иные услуги).
Плата за услуги технического обслуживания и отопления вносится лицом независимо от факта пользования жилым помещением.
2. Собственники жилых помещений платят налог на имущество, если иное не установлено законодательством.
3. Наниматели, арендаторы жилых помещений вносят плату за пользование жилым помещением, установленную соответственно договором найма, аренды жилого помещения, независимо от факта пользования жилым помещением.
Статья 22. Государственное регулирование платы за жилое помещение
1. Город Москва устанавливает и регулирует уровень оплаты за пользование жилым помещением в жилищном фонде города, нормативы потребления, ставки оплаты коммунальных услуг для населения.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, газ подлежат государственному регулированию и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Ставки оплаты и нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, уровень оплаты за пользование жилыми помещениями в жилищном фонде города утверждаются Мэром Москвы по согласованию с Московской городской Думой.
3. Размер платы за пользование жилым помещением устанавливается дифференцированно в зависимости от его качества и местоположения.
4. Не допускается взимание платы за услуги технического обслуживания в размере, превышающем фактическую стоимость предоставляемых услуг с учетом установленного уровня рентабельности.
5. При оплате юридическими и физическими лицами коммунальных услуг, включая услуги технического обслуживания, после 10-го числа следующего за прожитым месяца начисляется пеня за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается равным размеру единой учетной ставки Центрального банка Российской Федерации (ставка рефинансирования), но не менее 0,1 процента от суммы платежа за день просрочки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Особенности платы за жилое помещение
1. Плата за пользование жилым помещением производится нанимателем, арендатором, иным пользователем, начиная с даты заключения договора найма, аренды, иного договора, если иное не установлено договором.
Плата за коммунальные услуги, взимаемые независимо от факта пользования жилым помещением, производится собственником жилого помещения, начиная с даты регистрации права собственности; пользователем жилого помещения, начиная с даты заключения договора, дающего право пользования жилым помещением.
Плата за коммунальные и иные услуги производится с даты заключения договора на предоставление лицу соответствующих услуг, если иное не установлено договором.
2. Граждане, имеющие в пользовании и/или собственности одно или несколько жилых помещений, совокупный размер которых превышает 40 квадратных метров общей площади для одиноко проживающих граждан, 56 квадратных метров (для семей, состоящих из двух человек) и 25 квадратных метров на каждого члена семьи (для семей, состоящих из трех и более человек), оплачивают по фактической стоимости услуги отопления и технического обслуживания, соответствующие данному превышению, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Данный порядок оплаты не распространяется на граждан:
- семьи которых состоят из инвалидов I и/или II группы, нетрудоспособных по заболеванию граждан и/или пенсионеров и граждан, находящихся на их иждивении, а также одиноко проживающих несовершеннолетних детей-сирот;
- имеющих право на дополнительную площадь по состоянию здоровья в пределах размера площади с учетом этого права;
- обратившихся в установленном порядке в жилищные органы с заявлением о замене занимаемого жилого помещения на жилое помещение меньшей площади в пределах социальной нормы;
- проживающих в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.
4. В квартирах, планировка которых, в соответствии с законодательством не позволяет заключить отдельный договор социального найма с каждой семьей, при недостижении соглашения о порядке оплаты, допускается определение доли оплаты за пользование жилым помещением и коммунальные услуги каждой семье.
Семьи, состоящие из родителей и зарегистрированных с ними по месту жительства совершеннолетних детей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, имеющих свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущих самостоятельное хозяйство, считаются разными семьями.
5. Нормы, указанные в частях 2, 3, 4 настоящей статьи, не распространяются на граждан, занимающих жилые помещения по договору коммерческого найма.
Лица, пользующиеся жилым помещением по договору коммерческого найма или аренды, оплачивают коммунальные и иные услуги по ставкам, рассчитанным исходя из фактической стоимости предоставляемых услуг.
Плата за пользование жилым помещением, предоставленным лицу по договору коммерческого найма, аренды в фонде коммерческого использования, должна обеспечивать наймодателю, арендодателю установленный уровень рентабельности.
6. Текущий ремонт предоставленного в пользование лицу жилого помещения, включая оборудование индивидуального (семейного) пользования, является обязанностью этого лица, оплачивается им за счет собственных средств и не входит в плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.
Текущий ремонт жилого помещения, принадлежащего лицу на праве собственности, является обязанностью собственника данного жилого помещения (если иное не установлено договором на обслуживание), оплачивается им за счет собственных средств и не входит в плату за коммунальные услуги.
7. Капитальный ремонт дома, в котором находится предоставленное в пользование лицу жилое помещение, производится за счет средств собственника жилого помещения, если законом или договором не предусмотрено иное.
8. На период жилищно-коммунальной реформы собственник единственного жилого помещения оплачивает на равных условиях с нанимателем жилого помещения в фонде социального использования коммунальные услуги, в том числе услуги технического обслуживания.
Статья 24. Компенсации (субсидии) по оплате жилого помещения
1. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление, по их выбору, льгот или компенсаций (субсидий) по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в порядке, установленном законодательством.
2. Компенсации по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги предоставляются гражданам в пределах установленного частью 2 статьи 12 настоящего Закона размера площади и нормативов потребления коммунальных услуг, если иное не установлено законодательством.
3. При расчете величины компенсации недопустимо исключение отдельных видов коммунальных услуг.
4. Компенсации предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.
5. Уровень максимально допустимой доли собственных расходов пользователей жилых помещений, собственников, имеющих единственное жилое помещение для постоянного проживания, на оплату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в совокупном семейном доходе, в пределах установленного размера площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждается постановлением Московской городской Думы по представлению Мэра Москвы.
6. Право на получение компенсаций или льгот по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги не распространяется на граждан, занимающих жилое помещение по договору коммерческого найма.
7. Граждане, сдающие жилые помещения внаем (поднаем), утрачивают право на компенсацию.
Глава 5. Управление и эксплуатация жилищного фонда
Статья 25. Управление жилищным фондом
1. Управление жилищным фондом города осуществляется собственником жилищного фонда непосредственно либо через уполномоченные им органы исполнительной власти, а также организации, привлекаемые на конкурсной основе.
Управление частным жилищным фондом осуществляется собственниками, объединениями собственников жилых помещений либо управляющей организацией по поручению собственника, объединения собственников.
Дом может находиться в управлении только одного лица.
2. Органы государственной власти города Москвы:
- обеспечивают формирование городских заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов коммунального хозяйства, привлекая для этой цели подрядные организации на конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса; поэтапный переход от бюджетного дотирования коммунального хозяйства к оплате в полном объеме коммунальных услуг потребителями; переход на договорные отношения между субъектами собственности, пользования и хозяйствования;
- содействуют созданию конкурентной среды в сфере строительства, ремонта, управления и эксплуатации жилищного фонда; созданию и деятельности товариществ собственников в жилищной сфере; снижению издержек при эксплуатации жилищного фонда, выработке и поставке коммунальных услуг.
Статья 26. Обязанности собственника жилищного фонда по обеспечению сохранности жилищного фонда
1. Собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры обязаны:
а) обеспечивать сохранность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства;
б) своевременно производить капитальный ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства в соответствии с правилами и нормами;
в) обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования жилища, техническую эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с правилами и нормами, надлежащее санитарное содержание жилых домов, мест общего пользования и придомовых территорий.
2. Переоборудование, переустройство, перепланировка, перевод в нежилой фонд, реконструкция жилища осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Статья 27. Страхование жилища
1. Собственник жилища несет риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором.
2. Жилище может быть застраховано собственником либо пользователем добровольно по договору страхования, заключенному в письменной форме.
3. Органы государственной власти города устанавливают гарантии по возмещению ущерба, причиненного застрахованному жилому помещению, и определяют льготные условия страхования жилища, являющегося единственным местом жительства гражданина.
4. При значительном повреждении, признании непригодным для проживания или уничтожении незастрахованного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, если жилое помещение является единственным местом жительства граждан, им предоставляется другое жилое помещение по нормам общежития.
5. Не подлежат страхованию жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания.
Статья 28. Организация эксплуатации и ремонта жилищного фонда
1. Содержание, техническая эксплуатация и ремонт государственного, муниципального и частного жилищного фонда осуществляются с обязательным соблюдением правил и норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
2. Подрядные организации независимо от форм собственности осуществляют по договору содержание, техническую эксплуатацию и ремонт государственного, муниципального и частного жилищного фонда на основе лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры, выдаваемой в порядке, установленном законодательством.
3. Договоры на ремонт жилищного фонда города Москвы, предоставление коммунальных и иных услуг заключаются на конкурсной основе между собственником жилищного фонда (органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, товариществами собственников в жилищной сфере, жилищно-строительными кооперативами) и соответствующими организациями, предлагающими услуги лучшего качества на более выгодных для собственника условиях.
4. Государственные и муниципальные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия обязаны осуществлять по договорам с собственниками недвижимости в жилищной сфере техническую эксплуатацию и ремонт частного жилищного фонда. Оплата расходов, связанных с технической эксплуатацией и ремонтом этих домов и объектов, производится на договорной основе.
Статья 29. Обеспечение государственного контроля за содержанием и использованием жилищного фонда
Государственный контроль за строительством, содержанием и использованием жилищного фонда, а также регулирование качества коммунального обслуживания осуществляется префектурами и районными Управами, органами Государственной жилищной инспекции, органами Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, иными специально управомоченными на то государственными органами, которые в рамках своей компетенции осуществляют:
а) контроль за соблюдением стандартов качества предоставляемых строительных, коммунальных и иных услуг;
б) контроль за наличием соответствующих договоров у подрядных организаций, осуществляющих предоставление услуг;
в) меры экономического и административного воздействия на управляющие, подрядные организации, собственников жилищного фонда при выявлении фактов нарушения нормативных требований и низкого качества работ;
г) оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей коммунальных и иных услуг.
Статья 30. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
С вступлением в силу настоящего Закона правовые акты города Москвы, регулирующие отношения в жилищной сфере, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.