г. Хабаровск |
|
12 июля 2022 г. |
А51-11050/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от Центральной акцизной таможни: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Прогресс": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 23.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022
по делу N А51-11050/2021
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563, адрес: 109028, г. Москва, ул. Яузская, 8)
к обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ОГРН 1142543003074, ИНН 2543042060, адрес: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 4/6, оф. 26)
о взыскании утилизационного сбора в сумме 91 031 700 руб. и пени в сумме 1 224 849,74 руб.
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс") суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 91 031 700 руб., пени в размере 1 224 849 руб. 74 коп.
Решением суда от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022, заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "Прогресс" взысканы утилизационный сбор в сумме 91 031 700 руб. и пеня за неуплату утилизационного сбора в размере 1 215 638 руб. 24 коп., в удовлетворении остальной части требований о взыскании пени отказано.
Не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Центральная акцизная таможня подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает судебные акты в части отказа во взыскании пени в сумме 9 211 руб. 50 коп. отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном размере.
По мнению Центральной акцизной таможни, законодательство, регламентирующее порядок уплаты утилизационного сбора, не содержит положений о переносе последнего дня срока уплаты утилизационного сбора на рабочий день в случае, если он приходится на не рабочий день.
Отзыв на жалобу не представлен.
Центральная акцизная таможня ходатайствовала о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
ООО "Прогресс", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Судами из материалов дела установлено, что в марте 2021 года ООО "Прогресс" на таможенную территорию таможенного союза в Российскую Федерацию ввезены и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товары - самоходная техника: погрузчики ковшовые и вилочные, тракторы на колесном ходу, экскаваторы на гусечном ходу, самосвальная тележка, бывшие в употреблении, по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10009100/110321/0029980, N 10009100/110321/0029981, N 10009100/110321/0030006, N 10009100/120321/0030674, N 10009100/120321/0030710, N 10009100/120321/0030720, N 10009100/120321/0030723, N 10009100/160321/0032821, N 10009100/160321/0032855, N 10009100/160321/0032823, N 10009100/160321/0033343 N 10009100/170321/0033592, N 10009100/170321/0033615, N 10009100/170321/0033704, N 10009100/180321/0034275, N 10009100/170321/0033583, N 10009100/190321/0035128, N 10009100/190321/0035149, N 10009100/220321/0036049, N 10009100/120321/0030735, N 10009100/150321/0031787, N 10009100/120321/0030896, N 10009100/170321/0033594, N 10009100/120321/0030748, N 10009100/160321/0032828, N 10009100/180321/0034314, N 10009100/150321/0031798 с указанием характеристик, веса, отраженных в графах 31, 35, 38 спорных ДТ, в графе 33 заявлен соответствующий классификационный код товаров ТН ВЭД ЕАЭС.
Из графы "С" спорных ДТ следует, что товары выпущены согласно заявленной таможенной процедуре по ДТ N 10009100/110321/0029980, N 10009100/110321/0029981, N 10009100/110321/0030006 - 11.03.2021, по ДТ N 10009100/120321/0030674, N 10009100/120321/0030710, N 10009100/120321/0030720, N 10009100/120321/0030723, N 10009100/120321/0030735 - 12.03.2021, по ДТ N 10009100/150321/0031787 - 15.03.2021, по ДТ N 10009100/160321/0032821, N 10009100/160321/0032855 - 16.03.2021, по ДТ N 10009100/120321/0030896, N 10009100/160321/0032823, N 10009100/160321/0033343, N 10009100/170321/0033592, N 10009100/170321/0033594, N 10009100/170321/0033615 - 17.03.2021, по ДТ N 10009100/120321/0030748, N 10009100/160321/0032828, N 10009100/170321/0033704, N 10009100/180321/0034275, N 10009100/180321/0034314 - 18.03.2021, по ДТ N 10009100/170321/0033583, N 10009100/190321/0035128 - 19.03.2021, по ДТ N 10009100/190321/0035149 - 20.03.2021, по ДТ N 10009100/150321/0031798, N 10009100/220321/0036049 - 22.03.2021.
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по спорным ДТ не осуществлялась.
Письмами от 09.04.2021 N 13-12/09526, N 13-12/09530 таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора по ввезенным товарам, рассчитанного с учетом заявленных обществом кодов ТН ВЭД ЕАЭС товаров и исходя из базовой ставки 172 500 руб., а также соответствующих коэффициентов, установленных для расчета размера утилизационного сбора для конкретного вида и категории самоходных машин с даты выпуска которых прошло более трех лет, принимая во внимание мощности их силовой установки; также об уплате пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора.
Поскольку в добровольном порядке общество сбор не уплатило, таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для начисления утилизационного сбора в отношении заявленных декларантом в спорных ДТ самоходных машин и пеней в связи с нарушением срока его уплаты. Вместе с тем, суд установил неверный расчет пеней в связи с неверным определением даты начала периода для их исчисления. В связи с этим суд самостоятельно осуществил перерасчет, что привело к частичному отказу во взыскании пени.
Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона об отходах порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа информации о необходимости уплаты утилизационного сбора доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Правила N 81).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходных машин и (или) прицепов к ним в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, приведенный в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты по форме, приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Пунктом 11(1) Правил N 81 установлено, что документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
а) выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
б) фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование самоходных машин и (или) прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Этим же пунктом установлено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Судами из материалов дела установлен и подтвержден факт ввоза ответчиком самоходных машин на территорию ЕАЭС при таможенном декларировании путем подачи декларации на товары, а также факт неуплаты утилизационного сбора по спорным ДТ. В этой связи заявленные требования о взыскании с ООО "Прогресс" утилизационного сбора в размере 91 031 700 руб. удовлетворены.
Рассмотрев требования таможни о взыскании с декларанта начисленных за неуплату утилизационного сбора пеней, суды установили, что расчет пени по ДТ N 10009100/120321/0030674, N 10009100/120321/0030710, N 10009100/120321/0030720, N 10009100/120321/0030723, N 10009100/120321/0030735, N 10009100/170321/0033583, N 10009100/190321/0035128, N 10009100/190321/0035149 произведен неверно, с неправильным определением периода просрочки.
Так, при расчете пеней по ДТ N 10009100/120321/0030674, N 10009100/120321/0030710, N 10009100/120321/0030720, N 10009100/120321/0030723, 10009100/120321/0030735 даты начисления пени по ключевой ставке 4,5% определены таможенным органом с 28.03.2021 по 25.04.2021, а по ДТ N 10009100/170321/0033583, N 10009100/190321/0035128 - с 04.04.2021 по 25.04.2021, по ДТ N 10009100/190321/0035149 - с 05.04.2021 по 25.04.2021.
Между тем, как верно указано судами, расчет пени должен производиться по вышеуказанным ДТ с 30.03.2021 и с 06.04.2021, исходя из следующего.
Срок представления документов, предусмотренных пунктом 11 Правил N 81 по ДТ N 10009100/120321/0030674, N 10009100/120321/0030710, N 10009100/120321/0030720, N 10009100/120321/0030723, 10009100/120321/0030735, и для уплаты утилизационного сбора истек 27.03.2021, а по ДТ N 10009100/170321/0033583, N 10009100/190321/0035128 - 03.04.2021, по ДТ N 10009100/190321/0035149 - 04.04.2021.
Поскольку последний день срока представления документов выпадает на выходные дни - 27.03.2021, 03.04.2021 и 04.04.2021, срок уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен на следующий за ними рабочий день - 29.03.2021 и 05.04.2021, в связи с чем начисление пени должно производиться со следующего за ними дня - с 30.03.2021 и 06.04.2021.
При этом суды указали на то, что ни Закон об отходах, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков. В этой связи суды пришли к выводу о возможности применения по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренных положениями статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока уплаты обязательного платежа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Суды руководствовались принципом универсальности воли законодателя, а также исходили из того, что, несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Таким образом, расчет пени должен производиться с 30.03.2020 по 25.04.2021 и с 06.04.2021 по 25.04.2021, с учетом ключевой ставки 4,5%, действующей в заявленный период, в связи с чем правильный размер пени в указанные периоды по ДТ N 10009100/120321/0030674 составляет 4 191 руб. 75 коп., по ДТ N 10009100/120321/0030710 составляет 23 753 руб. 25 коп., по ДТ N 10009100/120321/0030720 составляет 8243 руб. 78 коп., по ДТ N 10009100/120321/0030723 составляет 23753 руб. 25 коп., по ДТ N 10009100/120321/0030735 составляет 23 753 руб. 25 коп., по ДТ N 10009100/170321/0033583 составляет 1138 руб. 50 коп., по ДТ N 10009100/190321/0035128 составляет 26 392 руб. 50 коп. и по ДТ N 10009100/190321/0035149 составляет 5175 руб.
Самостоятельно осуществив расчет пени, исходя суммы неуплаченного утилизационного сбора, размеров ключевой ставки Банка России и количества дней, суды пришли к выводу об обоснованность требований таможенного органа в части взыскания с общества пени 1 215 638 руб. 24 коп., в остальной части в удовлетворении требований отказали.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о применении норм материального права в указанной части.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Поскольку порядок исчисления сроков уплаты утилизационного сбора прямо не урегулирован действующим законодательством, применение порядка исчисления сроков, универсально установленного для иных отраслей права, суд кассационной инстанции находит допустимым.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А51-11050/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку последний день срока представления документов выпадает на выходные дни - 27.03.2021, 03.04.2021 и 04.04.2021, срок уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен на следующий за ними рабочий день - 29.03.2021 и 05.04.2021, в связи с чем начисление пени должно производиться со следующего за ними дня - с 30.03.2021 и 06.04.2021.
При этом суды указали на то, что ни Закон об отходах, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков. В этой связи суды пришли к выводу о возможности применения по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренных положениями статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока уплаты обязательного платежа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 июля 2022 г. N Ф03-3156/22 по делу N А51-11050/2021