г. Хабаровск |
|
27 июля 2022 г. |
А51-18534/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ПОГРУЗЧИК": представитель не явился;
от Владивостокской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 10.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022
по делу N А51-18534/2021
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПОГРУЗЧИК" (ОГРН 1152536000540, ИНН 2536279742, адрес: 690088, Приморский край, г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 12, оф. 1)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21)
о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПОГРУЗЧИК" (далее - ООО "Погрузчик") обратилось в арбитражный Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора от 18.10.2021 N 201.
Решением суда от 10.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022, заявленные требования удовлетворены, решение Владивостокской таможни от 18.10.2021 N 201 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора признано незаконным, Владивостокская таможня обязана возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 3 967 500 руб.
Не согласившись с судебными актами, Владивостокская таможня подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает их отменить, отказав в удовлетворении заявленных по делу требований.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество просило ее отклонить, оставить судебные акты в силе.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Ходатайство Владивостокской таможни о приобщении дополнительных доказательств - сведений с сайта о погрузчиках HANGCHA судом кассационной инстанции к материалам деле не приобщаются с учетом положений статьи 286 АПК РФ, в силу которой суд кассационной инстанции не имеет полномочий принимать и исследовать доказательства по существу спора, однако возврату на бумажном носителе не подлежат, поскольку представлены в электронном виде через систему "Мой арбитр".
Рассмотрение жалобы откладывалось с 14.07.2022 до 26.07.2022.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, пришел к следующему.
Судами из материалов дела установлено, что в ноябре 2018 года, а также в период с февраля по июнь 2019 года во исполнение внешнеторгового контракта в адрес ООО "Погрузчик" из Китая на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар - самоходная техника различных наименований, который задекларирован:
- ДТ N 10702030/071118/0014948 товар N 1: автопогрузчик вилочный, новый, дизельный, 2018 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPCD30NRW10, мощность двигателя в Квт - 35,4, в л.с. -48.1 л.с.;
- ДТ N 10702030/150219/0001275 товар N 1: вилочный погрузчик, новый, дизельный, 2018 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPCD100-RW41, мощность двигателя в Квт - 97,9, в л.с. - 132.83 л.с.; товар N 2: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2018 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD15-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 11 л.с.; товар N 3: вилочный погрузчик, электрический, 2018 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD20-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 11 л.с.;
- ДТ N 10702030/290319/0002822 товар N 1: вилочный погрузчик, новый, дизельный, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPCD30N-RW13, мощность двигателя в Квт - 46,31, в л.с. - 63 л.с.; товар N 2: вилочный погрузчик, новый, дизельный, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPCD30N-RW13, мощность двигателя в Квт - 46,31, в л.с. - 63 л.с.; товар N 4: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD25-AC4, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 10,88 л.с.; товар N 5: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPDS20-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 10,88 л.с.;
- ДТ N 10702030/090419/0003173 товар N 1: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD15-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 11 л.с.; товар N 2: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD15-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 11 л.с.; товар N 3: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD15rAC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 11 л.с.; товар N 4: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD15-AC3, мощность двигателя в Квт -8, в л.с. - 11 л.с..
- ДТ N 10702020/080519/0001209 товар N 1: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD25-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 10,88 л.с.; товар N 2: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD25-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 10,88 л.с.; товар N 3: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD25-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 10,88 л.с.; товар N 4: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD25-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 10,88 л.с.;
- ДТ N 10702030/050619/0005508 товар N 2: вилочный погрузчик, новый, электрический, 2019 год выпуска, самоходный, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD15-AC3, мощность двигателя в Квт - 8, в л.с. - 10,88 л.с.; N 3: новый ричтрак (высотный штабелер), электрический, 2019 год выпуска, марка: 999 HANGCHA, модель: CPD15-AC3, мощность двигателя в Квт - 4,4 Квт, в л.с. - 6 л.с.
В графе 33 таможенных деклараций указан код товара ТН ВЭД 8427 10 100 0.
В целях соблюдения требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" (далее - Закон N 89- ФЗ) и обеспечения экологической безопасности обществом произведен расчет и произведена уплата утилизационного сбора в отношении указанных погрузчиков в сумме 3 967 500 руб.
В дальнейшем, посчитав, что уплата утилизационного сбора произведена излишне, общество обратилось в таможенный орган с заявлением вх. N 22476 от 14.10.2021 о его возврате.
По результатам рассмотрения обращения Владивостокской таможней принято решение от 18.10.2021 N 201 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора ввиду отсутствия оснований для признания его уплаченным излишне.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что спорный товар не относится к виду самоходной техники, в отношении которой подлежит уплате утилизационный сбор.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, в том числе, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств (самоходных машин) в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", (далее - Правила N 81).
Указанным постановлением утвержден также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 81 (в редакции периода ввоза товара), утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. Согласно пункту 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора (пункт 26 Правил N 81)
В соответствии с примечанием 4 к Перечню N 81 размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 000 рублей.
Согласно разделу VI "Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)" Перечня N 81 (в редакции, действовавшей на момент выпуска спорных товаров) для новых погрузчиков фронтальных с мощностью силовой установки менее 50 л.с. коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора составляет 1, с мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и не менее 100 л.с. - 2, а с мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и не менее 200 л.с. - 4.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или коду ТН ВЭД ЕАЭС не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку это сбор не является таможенным платежом.
При этом выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию в декларации, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре, соответствующих либо не соответствующих действительности. Правовое значение при классификации товаров имеет разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям. Основаниями для отнесения товаров к определенной товарной позиции являются его технические характеристики, область применения.
В этой связи в каждом случае для установления наличия либо отсутствия обязанности по уплате утилизационного сбора следует оценивать и определять действительное или формальное отнесение как декларантом, так и таможней ввезенного товара к тому или иному коду ТН ВЭД в целях уплаты сбора исходя из фактических характеристик товара и его назначения, то есть устанавливать правильность его отнесения к виду и категориям транспортных средств, подлежащих обложению утилизационным сбором.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (вместе с "Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники", "Порядком обмена сведениями о бланках паспортов самоходных машин и других видов техники", далее - Порядок N 100) в поле 3 паспорта самоходной машины указывается ее вид - тип машины, представляющий характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, погрузчик, снегоход, снегоболотоход, прицеп и др.).
В соответствии с Пояснениями к группе 84 ТН ВЭД в товарную позицию 8427 "автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, включаются "погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие, прочие". В подгруппу 8427 10 100 0 -- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя: с высотой подъема 1 м или более.
Следовательно, из буквального толкования приведенных положений следует, что функциональным общим назначением самоходной машины вида (типа) "погрузчик" является поднятие и перемещение грузов.
При этом все погрузчики можно классифицировать в зависимости от типа двигателя (электро- или двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине, дизеле, газе), от назначения оборудования (рабочего инструмента) по виду захвата груза - вилочные и ковшовые, по месту расположения грузоподъемника (рабочего оборудования) - фронтально или сбоку самоходного средства.
У погрузчиков с фронтальной загрузкой рабочее оборудование (например, вилы) находятся спереди. Они захватывают груз, поднимают его на нужный уровень, и устанавливают в штабель; удобны для перемещения коробов, паллет, контейнеров.
В спорный период ввоза в Разделе VI Перечня, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 (до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 11.07.2019 N 884), Правительством Российской Федерации, как уполномоченным органом был определен вид самоходных машин, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор - погрузчики фронтальной загрузки, классифицируемые по кодам ТНВЭД 8427 10, 8427 20, 8429 51.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Порядка N 100 вид самоходной машины определяется исходя из конструктивных признаков, характерных для той или иной самоходной машины, и ее назначения, что находит отражение в соответствующих графах паспорта самоходной машины.
В данном случае, обществом на таможенную территорию в целях выпуска для внутреннего потребления ввезены товары, описанные в графе 31 декларации как погрузчик новый вилочный, дизельный, электрический.
В графе 33 декларации общество заявило код ТНВЭД ЕАЭС 8427 10 100 0 как "Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием".
Каждое спорное самоходное транспортное средство самостоятельно определено декларантом либо как "фронтальный вилочный дизельный автопогрузчик" либо как "фронтальный вилочный электрический погрузчик" и эти сведения соотносятся со сведениями, отраженными в паспортах самоходных машин и других видов техники, выданных обществу на спорные товары.
Представленные обществом фотодокументы с описанием и характеристиками ввезенного товара отражают те же сведения о спорном товаре; расчеты утилизационного сбора, оформленные обществом при декларировании товара в силу пункта 5 Постановления N 81 самостоятельно исходя из перечня видов и категорий самоходных машин, сделаны с учетом заявленных в декларации кодов товаров.
Заявленные общество сведения соответствуют также позиции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выраженной в письме от 10.08.2018 N МА51322/07 "Об утилизационном сборе на складскую технику", согласно которой в рамках Постановления N 81 требование об уплате утилизационного сбора установлено в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой, поскольку в соответствии с Переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 размещенными на официальном портале Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети Интернет установлено следующее соответствие кодов классификации:
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 10 "- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные с приводом от электрического двигателя:" соответствует коду ОКПД2 28.22.15 "Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций";
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8427 20 "- погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, самоходные прочие:" соответствует коду ОКПД2 28.22.15 "Автопогрузчики с вилочным захватом, прочие погрузчики; тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций";
- код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51 "-- погрузчики одноковшовые фронтальные:" соответствует коду ОКПД2 28.92.25 "Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные".
Факт отнесения спорного товара к иному виду самоходного подъемного устройства судами не установлен.
В этой связи независимо от того, что уточнения в наименование Раздела VI Перечня, дополненные указанием на погрузчики фронтальные и вилочные вступили в силу позже даты ввоза товара по спорным ДТ выводы судов о том, что, отказав в возврате утилизационного сбора, таможенный орган недопустимо расширил виды (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, не соответствуют материалам дела и подлежащим применению к спорной ситуации нормам права.
В связи с изложенным выводы судов первой и апелляционной инстанции о наличии факта излишней уплаты и в этой связи о незаконности решения таможни от 18.10.2021 N 201 об отказе в возврате уплаченного утилизационного сбора нельзя признать обоснованными и соответствующими материалам дела.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суды установили все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, но сделали выводы не соответствующие этим обстоятельствам и подлежащим применению к спорной ситуации нормам права, суд кассационной инстанции, в силу предоставленных полномочий, считает возможными решение суда первой инстанции и постановление апелляционной коллегии отменить, отказав в удовлетворении заявленных по делу требований.
Суду первой инстанции в порядке статьи 325 АПК следует рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения в части взыскании с таможни в пользу общества государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2022 по делу N А51-18534/2021 Арбитражного суда Приморского края отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Арбитражному суду Приморского края провести поворот исполнения решения суда от 10.02.2022 по данному делу в части взыскания с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПОГРУЗЧИК" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявленные общество сведения соответствуют также позиции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выраженной в письме от 10.08.2018 N МА51322/07 "Об утилизационном сборе на складскую технику", согласно которой в рамках Постановления N 81 требование об уплате утилизационного сбора установлено в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой, поскольку в соответствии с Переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 размещенными на официальном портале Минэкономразвития России в информационно-коммуникационной сети Интернет установлено следующее соответствие кодов классификации:
...
Факт отнесения спорного товара к иному виду самоходного подъемного устройства судами не установлен.
В этой связи независимо от того, что уточнения в наименование Раздела VI Перечня, дополненные указанием на погрузчики фронтальные и вилочные вступили в силу позже даты ввоза товара по спорным ДТ выводы судов о том, что, отказав в возврате утилизационного сбора, таможенный орган недопустимо расширил виды (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, не соответствуют материалам дела и подлежащим применению к спорной ситуации нормам права."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июля 2022 г. N Ф03-3109/22 по делу N А51-18534/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7030/2022
27.07.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3109/2022
13.04.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1831/2022
10.02.2022 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-18534/2021