г. Хабаровск |
|
03 октября 2022 г. |
А51-19072/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: Д.Г. Герасимов, представитель, доверенность от 02.03.2021 N 25-03/1637
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
на решение от 22.03.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022
по делу N А51-19072/2021
Арбитражного суда Приморского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным отказа в согласовании проекта решения по передаче в аренду недвижимого имущества
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1022502271835, ИНН 2540022316, адрес: 690990, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 3; далее - ФГБУ "Приморское УГМС", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1092540004424, ИНН 2540155517, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21; далее - ТУ Росимущества в Приморском крае, Управление) о признании незаконным отказа в согласовании проекта решения по распоряжению ФГБУ "Приморское УГМС" закрепленным за Учреждением на праве оперативного управления недвижимым имуществом при передаче его в аренду и признании такого проекта согласованным.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГБУ "Приморское УГМС", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы привел доводы о том, что суды при рассмотрении настоящего дела уклонились от оценки мотивов отказа, изложенных в оспариваемом решении уполномоченного органа. Настаивает на позиции о том, что отказ Управления принят с нарушением пункта 4 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (далее - Постановление N 537).
ТУ Росимущества в Приморском крае представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ФГБУ "Приморское УГМС" представило в суд округа заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Судами по материалам дела установлено, что в оперативное управление ФГБУ "Приморское УГМС" передано имущество: здание-склад с гаражными боксами, общей площадью 3 134,6 кв.м, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Снеговая, 121, литер 3 (запись о регистрации права от 29.09.2011 N 25-25-01/090/2011-500).
Пунктом 3.2.17 Устава ФГБУ "Приморское УГМС" на Учреждение возложена обязанность по организации в установленном порядке текущего и капитального ремонта, реконструкции имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления.
В связи с необходимостью исполнения такой обязанности, а также недостаточностью средств на проведение ремонтно-восстановительных работ и обеспечение технически исправного состояния конструктивных элементов всего здания склада, Учреждение обратилось в ТУ Росимущества в Приморском крае за разрешением предоставлять помещения склада на праве аренды третьим лицам в целях осуществления ремонта здания за счет дохода от арендных платежей.
Управление, рассмотрев указанное обращение, направило Учреждению отказ в согласовании проекта решения по передаче в аренду объекта недвижимого имущества, оформленный письмом от 10.09.2021 N 25-03/7303, со ссылкой на длительное неиспользование ФГБУ "Приморское УГМС" предполагаемого к передаче в аренду имущества, а также на высокую потребность федеральных организаций в имуществе для размещения в городе Владивостоке.
Посчитав, что данное решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, отказывая в удовлетворении которого суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В свою очередь, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.
В силу статей 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право на распоряжение имуществом, в том числе на сдачу этого имущества в аренду, принадлежит его собственнику, а также лицу, управомоченному законом или собственником сдавать имущество в аренду. К лицам, не являющимся собственниками, но управомоченным законом выступать арендодателями, могут быть отнесены, в том числе казенные предприятия и учреждения как субъекты права оперативного управления.
Одновременно положениями пункта 1 статьи 296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (статья 298 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 3 Постановления N 537 орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 Постановления, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения.
В силу пункта 4 Постановления N 537 решение по вопросу распоряжения недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Росимуществом, посредством размещения на портале проекта решения. Росимущество рассматривает проект решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее 15 рабочих дней со дня его размещения на портале согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае непоступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня размещения на портале проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.
В рассматриваемом случае ТУ Росимущества в Приморском крае соблюден порядок рассмотрения заявления Учреждения по вопросу распоряжения недвижимым имуществом.
Как верно отметили суды, ни ГК РФ, ни федеральными законами, ни вышеуказанным Постановлением N 537 не предусмотрена обязанность собственника (в рассматриваемом случае - ТУ Росимущества в Приморском крае, выступающем от имени Российской Федерации) давать согласие на передачу в аренду недвижимого имущества.
При этом согласно пункту 54 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ) третье лицо, орган юридического лица, а также государственный орган или орган местного самоуправления, если такой орган действует с целью защиты интересов соответствующего публично-правового образования в гражданских правоотношениях (пункт 1 статьи 124 ГК РФ), не обязаны давать согласие на совершение сделки.
Таким образом, суды справедливо отметили, что отказ уполномоченного органа исполнительной власти в согласовании сделок по передаче недвижимого имущества в аренду не может быть преодолен Учреждением посредством судебного понуждения органа власти к даче соответствующего согласия.
Одновременно, судами верно не принят довод ФГБУ "Приморское УГМС" о том, что оспариваемый отказ Управления является немотивированным. Позиция ТУ Росимущества в Приморском крае отвечает требованиям пункта 4 Постановления N 537 и согласуется с поручением Росимущества от 11.03.2021 N АП-08/7456, осуществляемым во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Хуснулина М.Ш. от 04.03.2021 N МХ-А13-2606, по выявлению неиспользуемых и (или) используемых не по назначению объектов недвижимого имущества.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А51-19072/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному учреждению "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1022502271835, ИНН 2540022316, адрес: 690990, Приморский край, г. Владивосток, ул. Мордовцева, 3) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.07.2022 N 573067.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отметили суды, ни ГК РФ, ни федеральными законами, ни вышеуказанным Постановлением N 537 не предусмотрена обязанность собственника (в рассматриваемом случае - ТУ Росимущества в Приморском крае, выступающем от имени Российской Федерации) давать согласие на передачу в аренду недвижимого имущества.
При этом согласно пункту 54 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ) третье лицо, орган юридического лица, а также государственный орган или орган местного самоуправления, если такой орган действует с целью защиты интересов соответствующего публично-правового образования в гражданских правоотношениях (пункт 1 статьи 124 ГК РФ), не обязаны давать согласие на совершение сделки.
Таким образом, суды справедливо отметили, что отказ уполномоченного органа исполнительной власти в согласовании сделок по передаче недвижимого имущества в аренду не может быть преодолен Учреждением посредством судебного понуждения органа власти к даче соответствующего согласия.
Одновременно, судами верно не принят довод ФГБУ "Приморское УГМС" о том, что оспариваемый отказ Управления является немотивированным. Позиция ТУ Росимущества в Приморском крае отвечает требованиям пункта 4 Постановления N 537 и согласуется с поручением Росимущества от 11.03.2021 N АП-08/7456, осуществляемым во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Хуснулина М.Ш. от 04.03.2021 N МХ-А13-2606, по выявлению неиспользуемых и (или) используемых не по назначению объектов недвижимого имущества."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2022 г. N Ф03-4573/22 по делу N А51-19072/2021