г. Хабаровск |
|
13 декабря 2022 г. |
А51-1226/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Черняк Л.М., Ширяева И.В.
при участии:
от акционерного общества "Южморрыбфлот": Краснов В.Н., представитель по доверенности от 30.12.2021 N ЮЗ-Д21000155;
от Приморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Беспалов Р.В., представитель по доверенности от 10.11.2022 N 18;
от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Южморрыбфлот"
на решение от 02.06.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022
по делу N А51-1226/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Южморрыбфлот" (ОГРН 1112508007765, ИНН 2508098600, адрес: 692954, Приморский край, г. Находка, мкр. Ливадия, ул. Заводская, д. 16)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ОГРН 1052503032229, ИНН 2536153725, адрес: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Воропаева, д. 33)
третье лицо: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ОГРН 1047796296437, ИНН 7708523530, адрес: 107139, г. Москва, пер. Орликов, д. 1/11)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Южморрыбфлот" (далее - АО "Южморрыбфлот", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (в настоящее время - Приморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, далее - управление) от 16.12.2021 N 01-25/5647 об отказе в оформлении сертификата здоровья.
Определением суда от 16.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор).
Решением суда от 02.06.2022, оставленным в силе постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, АО "Южморрыбфлот" просит указанные решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт, удовлетворив заявленное требование.
Общество, ссылаясь на положения Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер (г. Марракеш, 15.04.1994), указывает, что Главным таможенным управлением КНР (далее - ГТУ КНР) не представлены какие-либо научные обоснования обнаружения на товарной упаковке признаков генома SARS-CoV-2, а российскими ветеринарными властями не приняты действия по отстаиванию российский интересов.
Полагает, что в рассматриваемом случае не подлежат применению акты иностранного государства, в том числе Китайско-Российский меморандум о сотрудничестве по вопросам экспорта-импорта продукции водного промысла между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Главным государственным управлением Китайской Народной Республики по надзору, инспекции качества и карантину (AQSIQ) (02.12.2009), приказы ГТУ КНР N 103 (2020) и N 249 от 14.04.2021, письмо ГТУ КНР от 10.12.2021 N 398, не имеющие юридической силы на территории России.
Указывает, что в силу статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (г. Москва, 03.09.1994) письма ГТУ КНР в качестве доказательств по судебным делам используются только с его письменного согласия, которого в материалах дела не имеется.
Отмечает, что в деятельности общества никогда не обнаруживался геном SARS-CoV-2 и не вводились карантинные меры; аналогичная продукция поставлялась на внутренний рынок без претензий со стороны контрольных (надзорных) органов РФ к ее ветеринарному и санитарному состоянию.
Управлением и Россельхознадзором представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме; представитель управления, участие которого обеспечено в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем веб-конференции, по доводам жалобы возражал.
Россельхознадзор, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, внешнеторговым контрактом от 29.07.2021 N YMRF2907-2021NTCL согласована поставка обществом рыбной продукции в адрес иностранной компании "NORTHERN TRADING CO., LTD" (Япония), и в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 данной сделки товар поставляется через согласованную спецификацию.
Дополнительными соглашениями от 11.11.2021 N 1, от 10.12.2021 N 2 к спецификации от 30.09.2021 N 14469 вышеназванная продукция должна была быть поставлена "QINGDAO PORT EIMSKIP COLDCHAIN LOGISTICS CO., LTD" (КНР).
15.12.2021 обществом оформлены ветеринарные сертификаты 125 N 0156745 и 125 N 0156746 (форма 5i) на экспортируемые в КНР водные биологические ресурсы "треска б/г мороженная", весом 47 300 кг, 2 150 мест, изготовитель АО "Южморрыбфлот", ПЗ "Капитан Ефремов".
Заявкой N 815 АО "Южморрыбфлот" 15.12.2021 обратилось в управление об оформлении сертификата здоровья на партию трески б/г мороженой в количестве 47 300 кг (2150 мест), выработанной промысловым судном ПЗ "Капитан Ефремов" СН-155 для поставки в Китай.
Решением от 16.12.2021 N 01-25/5647 обществу отказано в оформлении сертификата здоровья на экспортируемые водные биологические ресурсы с указанием на то, что согласно письму Россельхознадзора от 14.12.2021 N ФС-КС-7/36415 в связи с выявленными несоответствиями требованиям КНР приостановлен с 11.12.2021 экспорт в Китай продукции судна СН-155 ПЗ "Капитан Ефремов", АО "Южморрыбфлот" RU025/PM02593 (Приморский край) сроком на 1 неделю.
Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи невозможностью осуществить ввоз товара и его обращение в КНР, АО "Южморрыбфлот" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что имеющиеся в деле доказательства во взаимосвязи и совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемый ненормативный акт вынесен управлением в пределах предоставленных ему полномочий по контролю (надзору), в частности в сфере ветеринарии, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы общества.
Оставляя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Порядок осуществления контроля государственными органами и учреждениями государств-членов Таможенного союза, осуществляющими деятельность в области ветеринарии (далее - уполномоченные органы Сторон), за подконтрольными товарами на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров установлен Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (далее - Положение N 317).
В соответствии с пунктами 3.7, 4.1, 4.4, 5.1 Положения N 317 выдача ветеринарных сертификатов по форме, установленной приложением N 5 к решению, осуществляется только при перемещении поднадзорных товаров по таможенной территории Таможенного союза при перевозках между Сторонами. В случае вывоза подконтрольных товаров с таможенной территории Таможенного союза выдача разрешений на вывоз и оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством соответствующей Стороны.
Пунктом 5.2 Положения N 317 определено, что экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства страны-импортера.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 во исполнение положений статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" утверждены ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила N 589), а также порядки оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме (далее - Порядок оформления) и на бумажных носителях.
Согласно положениям пункта 2 Правил N 589 ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки) (далее - ВСД), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
На основании пункта 39 Порядка N 589 основанием для отказа в оформлении ВСД является, в том числе наличие ограничений на ввоз на территорию, куда осуществляется ввоз подконтрольного товара.
Из анализа положений вышеизложенный нормативных актов судебными инстанциями сделан правомерный вывод о необходимости при рассмотрении настоящего дела принимать во внимание также законодательные и иные ветеринарные акты страны, куда осуществляется ввоз спорного товара, то есть КНР.
Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ ратифицирован Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Российская Федерация официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО) 22.08.2012.
15.04.1994 ВТО принято Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее - Соглашение СФС), согласно пункту 1 приложения А к которому санитарная или фитосанитарная мера - любая мера, применяемая: b) для защиты жизни или здоровья людей или животных в пределах территории члена от рисков, возникающих от добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, напитках или кормах; c) для защиты жизни или здоровья людей в пределах территории члена от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них, или в связи с проникновением, укоренением или распространением вредителей.
Базовый подход к принятию санитарных и фитосанитарных мер членами ВТО установлен в пункте 1 статьи 2 Соглашения СФС и заключается в том, что члены ВТО имеют право вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, при условии, что такие меры не противоречат положениям Соглашения СФС.
Согласно статье 5 Соглашения СФС в случаях, когда соответствующее научное обоснование является недостаточным, любой член ВТО может временно ввести санитарные или фитосанитарные меры на основе имеющейся надлежащей информации, включая информацию, полученную от соответствующих международных организаций, а также информацию о санитарных или фитосанитарных мерах, применяемых другими членами. При подобных обстоятельствах члены стремятся получить дополнительную информацию, необходимую для более объективной оценки риска, и соответственно пересмотреть санитарную или фитосанитарную меру в течение разумного периода времени.
На основании статьи 3 Китайско-Российского Меморандума от 02.12.2009 "О сотрудничестве по вопросам экспорта-импорта продукции водного промысла между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Главным государственным управлением Китайской Народной Республики по надзору, инспекции качества и карантину (AQSIQ)" стороны гарантируют, что продукция водного промысла, экспортируемая из государства одной стороны в государство другой стороны, соответствует ветеринарно-санитарным требованиями и нормам страны-импортера.
Пунктом 5.7 Китайско-Российского Меморандума от 02.12.2009 установлено, что при обнаружении в импортируемой продукции водного промысла несоответствий ветеринарно-санитарным требованиям страна-импортер может приостановить ввоз продукции водного промысла с соответствующих предприятий до устранения всех несоответствий. Сторона-экспортер обязана провести проверку и информировать сторону-импортера о ее результатах.
Суды установили, что информацией от 11.09.2020 китайская сторона сообщила о приказе N 103 (2020) ГТУ КНР "О применении чрезвычайных превентивных мер для иностранных компаний. На замороженных продуктах обнаружена новая нуклеиновая кислота Covid-19", согласно которому, если замороженные продукты одного и того же производителя, экспортируемые в Китай, или их упаковка окажутся положительными на нуклеиновую кислоту Covid-19 в первый и второй раз, таможня приостанавливает прием деклараций на импорт продукции компании на одну неделю и автоматически возобновляет ее после истечения данного срока. Если же тест на нуклеиновую кислоту одного и того же производителя окажется положительным 3 и более раз, таможня приостанавливает прием импортных деклараций на продукцию компании на 4 недели и автоматически возобновляет его после истечения данного срока.
Статьей 35 Мер по обеспечению безопасности импортируемых и экспортируемых пищевых продуктов, утвержденных приказом ГТУ КНР от 14.04.2021 N 249, установлено, что ГТУ КНР может на основе результатов оценки рисков принять необходимые меры контроля, а именно приостановление или запрет импорта соответствующих пищевых продуктов в случае, если соответствующие пищевые продукты несут серьезные потенциальные угрозы безопасности.
Письмом от 10.12.2021 N 398 ГТУ КНР информировало Россельхознадзор о том, что в связи с выявлением образца с положительными результатами на нуклеиновую кислоту COVID-19 с внешней упаковки 1 партии замороженной тихоокеанской трески, экспортируемой судном "Капитан Ефремов", в соответствии с положениями приказа ГТУ КНР от 11.09.2020 приостанавливается прием импортных деклараций на продукцию с судна "Капитан Ефремов" СН-155 с 11.12.2021 на 1 неделю.
Россельхознадзор письмом от 14.12.2021 N ФС-КС-7/36415 уведомил территориальные управления, ФГБУ "Национальный центр безопасности продукции водного промысла и аквакультуры (ФГБУ "НЦБРП"), Федеральную таможенную службу России о выявлении несоответствия требованиям КНР продукции, произведенной на судне "Капитан Ефремов" СН-155, и приостановке экспорта сроком на неделю. Информация о временных ограничениях также размещена Россельхознадзором в информационной системе "Цербер" (является одним из компонентов информационной системы в области ветеринарии и предназначена для осуществления контроля и ведения учета юридически значимых действий в области ветеринарного надзора путем автоматизации процесса сбора и анализа информации о поднадзорных объектах, и формирования соответствующих документов и для поддержания базы данных об объектах ветеринарного надзора, где осуществляются производство (содержание), хранение, перемещение и оборот подконтрольных товаров).
В связи с получением от ГТУ КНР информации о приостановке декларирования продукции Россельхознадзор проинформировал свои территориальные управления о приостановке экспорта в Китай рыбопродукции, выработанной судном "Капитан Ефремов", и изменил статус субъекта в Реестре экспортеров ИС "Цербер" на "Временные ограничения".
Таким образом, учитывая поступившую от вышестоящего органа информацию от 14.12.2021 о приостановке экспорта в КНР продукции, изготовленной плавзаводом "Капитан Ефремов" АО "Южморрыбфлот" сроком на 1 неделю, а также принимая во внимание статус субъекта в Реестре экспортеров ИС "Цербер", у управления по результатам рассмотрения заявки от 15.12.2021 N 815 не имелось правовых оснований для оформления обществу сертификата здоровья на экспортируемые в КНР водные биологические ресурсы "треска б/г мороженная", весом 47 300 кг, 2 150 мест, изготовитель АО "Южморрыбфлот", ПЗ "Капитан Ефремов".
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Ссылка заявителя на пункт 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (г. Москва, 03.09.1994) судом округа отклоняется, поскольку Соглашение устанавливает функции таможенного контроля на таможенные службы двух государств, между тем Россельхознадзор органом таможенного контроля не является.
Доводы АО "Южморрыбфлот", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заинтересованным лицом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А51-1226/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
Л.М. Черняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5.7 Китайско-Российского Меморандума от 02.12.2009 установлено, что при обнаружении в импортируемой продукции водного промысла несоответствий ветеринарно-санитарным требованиям страна-импортер может приостановить ввоз продукции водного промысла с соответствующих предприятий до устранения всех несоответствий. Сторона-экспортер обязана провести проверку и информировать сторону-импортера о ее результатах.
...
Россельхознадзор письмом от 14.12.2021 N ФС-КС-7/36415 уведомил территориальные управления, ФГБУ "Национальный центр безопасности продукции водного промысла и аквакультуры (ФГБУ "НЦБРП"), Федеральную таможенную службу России о выявлении несоответствия требованиям КНР продукции, произведенной на судне "Капитан Ефремов" СН-155, и приостановке экспорта сроком на неделю. Информация о временных ограничениях также размещена Россельхознадзором в информационной системе "Цербер" (является одним из компонентов информационной системы в области ветеринарии и предназначена для осуществления контроля и ведения учета юридически значимых действий в области ветеринарного надзора путем автоматизации процесса сбора и анализа информации о поднадзорных объектах, и формирования соответствующих документов и для поддержания базы данных об объектах ветеринарного надзора, где осуществляются производство (содержание), хранение, перемещение и оборот подконтрольных товаров)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 декабря 2022 г. N Ф03-6073/22 по делу N А51-1226/2022