г. Хабаровск |
|
20 декабря 2022 г. |
А24-1725/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.
при участии:
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу: Булгакова В.А., представитель по доверенности от 07.12.2022 N Д-41907/22/111-ДС;
от других лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
на решение от 29.06.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022
по делу N А24-1725/2022
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
третьи лица: управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, управление архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, публичное акционерное общество энергетики и электрофикации "Камчатскэнерго", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Камчатскэнергосбыт"
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (ОГРН 1074101004570, ИНН 4101117450; адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Рыбаков, 25; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010, ИНН 4101036106; адрес: 683001, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14; далее - администрация, орган местного самоуправления) о признании участка тепловой сети 2d=76 длиной 82 м от тепловой камеры (ТК - 62) до узла учета тепловой энергии (УУТЭ), расположенного в здании по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Проспект 50 лет Октября, д. 17/3, бесхозяйным объектом теплоснабжения и признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2020 N 190 "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), в отношении бесхозяйной тепловой сети в здании по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Проспект 50 лет Октября, д. 17/3. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию в течение 60 дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения: обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной, экологической, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики; провести проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения; обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения; организовать приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями пожарной безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения; в течение 30 дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой соединены с бесхозяйным участком сети после выдачи органом государственного энергетического надзора разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения; включить бесхозяйный объект теплоснабжения в утвержденную схему теплоснабжения; до даты регистрации права собственности на бесхозный объект теплоснабжения организовать содержание и обслуживание объекта теплоснабжения.
Определениями суда от 15.04.2022, от 11.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН 1024101028291, ИНН 4101027609; адрес: 683001, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 12), управление архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН 1094101003710, ИНН 4101131945; адрес: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22), управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ОГРН 1134101001429, ИНН 4101156604; адрес: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 74/1), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ОГРН 1094101004865, ИНН 4101133149; адрес: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красинцев, 19; далее - Управление Росимущества), публичное акционерное общество энергетики и электрофикации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668; адрес: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ОГРН 1044100664167, ИНН 4101099096; адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, Ботанический переулок, 4; далее - Управление Росреестра), публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Камчатскэнергосбыт" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770; адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Тигровая, 19, далее - ПАО ДЭК "Камчатскэнергосбыт").
Решением суда от 29.06.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судами не дана оценка доводам Управления о том, что административное здание по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. 50 лет Октября, д. 17/3, с земельным участком площадью 1263 кв. м являются имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и в силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения, обязан включить такие объекты в состав муниципальной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся. Указывает, что подписание актов разграничения тепловых сетей осуществлялось Управлением не на основании правоустанавливающих документов, а в целях обеспечения тепловой энергией административного здания, поскольку они являются неотъемлемой частью контрактов с единственным поставщиком тепловой энергии, при этом настаивает на том, что тепловая сеть от Росимущества Управлению не передавалась и на баланс не принималась; технический паспорт на административное здание, кадастровый паспорт земельного участка и кадастровый план земельного участка не содержат сведений о том, что тепловая сеть является частью инженерной инфраструктуры здания, и о расположении тепловой сети в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:415; на учете в Управлении Росреестра по Камчатскому краю тепловая сеть также не значится; документы, подтверждающие передачу тепловой сети как Росимуществу, так и Управлению, не представлены; принадлежность тепловой сети физическим или юридическим лицам не подтверждена.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили. ПАО ДЭК "Камчатскэнергосбыт" ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Управления Росимущества от 02.04.2013 N 43-р за Управлением на праве оперативного управления закреплено административное здание, местоположение (адрес) объекта: г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт 50 лет Октября, д. 17/3.
Право оперативного управления в отношении указанного здания зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.04.2013, о чем имеется запись регистрации N 41-41-01/025/2013-057.
Распоряжением ТУ Росимущества в Камчатском крае от 09.09.2013 N 180-р в постоянное (бессрочное) пользование Управлению предоставлен земельный участок с кадастровым номером 41:01:010118:415, общей площадью 1263 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Петропавловск-Камчатский, просп. 50 лет Октября, дом 17/3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания. Участок передан управлению по акту приема-передачи от 09.09.2013.
Право постоянного (бессрочного) пользования управления на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.10.2013, о чем имеется запись регистрации N 41-41-01/040/2013-152.
В 2019 году при проведении работ по гидравлическому испытанию наружных тепловых сетей, прилегающих к административному зданию, согласно акту готовности сетей отопления от 04.07.2019 в присутствии представителя подрядной организации и представителя тепловой инспекции сети центрального отопления испытания не выдержали, к эксплуатации в отопительном периоде 2019-2020 годов не допущены. При внешнем осмотре системы отопления и горячего водоснабжения выявлен прорыв сети от точки присоединения до узла учета тепловой энергии.
Сославшись на приведенные обстоятельства, Управление обратилось в ПАО "Камчатсэнерго" с письмом от 17.07.2019 исх. N 41915/19/8545, в котором просило дать разъяснения о дальнейших действиях для устранения выявленных нарушений.
ПАО "Камчатсэнерго" в письме от 23.07.2019 N 12/3847 разъяснило о необходимости управлению своими силами или с привлечением подрядной организации принять меры по ремонту и замене аварийных участков сети, а также указало, что возобновление теплоснабжения объекта производится только при наличии акта готовности сетей отопления и горячего водоснабжения к эксплуатации в отопительный период.
Управление обратилось к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с письмом от 27.11.2019 N 41907/19/15231-ДП о рассмотрении вопроса о принятии в муниципальную собственность как бесхозяйной тепловой сети подземной прокладки от тепловой камеры ТК-62 до узла учета тепловой энергии.
Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в письме от 29.04.2020 N 01-06-01/2087/20 указало на отсутствие оснований для обращения указанного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Кроме того, в письме от 23.06.2021 N 01-06-01/3311/21 Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа разъяснило управлению, что в случае получения ответов от заинтересованных лиц об отсутствии собственника будет рассмотрен вопрос о принятии указанного участка сети в муниципальную собственность.
Полагая, что указанный участок тепловой сети является бесхозяйным имуществом, а также что допущенное администрацией бездействие, выраженное в непринятии мер по постановке на учет данного участка тепловой сети в качестве бесхозяйного имущества является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Заявленные Управлением требования основаны на положениях Федерального закона от 06.0.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Закона о теплоснабжении.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ вопросы организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах муниципального, городского округа, отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ).
В части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ определено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Из приведенных положений законодательства следует вывод об обязанности органов местного самоуправления в целях решения вопросов организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в границах муниципального образования предпринимать меры по выявлению бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов, организовывать постановку их на учет в установленном порядке, признавать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.
Правовой режим бесхозяйной вещи определен в статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Объект недвижимости нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности. Если на недвижимое имущество, которое находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, существуют правопритязания, такое имущество не может быть признано бесхозяйным (постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13 по делу N А76-24747/2011).
По смыслу нормы права, закрепленной в статье 225 ГК РФ, имущество не может быть признано бесхозяйным, если имеется правопритязание на объект либо осуществляется фактическое владение имуществом.
При этом Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного может быть осуществлено только при наличии документов, свидетельствующих о том, что данный объект является бесхозяйным. На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3).
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по организации постановки на учет и признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты может быть реализована только в случае, если имеются документальные основания считать такие объекты бесхозяйными.
Суды, рассмотрев спор по имеющимся в деле доказательствам, правильно применив нормы материального права к установленным обстоятельствам, пришли к выводу о том, что спорный участок тепловой сети, представляющий собой объект инженерных сетей инфраструктуры здания, находившегося в фактическом владении и пользовании Управлением на праве оперативного управления, бесхозяйным имуществом признан быть не может.
Как установлено судами по материалам дела, распоряжением Управления Росимущества от 02.04.2013 N 43-р за Управлением на праве оперативного управления закреплено административное здание, местоположение (адрес) объекта: г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт 50 лет Октября, д. 17/3; распоряжением Управления Росимущества от 09.09.2013 N 180-р в постоянное (бессрочное) пользование Управлению предоставлен земельный участок с кадастровым номером 41:01:010118:415, общей площадью 1263 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Петропавловск-Камчатский, просп. 50 лет Октября, дом 17/3, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административного здания. Участок передан Управлению по акту приема-передачи от 09.09.2013. Спорный участок тепловой сети ни в распоряжении, ни в акте приема-передачи отдельной строкой не отражен.
Вместе с тем согласно техническому паспорту на здание административное, инв. N 5430, составленному по состоянию на 20.01.2014, данный объект имеет систему отопления.
Заявитель не оспаривает, что источником теплоснабжения административного здания является котельная N 50 (101 квартал); подача теплоснабжения производится по схеме присоединения отопительной системы, зависимой от котельной.
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 31.08.2021 N 1/5, составленному филиалом ПАО "Камчатскэнерго" Коммунальная энергетика и ООО "Савико" (предыдущий собственник административного здания), границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей является первый фланец задвижки на подающем и обратном трубопроводах со стороны потребителя в тепловой камере ТК-62 (точка врезки в магистральный трубопровод). Также в пункте 2 акта от 31.08.2011 предусмотрено, что на балансе потребителя находятся тепловые сети от тепловой камеры ТК-62 до узла учета тепловой энергии магазина "Савико" 2d=76, L=82 п.м. (в канале) подземной прокладки.
В 2013 году при смене собственника здания на Управление заключен договор теплоснабжения N 80002, при этом границей тепловых сетей котельной N 50 "101 квартал" (кадастровый номер 41:01:0000000:2290) является именно тепловая камера ТК-62.
Таким образом, именно Управление выступает в качестве балансодержателя спорного участка тепловой сети.
Одновременно с этим заявитель на протяжении ряда лет своими фактическими действиями проявлял себя как владелец спорного участка теплотрассы, нес бремя его содержания, заключал договоры на пользование тепловой энергией и только после аварийной ситуации на спорном участке тепловой сети в 2019 году инициировал процедуру определения статуса спорной тепловой сети как бесхозяйной, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали правовые основания считать спорный участок теплосети бесхозяйным.
Как указал суды, надлежащая эксплуатация объектов недвижимости, принадлежащих на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и расположенных на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации, невозможна без использования спорного участка теплотрассы, который в данном случае является принадлежностью по отношению к главной вещи, связан с ней общим назначением, в силу чего должен следовать судьбе главной вещи (статья 135 ГК РФ).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Приобретя право оперативного управления административным зданием, расположенным по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт 50 лет Октября, д. 17/3, Управление приобрело и права владения и пользования объектами инженерной инфраструктуры здания как неотъемлемыми частями самого здания, и в силу статьи 210 ГК РФ несёт обязанность по содержанию данных тепловых сетей.
На основании изложенного в рассматриваемом случае у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для проведения мероприятий по оформлению документов в рамках процедуры признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и определения теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети 2d=76 длиной 82 м от тепловой камеры (ТК - 62) до узла учета тепловой энергии (УУТЭ) в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
Судами установлено, что данный участок теплотрассы не является транзитным и обслуживает конкретный объект, не являющийся муниципальной собственностью. Доказательств возведения спорного участка инженерной инфраструктуры в целях обеспечения теплоснабжением иных объектов третьих лиц суды в материалах дела не усмотрели.
Не может быть принято во внимание для признания спорного участка тепловой сети бесхозяйным отсутствие правоустанавливающих документов, поскольку, как было отмечено выше, данный объект по своему функциональному и фактическому назначению и расположению является неотъемлемой частью здания и предназначен для его обслуживания.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, не содержат фактов, не проверенных, не учтённых судами при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для рассмотрения спора по существу, поэтому не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых ненормативных актов, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые ненормативный акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые ненормативный акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя; обязанность доказывания соответствия оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данные ненормативный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для вывода о несоответствии закону оспариваемого бездействия и нарушении им прав и законных интересов заявителя по делу.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.06.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по делу N А24-1725/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Приобретя право оперативного управления административным зданием, расположенным по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт 50 лет Октября, д. 17/3, Управление приобрело и права владения и пользования объектами инженерной инфраструктуры здания как неотъемлемыми частями самого здания, и в силу статьи 210 ГК РФ несёт обязанность по содержанию данных тепловых сетей.
...
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя; обязанность доказывания соответствия оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данные ненормативный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 декабря 2022 г. N Ф03-6172/22 по делу N А24-1725/2022