г. Хабаровск |
|
17 января 2023 г. |
А04-685/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
судей Захаренко Е.Н., Яшкиной Е.К.
при участии:
без явки лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
на решение от 07.06.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022
по делу N А04-685/2022 Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы"
к обществу с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск"
о взыскании 2 085 528,92 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1202800000369, ИНН 2801254956; далее - ООО "АКС") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Амуржилсервис" Благовещенск" (ОГРН 1122801008648, ИНН 2801176049; далее - ООО "АЖС") о взыскании 1 629 325,56 руб. основного долга по договору от 01.01.2013 N 1948 за февраль, апрель, май, июнь, октябрь 2018 года, январь, февраль, апрель, август, ноябрь 2019 года, январь, февраль, май, ноябрь, декабрь 2020 года, с учетом передачи протоколов по домам:
ул. Кузнечная, 27 и ул. Театральная, 183.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 07.06.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "АЖС" выражает несогласие с принятыми судебными, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы кассатор указывает, что у судов отсутствовали основания для удовлетворения требований иска в отношении МКД по ул. Кузнечная, 27, ул. Пролетарская 95/1, ул. Театральная, 183 после получения РСО копий протоколов решение общих собраний собственников о переходе на прямые договоры. Дополнительно указывает на необоснованность иска, поскольку в материалы дела не представлена первичная документация, подтверждающая объемы потребления тепловой энергии.
ООО "АКС" в отзыве на кассационную жалобу, изложенные в ней доводы отклонило, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru/, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "АКС" является гарантирующим поставщиком по водоснабжению и водоотведению на территории города Благовещенска, осуществляет подачу холодной и горячей (питьевой) воды через присоединенную водопроводную сеть, а также принимает сточные воды, отводимые по присоединенной канализационной сети, в том числе и в целях содержания общего имущества в отношении многоквартирных домов, которые находятся в управлении ООО "АЖС".
01.01.2013 между открытым акционерным обществом "Амурские коммунальные системы" (22.01.2020 преобразовано в ООО "АКС") (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Амурский жилищный стандарт" (переименовано в ООО "Амуржилсервис" Благовещенск") (абонент)) заключен договор N 1948 теплоснабжения (далее - договор), по условиям которого РСО обязалась в течение срока его действия через присоединенные системы теплоснабжения подавать в многоквартирные дома, указанные в Приложении N 10, согласованное количество тепловой энергии (Приложение N 1) в соответствии с установленным температурным графиком (Приложение N 3) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению, а абонент обязался оплачивать принятую тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации внутридомовых инженерных сетей и исправность инженерных коммуникаций, оборудования и приборов, входящих в состав внутридомовых инженерных сетей.
Объем поданной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, определяется абонентом на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поданной тепловой энергии собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам теплоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объемы поставок тепловой энергии таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Объем поданной ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии за расчетный период по настоящему договору в многоквартирные дома, не оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода его из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации (истечения срока поверки), в том числе выявленных в ходе проверки ресурсоснабжающей организацией состояния используемых абонентом коллективных (общедомовых) приборов учета, определяется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по поставке ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг и предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, на основании предоставленной абонентом в соответствии с настоящим договором информации, определенной Приложением N 9 к настоящему договору и необходимой для определения объема поставленного ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса (пункты 4.1, 4.2 договора).
Стоимость поставленной тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и используемым для расчета размера платы населения за коммунальные услуги (пункт 5.1 договора).
Пунктом 6.2 договора установлено, что расчет за поставленную тепловую энергию производится в следующем порядке:
- в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению непосредственно ресурсоснабжающей организации - оплата осуществляется путем перечисления абонентом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, платы за коммунальные ресурсы (поставленная тепловая энергия) на расчетный счет ООО "Энергокомфорт" Амур" любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации;
- в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению непосредственно ресурсоснабжающей организации - оплата коммунальных ресурсов (поставленная тепловая энергия) осуществляется путем внесения потребителями непосредственно на расчетный счет ООО "Энергокомфорт" Амур" платы за коммунальные услуги по отоплению в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за исключением платы за услуги по отоплению, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения абонентом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальные ресурсы (поставленная тепловая энергия), использованные для предоставления коммунальных услуг по отоплению, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В то же время, как предусмотрено пунктом 3.1.38 абонент обязан уведомить РСО о принятии общим собранием собственников помещений в МКД (общим собранием членов товарищества или кооператива) решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения с предоставлением протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (общего собрания членов товарищества или кооператива), на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с приложением N 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения N 13 от 11.02.2019), объектами поставки коммунального ресурса являются следующие МКД: ул. Тепличная, 2;
ул. Кузнечная, 27; ул. Театральная, 183; ул. Пролетарская, 95/1.
В феврале, апреле, мае, июне, октябре 2018 года, январе, феврале, апреле, августе, ноябре 2019 года, январе, феврале, мае, ноябре, декабре 2020 года ООО "АКС" осуществило поставку тепловой энергии в вышеперечисленные МКД, в связи с чем выставило ООО "АЖС" соответствующие счета-фактуры, по которым ответчик оплатил потребленный коммунальный ресурс частично на общую сумму 3 099 867,95 руб., тогда как задолженность перед истцом за спорный период составила 1 629 325,56 руб.
Оставление ООО "АЖС" без удовлетворения претензии ООО "АКС" о необходимости оплаты сложившейся задолженности, явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Учитывая, что ООО "АЖС" приобретало коммунальный ресурс в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, суды при разрешении настоящего спора правомерно руководствовались положениями § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из содержания статей 161, 162 Жилищного кодекса, пунктов 40, 44 Правил N 354 управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленные коммунальные ресурсы жилым домом, в том числе на общедомовые нужды.
При этом оплата собственниками (нанимателями) жилых и нежилых помещений платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации) рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. Поэтому оплата коммунального ресурса собственниками непосредственно ресурсоснабжающей организации не исключает возможность РСО требовать оплаты, в том числе и индивидуального потребления с управляющей организации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД. Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса).
В целях реализации указанных изменений в пунктах 21 и 21(1) Правил N 124 предусмотрено, что организация, управляющая МКД, даже в случаях наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению именно управляющей организацией, а не собственниками помещений, расположенных в МКД.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства МКД; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8 и 9, подпункты "а" и "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Порядок внесения платы за коммунальные услуги урегулирован статьей 155 Жилищного кодекса.
Собственники жилых и нежилых помещений ранее были вправе в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (прямые расчеты). Такой порядок расчетов рассматривался как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающим организациям за соответствующие коммунальные ресурсы.
Наличие данного решения не меняло схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов.
С принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) вышеуказанная норма (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса) утратила силу. При этом законодательное урегулирование отношений по возможному предоставлению коммунальных услуг собственниками помещений напрямую ресурсоснабжающей организацией реализовано путем внесения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации статьи 157.2 Жилищного кодекса.
Так, пункт 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 данной статьи, а именно:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса (пункт 1);
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения (пункт 2);
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (пункт 3).
Как следует из части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона приняты решения общих собраний о прямых расчетах собственников в МКД за потребленные коммунальные ресурсы с РСО, то установленный ими порядок продолжает действовать до принятия нового решения собрания, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса.
Таким образом, определяя объем обязательств управляющей компании по договору в части предоставления коммунальных услуг, следует отличать имевшееся в законодательстве понятие прямых расчетов и положения закона о прямых договорах.
Прежний порядок прямых расчетов, который реализован на основании части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса, продолжает сохранять свое действие, однако не заменяет решения общего собрания собственников помещений в МКД о прямых договорах, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса.
Если же после вступления в силу Закона N 59-ФЗ (после 03.04.2018) собственниками принято решение о заключении от своего имени договора ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация, несмотря на осуществление управления МКД в качестве выбранного собственниками помещений в МКД способа управления домом, не отвечает за неоплату собственниками помещений в МКД потребленных ими коммунальных ресурсов. По смыслу части 5 статьи 157.2 Жилищного кодекса управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (на СОИ).
В силу пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса к компетенции общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме относится, в том числе принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора отопления (теплоснабжения).
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) в ресурсоснабжающую организацию, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр в случае принятия общим собранием решения по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса, подлинники решений и протокола подлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание, в срок (не позднее чем через десять календарных дней со дня проведения общего собрания), указанный в абзаце первом настоящего пункта, с одновременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым общим собранием решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17(1) Правил N 354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом "ж" пункта 18 настоящих Правил при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следуя приведенным нормоположениям, суды при поступлении возражений от РСО относительно непоступления в ее адрес решений общего собрания о переходе определенного МКД на прямые договоры, должны проверить и установить факт исполнения/неисполнения ответственным лицом обязанности по направлению копии решения в РСО и отразить результаты оценки доказательств, представляемых сторонами в обоснование своих позиций. Совершение указанных действий необходимо поскольку в силу вышеприведенных правовых норм, обязательство ресурсоснабжающей организации не может возникнуть раньше, чем организация узнает о возникшим у него статусе ИКУ.
Со ссылкой на вышеприведенные нормы материального права суды, установив, что уточненные исковые требования РСО в отношении МКД, расположенных по ул. Кузнечная, 27; по ул. Театральная, 183;
по ул. Пролетарская, 95/1, заявлены за период с февраля 2018 года до момента предоставления ресурсоснабжающей организации протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о переходе собственником указанных МКД на прямые договорные отношения с РСО (апрель 2019 года), пришли к верному выводу, что ответственным лицом по оплате коммунального ресурса является управляющая компания. При этом судами отмечено, что возражения ответчика сводились только к оспариванию того факта, что он является ответственным лицом по оплате коммунального ресурса в спорный период, возражений относительно периода начислений и объема поставленного коммунального ресурса между сторонами не имелось.
Рассматривая возражения ответчика относительно требований, заявленных в отношении МКД, расположенного по ул. Тепличная, 2, суды по результатам оценки, данной в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленным в материалы дела доказательствам, признали факт уведомления РСО о переходе на прямые договоры не подтвержденным документально. В частности указав, что из письма ответчика от 16.08.2019 (вх. N 7942) не следует, что вместе с ним в адрес истца направлялось решение собственников помещений о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг, оформленное протоколом от 29.03.2019, тогда как документально подтвержден факт передачи указанного протокола истцу только 28.09.2021 (отметка о получении 9557).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции пришли к единому выводу, что, несмотря на принятие собственниками указанного МКД в 2019 году решения о переходе на прямые договорные отношения с РСО, фактически обязанность ресурсоснабжающей организации по заключению прямых договоров возникла только с 28.09.2021, на основании чего правомерно заключили, что до этого времени между конечными потребителями и РСО существовали прямые расчеты, при которых обязанным лицом по оплате спорного коммунального ресурса выступал ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, ввиду чего удовлетворили требования истца, которые заявлены изначально по конец 2020 года. При этом судами предварительно проверены и отклонены доводы ответчика о пропуске ООО "АКС" срока исковой давности.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд округа признает итоговые выводы судов первой и апелляционной инстанции верными, в полной мере согласующимися с приведенными в обжалуемых судебных актах нормами материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, указывающие на отсутствие оснований для удовлетворения иска в части МКД по ул. Кузнечная, 27, ул. Пролетарская 95/1, ул. Театральная, 183 после получения РСО копий протоколов решение общих собраний собственников о переходе на прямые договоры, подлежат отклонению, поскольку указанные требования исключены истцом самостоятельно из расчета основного долга при уточнении иска, что учтено судами при вынесении обжалуемых судебных актов.
Доводов о несогласии с обжалуемыми судебными актами в части выводов по иным спорным домам кассационная жалоба не содержит.
Возражения заявителя, касающиеся недоказанности факта оказания услуг в заявленном объеме и документального неподтверждения расчета иска первичными документами, безосновательны, так как противоречат представленной в материалы дела доказательственной базе.
Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения спора, в кассационной жалобе не приведено.
В целом доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии с выводами арбитражных судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных арбитражными судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной инстанции недопустимо.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств с правильным применением соответствующих норм материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемых судебных актов не допущено, правовых оснований для их отмены у суда округа не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.06.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А04-685/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17(1) Правил N 354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом "ж" пункта 18 настоящих Правил при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2023 г. N Ф03-5789/22 по делу N А04-685/2022