г. Хабаровск |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А59-3025/2022 |
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе судьи Ширяева И.В.
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области) на решение от 14.09.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по делу N А59-3025/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мегастрой"
о взыскании финансовых санкций в размере 5 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области; ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551; адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69А; далее - Отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мегастрой" (ОГРН 1076501000630, ИНН 6501177874; адрес: 693000, Сахалинская область, Южно-Сахалинск, Коммунистический пр-кт, 31Б, оф. 30; далее - ООО "Мегастрой", общество) о взыскании финансовых санкций в размере 5 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 14.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022, в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя кассационной жалобы, отсчет пятидневного срока направления уведомления по ТКС следует вести с даты получения уведомления страхователем, а не с даты непосредственного открытия сообщения страхователем и получения территориальным органом Фонда извещения о доставке; при этом день получения страхователем уведомления является днем начала течения пятидневного срока для устранения имеющихся ошибок и несоответствий.
Изучив материалы дела, проверив в порядке и пределах статей 284, 286, 288.2 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной не находит оснований ее удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что ООО "Мегастрой" зарегистрировано 17.01.2007 Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1076501000630. При постановке на налоговый учет присвоен идентификационный номер налогоплательщика 6501177874.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074-001-098041.
Страхователь представил в адрес территориального органа Фонда сведения на работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и по форме СЗВ-М за январь - август, октябрь - декабрь 2020 года.
Отделением на основании представленной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлено, что сведения в отношении 1 застрахованного лица, указанном в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, отсутствуют в отчете по форме СЗВ-М за январь - август и октябрь - декабрь 2020 года.
14.10.2021 Фондом в адрес страхователя на основании пункта 5 статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) направлена сверка и уведомление N 98041 об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней.
Уведомление получено страхователем 07.11.2021.
Исправленные сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М с типом "доп" за январь - август 2020 года и октябрь - декабрь 2020 года в Фонд поступили 08.11.2022.
17.01.2022 по результатам проверки составлены акты о выявленных правонарушениях в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N N 074S18220000357, 074S18220000358, 074S18220000359, 074S18220000360, 074S18220000361, 074S18220000362, 074S18220000363, 074S18220000364, 074S18220000366, 074S18220000367, 074S18220000368.
Акты направлены в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, фондом 18.02.2022 приняты решения: N 074S19220001245, 074S19220001246, 074S19220001247, 074S19220001248, 074S19220001249, 074S19220001250, 074S19220001251, 074S19220001252, 074S19220001254, 074S19220001255, 074S19220001256 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к учреждению финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой составил 5 500 руб. (500 руб. в отношении каждого застрахованного лица*каждый месяц просрочки).
Решения направлены в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).
В связи с тем, что штрафные санкции в общей сумме 5 500 руб. не были уплачены в добровольном порядке, 10.03.2022 обществу выставлены и направлены требования об уплате штрафа N 074S01220001300, 074S01220001310, 074S01220001309, 074S01220001308, 074S01220001307, 074S01220001306, 074S01220001305, 074S01220001304, 074S01220001303, 074S01220001302, 074S01220001301 с указанием срока оплаты штрафа до 29.03.2022.
Требования направлены в адрес страхователя по бесконтактному приему сведений по электронным каналам связи.
Общество не уплатило выставленные штрафы в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения в суд с заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по штрафам.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 24.06.2022 N А59-2816/2022 в выдаче судебного приказа отказано на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ ввиду того, что из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривалось наличие спора о праве.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Отделения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Закон N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, действующего в период представления отчетности, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исх" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
С учетом изложенного страхователь должен был представить сведения за спорный период, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, а также не позднее 01 марта года, следующего за отчетным, однако материалами дела подтверждено несвоевременное представление сведений о каждом работающем у заявителя лице.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию, взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Указание о возможности предоставления корректирующих сведений также предусмотрено пунктами 38, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае исправления ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 211н предоставлено страхователю право на представление дополнительных сведений (уточненных/исправленных), в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, а следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Как установлено судом, первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип "исходная") за январь - август и октябрь - декабрь 2020 года в отношении застрахованных лиц представлена учреждением в установленный Законом N 27-ФЗ срок и принята Фондом.
Из материалов дела следует, что в последующем страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М за январь - август и октябрь - декабрь 2020 года (тип "дополняющая") в отношении лица (СНИЛС <...>), которое не было отражено в первоначальных сведениях за указанные периоды.
Ответчик представил уточненные (исправленных) индивидуальные сведения по форме СЗВ-М январь - август и октябрь - декабрь 2020 года в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
Исследовав периоды представления страхователем в Фонд сведений за январь - август и октябрь - декабрь 2020 года по форме СЗВ-М на застрахованное лицо, учитывая правовую позицию, изложенную в Информационном письме Президиума ВАС от 11.08.20004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" (пункт 15), а именно что к правоотношениям, связанным с обязательным пенсионным страхованием и не урегулированным отдельными специальными нормами, применяются общие положения законодательства РФ о налогах и сборах, в частности положения главы 15 НК РФ, обязанность заявителя согласно части 6 статьи 108 НК РФ доказывать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании, а также то, что все неустранимые сомнения в виновности ответчика в приписываемом ему заявителем нарушении законодательства трактуются в пользу страхователя, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины страхователя в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Поскольку штраф по статье 17 Закона N 27-ФЗ фактически является мерой публичной ответственности, то неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
У страхователя есть не только обязанность по представлению сведений установленной формы и в установленные сроки на застрахованных лиц, но и право не быть привлеченным к ответственности в случае соблюдения определенных условий.
Общество, получив от пенсионного фонда уведомление (07.11.2021), в течение пяти рабочих дней (08.11.2021) представило необходимые сведения, в связи с чем на основании пунктов 38, 40 Инструкции N 211н не может быть привлечено к ответственности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае устранения им ошибок путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "Мегастрой" к ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за периоды: январь - август, октябрь - декабрь 2020 года.
Полномочий для переоценки сделанных судами выводов, у суда кассационной инстанции в силу предоставленных полномочий не имеется.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.09.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по делу N А59-3025/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.В. Ширяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав периоды представления страхователем в Фонд сведений за январь - август и октябрь - декабрь 2020 года по форме СЗВ-М на застрахованное лицо, учитывая правовую позицию, изложенную в Информационном письме Президиума ВАС от 11.08.20004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" (пункт 15), а именно что к правоотношениям, связанным с обязательным пенсионным страхованием и не урегулированным отдельными специальными нормами, применяются общие положения законодательства РФ о налогах и сборах, в частности положения главы 15 НК РФ, обязанность заявителя согласно части 6 статьи 108 НК РФ доказывать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании, а также то, что все неустранимые сомнения в виновности ответчика в приписываемом ему заявителем нарушении законодательства трактуются в пользу страхователя, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины страхователя в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ.
...
Поскольку штраф по статье 17 Закона N 27-ФЗ фактически является мерой публичной ответственности, то неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
...
Общество, получив от пенсионного фонда уведомление (07.11.2021), в течение пяти рабочих дней (08.11.2021) представило необходимые сведения, в связи с чем на основании пунктов 38, 40 Инструкции N 211н не может быть привлечено к ответственности.
...
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "Мегастрой" к ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за периоды: январь - август, октябрь - декабрь 2020 года."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 января 2023 г. N Ф03-6536/22 по делу N А59-3025/2022