• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2023 г. N Ф03-6355/22 по делу N А24-777/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судом первой инстанции установлено, что заключенный между сторонами договор не содержит конкретного условия о предоставлении ответчику судна, либо его части, а содержит лишь условие об обязанности перевозчика обеспечить привлечение судов для обеспечения доставки груза (пункт 3.1.1 договора). При этом по каждой заявке ответчика и на каждую партию груза стороны обязаны согласовать отдельный танкерный рейсовый чартер, без которого, исходя из условий договора, перевозка не осуществляется. Именно чартер в соответствии со статьей 120 КТМ РФ должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна.

Ввиду изложенного, руководствуясь нормой статьи 431 ГК РФ, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу, что обязательства сторон по перевозке груза и оплате фрахта возникают по факту конкретной перевозки партии груза только в случае подачи фрахтователем заявки и последующего заключения чартера. Вместе с тем, поскольку ответчик заявку на перевозку оставшегося количества мазута не подавал, а перевозчик не согласовывал с фрахтователем чартер какого-либо судна для осуществления этой перевозки, услуги по перевозке на оставшуюся партию груза не оказаны, судно в чартер не передавалось, следовательно, у ответчика обязательств перед истцом не возникло.

...

Судом округа, с учетом конкретных обстоятельств дела, отклоняется довод кассатора со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 155 КТМ РФ, о необходимости оплаты истцу фрахта за непредставленный к перевозке груз (мертвый фрахт), поскольку вышеуказанная норма права регулирует последствия отказа от исполнения договора морской перевозки при предоставлении соответствующего судна для перевозки. В рассматриваемом случае судами установлено, что заявки на перевозку мазута не подавались, чартер какого-либо судна для осуществления этой перевозки не согласовывался, само судно в чартер не передавалось."