г. Хабаровск |
|
14 февраля 2023 г. |
А24-6198/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
судей Захаренко Е.Н., Падина Э.Э.
при участии:
от ПАО "Камчатскэнерго": Матченко А.В. - представитель по доверенности от 01.01.2022 N КЭ-18-18-23/197Д;
от ООО УК "Лидер": Мильчева Т.В. по доверенности от 16.09.2022 N 23/22,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022
по делу N А24-6198/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Лидер"
о взыскании 160 678,67 руб. основного долга, 6 496, 95 руб. пени, пени с 31.12.2021 по день фактической оплаты ответчиком основного долга
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Лидер" (далее - ООО УК "Лидер") о взыскании 154 181,72 руб. долга по оплате поставленных коммунальных ресурсов для целей содержания общего имущества многоквартирного дома за май, август-октябрь 2021 года (спорный период); 6 496,95 руб. пени за период с 16.06.2021 по 30.12.2021 со взысканием пени с 31.12.2021 по день фактической оплаты ответчиком долга.
Дело рассмотрено судами по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 10.03.2022 иск удовлетворен частично.
Пятый арбитражный апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.03.2022 отменено. С общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Лидер" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" взыскано 51 095,31 руб. основного долга, 5 287,11 руб. пени, 989 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе акционерное общество, с учетом уточнений, выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами в части отказа во взыскании основного долга в сумме 87 541,50 руб. и соответствующих пеней, просит их отменить, исковые требования в указанной части - удовлетворить.
Доводы кассатора по существу сводятся к несогласию с выводами судов об отсутствии в многоквартирных домах, N 32 по ул. Кавказской; N 8 по ул. Заварицкого; NN 1, 6 по ул. Флотской; NN 5/2, 10 по ул. Чубарова; N 4 по ул. пр-т Победы; в г. Петропавловске-Камчатском централизованной системы горячего водоснабжения. Истец настаивает, что само по себе двухтрубное подключение к тепловой сети указанных домов при наличии с внутридомовой инженерной сети (отдельные подающий и обратный трубопроводы, стояки ГВС), обеспечивающей подачу коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, свидетельствует об оказании коммунальной услуги горячего водоснабжения. Более того, в межотопительный период поставка ресурса - горячая вода, продолжается через ЦТП при наличии запорной арматуры в системе отопления.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство неоднократно откладывалось.
Стороны в процессе рассмотрения кассационной жалобы вместе с отзывами и дополнениями на кассационную жалобу в суд округа для обозрения представляли дополнительные документы. Учитывая, что ранее прикладываемые документы не являлись предметом исследования в настоящем деле, судебная коллегия расценивает их как ходатайства о приобщении дополнительных документов.
Кассационным судом указанные ходатайства рассмотрены и отклонены на основании частей 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку арбитражное процессуальное законодательство не предоставляет суду кассационной инстанции полномочий по приобщению к материалам дела, исследованию и оценке новых доказательств и не предусматривает возможность переоценки выводов судов об обстоятельствах дела с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов. Поскольку указанные документы поступили в суд округа в электронном виде, фактическому возврату заявителям не подлежат.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого апелляционного постановления, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО УК "Лидер" в период с мая, августа по октябрь 2021 года являлось управляющей организацией, в управлении которой находились многоквартирные жилые дома, расположенные по следующим адресам: N 32 по ул. Кавказская;
N 8 по ул. Заварицкого; N1 и 6 по ул. Флотская; N5/2, N10 по ул. Чубарова; N4, 9, 29 по ул. Победы, N5, 10 по ул. Молчанова, N13 по бульвару Рыбацкой Славы, N4, 10, 12, 37 ул. Абеля в г. Петропавловске-Камчатском. Жильцы в этих домах перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в целях предоставления коммунальных услуг.
В отсутствие заключенного между сторонами договора акционерное общество, являясь ресурсоснабжающей организацией на территории Камчатского края, осуществило поставку коммунальных ресурсов (теплоснабжение и горячее водоснабжение) для нужды содержания общего имущества в период с мая, августа по октябрь 2021 года в названные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, выставив на оплату соответствующие счета-фактуры.
В связи с неоплатой управляющей компанией поставленного коммунального ресурса и оставлением ею без удовлетворения претензии о погашении задолженности, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с ООО УК "Лидер" 51 095,31 руб. основного долга по жилым домам, имеющим подключение к системе горячего водоснабжения, и 5 287,11 руб. пени., апелляционный суд исходил из доказанности материалами дела спорной задолженности. Выводы суда в данной части предметом кассационного обжалования не являются.
Отказ суда в остальной части иска (на сумму 103 086,40 руб.) обусловлен отсутствием централизованной системы горячего водоснабжения по ряду домов (б-р Рыбацкой славы д.13; ул.Заварицкого д.8; ул.Абеля д.37; ул.Кавказская д. 32; ул.Флотская д.1 и 6; ул.Чубарова д.5/2 и 10, ул. пр-т Победы 4).
Между тем судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора апелляционным судом не учтено следующее.
Отношения по поставке электрической, тепловой и иных видов энергии в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) об обязательствах и специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 Гражданского кодекса), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правилами N 124).
В связи с поставкой ресурса в многоквартирные жилые дома правоотношения сторон также подпадают под регулирование Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг (пункт 2 Правил N 354).
Возможность взимания платы поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения, снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) даны определения централизованной и нецентрализованной систем горячего водоснабжения.
Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и пункту 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения (пункт 4.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии со статьей 15.1 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Из взаимосвязанных положений частей 4.1, 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении, пункта 3 Правил N 1034, пункта 2 Основ ценообразования Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, преамбулы Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, следует, что особенности открытой системы теплоснабжения (ГВС) заключаются в ее одновременном использовании для целей ГВС и для отопления МКД, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.
Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний N 20-э/2).
Оказание, по сути, двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (ГВС) имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона о теплоснабжении, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний N 760-э и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения (ГВС) также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики N 99/пр).
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что отбор теплоносителя в виде горячей воды в спорных МКД осуществляется из тепловой сети (открытая система теплоснабжения).
Ключевым моментом в рассматриваемой ситуации, позволяющим исключить взимание платы с управляющей компании, являлось выяснение вопроса о наличии либо отсутствии внутридомовых инженерных систем, предназначенные для подачи коммунального ресурса, отобранного из тепловой сети для целей ГВС, до внутриквартирного оборудования.
Понятие внутридомовых инженерных систем дано в Правилах N 354, 124 - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Исходя из положений СП 347.1325800.2017 "Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации" утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1617/пр, внутренние системы горячего водоснабжения включают: узел ввода, разводящую трубопроводную сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическому оборудованию, водоразборную, запорно-регулирующую арматуру, теплообменное оборудование, насосы, расширительные баки и контрольно-измерительные приборы. В зависимости от местных условий вода во внутреннюю систему горячего водоснабжения поступает или из открытых систем теплоснабжения, или из теплового пункта, где проводится подогрев холодной воды, поступающей из централизованной системы водоснабжения (пункты 5.2.1, 5.2.2).
Отсутствие внутридомовой инженерной сети горячего водоснабжения и отбор горячей воды из отопительных приборов (радиаторов, полотенцесушителей) не может быть признано внутридомовой инженерной системой и лишь свидетельствует о несанкционированном отборе теплоносителя отдельными лицами.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам (актам обследования, заключению и сведениям информационной системы "Реформа ЖКХ"), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что двухтрубное подключение жилых домов к системе теплоснабжения не свидетельствует о наличии в них открытой либо закрытой системы горячего водоснабжения в том смысле, который ему придают положения Закона N 190-ФЗ.
Между тем судами не учтено, что в соответствии с представленными истцом техническими паспортами многоквартирных домов N 32 по ул. Кавказской; N 8 по ул. Заварицкого; N 5/2 и 10 по ул. Чубарова; N 6 по ул. Флотская; N 4 по ул. пр-т Победы в г. Петропавловске-Камчатском в них имеется система горячего водоснабжения, при этом, вопреки выводам апелляционного суда, в многоквартирном доме N1 по ул.Флотская система горячего водоснабжения также имеет место. Более того, согласно составленным акционерным обществом актам обследования от 30.03.2022 (в отношении N 32 по ул. Кавказской; N 8 по ул. Заварицкого; N 10 по ул. Чубарова; N 1 по ул. Флотская) в этих многоквартирных домах имеется отдельная разводка инженерных сетей на разбор горячей воды из системы отопления с технической возможностью разбора горячей воды в летнее время, что ответчиком на протяжении всего судебного разбирательства не оспаривалось. Аналогичная информация содержится и актах обследования, составленных самой управляющей компанией от 28.10.2021 (в отношении МКД N 6 по ул. Флотская), от 19.11.2021 (в отношении МКД N 5/2 по ул. Чубарова и N 4 по ул. пр-т Победы).
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами), управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе выполнением приема, хранения, передачи, актуализации и восстановления (при необходимости) технической документации на многоквартирный дом.
Подпунктами "а", "в" пункта 24, пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в числе прочего документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям. Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В нарушение указанной обязанности управляющей организацией в информационной системе "Реформа ЖКХ" размещены технические паспорта на спорные многоквартирные дома, не содержащие сведений о наличии либо отсутствии внутридомовых систем, в частности систем отопления, ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения. Технические паспорта на многоквартирные дома в актуализированном виде в материалы дела не представлены; на вопрос судебной коллегии представитель ответчика пояснил, что они не обновлялись по причине недостаточного финансирования.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2015 N 823-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования" ГОСТ Р 56501-2015, действие которого распространяется на услуги управления и содержания внутридомовых систем теплоснабжения и входящих в их состав систем водяного отопления и горячего водоснабжения.
Согласно пункту 3.8 ГОСТ Р 56501-2015 Внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса
Для предоставления качественной коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения исполнитель, оказывающий услуги управления многоквартирным домом, организует управление системой теплоснабжения. Исполнителю, передается техническая документация, в составе которой должен быть раздел по эксплуатации системы теплоснабжения и входящих в ее состав систем отопления и горячего водоснабжения, содержащий параметры, в соответствии с которыми проектировались эти системы. В случае отсутствия технической документации или необходимых ее частей, а также, если ее состав не полный, должны быть приняты меры к ее восстановлению (пункты 3.2, 4.2, 4.4, 5.4 ГОСТ Р 56501-2015).
В процессе выполнения работ управления и содержания системы теплоснабжения должна вестись, разрабатываться и актуализироваться техническая документация к которой относится в том числе: В составе технической документации должны быть: - схема системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); - схема системы горячего водоснабжения. К схемам должны быть приложены инструкции возможного аварийного отключения участков с указанием мест и порядка закрытия запорных устройств, обеспечивающих прекращение подачи теплоносителя в аварийный участок (пункт 5.4 ГОСТ Р 56501-2015).
Однако указанные документы, позволяющие определить состав систем отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома, вопреки обязанности, нормативно возложенной на лицо, оказывающее услуги управления многоквартирным домом, управляющая компания в материалы дела не представила, что не согласуется с принципом добросовестности и смыслом ее экономической деятельности.
Вместе с тем в опровержение презумпции документов технического учета (сведения в технических паспортах многоквартирных жилых домов о наличии централизованного горячего водоснабжения) ответчик представил заключение ООО "ПетроПроект" N 02-П-180-21-ТЗ (проводилось в период: 17.11.2021 - 03.12.2021), согласно которому экспертом выявлено отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения в многоквартирных домах, в том числе по адресам: ул.Заварицкого, 8; ул.Кавказская, 32; ул. Флотская,1 и 6; ул. Чубарова, 5/2 и 10; ул. пр-т Победы, 4. В свою очередь указанные выводы построены лишь на анализе типовых проектов жилых домов, предполагавших двухтрубное подключение к тепловой сети (лист 6-7 заключения) с установкой водогрейных (дровяных) колонок в ванных комнатах.
Между тем судебная коллегия отмечает, что вышеуказанные МКД введены в эксплуатацию в 1977 - 1993 годах, а действующее в этот период нормативно-техническое регулирование не предусматривало осуществление горячего водоснабжения жилого фонда посредством использования дровяных колонок в ванных комнатах при наличии централизованного отопления. Помимо этого в отношении МКД N 10 по ул.Чубарова специализированным учреждением по заказу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Камчатского края в 2020 году разработана проектно-сметная документации в целях проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения, что безусловно невозможно в доме, где такой системы принципиально не имелось.
То есть позиция специалиста вопреки нормативно допустимой схеме обеспечения централизованного горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети и без ссылки на конкретные конструктивные особенностей внутридомовые инженерных систем исследуемых домов обусловлена не отсутствием возможности получения жильцами коммунальной услуги "горячая вода" в местах непосредственного потребления, а исключительно технологическим присоединением домов к системе теплоснабжения по духтрубной схеме и их неподключением к обратному и подающему трубопроводам централизованной сети горячего водоснабжения, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды (четырехтрубная схема); кроме того, указано, что ввиду отсутствия вентилей или кранов для отбора воды управляющая компания не может получать коммунальный ресурс для целей содержания общедомового имущества МКД.
Также сторонами проведено совместное обследование ряда МКД, находящихся в споре, за исключением МКД по ул. Флотская, 6; ул. Чубарова, 5/2; ул. пр-т Победы, 4, по результатам которого 02.06.2022 составлен акт, также отражающий различные позиции ресурсоснабжающей организации и управляющей компании по вопросу о наличии внутридомовых инженерных сетей. Вместе с тем сторонами не оспаривается тот факт, что поставка горячей воды в многоквартирные жилые дома осуществляется посредством открытой (двухтрубной) системы теплоснабжения, в подающий и обратный трубопроводы имеются врезки в систему теплоснабжения, образующие отдельный контур трубопроводов, посредством которого существует возможность переключения системы отопления МКД на водоразбор в летний период, то есть наличие в спорных домах горячей воды в летний период спорным не является.
Обследование данных домов осуществлено с применением средств видеофиксации, в ходе которого зафиксировано, что в подвалах МКД имеется два независимых контура системы теплоснабжения (ГВС) с отключающей арматурой и присоединенными стояками, что полностью соотносится со сведениями, отраженными в технических паспортах многоквартирных домов о наличии в них централизованной системы горячего водоснабжения.
Аналогичные сведения об отборе теплоносителя в виде горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения) в том числе в летний период отражены в актах обследования от 19.07.22 (в отношении МКД N 8 по ул. Заварицкого и N 1 по ул. Флотская), 22.07.2022 (в отношении МКД N 32 по ул. Кавказская и N 10 по ул. Чубарова), 02.08.2022 (в отношении МКД N 5/2 по ул. Чубарова, N 4 по ул. Пр-т Победы и N 6 по ул. Флотская) выполненные с участием специалиста - проектировщика ИП Войналович А.А.
Кроме того, в материалы дела представлены подписанные управляющей компанией акты готовности сетей отопления и ГВС к эксплуатации в отопительном периоде, содержащие сведения о наличии внутридомовой системы теплоснабжения (отопления и ГВС) в четырехтрубном исполнении. Данные документы составлены в порядке главы 11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 и являются подтверждением выполнения потребителем всех необходимых условий безопасной эксплуатации тепловых сетей.
Таким образом, исходя из конструктивных особенностей внутридомовой инженерной системы потребление горячей воды в находящихся в управлении ответчика многоквартирных домах по адресам ул.Заварицкого, 8; ул.Кавказская, 32; ул. Флотская, 1 и 6; ул. Чубарова, 5/2 и 10, ул. Пр-т Победы, 4 производится путем отбора теплоносителя в виде горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения), следовательно, поставленный истцом коммунальный ресурс (теплоноситель) используется ответчиком в целях получения двух коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление).
Возражения управляющей компании относительно неполучения ею коммунальной услуги "горячая вода" строятся исключительно на несоблюдении истцом обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению (температурный режим, состав и свойства горячей воды). Однако названные характеристики касаются качества коммунальной услуги, но не исключают сам факт ее оказания, при этом несоответствие их закону может являться лишь основанием для снижения платы (подпункт "б" пункта 102 Правил N 354, пункт 5 приложения N 1 к Правилам), а не полного освобождения от ее внесения.
Поскольку правильность расчета задолженности ответчиком не оспаривалась, а вопросы качества поставленного ресурса не поднимались, правовые основания для отказа удовлетворения иска в части требований, сформированных по вышеупомянутым МКД, у суда апелляционной инстанции отсутствовали.
Принимая во внимание, что все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, но при разрешении спора допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемое апелляционное постановление в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению в обжалуемой части с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении требований истца, определив размер задолженности по данным расчета истца, который не оспаривался ответчиком, а также произвести самостоятельный перерасчет неустойки по правилам пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении с 16.06.2021 по 31.03.2022.
На основании вышеизложенного, сумма основного долга, подлежащая взысканию с ответчика составляет 138 636,81 руб. и 13 146,48 руб. пени.
В части отказа в удовлетворении иска в отношении длящейся неустойки кассационная жалоба доводов не содержит (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (абзац 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
С учетом частичного удовлетворения требований истца, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 11 166 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А24-6198/2021 Арбитражного суда Камчатского края изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Лидер" (ОГРН 1154101003946, ИНН 4101171909) в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668) 138 636,81 руб. основного долга, 13 146,48 руб. пени, 11 166 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать
В остальной части постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А24-6198/2021 Арбитражного суда Камчатского оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возражения управляющей компании относительно неполучения ею коммунальной услуги "горячая вода" строятся исключительно на несоблюдении истцом обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению (температурный режим, состав и свойства горячей воды). Однако названные характеристики касаются качества коммунальной услуги, но не исключают сам факт ее оказания, при этом несоответствие их закону может являться лишь основанием для снижения платы (подпункт "б" пункта 102 Правил N 354, пункт 5 приложения N 1 к Правилам), а не полного освобождения от ее внесения.
...
Принимая во внимание, что все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, но при разрешении спора допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемое апелляционное постановление в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению в обжалуемой части с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении требований истца, определив размер задолженности по данным расчета истца, который не оспаривался ответчиком, а также произвести самостоятельный перерасчет неустойки по правилам пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении с 16.06.2021 по 31.03.2022."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2023 г. N Ф03-5852/22 по делу N А24-6198/2021