г. Хабаровск |
|
17 февраля 2023 г. |
А73-1543/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Захаренко Е.Н., Падина Э.Э.
при участии:
от Комитета: Орлова М.Д. - представитель по доверенности от 10.01.2023 N 4-2-16-25
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022
по делу N А73-1543/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тырский теплоэнергетический комплекс"
к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 1 255 372,21 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тырский теплоэнергетический комплекс" (ОГРН 1192724009213, ИНН 2719003653, адрес: 682408, Хабаровский край, п. Тыр, ул. Ленина, 12, далее - ООО "Тырский ТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700848356, ИНН 2719001504, адрес: 682400, Хабаровский край, с. Богородское, ул. 30 лет Победы, 54, далее - Администрация) о взыскании убытков в размере 1 255 372,21 руб. за период с 01.01.2020 по 10.01.2020, связанных с применением регулируемых тарифов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет).
Решением суда от 08.06.2022 в иске отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 решение суда отменено, иск удовлетворен в заявленном размере.
Не согласившись с апелляционным постановлением, Комитет подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель привел доводы об ошибочности выводов суда, признавшего правомерным применение истцом тарифа, не действовавшего в спорный период, что прямо противоречит пункту 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178). Полагает, что у истца в данном случае отсутствует право на получение компенсации в виде межтарифной разницы, поскольку в спорный период у него отсутствовал утвержденный тариф. Также настаивает на том, что перечень имущества, перешедшего от предыдущей ресурсоснабжающей организации, неидентичен, а расчет экономически обоснованной цены оказанных услуг электроснабжения в безтарифный период некорректен.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТЭК" выразило несогласие с изложенными в ней доводами и просило оставить обжалуемое апелляционное постановление без изменения.
В судебном заседании, которое откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ, представитель Комитета доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, настаивая на незаконности принятого апелляционного постановления.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив законность обжалуемого постановления апелляционного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами из материалов дела, между ООО "Тырский ТЭК" и администрацией Ульчского муниципального района заключены договор по обеспечению получателей (потребителей) услугами электроснабжения на территории Тырского сельского поселения б/н от 01.01.2020, договор по обеспечению получателей (потребителей) услугами электроснабжения на территории Тахтинского сельского поселения б/н от 01.01.2020, сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Постановлением от 25.12.2019 N 45/49 Комитет установил тариф на электрическую энергию для потребителей ООО "Тырский ТЭК" на период с 2020-2022 годы, в частности на период с 10.01.2020 по 30.06.2020 в размере 28,96 руб. Постановлением от 18.12.2019 N 42/4 Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края установил тариф на электрическую энергию для населения по Хабаровскому краю на 2020 год (пункт 3) в размере 3,19 руб. - 1 полугодие, 3,31 руб. - 2 полугодие.
Приказом ФАС от 17.01.2020 N 21/20 ООО "ТЭК" включено в Федеральный реестр гарантирующих поставщиков на территории Хабаровского края Ульчского муниципального района в границах зоны деятельности с. Тыр, с. Тахта.
Кроме того, между администрацией и ООО "Тырский ТЭК" заключено соглашение о предоставлении из бюджета муниципального района субсидии в целях компенсации убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения от 09.01.2020 N 11-20эл (далее - Соглашение от 09.01.2020 N 11-20эл).
С 01.01.2020 по 31.01.2020 ООО "Тырский ТЭК" оказало услуги электроснабжения населению Тырского и Тахтинского сельского поселения по утвержденным тарифам для населения в объеме 134 490 кВт. Фактическая сумма убытков, связанных с применением регулируемых тарифов для населения за январь 2020 года, составила 3 419 064,64 руб. Администрация приняла к расчету и фактически возместила убытки в размере 2 163 692,43 руб., не приняв к расчету период с 01.01.2020 по 10.01.2020, ссылаясь на отсутствие установленного экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию для потребителей ООО "Тырский ТЭК" в этот период.
Сумма недополученных убытков ООО "Тырский ТЭК" за январь 2020 года (с 01.01.2020 по 10.01.2020) составила 1 255 372,21 руб.
Отказ администрации компенсировать расходы, возникшие в связи с оказанием услуг электроснабжения льготной категории (населению) за период с 01.01.2020 по 10.01.2020, послужил основанием для обращения истца с иском о взыскании убытков в размере 1 255 372,21 руб.
Суд первой инстанции, ссылаясь на порядок вступления в силу тарифного решения (постановление Комитета N 45/59), пришёл к выводу о том, что убытки относятся к периоду безтарифного регулирования, возникли по вине истца (заблаговременно не осуществил необходимые действия, направленные на недопущение возникновения безтарифного периода), в связи с чем в иске отказал. При этом суд первой инстанции указал на неправомерное применение истцом тарифа для потребителей ООО "Тырский ТЭК", установленного и введенного в действие с 10.01.2020 Постановлением N 45/59, так как в соответствии с пунктом 31 Правил N 1178 решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования истца, апелляционный суд, констатировав факт оказания ООО "Тырский ТЭК" услуг по электроснабжению населению в спорный межтарифный период, признал за последним право на возмещение финансовых потерь, связанных с применением мер государственного регулирования, правомерно исследовав вопрос об экономически обоснованной цене ресурса, поставленного в период отсутствия утвержденного в установленном порядке тарифа.
Выяснив, что предыдущим гарантирующим поставщиком на территории с. Тыр, с. Тахта являлось межмуниципальное ООО "Тырский ДВ-Союз", муниципальное имущество, ранее используемое МООО "Тырский ДВ-Союз" для обеспечения потребителей электрической энергии, передано ООО "Тырский ТЭК" по договору аренды муниципального имущества от 27.09.2019, апелляционный суд счел возможным в спорной ситуации (с 01.01.2020 по 10.01.2020) применение истцом тарифа, утвержденного Постановлением N 45/59, поскольку размер тарифа истца не превышает установленный для этой группы потребителей в 2019 году.
Суд округа не может согласиться с таким выводом апелляционного суда. Признавая правомерным расчет компенсации истца по тарифу, установленному Постановлением N 45/59, который не действовал в спорный период (с 01.01.2020 по 10.01.2020), апелляционный суд фактически придал обратную силу тарифному решению, что недопустимо в силу пункта 31 Правил N 1178.
Поскольку период действия тарифов для потребителей ООО "Тырский ТЭК", утвержденных Постановлением N 45/59, определен с 10.01.2020, тарифное решение в установленном порядке не оспорено, применение данного тарифа до момента их вступления в силу недопустимо.
В тоже время, поддерживая итоговые выводы апелляционного суда об удовлетворении иска, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 21 и 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат государственному регулированию, при этом регулирование таких цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзаца 4 части 5 статьи 23 Закона N 35-ФЗ допускается установление цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для указанных категорий потребителей на уровне, отличном от уровня, на котором устанавливаются цены (тарифы) для других категорий потребителей, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) подлежат возмещению субъектам электроэнергетики, осуществляющим поставки электрической энергии (мощности) или оказывающим услуги по передаче электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, в том числе с учетом частичного или полного их возмещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (при предоставлении соответствующих бюджетных средств).
В соответствии с пунктом 34 Постановления N 1178 применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, а также основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) в электроэнергетике предусмотрены Постановлением N 1178.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере электроэнергетике устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
По общему правилу ресурсоснабжающие организации получают оплату за услуги по установленным для них тарифам применительно к тем объектам по производству и передачи ресурса, которые учитываются регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок определения подлежащих применению тарифов и необходимой валовой выручки экономически обоснован и обеспечивает баланс экономических интересов как ресурсоснабжающей организации, так и потребителей.
В силу пункта 31 Правил N 1178 решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Согласно пункту 6 Правил N 1178 на розничных рынках электрической энергии в отношении организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика применяются тарифы, установленные для реорганизованной территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика, до утверждения для указанной организации тарифов в установленном порядке.
Таким образом, законодательно закреплен принцип сохранения тарифа для правопреемника гарантирующего поставщика, действующий в случаях, если к лицу, осуществляющему поставку ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы электросетевого хозяйства, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа.
Соответственно тариф, установленный для иного лица, допустим к применению, в случае перехода к новой ресурсоснабжающей организации всех элементов электросетевого хозяйства, ранее использовавшихся предыдущим поставщиком.
Как усматривается из материалов дела в ходе судебного разбирательства транслировалось и сторонами не оспорено, что истец получил в аренду муниципальное имущество, ранее используемое МООО "Тырский ДВ-Союз" (предыдущий гарантирующий поставщик) для обеспечения потребителей электрической энергией на территории с. Тыр, с. Тахта, а именно 2 электростанции, которые являются единственными источниками выработки электроэнергии на данных территориях.
При таких обстоятельствах, при отсутствии доказательств существенного изменения обстоятельств, принятых во внимание при утверждении тарифного решения предыдущей ресурсоснабжающей организации (в данном случае объекты электросетевого хозяйства), характеристики, влияющие на цену услуг (тариф), объективно остались прежними, а потому применению подлежал тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, размер которого превышал утвержденный для истца с 10.01.2020.
Учитывая вышеизложенное, в отсутствие у суда права выхода за пределы заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил иск в заявленном размере.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 по делу N А73-1543/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, а также основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) в электроэнергетике предусмотрены Постановлением N 1178.
...
В силу пункта 31 Правил N 1178 решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Согласно пункту 6 Правил N 1178 на розничных рынках электрической энергии в отношении организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика применяются тарифы, установленные для реорганизованной территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика, до утверждения для указанной организации тарифов в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2023 г. N Ф03-6405/22 по делу N А73-1543/2022