г. Хабаровск |
|
30 марта 2023 г. |
А51-12838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от Центральной акцизной таможни: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Лесрегион": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 19.10.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022
по делу N А51-12838/2022
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563; адрес: 109028, г. Москва, ул. Яузская, д. 8)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лесрегион" (ОГРН 1172536042315, ИНН 2536307252; адрес: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, д. 63А, пом. 14)
о взыскании утилизационного сбора в размере 60 381 900 руб., пени в размере 10 487 238 руб. 85 коп.
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - ЦАТ) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЛесРегион" (далее - ООО "ЛесРегион", декларант) неуплаченного утилизационного сбора в размере 60 381 900 руб., пени в размере 10 487 238 руб. 85 коп., рассчитанной на день подачи искового заявления, а также пени, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 19.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично: с ООО "ЛесРегион" в доход бюджета Российской Федерации взыскано 66 204 465 руб. 55 коп., из которых 58 708 650 руб. - сумма задолженности по уплате утилизационного сбора, 7 495 815 руб. 55 коп. - пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора; продолжить начисление пени на сумму недоимки 58 708 650 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, за каждый календарный день просрочки, начиная с 13.10.2022 по день фактической уплаты недоимки, в удовлетворении остальной части требований отказано. С общества также взыскано 200 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставлено без изменения.
ЦАТ, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами в части неудовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить, принять новый судебный акт о взыскании в пользу таможни всей суммы начисленного утилизационного сбора и суммы пеней.
ЦАТ, ООО "ЛесРегион", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Письменный отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ общество не представило.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в августе 2020 года обществом на таможенную территорию ЕАЭС ввезен и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар по ДТ N 10009100/020820/0061632, 10009100/180820/0071673, 10009100/040820/0062947, 10009100/040820/0062919, 10009100/120820/0068187, 10009100/180820/0071768, 10009100/170820/0070639: самоходные машины погрузчики вилочные, ручной каток, гидравлические экскаваторы, тракторы, тележка самоходная, гусеничный бульдозер, бывшие в употреблении, код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 40 300 0, 8427 20 110 0, 8429 52 100 1, 8701 91 500 0, 8704 10 108 0, 8701 92 500 0, 8429 11 009 0. Размер неуплаченного утилизационного сбора составил 60 381 900 руб.
Таможенный орган при оформлении товара требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил. Выпуск товаров, задекларированных в указанных ДТ, произведен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Установив, что в отношении данного конкретного товара в связи его ввозом на таможенную территорию ЕАЭС подлежит уплате утилизационный сбор в размере всего 60 381 900 руб., таможня в адрес общества направила уведомление о необходимости его оплаты, указав на задолженность в письме от 04.03.2022 N 13-12/05289, рассчитанную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и с учетом заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из базовой ставки 172 500 руб., а также коэффициентов, установленных Разделами V, VI, III XIV, XIX, II Перечня N 81 для расчета размера утилизационного сбора для конкретного вида и категории самоходных машин новых, принимая во внимание наименование самоходных машин, мощность силовой установки иные характеристики.
Поскольку в добровольном порядке требование обществом не исполнено, таможенный орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование частично, исходил из наличия у общества, осуществившего ввоз товара по спорным декларациям, обязанности по уплате утилизационного сбора, за исключением исчисленной по ДТ N 10009100/020820/0061632 суммы утилизационного сбора на ручной каток, в отношении которой суд не установил наличие правовых оснований для взимания утилизационного сбора.
Вместе с тем, в связи с нарушением срока уплаты утилизационного сбора и предельным сроком его уплаты, выпавшим на выходной день, с учетом переноса предельного срока на следующий рабочий день, установил наличие правовых оснований для начисления пени только в размере 7 495 815 руб. 55 коп., исключив также из периода начисления пени период с 01.04.2022 в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление Правительства N 497) и продолжив начисление пеней, начиная с 13.10.2022.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части поддержаны апелляционным судом.
Суд округа, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (Перечень N 81).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган в числе прочего расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1; копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
Документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой при осуществлении таможенного декларирования (пункт 11(1) Правил N 81).
Вместе с тем, в установленный пятнадцатидневный срок общество не представило документы, предусмотренные пунктом 11 Правил и не произвело уплату утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, также размеров утилизационного сбора, утверждены постановлением Правительства РФ N 81.
В соответствии со сноской "4" к Перечню N 81 размер утилизационного сбора на категории (видов) самоходных машин и прицепов к ним равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, ввезенных обществом, установлены соответствующими разделами Перечня N 81 в зависимости от кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и мощности силовой установки, а также года выпуска и составляет для классифицируемых по кодам 8429 40 300 0, 8427 20 110 0, 8429 52 100 1, 8701 91 500 0, 8704 10 108 0, 8701 92 500 0, 8429 11 009 0 в отношении самоходных машин с даты выпуска которых прошло 3 года.
Суды установили, что размер суммы неуплаченного ООО "ЛесРегион" утилизационного сбора (за исключением ручного катка, ввезенного по ДТ N 10009100/020820/0061632, по которому суд не установил обязанности для уплаты утилизационного сбора) составляет 58 708 650 руб.
Обществом утилизационный сбор за ввезенную самоходную технику не уплачен, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Документов, позволяющих отнести ввезенную самоходную технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, таможне не представлено. Доказательств уплаты ответчиком предъявленной к взысканию суммы утилизационного сбора по спорным ДТ в размере 58 708 650 руб. материалы дела не содержат.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Этим же пунктом установлено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 81, в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Проверив представленный таможней расчет пени, суды первой и апелляционной инстанций установили, что он произведен неверно, поскольку в рассматриваемом случае при определении периода его начисления подлежат учету следующие обстоятельства.
Так, суд указал на то, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков.
В этой связи суд пришел к выводу о возможности применения по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренных положениями статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока уплаты обязательного платежа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Суды руководствовались принципом универсальности воли законодателя, а также исходили из того, что, несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Поскольку порядок исчисления сроков уплаты утилизационного сбора прямо не урегулирован действующим законодательством, применение порядка исчисления сроков, универсально установленного для иных отраслей права, суд кассационной инстанции, руководствуясь частью 6 статьи 13 АПК РФ, находит допустимым.
Следовательно, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание установленные сроки для оплаты утилизационного сбора, а также дату выпуска товаров по ДТ N 10009100/180820/0071673 в соответствии с заявленной таможенной процедурой - 28.08.2020, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, должны были быть представлены декларантом до 12.09.2020 (суббота); по ДТ N 10009100/120820/0068187 - 14.08.2020, следовательно - до 29.08.2020 (суббота); по ДТ N 10009100/180820/0071768 и ДТ N 10009100/170820/0070639 - 21.08.2020, следовательно - до 05.09.2020 (суббота).
Таким образом, расчет пени по вышеуказанным ДТ должен производиться с учетом переноса последнего дня срока на первый следующий за ним рабочий день и по день его уплаты включительно. По ДТ N 10009100/180820/0071673 расчет пени осуществляется начиная с 15.09.2020, по ДТ N 10009100/040820/0062947 и N 10009100/040820/0062919 - с 21.08.2020, по ДТ N 10009100/120820/0068187 - с 01.09.2020, по ДТ N 10009100/180820/0071768 и N 10009100/170820/0070639 - с 08.09.2020.
Также, согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве предусматривает, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 названного Федерального закона. Абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве устанавливает, что не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В силу пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 44) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
На лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 постановления Пленума ВС РФ N 44).
Положения пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий (пункт 6 постановления Пленума ВС РФ N 44).
Постановлением Правительства N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Правила о моратории, установленные постановлением Правительства N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (в том числе пени по обязательным платежам, включая утилизационный сбор) не начисляются.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно ограничили период взыскания пеней датой 31.03.2022, отказав во взыскании пени за период с 01.04.2022 по 20.07.2022.
Суды пришли к выводу об обоснованности требований Центральной акцизной таможни в части взыскания пени за несвоевременную уплату обществом утилизационного сбора по ДТ N 10009100/180820/0071673 - с 15.09.2020 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 12.10.2022; по ДТ N 10009100/040820/0062947 и N 10009100/040820/0062919 - с 21.08.2020 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 12.10.2022; по ДТ N 10009100/120820/0068187 - с 01.09.2020 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 12.10.2022; по ДТ N 10009100/180820/0071768 и N 10009100/170820/0070639 - с 08.09.2020 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 12.10.2022 в размере 7 495 815 руб. 55 коп.
Довод таможенного органа об ошибочности выводов судов об отсутствии у общества обязанности уплачивать утилизационный сбор по ручному катку, ввезенному по ДТ N 10009100/020820/0061632 являлся предметом исследования судов и правомерно отклонен.
Из материалов дела судами установлено, что в графе 31 ДТ N 10009100/020820/0061632 заявлено "ручной каток, бывший в употреблении, управляемый рядом идущим оператором, код ТНВЭД ЕАЭС 8429 40 300 0, бывший в употреблении.
Суды установили и иного из материалов арбитражного дела не усматривается, что доказательства тому, что по своему назначению, физическим и техническим характеристикам указанная техника относится к дорожным каткам и предназначена для дорожных работ, таможенным органом не представлено. Экспертного заключения в отношении ввезенного товара, подтверждающего утверждения таможня, что самоходные ручные виброкатки предназначены и применяются в дорожном строительстве, а не для иных работ (например, для уплотнения почвы с/х назначения), таможней судам не представлено. Раздел V Перечня N 81 подлежит применению для взимания утилизационного сбора исключительно для катков дорожных, названный в спорной ДТ каток по своим техническим характеристикам под данную категорию не подпадает.
Доводы таможенного органа, со ссылкой на абзац второй пункта 7 постановления Пленума ВС РФ N 44, о недоказанности ответчиком того факта, что он пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку исходя из смысла введения моратория, направленного на уменьшение финансового бремени должников, опровержение презумпции освобождения от ответственности возлагается на лицо, заявляющее о наличии таких обстоятельств, в данном случае на заявителя по делу.
Вместе с тем таможней кроме ссылки на указанное разъяснение каких-либо конкретных доводов и доказательств в подтверждение наличия соответствующих обстоятельств не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии таможни с той оценкой, которую суды первой и апелляционной инстанций дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде, получил надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А51-12838/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 постановления Пленума ВС РФ N 44).
Положения пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий (пункт 6 постановления Пленума ВС РФ N 44).
...
Доводы таможенного органа, со ссылкой на абзац второй пункта 7 постановления Пленума ВС РФ N 44, о недоказанности ответчиком того факта, что он пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку исходя из смысла введения моратория, направленного на уменьшение финансового бремени должников, опровержение презумпции освобождения от ответственности возлагается на лицо, заявляющее о наличии таких обстоятельств, в данном случае на заявителя по делу."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 марта 2023 г. N Ф03-867/23 по делу N А51-12838/2022