г. Хабаровск |
|
14 июня 2023 г. |
А51-17349/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Луговой И.М., Меркуловой Н.В.
при участии:
от: общества с ограниченной ответственностью "Примрегионгаз": Фролов М.В., представитель по доверенности от 11.11.2022;
от: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю: Жабыко А.Ю., представитель по доверенности от 14.11.2022 N 10-11/45095; Бондаренко А.В., представитель по доверенности от 01.02.2023 N 10-11/03678;
от: общества с ограниченной ответственностью "Приморский территориальный коммерческий банк": представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю
на решение от 25.01.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023
по делу N А51-17349/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Примрегионгаз"
(ОГРН 1182536045504, ИНН 2536314612, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Океанский, д. 24, оф. 308)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (ОГРН 1042503042570, ИНН 2536040707, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Океанский, д. 40)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Приморский территориальный коммерческий банк" (ОГРН 1022500001325, ИНН 2540015598, адрес: 690091, Приморский рай, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 6Г)
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Примрегионгаз" (далее - ООО "Примрегионгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (далее - административный орган, инспекция) от 20.09.2022 N 25362225100088900003 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 216 209 руб.
Решением суда от 25.01.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023, заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе административный орган и его представители в судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Считает, что судебные акты вынесены с неправильным применением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании материалов дела и неполной оценке доводов инспекции. Указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции, что внесенные изменения в положения пункта 2 Указа Президента РФ от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ Президента РФ N 79) отвечают признакам закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и имеющего обратную силу по смыслу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
ООО "Примрегионгаз" в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражали, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на неё, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка соблюдения обществом требований валютного законодательства Российской Федерации за период с 28.02.2022 по 22.04.2022, в ходе которой установлено: 09.02.2022 общество (перевозчик) и HUNCHUN PINXIAN TRADE CO., LTD (Китай) (заказчик) заключили договор на перевозку грузов автомобильным транспортом б/н (далее - договор N 1); уведомлением от 11.04.2022 N 10/04-22 ООО "Примтеркомбанк" уведомило общество о поступлении 08.04.2022 на его транзитный валютный счет N 40702156600001014156 денежных средств в размере 24 000,00 китайских юаней; 09.02.2022 между вышеупомянутыми юридическими лицами заключен договор на перевозку грузов автомобильным транспортом б/н (далее - договор N 2); уведомлением от 11.04.2022 N 11/04-22 ООО "Примтеркомбанк" уведомило общество о поступлении 08.04.2022 на его транзитный валютный счет N 40702156600001014156 денежных средств в размере 36 000,00 китайских юаней; 09.02.2022 между перевозчиком и заказчиком заключен договор на перевозку грузов автомобильным транспортом б/н (далее - договор N 3); уведомлением от 11.04.2022 N 12/04-22 ООО "Примтеркомбанк" уведомило общество о поступлении 08.04.2022 на его транзитный валютный счет N 40702156600001014156 денежных средств в размере 24 000,00 китайских юаней; 21.02.2022 между перевозчиком и заказчиком заключен договор на перевозку грузов автомобильным транспортом б/н (далее - договор N 4); уведомлением от 07.04.2022 N 06/04-22 ООО "Примтеркомбанк" уведомило общество о поступлении 06.04.2022 на его транзитный валютный счет N 40702156600001014156 денежных средств в размере 24 000,00 китайских юаней.
Поскольку пунктом 2 Указа Президента РФ N 79 для резидентов-участников внешнеэкономической деятельности установлена обязанность, начиная с 28.02.2022 осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не позднее трех рабочих дней со дня зачисления такой иностранной валюты, то у общества возникла обязанность осуществить обязательную продажу иностранной валюты по поступившим 06.04.2022 денежным средствам в рамках договора N4 не позднее 11.04.2022, и по поступившим 08.04.2022 денежным средствам в рамках договоров N 1, N 2, N 3 не позднее 13.04.2022.
В свою очередь 22.04.2022общетсво выдало уполномоченному банку распоряжения о списании средств в иностранной валюте с транзитных счетов N 2, N 3, N 4, N 1 об обязательной продаже 19 200,00 китайских юаней (по договору N 1), 28 800,00 китайских юаней (по договору N 2), 19 200,00 китайских юаней (по договору N 3), 19 200,00 китайских юаней (по договору N 4) соответственно. В связи с чем инспекция пришла к выводу, что общество допустило нарушение срока, установленного в пункте 2 Указа Президента РФ N79 для обязательной продажи иностранной валюты, по договору N 4 на 9 рабочих дней, по договорам N 1, N 2, N 3 - на 7 рабочих дней.
14.09.2022 по данному факту составлен протокол об административном правонарушении N 25362225100088900002.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении инспекцией принято постановление от 20.09.2022 N 25362225100088900003 о привлечении общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 216 209 руб. (20% от суммы валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации).
Посчитав постановление инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая в том числе, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
При этом часть 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании не допускает возможности осуществления юридическим лицом - резидентом расчетов с физическими лицами - нерезидентами по выплате заработной платы наличными денежными средствами.
Согласно статье 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ N 79 (в первоначальной редакции) начиная с 28.02.2022 для резидентов-участников внешнеэкономической деятельности установлена обязанность осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не позднее трех рабочих дней со дня зачисления такой иностранной валюты.
Факт выполнения обществом требования об обязательной продаже иностранной валюты в размере 80 % суммы иностранной валюты, зачисленной на счет общества в уполномоченном банке на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентом и предусматривающих оказание нерезидентам услуг, за пределами установленного Указом Президента РФ N 79 трехдневного срока со дня зачисления такой иностранной валюты подтвержден материалами дела и обществом не опровергается.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ,
Вместе с тем, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа, суды обоснованно исходили из положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Руководствуясь указанной правовой нормой, а также пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, пунктам 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", Указом Президента РФ N79 в его первоначальной редакции от 28.02.2022, Информации Банка России от 19.04.2022 суды констатировали, что с 19.04.2022 срок обязательной продажи 80% валютной выручки увеличен до 60-ти рабочих дней со дня ее зачисления на транзитные валютные счета в уполномоченных банках, с 24.05.2022 размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, уменьшен с 80% до 50%, с 26.05.2022 срок обязательной продажи валютной выручки увеличен до 120-ти рабочих дней, а с 10.06.2022 обязанность по обязательной продаже валютной выручки отменена.
С учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и от 16.07.2015 N22-П; определений от 21.04.2005 N 122-О, от 19.11.2015 N 2557-О, от 08.12.2015 N 2735-О, суды обоснованно указали, что внесенные изменения в положения пункта 2 Указа Президента РФ N79 отвечают признакам закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и имеющего обратную силу по смыслу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, установив, что на дату составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении (14.09.2022) и вынесения оспариваемого постановления (20.09.2022) обязанность по обязательной продаже валютной выручки была отменена, обоснованно признали незаконным и отменили постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов, не влияют на правильность выводов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии общества с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов обеих инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в любом случае основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06. 03. 2023 по делу N А51-17349/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и от 16.07.2015 N22-П; определений от 21.04.2005 N 122-О, от 19.11.2015 N 2557-О, от 08.12.2015 N 2735-О, суды обоснованно указали, что внесенные изменения в положения пункта 2 Указа Президента РФ N79 отвечают признакам закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, и имеющего обратную силу по смыслу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, установив, что на дату составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении (14.09.2022) и вынесения оспариваемого постановления (20.09.2022) обязанность по обязательной продаже валютной выручки была отменена, обоснованно признали незаконным и отменили постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2023 г. N Ф03-2188/23 по делу N А51-17349/2022