г. Хабаровск |
|
11 июля 2023 г. |
А73-14923/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Кондратьевой Я.В., Серги Д.Г.
при участии:
без явки лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 30.01.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023
по делу N А73-14923/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания"
третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
о взыскании 1 286 265,01 руб.
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, адрес: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49, далее - АО "ДГК") о взыскании 1 333 510,23 руб., составляющих: основную задолженность за оказанные услуги по передаче тепловой энергии в период с мая по август 2021 года в размере 1 263 325,78 руб., пени за период с 26.06.2021 по 20.12.2021 в размере 70 184,45 руб., с продолжением её начисления с 21.12.2021 по день фактической оплаты основного долга в соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечен Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет).
Определением суда от 15.12.2021 дело N А73-14923/2021 объединено с делом N А73-18369/2021 в одно производство, делу присвоен N А73-14923/2021.
Решением суда от 05.03.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.09.2022 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 30.01.2023, поддержанным судом апелляционной инстанции постановлением от 27.04.2023, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с результатами нового рассмотрения дела, учреждение обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и апелляционное постановление отменить с принятием по делу нового судебного акта. В жалобе заявитель привел доводы о наличии неоплаченной задолженности у ответчика, о недоказанности ответчиком объема фактически оказанных услуг по передаче тепловой энергии и их стоимости, в том числе по причине отсутствия на объектах общества в точках присоединения приборов учета, полагая верным принятие к учету планового объема, согласованного сторонами договора, одновременно, по мнению истца, являющегося фактическим (аналогичные объемам, заявленным АО "ДГК" в 2019 году), притом, что при установлении тарифа учитывались именно эти данные. Кроме того, обратил внимание на то, что в случае принятия в расчет данных объема транспортируемой тепловой энергии представленные ответчиком, у истца образуются выпадающие доходы, которые не могут быть предъявлены к возмещению и учтены в последующем регулируемом периоде.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик оспорил доводы, приведенные в ней, настаивая на оставлении в силе обжалуемых судебных актов как законных и обоснованных.
Судебное заседание, запланированное к проведению в формате веб-конференции, по независящим от суда причинам не состоялось, в связи с чем суд округа рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, между АО "ДГК" (теплоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (теплосетевая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 20.12.2018 N 04-08-20.12.18-132, по условиям которого теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (пункт 1.1 договора).
В период с мая по август 2021 года теплосетевая организация оказала услуги по передаче тепловой энергии для нужд потребителей теплоснабжающей организации на общую сумму 1 263 325,78 руб. (акты от 31.05.2021 N 04ГУ-0003179, от 30.06.2021 N 04ГУ003929, от 31.07.2021 N 04ГУ-005623, от 31.08.2021 N 04ГУ-006093), для оплаты которых в адрес ответчика направлены соответствующие счета-фактуры, которые им не оплачены, в том числе и после направления претензий.
Неоплаченная задолженность явилась основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного между теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Из пункта 2 названной статьи Закона о теплоснабжении следует, что по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
В силу статей 2, 8 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения. Подлежащие государственному регулированию тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.
По своей правовой природе такой договор является договором оказания услуг, следовательно, правоотношения между его сторонами регулируются также положениями главы 39 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
При этом под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя в силу пункта 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034)).
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 31 Правил N 1034).
В силу пункта 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами N 1034 с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в том числе порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем.
Согласно пункту 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 N 99/пр.
По общему правилу в случаях, если конечными абонентами потребителя услуг по передаче электрической энергии являются граждане порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Судами установлено, что порядок коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя согласован сторонами в разделе 4 договора, при этом пункт 5.4 договора, предусматривающий различный порядок определения размера платы услуг, сторонами в конечном итоге не согласован.
При этом суды выяснили, что предъявленные к оплате ответчику объем потребления определен истцом исходя из подписанного сторонами "Расчета оплаты услуг по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя ФГБУ "ЦЖКУ" МО России на 2021" в соответствии с данными планового объема, заложенного в тариф, тогда как ответчик, не оспаривая факт оказания спорной услуги, производил оплату исходя из фактического объема потребления, определенного (в зависимости от статуса конечных абонентов) приборным либо расчетным методами по Правилам N 354 и Правилам N 1034. Объемы потребленного ресурса конечными потребителями ресурсоснабжающей организации представлены ответчиком истцу и не оспорены последним ни по объему полезного отпуска в спорный период, ни по методам расчета.
В этой связи суды, дав оценку представленным в дело доказательствам с позиций статьи 71 АПК РФ, проверив представленные сторонами расчеты объема потребления, проанализировав помесячные (май - август 2021 года) сведения об объеме потребления тепловой энергии конечных абонентов ответчика, присоединенным к тепловым сетям истца, констатировали, что фактический полезный отпуск с учетом перерасчетов за указанный период составил 5 371,95 Гкал, который оплачен ответчиком в полном объеме.
В итоге, удостоверившись в отсутствии задолженности у ответчика за оказанные в период с мая по август 2021 года истцом услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по договору от 20.12.2018 N 04-08-20.12.18-132, суды признали требования истца необоснованными и отказали в удовлетворении иска в полном объеме, включая производное требование о взыскании пени.
Оснований для иных выводов суд округа не находит.
Приведенные истцом доводы о необходимости расчетов между сторонами исходя из планового объема тепловой энергии, основаны на неверном понимании истцом законодательства о теплоснабжении и принятых в целях его реализации норм и правил. Каких-либо соответствующих статьям 67, 68 АПК РФ доказательств, опровергающих данные объема потребления, представленные теплоснабжающей организацией, истцом вопреки требованиям статей 9, 65 АПК РФ не представлено, данные ответчика о фактическом полезном отпуске потребленного ресурса в спорный период не опровергнуты.
Его же доводы о наличии задолженности у ответчика направлены на переоценку исследованных судом доказательств и опровергаются представленными в деле платежными поручениями об оплатах на определенный ответчиком фактический объем оказанной услуги.
Фактически все доводы заявителя основаны на неверном толковании и понимании норм действующего законодательства, а в остальном - направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 АПК РФ, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами.
Предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценка доказательств, которым уже была дана оценка, также не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ. Нормы материального и процессуального права не нарушены. В этой связи у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.01.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А73-14923/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.