г. Хабаровск |
|
21 июля 2023 г. |
А59-5445/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью инвестиционная компания "Деньги для всех": представитель не явился;
от Департамента землепользования города Южно-Сахалинска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью инвестиционная компания "Деньги для всех"
на решение от 09.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023
по делу N А59-5445/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью инвестиционная компания "Деньги для всех" (ОГРН 1126501004486, ИНН 6501248109; адрес: 694140, Сахалинская обл., Макаровский р-н, г. Макаров, ул. Ленинградская, д. 9, пом. 1)
к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500544510, ИНН 6501053780; адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 32)
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью инвестиционная компания "Деньги для всех" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска (далее - департамент) о признании недействительным предписания от 09.09.2022 N 014-02837-22/ДЗП/02 о демонтаже рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Южно-Сахалинск, п/р Ново-Александровск, ул. 2-ая Комсомольская, около дома 19А, на ограждении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901007:91 (северная сторона).
Решением суда от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество в жалобе настаивало, что спорная конструкция является средством индивидуализации юридического лица, поскольку указание в месте нахождения организации её наименования, адреса и режима работы организации, не может рассматриваться в качестве рекламы независимо от формы исполнения. Также полагает, что департаментом допущены нарушения прав заявителя, так как была проведена проверка по правилам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), по результатам которой возможна выдача предупреждения, а не предписания.
Департамент в отзыве предлагал решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество и департамент, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальным казенным учреждением "Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами" произведен осмотр с выездом на место установки рекламной конструкции на здании, строении, сооружении "билбод фасадный" по адресу: г. Южно-Сахалинск, п/р Ново-Александровск, ул. 2-я Комсомольская, ограждение земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901007:91 (северная сторона), около д. 19А, в ходе которого установлено, что владельцем рекламной конструкции - ООО ИК "Деньги для всех" в отсутствие разрешения на имуществе, принадлежащем Арутюняну Самсону Акоповичу, размещена информация: "ООО ИК "Деньги для всех" лизинговая компания, Привлекаем денежные средства от юридических и физических лиц под гарантированный процент, тел. 8 (4242)72-54-86 г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 248; 16% годовых по договору сроком на 12 месяцев для любых сумм; с начисляемых процентов удерживаются налоги в соответствии с действующим законодательством; начисление % по окончании договора; ИНН 6501248109, ОГРН 1126501004486; НАША ЭНЕРГИЯ - ВАШЕМУ КАПИТАЛУ".
По результатам выявленных обстоятельств, 09.09.2022 обществу выдано предписание N 014-02837-22/ДЗП/02 с требованием удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции, осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи настоящего предписания.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований отказал, прийдя к выводу о наличии у департамента соответствующих полномочий и правовых оснований для его выдачи.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N38-ФЗ) определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона N 38-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 указанного Закона распространение наружной рекламы осуществляется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
На основании части 5 названной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В силу части 9 этой же статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Частью 21 этой статьи установлено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В развитие данной нормы права постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 07.06.2019 N 1687 утвержден Порядок организации работ по демонтажу, транспортировке, хранению, возврату и в необходимых случаях уничтожению рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка уполномоченный орган, осуществляющий функции по демонтажу, транспортировке, хранению, возврату и в необходимых случаях уничтожение рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" - Департамент землепользования города Южно-Сахалинска. Реализацию возложенных функций обеспечивает муниципальное казенное учреждение "Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами".
Выявление и учет рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" осуществляется Управлением по результатам мониторинга рекламных конструкций на соответствие требованиям действующего законодательства и муниципальных правовых актов, а также в результате выездов на места размещения рекламных конструкций по обращению физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и иных организаций (пункт 2.2 Порядка).
Согласно пункту 2.3 Порядка по результатам выезда составляется акт осмотра рекламной конструкции, в котором указывается информация о владельце, типе и виде конструкции, адресе размещения, собственнике или ином законном владельце недвижимого имущества, к которому она присоединена.
В случае выявления незаконной рекламной конструкции на основании акта осмотра рекламной конструкции Департамент принимает решение
В рассматриваемой ситуации, суды, проанализировав внешний вид спорной конструкции и характер размещенных на ней сведений, установили, что исключительной или основной целью размещения спорной конструкции является не указание сведений об организации в соответствии с требованиями действующего законодательства и обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к организации и оказываемой ею услуге, в связи с чем, руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", пришли к обоснованному выводу о том, что спорный объект является рекламной конструкцией.
И поскольку у общества разрешения на установку конструкции в указанным выше содержанием не имелось, то в этой связи суды пришли к обоснованному выводу о том, что в таком случае действия по установке и эксплуатации рекламной конструкции совершены с прямым нарушением требований законодательства о рекламе, в отсутствие надлежащим образом оформленного разрешения и согласования с уполномоченными органами.
При таких обстоятельствах, основания для признания оспариваемого предписания департамента недействительным и нарушающим права заявителя у судов не имелось и поэтому в удовлетворении заявленных обществом требований судами отказано правомерно.
Довод кассационной жалобы о том, что выданное предписание является неисполнимым, мотивировано отклонен судами, равно как и довод общества о том, что департаментом проводилась проверка, по результатам которой возможна выдача предупреждения, а не предписания.
По правилам пункта 8 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, государственного надзора в сфере рекламы.
В данной ситуации особенности и порядок проведения проверок установлены Законом о рекламе, следовательно, нормы Закона N 294-ФЗ не применяются. В связи с чем, факта выявления рекламы, размещенной и эксплуатируемой без специального разрешения, достаточно в силу части 10 статьи 19 Закона N138-ФЗ для выдачи предписания о её демонтаже. Иные доводы правового значения не имеют, правильных выводов судов не опровергают.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А59-5445/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решения нижестоящих инстанций, отказав в удовлетворении требований о признании недействительным предписания о демонтаже рекламной конструкции. Установлено, что конструкция размещена без разрешения, что нарушает законодательство о рекламе. Суд подтвердил наличие у департамента полномочий для выдачи предписания и отклонил доводы о неисполнимости предписания и необходимости выдачи предупреждения.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2023 г. N Ф03-3181/23 по делу N А59-5445/2022