г. Хабаровск |
|
24 июля 2023 г. |
А59-2113/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Юридическая Компания Гардлекс": Шаталова А.В., представитель по доверенности б/н от 27.04.2022;
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области: представитель не явился;
от акционерного общества "Российские железные дороги": Столярова Я.К., представитель по доверенности от 27.08.2020 N ДВОСТНЮ97/Д;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая Компания Гардлекс"
на решение от 24.01.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023
по делу N А59-2113/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая Компания Гардлекс" (ОГРН 1066501001357, ИНН 6501165406, адрес: просп. Мира, д. 2/4, пом. 1, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693012)
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (ОГРН 1126501008204, ИНН 6501251609, адрес: ул. Сахалинская, д. 48, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693020)
заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, адрес: пер. Никольский, д. 9, г. Москва, 109012)
третьи лица: акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, г. Москва, 107174), публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685, ИНН 6500000024, адрес: просп. Коммунистический, д. 43, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693020), общество с ограниченной ответственностью "ЦТО БАЗА" (ОГРН 1076501007527, ИНН 6501185843, адрес: просп. Мира, д. 2/11, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693000), индивидуальный предприниматель Петренко Александр Иванович (ОГРНИП 304650122600181, ИНН 650100046751), общество с ограниченной ответственностью "Металлургическая торговая компания" (ОГРН 1046500628195, ИНН 6501150262, адрес: ул. 2-Я Красносельская, д. 7, каб. 1, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693022), администрация города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129, ИНН 6501026762, адрес: ул. Ленина, д. 173, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693000)
о признании незаконным решения
установил: общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Гардлекс" (далее - заявитель, общество, ООО "ЮК "Гардлекс") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным решения от 07.02.2022 N 65-РИ/293/65-5291 об отказе в предоставлении за плату земельного участка, возложении обязанности в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 65:01:0311003:550, площадью 130 821 кв.м., расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, просп. Мира, д. 2 (далее - спорный земельный участок), с учетом выкупной стоимости в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - АО "РЖД"), публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго", общество с ограниченной ответственностью "ЦТО БАЗА", индивидуальный предприниматель Петренко Александр Иванович, общество с ограниченной ответственностью "Металлургическая торговая компания", администрация города Южно-Сахалинска (далее - администрация).
Решением от 24.01.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о неправильном применении судами норм материального права об определении площади застройки земельных участков на территории города Южно-Сахалинска, нарушении норм о порядке рассмотрения заявления об оспаривании ненормативного правового акта, установленные в статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Считает, что судами не полностью выяснены все существенные обстоятельства дела, ненадлежащим образом проведены исследование и оценка представленных доказательств.
Одновременно с подачей кассационной жалобы общество обратилось с ходатайством о зачете излишне уплаченной в федеральный бюджет по платежному поручению от 28.02.2023 N 17 суммы государственной пошлины в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей жалобы. В обоснование заявления о зачете государственной пошлины податель кассационной жалобы представил вопреки требованиям пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации только копию платежного поручения от 28.02.2023 N 17, указав на не получение справки на возврат государственной пошлины, выданной Пятым арбитражным апелляционным судом, и нахождении ее в материалах дела.
Между тем определением суда округа от 22.06.2023 указано на разрешение ходатайства о зачете государственной пошлины в судебном заседании; обществу предложено до начала судебного разбирательства представить в кассационный суд оригинал платежного поручения от 28.02.2023 N 17, оригинал справки на возврат государственной пошлины от 14.04.2023.
Возложенная на заявителя определением суда округа от 22.06.2023 обязанность по предоставлению оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, справки на возврат государственной пошлины, последним не исполнена.
В ходе судебного заседания представителем общества повторно заявлено ходатайство о зачете излишне уплаченной в федеральный бюджет суммы государственной пошлины в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей жалобы. К указанному ходатайству приложены: оригинал платежного поручения от 29.04.2022 N 48 на сумму 6 000 руб., справка Арбитражного суда Сахалинской области от 29.05.2023 по делу N А59-2113/2022 о возврате из бюджета государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Оценив представленные в подтверждение указанного ходатайства документы, окружной суд удовлетворил ходатайство общества о зачете уплаченной государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в сумме 1 500 руб. На оставшиеся от излишне уплаченных в бюджет 1 500 руб. по платежному поручению от 29.04.2022 N 48 судом округа выдана справка на возврат государственной пошлины.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу против доводов общества возражает, просит принять решение с учетом всех обстоятельств и доказательств по делу в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем веб-конференции по ходатайству АО "РЖД", представители АО "РЖД" и общества поддержали свои позиции, дав суду соответствующие пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Отзывы на кассационную жалобу не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на нее, заслушав представителей общества и АО "РЖД" проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.09.2021 в управление поступило заявление общества о предоставлении участка без проведения торгов, согласно которому ООО "ЮК Гардлекс" просило предоставить земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:550, площадью 130 821 кв.м., местоположение: просп. Мира, д. 2, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, на праве собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), рассчитать выкупную цену участка по льготной цене 2,5 процента от кадастровой стоимости согласно подпункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 137-ФЗ). Спорный участок используется заявителем на основании договора аренды от 21.02.2005 N 7280.
К указанному заявлению приложены: сообщение - перечень объектов недвижимости на участке; выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении общества и управляющей компании; договор аренды от 21.02.2005 N 7280; договор от 15.04.2008 о переуступке прав и обязанностей по договору от 21.02.2005 N 7280; соглашение от 19.03.2010 о передаче прав и обязанностей по договору от 21.02.2005 N 7280; дополнительное соглашение от 17.11.2014 N 1/2014; дополнительное соглашение от 02.03.2020 N 1/2020; постановление мэра города Южно-Сахалинска от 21.01.2005 N 64.
Согласно сообщению общества от 02.09.2021 на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ООО "ЮК Гардлекс" объекты недвижимого имущества со следующими кадастровыми номерами: 65:01:0311003:319; 65:01:0311003:322; 65:01:0311003:324; 65:01:0311003:325; 65:01:0311003:326; 65:01:0311003:327; 65:01:0311003:329; 65:01:0311003:331; 65:01:0311003:333; 65:01:0311003:334; 65:01:0311003:336; 65:01:0311003:337; 65:01:0311003:338; 65:01:0311003:341; 65:01:0311003:343; 65:01:0311003:345; 65:01:0311003:430.
Письмом от 13.10.2021 N 65-РИ/3406/65-5291 управление направило в адрес Росимущества заявление общества о предоставлении участка без проведения торгов для рассмотрения и принятия решения по существу на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278.
21.01.2022 Росимущество письмом N 10/1683 отказало обществу в предоставлении испрашиваемого участка в собственность, по следующим причинам: не установлена граница земельного участка, данные границы в порядке подпункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ подлежат уточнению; в обращении общества в нарушении подпункта 7 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ не указана цель использования испрашиваемого участка; согласно представленным материалам обществу принадлежат на праве собственности 17 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, вместе с тем, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, (далее - ЕГРН) на участке располагается 12 объектов недвижимого имущества. То есть из направленных документов не представляется возможным сделать вывод о количестве объектов недвижимости, располагающихся на земельном участке, а также об отсутствии на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам; согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра, а также ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет, визуально на земельном участке усматривается территория свободная от объектов недвижимости.
В этой связи управлению необходимо осуществить мероприятия по формированию пакета документов для раздела земельного участка:
1) под объектами недвижимости общества (при этом площадь земельного участка не должна превышать размеры, установленные соответствующими строительными нормами и правилами и иными нормативными правовыми актами, а при отсутствии соответствующих норм и правил не должна значительно превышать площадь застройки объекта недвижимого имущества);
2) свободных от объектов недвижимости, и направить его на рассмотрение в Росимущество.
Письмом от 07.02.2022 N 65-РИ/293/65-5291 управление сообщило об отсутствии возможности принятия решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, исходя из следующих обстоятельств: по сведениям ЕГРН данные о правообладателе на земельный участок отсутствуют, граница земельного участка в нарушении подпункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; в нарушении подпункта 7 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ в обращении не указана цель использования земельного участка; согласно представленным материалам обществу принадлежат на праве собственности 17 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН на земельном участке располагается 12 объектов недвижимости; не представляется возможным сделать вывод о количестве объектов недвижимости, располагающихся на земельном участке, а также об отсутствии на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам.
Не согласившись оспариваемым решением, оформленным письмом от 07.02.2022 N 65-РИ/293/65-5291, считая его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции не установил оснований для возникновения у заявителя права на приобретение за плату земельного участка, с учетом выкупной стоимости в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с выводами судов обеих инстанций с учетом следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка за плату.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 3 статьи 39.4 ЗК РФ установлено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в местности с численностью населения менее 3 миллионов человек.
Из пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ следует, что с 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу названного Закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков указанных в абзаце 3 настоящего пункта.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора аренды в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).
Согласно пунктам 1, 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктам 1 и 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования частью земельного участка, необходимой для эксплуатации этого здания.
Из анализа приведенных норм следует, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта с учетом документации по планировке и межеванию территории.
С учетом изложенного правом на приобретение в собственность земельного участка по льготной цене обладает собственник расположенных на таком участке зданий, сооружений, являющийся арендатором этого участка по договору аренды этого или исходного земельного участка, заключенному в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на него (до 01.07.2012).
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями, без проведения публичных торгов является нарушением законодательства о защите конкуренции.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 выражена правовая позиция, согласно которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях. При этом бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Следовательно заявитель должен доказать, что испрашиваемый земельный участок образован из исходного земельного участка, в отношении которого право постоянного бессрочного пользования своевременно (до 01.07.2012) переоформлено на право аренды, весь земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации или сформировать и испрашивать без торгов по льготной цене такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Судами установлено из материалов дела, что постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 11.07.1994 N 1460 акционерному обществу открытого типа "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов" (далее - АООТ "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов") в постоянное пользование предоставлен земельный участок N 4918, расположенный по западной стороне просп. Мира, адресный номер пр. Мира, 2, площадью 22,6586 га, выдан государственный акт N 2378, площадь участка 22, 2613 га.
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 24.08.2001 N 1511 право постоянного бессрочного пользования АООТ "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов" на земельный участок N 4918, площадью 19,7938 га, ранее предоставленный под существующий комбинат, прекращено с 24.08.2001 в связи с перерегистрацией предприятия и уточнением границ землепользования.
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 21.01.2005 N 64 право постоянного бессрочного пользования открытого акционерного общества "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов" (далее - ОАО "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов") на земельный участок N 4918, площадью 18, 5896 га, предоставленный ранее из земель категории "земли поселений" под существующий комбинат, прекращено с 31.12.2004 в связи с изменением формы землепользования: право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Вышеуказанным постановлением мэра города Южно-Сахалинска обществу представлен земельный участок N 4918 под существующие 38 объектов комбината хлебопродуктов, площадь предоставляемого в аренду участка 19,1517 га, из них площадь, ограниченная в использовании - 1,4104 га.
21.02.2005 между департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и ОАО "ЮжноСахалинский комбинат хлебопродуктов" на основании постановления от 21.01.2005 N 64 заключен договор аренды земельного участка N 7280, согласно которому в аренду обществу на срок с 01.01.2005 по 31.12.2026 передан земельный участок площадью 191 517 кв.м. под существующие объекты комбината хлебопродуктов, кадастровый номер земельного участка 65:001:0311003:0032. В приложении к указанному договору, именуемому "Характеристика земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости", указано, что на участке размещены принадлежащие на праве собственности 40 объектов, общая площадь которых составляет 63 438 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от 25.01.2006 N 01/002/2006-114 земельный участок с кадастровым номером 65:001:0311003:0032, площадью 191 517 кв.м. принадлежит Российской Федерации, обременен арендой до 31.12.2026 в пользу ОАО "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов", зарегистрировано 17.03.2005 N 65-01/12/2005-100.
Постановлениями мэра города Южно-Сахалинска от 22.09.2005 N 1788, от 13.02.2006 N 234, от 29.01.2007 N 120, от 30.03.2007 N 610, от 05.06.2007 N 1091, от 22.09.2006 N 1816, площадь предоставленного в аренду ОАО "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов" изменялась посредством уменьшения до 182 065 кв.м., 159 634 кв.м., 156 769 кв.м., 156 769 кв.м., 152 314 кв.м.
На основании указанных постановлений в договор аренды земельного участка от 21.02.2005 N 7280 в части площади были внесены изменения соглашениями от 28.09.2005, 16.02.2006, 14.06.2007, 19.06.2007, 24.09.2007.
20.06.2007 между ОАО "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов" и ООО "ЮК "Гардлекс" заключен договор купли-продажи недвижимости N Л-1, согласно которому обществу в собственность передано недвижимое имущество, составляющее лот N 1. Имущество находится на земельном участке общей площадью 152 314 кв.м. (пункт 1.2 договора).
Из указанного договора следует, что обществом приобретено имущество общей площадью 17 451,6 кв.м., расположенное на участке площадью 152 314 кв.м.
20.06.2007 к договору купли-продажи недвижимости от 20.06.2007 N Л-1 заключено дополнительное соглашение, согласно которому стороны зафиксировали, что три объекта недвижимости обременены правами аренды (спортивно-оздоровительный комплекс, блок подсобных помещений, служебно-бытовой комплекс), а пункт 1.2 изложен в иной редакции, согласно которой имущество находится на земельных участках общей площадью 15, 2314 га:
- 1,6324 га часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0013;
- 1,0075 га часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0015;
- 11,8039 га часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0016;
- 7 876 кв.м. часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0014.
15.04.2008 между ОАО "Южно-Сахалинский комбинат хлебопродуктов" и ООО "ЮК "Гардлекс" заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 21.02.2005 N 7280 на земельные участки, согласно которому обществу переданы права арендатора и право аренды на основании договора аренды от 21.02.2005 N 7280, на следующие земельные участки:
- 1, 6324 га часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0013;
- 1, 0075 га часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0015;
- 11, 8039 га часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0016;
- 7 876 кв.м. часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0014.
15.09.2010 между ООО "ЮК "Гардлекс" и ООО "НьюТэк" заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 21.02.2005 N 7280 на земельный участок, согласно которому ООО "НьюТэк" переданы права арендатора и право аренды на основании договора аренды от 21.02.2005 N 7280, на земельный участок площадью 7876 кв.м. часть производственной территории, кадастровый номер 65:01:0311003:0014.
17.11.2014 заключено дополнительное соглашение N 1/2014 к договору аренды земельного участка от 21.02.2005 N 7280 между управлением (арендодатель), ООО "ЮК "Гардлекс" (арендатор N 1), ЗАО "Торговый дом СЛТ" (арендатор N 2), по условиям которого по договору от 21.02.2005 N 7280 ООО "ЮК "Гардлекс" арендует следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:0013, общей площадью 16 324 кв.м. под часть производственной территории; земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:0015, общей площадью 10 075 кв.м. под часть производственной территории; земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:405, общей площадью 104 426 кв.м. под объекты комбината хлебопродуктов; земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:406, общей площадью 631 кв.м. под объекты комбината хлебопродуктов.
Земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:14, общей площадью 7 876 кв.м., под часть производственной территории, арендуемый ЗАО "Торговый дом СЛТ", исключен из договора от 21.02.2005 N 7280. Данное соглашение зарегистрировано 22.12.2014.
Таким образом судами установлено, что из дополнительного соглашения от 17.11.2014 N 1/2014 к договору аренды от 21.02.2005 N 7280 под объекты комбината хлебопродуктов обществу предоставлено два земельных участка с кадастровыми номерами 65:01:0311003:405, площадью 104 426 кв.м. и 65:01:0311003:406, площадью 631 кв.м., общей площадью 105 057 кв.м. Остальные участки (кадастровые номера 65:01:0311003:0013 и 65:01:0311003:0015) общей площадью 26 399 кв.м. предоставлены под часть производственной территории, а не под объекты комбината хлебопродуктов.
Из материалов дела следует, что распоряжением от 30.10.2019 N 65-175-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" управлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 65:01:0311003 :ЗУ1 со следующими характеристиками: почтовый адрес ориентира: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, просп. Мира, д. 2, площадь 130 821 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение иных объектов промышленности, земельный участок образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0311003:405, 65:01:0311003:0013, 65:01:0311003:0015, являющихся собственностью Российской Федерации и предоставленных в аренду ООО "ЮК "Гардлекс" по договору аренды от 21.02.2005 N 7280.
02.03.2020 заключено дополнительное соглашение N 1/2020 к договору аренды земельного участка от 21.02.2005 N 7280 между управлением и ООО "ЮК "Гардлекс", согласно которому с 02.03.2020 общество арендует земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:550, общей площадью 130 821 кв.м., назначение участка: для размещения иных объектов промышленности.
02.03.2020 в договор аренды от 21.02.2005 N 7280 внесены изменения в части объекта аренды, а именно из ранее предоставленных участков образован земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:550, общей площадью 130 821 кв.м., при этом данный участок образован из участков с кадастровыми номерами 65:01:0311003:405 площадью 104 426 кв.м., назначение под объекты комбината хлебопродуктов, 65:01:0311003:0013, 65:01:0311003:0015 с площадями 16 324 кв.м. и 10 075 кв.м., общая площадь 26 399 кв.м. назначение под часть производственной территории.
Учитывая изложенное судами верно установлено, что только часть испрашиваемого обществом участка ранее выделена под объекты комбината хлебопродуктов.
Из анализа сообщения от 02.09.2021, приложенного обществом к заявлению о предоставлении участка без проведения торгов судебными инстанциями установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: просп. Мира, д. 2, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, со следующими кадастровыми номерами: 65:01:0311003:319; 65:01:0311003:322; 65:01:0311003:324; 65:01:0311003:325; 65:01:0311003:326; 65:01:0311003:327; 65:01:0311003:329; 65:01:0311003:331; 65:01:0311003:333; 65:01:0311003:334; 65:01:0311003:336; 65:01:0311003:337; 65:01:0311003:338; 65:01:0311003:341; 65:01:0311003:343; 65:01:0311003:345; 65:01:0311003:430.
В соответствии с приложенными к заявлению выписками из ЕГРН объекты с приведенными кадастровыми номерами являются следующими объектами:
1) 65:01:0311003:319 - прием зерна с железной дороги, 3 этажа, площадь 845,4 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:550;
2) 65:01:0311003:322 - служебно-бытовой корпус, 1 этаж, площадь 476,8 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13, 65:01:0311003:15, 65:01:0311003:550;
3) 65:01:0311003:324 - тепловозовагонное депо, этаж 1, площадь 243,6 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13, 65:01:0311003:550;
4) 65:01:0311003:325 - железнодорожный путь общего пользования, расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:550;
5) 65:01:0311003:326 - канализационная насосная станция, количество этажей 1, площадь 87,4 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13;
6) 65:01:0311003:327 - склад силосный, 9 этажей, площадь 3910 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13, 65:01:0311003:550;
7) 65:01:0311003:329 - подстанция трансформаторная, этаж 1, площадь 41,6 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13, 65:01:0311003:550;
8) 65:01:0311003:331 - учетно-контрольный тепловой пункт, 1 этаж, площадь 16,3 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13, 65:01:0311003:550;
9) 65:01:0311003:333 - артскважина, 1 этаж, площадью 6,7 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:550;
10) 65:01:0311003:334 - жировая установка, количество этажей 2, площадь 227,7 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:550;
11) 65:01:0311003:336 - прием зерна с железной дороги, 2 этажа, площадь 238,4 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:15;
12) 65:01:0311003:337 - блок подсобных помещений, этаж 1, площадь 896,3 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13, 65:01:0311003:550;
13) 65:01:0311003:338 - пожарное депо с телефонной станцией, количество этажей 1, площадь 107,6 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:15, 65:01:0311003:550;
14) 65:01:0311003:341 - автовесы, 1 этаж, площадь 140,1 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13;
15) 65:01:0311003:343 - трансформаторная подстанция, этаж 1, площадь 125,4 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13, 65:01:0311003:550;
16) 65:01:0311003:345 - проходная, 1 этаж, площадь 15,1 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:13;
17) 65:01:0311003:430 - пост охраны, 1 этаж, площадь 47 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0311003:405.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.04.2022 N КУВИ-001/2022-57799887 в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0311003:550 на нем расположены объекты с кадастровыми номерами 65:01:0311003:326; 65:01:0311003:327; 65:01:0311003:331; 65:01:0311003:337; 65:01:0311003:322; 65:01:0311003:324; 65:01:0311003:343; 65:01:0311003:341; 65:01:0311003:345; 65:01:0311003:336; 65:01:0311003:338; 65:01:0311003:430; 65:01:0311003:329; 65:01:0311003:334; 65:01:0311003:333; 65:01:0311003:325; 65:00:0000000:152; 65:00:0000000:173; 65:00:0000000:2149.
Поскольку право аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:550, общей площадью 130 821 кв.м. возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в 2005 году на основании постановления главы Администрации от 21.01.2005 N 64 и договора аренды от 21.02.2005 N 7282, то есть до 01.07.2012, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что общество как собственник расположенных на земельном участке зданий, сооружений имеет право на приобретение земли под объектами недвижимости по льготной цене в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2022 N 308-ЭС21-28715.
Между тем вопреки доводам кассационной жалобы, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции правомерно установили несоразмерность площади испрашиваемого в собственность по льготной цене без проведения торгов земельного участка (130 821 кв.м.) площади объектов, расположенных на нем (7 425,4 кв.м.).
Судами со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394 отмечено, что площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества, в связи с чем заявитель должен доказать, что на испрашиваемом им земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью.
Вместе тем минимально необходимая площадь земельного участка для эксплуатации всех существующих строений и сооружений в границах испрашиваемого к выкупу земельного участка материалами дела не подтверждена.
Однако материалами дела подтверждается делимость испрашиваемого земельного участка на части под объектами недвижимости и части, незанятые объектами ввиду следующего.
Из представленных заявителем документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:550 образован из земельного участка с кадастровым номером 65:01:0311003:405 площадью 104 426 кв.м., который имел назначение под объекты комбината хлебопродуктов, и земельных участков 65:01:0311003:0013, 65:01:0311003:0015 с площадями 16 324 кв.м. и 10 075 кв.м., общая площадь 26 399 кв.м. с назначением под часть производственной территории.
Судами справедливо заключено, что фактически общество пытается приобрести незастроенную часть земельного участка по льготной цене, предусмотренной для выкупа земельного участка под существующие объекты недвижимости, тем самым может быть нанесен ущерб бюджету в виде недополучения денежных средств, составляющих разницу между рыночной стоимостью земельного участка и выкупной его ценой (льготной).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о недоказанности обществом нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании данного решения незаконным.
Доводы общества исследованы в полном объеме, обстоятельства настоящего дела были предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, нормы материального права применены судами правильно.
В целом выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства, подробным образом аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих, в том числе безусловную отмену судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.01.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по делу N А59-2113/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Черняк |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку право аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 65:01:0311003:550, общей площадью 130 821 кв.м. возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в 2005 году на основании постановления главы Администрации от 21.01.2005 N 64 и договора аренды от 21.02.2005 N 7282, то есть до 01.07.2012, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что общество как собственник расположенных на земельном участке зданий, сооружений имеет право на приобретение земли под объектами недвижимости по льготной цене в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2022 N 308-ЭС21-28715.
...
Судами со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394 отмечено, что площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества, в связи с чем заявитель должен доказать, что на испрашиваемом им земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2023 г. N Ф03-2996/23 по делу N А59-2113/2022