г. Хабаровск |
|
31 августа 2023 г. |
А59-6653/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
судьи Черняк Л.М.
при участии:
от акционерного общества "Авиакомпания "Аврора": Каменев К.С., представитель по доверенности от 01.01.2023 N 01-03-09/196;
от Сахалинской таможни: Схоменко Н.И., представитель по доверенности от 19.05.2023 N 0514/05313; Главанов А.А., представитель по доверенности от 20.12.2022 N 17-10/15115;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании в соответствии с частью 5.1 статьи 211, частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Аврора"
на решение от 28.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023
по делу N А59-6653/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Аврора" (ОГРН 1056500677749, ИНН 6501161401, адрес: ул. А. М. Горького, д. 50, корп. А, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693023)
к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793, адрес: ул. Пограничная, д. 56, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693008)
о признании незаконным и отмене постановления
установил: акционерное общество "Авиакомпания "Аврора" (далее - заявитель, общество, АО "Авиакомпания "Аврора") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 17.11.2022 N 10707000-582/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), представления от 17.11.2022 N 17-14/13724 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.02.2023 (резолютивная часть от 13.02.2023), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что поступившее уведомление касалось только части товара, в отношении остальной части товара уведомлений об изменении кода валюты не поступало, в связи с чем у общества отсутствовали правовые основания для изменения кода валюты в отношении всего принятого на хранение груза. Ссылаясь на письмо ООО "Инфоком" от 16.11.2022 утверждает, что в программном обеспечении "ВЭД-Склад", которое используется для электронного документооборота между юридическим лицом и таможенными органами и признано ФТС России соответствующей действующим требованиям возможность указания в отчете ДО-2 кода валюты, отличного от отчета ДО-1 отсутствует.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу против доводов общества возражает, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем веб-конференции по ходатайству таможенного органа, представители таможни и общества поддержали свои позиции, дав суду соответствующие пояснения. Представители таможенного органа также пояснили, что предписание от 17.11.2022 N 17-14/13724 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обществом исполнено.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является владельцем склада временного хранения (далее - СВХ), расположенного по адресу: ул. Горького, д. 50, корп. А, г. Южно-Сахалинск, что подтверждается свидетельством о включении в реестр владельцев СВХ от 12.08.2015 N 10707/171210/10025/5.
12.01.2022 в информационную систему владельца СВХ передано уведомление о регистрации документов для помещения товара, прибывшего по процедуре таможенного транзита на временное хранение по грузовой авианакладной от 10.01.2022 N 555-5901 8794, код валюты в USD.
На основании сведений, указанных в авианакладной, обществом в таможенный орган 12.01.2022 подан отчет по форме ДО-1 N 0000005 о принятии товаров на хранении, содержащий код валюты в USD.
После получения от таможенного поста уведомления о возможности выдачи товаров с СВХ N 10707110/120122/0000036 общество направило в таможню отчет по форме ДО-2 от 17.01.2022 N 0000040 о выдаче товара со СВХ, в котором указан товар с буквенным кодом валюты USD.
Вместе с тем, в вышеуказанном уведомлении о возможности выдачи товаров с СВХ N 10707110/120122/0000036, направленным таможенным постом в адрес общества, содержатся полные сведения о товаре, в том числе о коде валюты в EUR.
Установив факт предоставления обществом отчетности, содержащей недостоверные сведения, таможней составлен протокол об административном правонарушении от 10.10.2022 N 10707000-582/2022 по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением от 17.11.2022 по делу об административном правонарушении N 10707000-582/2022 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
17.11.2022 обществу выдано представление N 17-14/13724 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 29.13 КоАП РФ).
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением, посчитав, что они не соответствуют требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и соблюдения таможней порядка привлечения его к ответственности. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не выявил.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.
При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Проверяя наличие в действиях общества признаков состава вмененного обществу административного правонарушения, суды обоснованно исходили из того, что объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением в таможенный орган отчетности; объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении или нарушении срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения; субъектом административного правонарушения является, в том числе юридическое лицо.
Согласно статье 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) владелец склада временного хранения обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения, обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, обеспечивать возможность проведения таможенного контроля, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 утверждены порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определены условия и порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности (далее - Приказ N 444).
На основании пункта 2 Приложения N 5 Приказа N 444 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения N 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2).
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах, соответственно, сведения, указанные в документах отчетности, должны быть достоверными.
Согласно пункту 5 Приложения N 5 к Приказу N 444 заполнение отчета по форме ДО-1 включает заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей.
Графы "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются, если сведения о стоимости представляются владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уполномоченным лицом или содержатся в информации, полученной в соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 к настоящему Приказу.
В графе "Буквенный код валюты" указывается буквенный код валюты в соответствии с Классификатором валют, утвержденным Решением Комиссии.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 5 к Приказу N 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 Приложения N 4 к настоящему Приказу).
В абзаце 4 пункта 6 Приложения N 5 к Приказу N 444 установлено, что графы "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 Приложения N 1 к настоящему Приказу, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к настоящему Приказу.
Таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета (пункт 8 Приложения N 5 Приказа N 444).
Судами установлено, что в информационную систему владельца СВХ 12.01.2022 передано уведомление о регистрации документов для помещения товара, прибывшего по процедуре таможенного транзита, на временное хранение по грузовой авианакладной от 10.01.2022 N 555-5901 8794, в которой код валюты товара указан в USD. Обществом подан отчет по форме ДО -1 от 12.01.2022 N 0000005.
После получения уведомления о возможности выдачи товаров с СВХ N 10707110/120122/0000036 общество направило в таможенный орган отчет о выдаче товара со склада временного хранения по форме ДО-2 от 17.01.2022 N 0000040, с буквенным кодом валюты USD.
Вместе с тем, согласно описанию товара, изложенному в уведомлении о выдаче товара, кодом валюты товара является EUR.
Таким образом, обществом в таможню представлен отчет по форме ДО-2, содержащий недостоверные сведения в графах 10 "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах", 11 "Буквенный код валюты", 16 "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" (в отчете ДО-2 "USD", в уведомлении "EUR"). При этом в графе 17 ДО-2 "Основания выдачи товара со склада" отражены уведомление о выдаче товара, а также декларация на товары N 10702070/120122/3010387.
Отклоняя доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения Приказа N 444, приняв во внимание пункт 3 письма Министерства финансов Российской Федерации и ФТС от 11.11.2019 N 01-11/69403 "О направлении информации", предыдущие судебные инстанции обоснованно исходили из того, при заполнении отчета по форме ДО-2, в частности графы "Буквенный код валюты", должны учитываться сведения, содержащиеся в уведомлении о выдаче товаров с СВХ. Кроме того общество на момент предоставления в таможенный орган отчета по форме ДО-2 от 17.01.2022 N 0000040 располагало необходимыми сведениями для корректного заполнения всех названных граф данного отчета, однако графа 11 отчета по форме ДО-2 от 17.01.2022 N 0000040 заполнена недостоверно.
Факт совершения правонарушений подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, допустимость и достоверность которых никаких сомнений у судов в своей совокупности не вызвали, они признаны достаточными для установления всех юридически значимых обстоятельств, непротиворечивы и согласуются друг с другом.
Проверяя по правилам статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, а также доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения ТК ЕАЭС и Приказа N 444, суды первой и апелляционной инстанций верно пришли к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не выявлено.
Судами правомерно отмечено, что поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении таможенный орган установил, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ, избранная мера административного наказания в виде предупреждения является обоснованной.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление является законным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Поскольку материалами дела подтвержден факт предоставления недостоверных сведений в отчетности по форме ДО-2, то у таможенного органа имелись все основания для выдачи в адрес общества оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по делу N А59-6653/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.М. Черняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не выявлено.
Судами правомерно отмечено, что поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении таможенный орган установил, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ, избранная мера административного наказания в виде предупреждения является обоснованной.
...
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2023 г. N Ф03-3750/23 по делу N А59-6653/2022