г. Хабаровск |
|
27 сентября 2023 г. |
А73-7541/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Имтрейд": Татлыева Ю.В., представитель по доверенности от 11.04.2023 N 69/02;
от акционерного общества "РусГидро Снабжение", Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, акционерного общества "Южные Электрические Сети Камчатки": представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имтрейд"
на решение от 13.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023
по делу N А73-7541/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "РусГидро Снабжение" (ОГРН 1041500751016, ИНН 1510012774; адрес: 117393, г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 51, этаж 1, помещ. 1, комната 30)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142; адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 67)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Имтрейд" (ОГРН 1122543015891, ИНН 2543013630; адрес: 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Металлистов, д. 5, помещ. 23); акционерное общество "Южные Электрические Сети Камчатки" (ОГРН 1054100032744, ИНН 4101101796; адрес: 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Тундровая, д. 2)
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РусГидро Снабжение" (далее - АО "РГС", организатор закупки) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, управление, антимонопольный орган) от 24.03.2022 по делу N 7-11/31 (027/10/18.1-392/2022).
Определением суда от 19.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Имтрейд" (далее - ООО "Имтрейд"), акционерное общество "Южные Электрические Сети Камчатки" (далее - АО "ЮЭСК", заказчик).
Решением суда от 07.07.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.12.2022 решение суда первой инстанции от 07.07.2022, апелляционное постановление от 05.09.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Решением суда от 13.04.2023, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 без изменения, заявленные требования АО "РГС" удовлетворены.
Законность решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе ООО "Имтрейд", полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов двух инстанций о наличии оснований для признания недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа. В обоснование доводов жалобы указывает, что суды не оценили договор оказания услуг от 10.03.2021 N 1УК-П, заключенный между АО "ЮЭСК" и обществом с ограниченной ответственностью "Запад-Восток Сервис" (далее - ООО "Запад-Восток Сервис"), условия которого подтверждают отсутствие необходимости выдавать гарантийные письма поставщикам. Кроме того, суды не проверили довод о преюдициальной связи рассматриваемого спора с решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2022 по делу А73-16824/2021.
В судебном заседании представитель ООО "Имтрейд", участие которого обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ посредством использования системы веб-конференции, на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В представленном в суд отзыве АО "РГС" указало на несостоятельность изложенных в кассационной жалобе доводов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 26.04.2021 по результатам предварительного отбора квалифицированных участников для последующего запроса котировок на поставку дизельного топлива для нужд АО "ЮЭСК", проведенного АО "РГС", ООО "Имтрейд" включено в перечень квалифицированных участников.
21.06.2021 организатором закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке N 32110398516 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для нужд АО "ЮЭСК" по лоту: Лот N 5 (ГКПЗ N 277011-ОСН ТОПЛИВО-2021-ЮЭСК): "Дизельное топливо". Начальная (максимальная) цена договора 169500000 руб.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по запросу котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива от 19.07.2021 N 1-ВП победителем закупки по лоту N 5 признано ООО "Имтрейд", с ценой заявки 167 000 010 руб.
На основании протокола заседания закупочной комиссии по лоту N 5 от 20.08.2021 N 3/ВП ООО "Имтрейд" на основании пункта 5.3.1 документации о закупке признано уклонившимся от заключения договора и утратившим статус победителя, поскольку не выполнило условие подпункта "е" пункта 5.3.1 документации о закупке, не представило документов, обязательных к представлению победителем закупки в соответствии с требованиями приложения N 1 к документации о закупке "Технические требования".
ООО "Имтрейд" исключено из Перечня квалифицированных участников по результатам предварительного отбора на основании пункта 5.3.2 документации о закупке. Победителем по лоту N 5 признан участник, занявший второе место - ООО "Запад-Восток Трейд".
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Имтрейд" антимонопольный орган принял решение от 24.03.2022 по делу N 7-11/31 (027/10/18.1-392/2022), которым признал жалобу обоснованной; признал организатора закупки нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
АО "РГС", не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения антимонопольного органа, в связи с чем удовлетворил заявленные требования, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ установлены общие принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, к которым в том числе отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Федерального закона N 223-ФЗ. Конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
На основании части 5 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).
В силу части 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Как указано в части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Из материалов дела судами установлено, что закупка проведена в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее - положение о закупке), к которому АО "ЮЭСК" присоединилось на основании принятого Советом директоров решении от 03.10.2018 N 277.
Согласно пункту 7.8.14.1 положения о закупке заключение договора осуществляется в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 7.2.17 настоящего положения.
В соответствии с пунктом 7.2.17.2 положения о закупке если участник, который признан победителем, не подписал договор либо не обеспечил выполнение всех условий, необходимых для заключения договора в течение установленного в документации о закупке срока, то он утрачивает статус победителя, а заказчик (организатор закупки) имеет право удержать обеспечение заявки на участие в закупке и выбрать новую выигравшую заявку из числа остальных действующих; возврат обеспечения заявки на участие в закупке победителю конкурса производится только после заключения договора между заказчиком и победителем конкурса.
Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (пункт 9.6 положения о закупке).
Проанализировав котировочную документацию, суды установили, что согласно пункту 1 Технических требований Документации о закупке предметом закупки является поставка дизельного топлива согласно таблице 1.
В таблице N 1 пункта 1 Технических требований указано, что пунктом поставки является склад ГСМ ООО "Запад-Восток сервис" в Усть-Камчатском районе Камчатского края.
Согласно подпункту d) пункта 3 Технических требований поставка нефтепродуктов производится в береговые резервуары склада ГСМ АО "ЮЭСК" в пункте поставки (склад ГСМ ООО "Запад-Восток сервис" в Усть-Камчатском районе Камчатского края). Количество поставленных нефтепродуктов будет определяться по замерам в емкостях покупателя.
При этом раскачка нефтепродуктов с танкера в емкости покупателя выполняется посредством шланговой линии поставщика либо с привлечением плашкоутов для рейдовой разгрузки. Услуги по прокладке шланговой линии, ее обслуживанию, услуги по постановке танкера на разгрузку, а также услуги по рейдовой разгрузке танкера поставщик закладывает в конечную стоимость поставки.
Согласно пункту 5 Технических требований участник, признанный победителем закупочной процедуры, в течение 5 рабочих дней после размещения протокола подведения итогов закупки на сайте www.zakupki.gov.ru (до заключения договора) должен предоставить в адрес заказчика: письмо-подтверждение от завода-производителя либо собственника нефтепродуктов (со ссылкой на настоящую закупку и указанием места нахождения ресурса на дату отправки Письма - подтверждения) о возможности отгрузки необходимого количества дизельного топлива в период осуществления поставок в заявленном Участником объеме (ресурсная справка); копии гарантийных писем от компаний, которые будут задействованы в поставке дизельного топлива, согласно логистической карты, подтверждающие возможность оказания услуг в период осуществления поставок по настоящей закупке в заявленном участником объеме: от компаний судовладельцев, подтверждающих готовность выделения судов, требуемого класса для перевозки договорных объемов, от компаний с портами погрузки и выгрузки, от компаний, оказывающих услуги по перевалке дизельного топлива в указанных портах, от компаний, осуществляющих разгрузку в пункте поставки дизельного топлива.
При этом участник в случае не предоставления документов, указанных в разделе 5 Технического задания, признается уклонившемся от подписания договора в соответствии с условиями пункта 5.3 Документации о закупке.
Из оспариваемого решение следует, что управление, признавая действия АО "РГС" нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, исходило из того, что требование представить документы с информацией об осуществлении разгрузки в месте поставки дизельного топлива (склад ГСМ ООО "Запад-Восток Сервис" в Усть-Камчатском районе Камчатского края), а именно гарантийное письмо от нефтебазы в Усть-Камчатске, которое подтверждало бы ее готовность к приемке топлива, не предусмотрено документацией о закупке, влечет за собой нарушение принципа равноправия, справедливости и необоснованно ограничивает конкуренцию.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе положение о закупке, техническую документацию, суды первой и апелляционной инстанций установили, что требование предоставить гарантийное письмо соответствует условиям технической документации, является единым правилом для всех и не может свидетельствовать о создании неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам, не нарушает принципов Федерального закона N 223-ФЗ.
Суды учли, что согласно письму ООО "Запад-Восток сервис" от 27.02.2023 на запрос суда от 02.02.3023 взаимоотношения с поставщиком от АО "ЮЭСК" возникают на договорной основе с ООО "Запад-Восток Сервис" по инициативе поставщика на предмет использования шланговой линии, принадлежащей ООО "Запад-Восток Сервис" либо для выполнения перечня услуг, направленных на обеспечение условий постановки и контроля танкера на точке выполнения разгрузочной операции, а также обеспечение условий протяжки и контроля шланговой линии в воде и на береговой полосе.
Если технические характеристики привлекаемого поставщиком танкера и его средств, наличие собственной шланговой линии и состав экипажа танкера позволяют обеспечить все условия безопасной раскачки танкера, то договор непосредственно с поставщиком не заключается и взаимосвязь сотрудников ООО "Запад-Восток Сервис", АО "ЮЭСК" и представителя поставщика на танкере происходит в рабочем порядке в рамках заключенного договора АО "ЮЭСК" с его поставщиком и договора оказания услуг, заключенного между АО "ЮЭСК" с ООО "Запад-Восток Сервис".
Таким образом, процесс разгрузки топлива в месте его поставки (склад ГСМ) организует поставщик, перевалка топлива без согласия (гарантийного письма) нефтебазы невозможна.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали вывод антимонопольного органа о нарушении АО "РГС" пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223 недоказанным, пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для принятия оспариваемого решения и удовлетворили заявленные требования.
Доводы о том, что суды не оценили договор оказания услуг от 10.03.2021 N 1УК-П, заключенный между АО "ЮЭСК" и ООО "Запад-Восток Сервис", условия которого, по мнению заявителя, подтверждают отсутствие необходимости выдавать гарантийные письма поставщикам, а также не оценили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2022 по делу N А73-16824/2021, суд округа отклоняет, поскольку суды правильно определили предмет доказывания и все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
В целом доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций правовых норм, свидетельствуют о несогласии заявителя с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в судах, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу N А73-7541/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из оспариваемого решение следует, что управление, признавая действия АО "РГС" нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, исходило из того, что требование представить документы с информацией об осуществлении разгрузки в месте поставки дизельного топлива (склад ГСМ ООО "Запад-Восток Сервис" в Усть-Камчатском районе Камчатского края), а именно гарантийное письмо от нефтебазы в Усть-Камчатске, которое подтверждало бы ее готовность к приемке топлива, не предусмотрено документацией о закупке, влечет за собой нарушение принципа равноправия, справедливости и необоснованно ограничивает конкуренцию.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе положение о закупке, техническую документацию, суды первой и апелляционной инстанций установили, что требование предоставить гарантийное письмо соответствует условиям технической документации, является единым правилом для всех и не может свидетельствовать о создании неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам, не нарушает принципов Федерального закона N 223-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2023 г. N Ф03-4240/23 по делу N А73-7541/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4240/2023
29.06.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2677/2023
13.04.2023 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7541/2022
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5334/2022
05.09.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4622/2022
07.07.2022 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7541/2022