г. Хабаровск |
|
28 сентября 2023 г. |
А73-1701/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от акционерного общества "ССК": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2023 N 05-51/001;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 12.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023
по делу N А73-1701/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "ССК" (ОГРН 1142801007975, ИНН 2801199399, адрес: 678960, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, База Альянс, р-н ГСК "Черемушки")
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856, адрес: 680013, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 94А)
о взыскании процентов на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ССК" (далее - АО "ССК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Хабаровской таможни процентов на сумму излишне взысканного утилизационного сбора в размере 138 425 руб. 60 коп. в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10009100/040820/0062895.
Решением суда от 12.05.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023, заявленные обществом требования удовлетворены частично: с таможни в пользу общества взысканы проценты в размере 61 929 руб. 56 коп.; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Хабаровская таможня, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в удовлетворенной части отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать полностью.
В судебном заседании представитель Хабаровской таможни доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения.
Общество отзыв не представило, явку представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Хабаровской таможни, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в августе 2020 года ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортные средства - новые грузовые автомобили- самосвалы четырехосные марки SHACMAN, модели SX3258DТ384C (полная масса - 31 000 кг), в количестве 3 шт., грузоподъемностью 1570 кг каждый, в целях таможенного оформления которых в Центральную акцизную таможню подана ДТ N 10009100/040820/0062895, представлен расчет и доказательства уплаты утилизационного сбора (платежное поручение от 04.08.2020 N 965 на сумму 4 725 000 руб.). Таможней выданы таможенные приходные ордера N ЭО-0583321, N ЭО-0583323, N ЭО-0583308.
В отношении транспортных средств произведена уплата утилизационного сбора в размере 2 835 000 руб. (по 945 000 руб. за каждое ТС).
Позже, полагая, что размер утилизационного сбора должен быть определен исходя из фактической массы ввезенных транспортных средств по коэффициенту 2,79, заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в сумме 1 579 500 руб.
Решением от 22.07.2021 N 32 таможенный орган отказал в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в заявленной сумме в связи с отсутствием факта его излишней уплаты.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.11.2021 по делу N А73-14494/2021 решение от 22.07.2021 признано незаконным и на таможню возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 1 579 500 руб.
Платежным поручением от 21.02.2022 N 202013 таможней произведен возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в полной сумме.
15.12.2022 в таможню поступила претензия общества от 09.12.2022 (вх. N 14356) с требованием выплатить проценты, начисленные за период с 05.08.2020 (даты уплаты обществом утилизационного сбора) по 21.02.2022 в сумме 138 425 руб. 60 коп.
Таможня решением, оформленным письмом, от 12.01.2023 N 17-25/00318 в выплате процентов отказала со ссылкой на отсутствие факта излишнего взыскания утилизационного сбора.
Полагая, что отказ в выплате процентов не соответствует закону и нарушает его права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о нарушении оспариваемым решением таможни прав и законных интересов декларанта и наличии правовых оснований для выплаты процентов, признал требованиям подлежащими удовлетворению частично.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, принимая во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 4 статьи 24.1 Закона порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291).
В пункте 24 Правил N 1291 указано, что в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Вопрос о законности требования общества о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 1 579 500 руб. в отношении трех грузовых автомобилей-самосвалов, задекларированных по ДТ N 62895, разрешен арбитражным судом в рамках дела N А73-14494/2021, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные этим судебным актом не доказываются вновь при рассмотрении судом настоящего дела.
Также лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт возврата 21.02.2022 излишне уплаченного утилизационного сбора Хабаровской таможней.
Пунктом 35 Правил N 1291 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп" пункт 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35, 52, 53, 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.
Этим же постановлением Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.
Как верно указано судами, изложенный в названном постановлении правовой подход позволяет сделать вывод о том, что он применим и к оценке пункта 35 Правил N 1291, поскольку отсутствие упрощенного механизма для плательщиков утилизационного сбора влечет нарушение принципов охраны права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов независимо от того, что именно явилось объектом обложения утилизационным сбором: колесное транспортное средство, шасси, самоходная машина или прицеп.
В этой связи судами правомерно отклонены доводы таможенного органа об отсутствии у общества права требовать начисления процентов в случае несвоевременного возврата суммы утилизационного сбора, являющегося излишне уплаченным или излишне взысканным.
При этом суды обоснованно отметили, что в данном случае платежи, произведенные обществом при ввозе транспортных средств следует квалифицировать как излишне уплаченные, в связи с чем произвели пересчет предъявленной заявителем ко взысканию с таможни суммы процентов с учетом правил о начале течения срока (с даты получения таможенным органом заявления о возврате денежных средств) и ключевых ставок Центрального банка Российской Федерации, действовавших в соответствующие периоды незаконного невозврата излишне уплаченного обязательного платежа.
Так, заявление на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора получено таможней 20.07.2021. Установленный пунктом 33 Порядка N 1291 тридцатидневный срок на возврат истекал 19.08.2021. Следовательно, проценты подлежали начислению за период с 20.08.2021 по 21.02.2022 - день возврата обществу излишне уплаченного утилизационного сбора.
За указанный период сумма процентов, рассчитанная судами, составила 61 929 руб. 56 коп.
Расчет процентов судом кассационной инстанции проверен и признан верным.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования в данной части удовлетворены правомерно.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по делу N А73-1701/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 35 Правил N 1291 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) предусматривалось, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп" пункт 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35, 52, 53, 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.
Этим же постановлением Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.
Как верно указано судами, изложенный в названном постановлении правовой подход позволяет сделать вывод о том, что он применим и к оценке пункта 35 Правил N 1291, поскольку отсутствие упрощенного механизма для плательщиков утилизационного сбора влечет нарушение принципов охраны права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей, поддержания доверия к закону и действиям государства применительно к сфере публичных финансов независимо от того, что именно явилось объектом обложения утилизационным сбором: колесное транспортное средство, шасси, самоходная машина или прицеп."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 сентября 2023 г. N Ф03-3899/23 по делу N А73-1701/2023