г. Хабаровск |
|
31 октября 2023 г. |
А04-9789/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 3": Колодезникова Я.В., представитель по доверенности от 24.01.2022 N 240122/ЮЛ;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Филатова Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2023 N 23-19-11/4 (до перерыва);
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 13.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023
по делу N А04-9789/2022 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 3" (ОГРН 1072801011326, ИНН 2801126055; адрес: 675004, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 28)
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434; адрес: 675004, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 108)
третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065; адрес: 675028, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Воронкова, д. 26/2)
о признании незаконным представления в части
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 3" (далее - ГАУЗ АО "ГП N 3", учреждение здравоохранения, поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, управление) от 08.11.2022 N 23-13-47/23-5873 в части пунктов 1 - 6.
Определением от 20.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - фонд).
Решением суда от 13.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023, заявленное требование удовлетворено.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе управления, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права и подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что расходование средств на цели, не предусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и тарифным соглашением, является нецелевым использованием средств фонда.
По мнению управления, затраты на оплату расходов за обслуживание справочно-правовой системы ГАРАНТ-Юрист, на оплату расходов неисключительной лицензии на использование электронной системы "Госфинансы" для бюджетных учреждений не являются ни затратами, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее предоставления, ни затратами, необходимыми для обеспечения деятельности в целом, но не потребляемыми непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), следовательно, не могли быть оплачены за счет средств ОМС. Указанная справочная программа не влияет на оказание медицинской помощи прямо или косвенно и не может быть оплачена в рамках территориальной программы ОМС. Учреждение может осуществлять свою основную деятельность по оказанию медицинских услуг населению без использования указанных программ.
Также указывает, что средства ОМС не могут являться источником возмещения всех затрат медицинской организации, а служат источником финансового обеспечения расходов медицинских организаций в пределах и на условиях, установленных законодательством, таким образом, расходы на справочную-правовую систему не включены в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, тарифные соглашения, следовательно, они не могли быть оплачены за счет средств ОМС.
Утверждает, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи могут входить расходы непосредственно самого учреждения, чего в спорной ситуации не было, поскольку медицинское учреждение, заключив договоры с Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания", Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Амурской области "Центр реабилитации "Надежда", Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 2", в проверяемый период фактически передало объем медицинских услуг (прием, осмотр, консультация) врача аллерголога-иммунолога, консультация врача сурдолога, врача гастроэнтеролога, связанных с обращениями по поводу заболеваний, иным лицам и произвело расходы за счет средств ОМС, не предусмотренные законом. Обращает внимание на то, что за счет средств обязательного медицинского страхования подлежат оплате расходы только на лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования). Настаивает на том, что услуги на сумму 485 руб. фактически не оказаны.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
В представленном отзыве поликлиника и ее представитель в суде округа считают доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Участие представителей сторон в судебном заседании суда кассационной инстанции обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении ГАУЗ АО "ГП N 3" проведена выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
В ходе проверочных мероприятий выявлен ряд нарушений, в том числе:
В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, пунктов 193, 194, 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пункта 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2020 год от 28.12.2019, пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2019 N ДГ-329/19/Р-28, пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2020 N 38 (далее - договор от 01.01.2020 N 38), учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание информационных услуг от 01.07.2019 N Г28-8126/191 произведена оплата расходов за обслуживание справочно-правовой системы ГАРАНТ-Юрист в сумме 13 720 руб., что повлекло направление средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ, раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, пунктов 193, 194, 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пункта 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2020 год от 28.12.2019, пункта 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2021 год от 22.01.2021, пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2019 N ДГ-329/19/Р-28, пункта 5.10 договора от 01.01.2020 N 38, пункта 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 25.01.2021 N 43, учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования на основании контракта на передачу неисключительных прав использования электронных систем "Госфинансы" от 22.09.2020 N 3988 произведена оплата простой неисключительной лицензии на использование электронной системы "Госфинансы" для бюджетных учреждений в общей сумме 56 294 руб., в том числе в 2020 году в сумме 9 382 руб., в 2021 году в сумме 46 912 руб., что повлекло направление средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ, раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, пунктов 193, 194, 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пункта 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2020 год от 28.12.2019, пункта 5.10 договора на оказании и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2019 N ДГ-329/19/Р-28, пункта 5.10 договора от 01.01.2020 N 38, пункта 5.9 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 21.12.2020 N 366, учреждением на основании договоров на оказание медицинских услуг от 02.12.2019 N 503, от 12.12.2019 N 523, от 01.01.2020 N 02 фактически передан Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания" объем медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний, и за счет средств обязательного медицинского страхования произведена оплата за прием (осмотр, консультацию) врача-аллерголога-иммунолога в общей сумме 22 419 руб., что повлекло направление средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ, раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, раздела IV программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, пунктов 193, 194, 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пункта 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2020 год от 28.12.2019, пункта 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2021 год от 22.01.2021, пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2019 N ДГ-329/19/Р-28, пункта 5.10 договора от 01.01.2020 N 38, пункта 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 25.01.2021 N 43, учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования на основании договоров на оказание платных медицинских услуг от 12.08.2019 N 326/ОМС, от 09.01.2020 N 25/ОМС, от 24.02.2021 N 71/ОМС фактически передан государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области "Центр реабилитации "Надежда" объем медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний, и за счет средств обязательного медицинского страхования произведена оплата за консультацию врача сурдолога в общей сумме 18 700 руб., что повлекло направление средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
В нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ, раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, пунктов 193, 194, 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пункта 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2020 год от 28.12.2019, пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2019 N ДГ-329/19/Р-28, пункта 5.10 договора от 01.01.2020 N 38, пункта 5.9 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 21.12.2020 N 366, учреждением на основании договора об оказании платных медицинских услуг от 13.01.2020 N З/п-20 фактически передан государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 2" объем медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний, и за счет средств обязательного медицинского страхования произведена оплата за консультацию врача гастроэнтеролога в общей сумме 43 200 руб., что повлекло направление средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные целям их предоставления.
В нарушение пункта 3 части 2 статьи 20, части 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пункта 2.3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2020 год от 28.12.2019, пунктов 3.1, 5.6 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2019 N ДГ-329/19/Р-28, учреждением направлены в страховую медицинскую организацию реестры счетов на оплату медицинской помощи за ноябрь 2020 года, которые были оплачены в полном объеме, содержащие сведения об оказании медицинских услуг отдельному застрахованному лицу, при отсутствии фактического оказания учреждением ему медицинской помощи в сумме 485 руб.
Выявленные нарушения отражены в акте выездной проверки от 14.09.2022.
По результатам плановой выездной проверки управлением вынесено представление от 08.11.2022 N 23-13-47/23-5873, согласно которому поликлинике в срок до 01.03.2023 необходимо принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных, в том числе в пунктах 1 - 6 представления, а также принять меры по устранению нарушений, указанных в пунктах, обеспечив возврат денежных средств в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области средств ОМС, использованных не по целевому назначению, с последующим перечислением в доход Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Полагая, что указанное представление УФК по Амурской области вынесло без наличия достаточных оснований, медицинское учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который заявленное требование удовлетворил.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
С учетом изложенного вывод судов двух инстанций о том, что оспариваемое представление выдано УФК по Амурской области в пределах предоставленных полномочий на проведение государственного (муниципального) финансового контроля, является верным и обоснованным.
Удовлетворяя заявление медицинского учреждения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оплата расходов за обслуживание справочно-правовой системы ГАРАНТ-Юрист в сумме 13 720 руб., оплата простой неисключительной лицензии на использование электронной системы "Госфинансы" для бюджетных учреждений в сумме 56 294 руб., оплата за прием (осмотр, консультацию) врача-аллерголога-иммунолога в сумме 22 419 руб., оплата за консультацию врача сурдолога в сумме 18 700 руб., оплата за консультацию врача гастроэнтеролога в сумме 43 200 руб., оплата за оказанную медицинскую услугу отдельному застрахованному лицу (при отсутствии фактического оказания) в сумме 485 руб., не обладают признаками нецелевого расходования средств внебюджетного фонда ОМС, в связи с чем в указанной части признали представление недействительным.
Между тем судами не учтено следующее.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования
Согласно пункту 1 статьи 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 165-ФЗ - денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, медицинские организации обязаны использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования представляет собой составную часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющую права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающую единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования; под территориальной программой обязательного медицинского страхования понимается составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Частью 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Территориальная программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, и включает в себя, в том числе, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в части 3 названной статьи, осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно части 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм права следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Методика расчета тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС установлена в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
Согласно абзацу 185 Правил N 108н, тарифы рассчитываются в соответствии с настоящей главой Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона (абзац 186 Правил N 108н).
Согласно абзацу 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Абзацем 193 Правил N 108н установлено, что в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: 1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Согласно абзацу 194 Правил N 108н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно абзацу 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: 1) затраты на коммунальные услуги; 2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); 3) затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); 4) затраты на приобретение услуг связи; 5) затраты на приобретение транспортных услуг; 6) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 7) затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 8) прочие затраты на общехозяйственные нужды. Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
Из положений части 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Тарифным соглашением в сфере ОМС от 28.12.2019 установлены тарифы на оплату медицинской помощи на 2020 год, Тарифным соглашением в сфере ОМС от 22.01.2021 установлены тарифы на оплату медицинской помощи на 2021 год.
Согласно пункту 3.8 Тарифных соглашений от 28.12.2019 на 2020 год и от 22.01.2021 на 2021 год структура тарифов на оплату медицинской помощи установлена в соответствии с Территориальной программой ОМС, в том числе в части базовой программы ОМС, по следующим направлениям расходования средств: а) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты; б) приобретение лекарственных средств и расходных материалов; в) приобретение продуктов питания; г) прочие статьи расходования средств: затраты на приобретение мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения), расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Рассматривая настоящий спор, суды пришли к выводу, что Правилами N 108н не установлен конкретный перечень затрат, подлежащих включению в прочие расходы, перечень, предусмотренный Федеральным законом N 326-ФЗ исчерпывающим не является, следовательно, оплата системы "Гарант-Юрист" и расходов неисключительной лицензии на использование электронной системы "Госфинансы", являющиеся программным обеспечением, могут быть включены в тариф и оплачены, оплата за счет средств ОМС осуществлена правомерно.
Вместе с тем суды не учли, что Правила N 108н, определяя виды расходов, подлежащие включению в тарифы, закрепляют основной принцип таких расходов - учитываются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинских организаций в целом, раскрывают содержание названных затрат, относя к иным (прочим) затратам непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) затраты на общехозяйственные нужды, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Поскольку перечисленные приобретения медицинской организации не относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, вывод судов о том, что оплата системы "Гарант-Юрист" и расходов неисключительной лицензии на использование электронной системы "Госфинансы", являющиеся программным обеспечением и не связанные с оказанием медицинской помощи (услуги), за счет средств ОМС правомерна, сделан на основании неправильного толкования норм действующего законодательства, вследствие чего в этой части затраты неправомерно признаны судами двух инстанций целевым расходованием средств ОМС, а представление - недействительным.
Проверяя законность оспариваемого представления по эпизоду нецелевого расходования средств ОМС на оплату медицинских услуг (прием, осмотр, консультация) врача аллерголога-иммунолога, консультация врача сурдолога, врача гастроэнтеролога, суды установили, что между учреждением и ФГБНУ "Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания" заключены договоры на оказание медицинских услуг от 02.12.2019 N 503, от 12.12.2019 N 523, от 01.01.2020 N 02, по которым произведена оплата за прием (осмотр, консультацию) врача-аллерголога-иммунолога в общей сумме 22 419 руб.
Между медицинским учреждением и ГБУЗ Амурской области "Амурский областной детский центр медицинской реабилитации "Надежда" заключены договоры на оказание платных медицинских услуг от 12.08.2019 N 326/ОМС, от 09.01.2020 N 25/ОМС, от 24.02.2021 N 71/ОМС, по которым произведена оплата за консультацию врача сурдолога в общей сумме 18 700 руб.
Между медицинским учреждением и государственным бюджетным учреждением здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 2" заключен договор об оказании платных медицинских услуг от 13.01.2020 N З/п-20, по которому произведена оплата за консультацию врача гастроэнтеролога в общей сумме 43 200 руб.
Суды по этому эпизоду, руководствуясь положениями Федерального закона N 326-ФЗ, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", учитывая утвержденные приказами Минздрава России порядки оказания медицинской помощи населению в медицинских организациях, установив, что передача объема спорных медицинских услуг связана с обращениями по поводу заболеваний в рамках ОМС и обусловлена необходимостью обеспечить оказание необходимых медицинских услуг в полном объеме, пришли к выводу о том, что оплата медицинской услуги соответствующих специалистов не свидетельствует о нецелевом расходовании средств ОМС.
Вместе с тем, как установлено судами, медицинское учреждение, заключив договоры об оказании медицинских услуг, в проверяемый период фактически передало иным юридическим лицам объем спорных медицинских услуг.
Вывод судов, что направление средств ОМС на оплату медицинских услуг, оказанных врачами: аллергологом-иммунологом, сурдологом, гастроэнтерологом, не противоречит установленным нормам и правилам, а также положениям, содержащимся в соглашениях и договорах, в связи с чем оспариваемое представление в части пунктов 3-5 подлежит признанию незаконным, сделан с неправильным применением норм материального права, поскольку частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ регламентировано, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), включенные в структуру тарифов на оплату медицинской помощи.
Следовательно, учитывая указанное выше нормативное регулирование, вывод судов, что направление средств ОМС на оплату медицинских услуг, оказанных врачами: аллергологом-иммунологом, сурдологом, гастроэнтерологом, не противоречит установленным нормам и правилам, а также положениям, содержащимся в соглашениях и договорах, в связи с чем оспариваемое представление в части пунктов 3 - 5 подлежит признанию незаконным, сделан с неправильным применением норм материального права, поскольку в структуру тарифа на оплату медицинской помощи могут входить расходы непосредственно самого учреждения, а не привлеченных им для оказания медицинской помощи иных лиц, исключение составляют расходы на лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), включенные в структуру тарифов на оплату медицинской помощи.
Рассматривая спор по эпизоду нецелевого расходования средств ОМС в сумме 485 руб., руководствуясь частью 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктом 121 Правил N 108н, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание показания допрошенных свидетелей, установив факт оказания учреждением медицинской услуги стоимостью 485 руб. (код МКБ-10 Z01.8), суды двух инстанций сделали обоснованный вывод о том, что расходы об оплате медицинских услуг на сумму 485 руб. связаны с деятельностью по оказанию бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, подлежат возмещению за счет средств ОМС.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным пункта 6 спорного представления.
При этом, как было указано ранее, у судов отсутствовали основания для признания представления недействительным в части пунктов 1-5.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Принимая во внимание, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но ими неправильно применены нормы материального права, суд округа приходит к выводу о наличии предусмотренных в пункте 2 части 1 статьи 287 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов в части пунктов 1-5, и считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу N А04-9789/2022 Арбитражного суда Амурской области в части признания незаконными пунктов 1, 2, 3, 4, 5 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 08.11.2022 N 23-13-47/23-5873 отменить.
В удовлетворении требования государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области "Городская поликлиника N 3" в указанной части отказать.
В остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение нижестоящих инстанций, признав законным представление о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования. Суд установил, что оплата услуг по обслуживанию программного обеспечения и медицинских услуг, оказанных третьими лицами, не соответствует целям использования средств ОМС, что нарушает законодательство. В остальном требования учреждения были отклонены.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2023 г. N Ф03-3965/23 по делу N А04-9789/2022