г. Хабаровск |
|
24 ноября 2023 г. |
А51-14394/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница N 1": Кобылкина Т.Е., представитель по доверенности б/н от 29.11.2023;
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": Фролова Е.В., представитель по доверенности от 30.01.2023 N 36/23;
от Министерства здравоохранения Приморского края: представитель не явился;
рассмотрев в онлайн судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
на решение от 15.05.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023
по делу N А51-14394/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница N 1" (ОГРН 1022502256435, ИНН 2540021263; адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 57)
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, ИНН 2540013343; адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, д. 21)
третье лицо: Министерство здравоохранения Приморского края (ОГРН 1072540000103, ИНН 2540018454; адрес: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2)
о признании незаконным решения от 07.06.2022 N 2220/06
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница N 1" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - фонд, ФОМС) о признании незаконным решения от 07.06.2022 N 2220/06.
Определением суда от 04.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Приморского края (министерство).
Решением суда от 15.05.2023, требования удовлетворены в части: признано недействительным решение фонда в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в размере 7 634 371,40 руб. и в части требования о перечислении указанных средств, использованных не по целевому назначению, на счет фонда, а также в части перечисления суммы штрафа за использование не по целевому назначению средств в размере 763 437,14 руб., как не соответствующее Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Также судом решение фонда изменено в части определения суммы штрафа, подлежащего удержанию, с уменьшением суммы до 32 867,56 руб.; в пользу учреждения взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023, решение суда в оспариваемой части - в части эпизода, связанного с нецелевым использованием средств ОМС в сумме 3 795 871,40 руб. (расходы на оплату труда сотрудников патологоанатомического отделения в 2019-2021 г.г. и приобретения материальных запасов (химических реактивов, медицинских изделий, расходных материалов, инструментария и др. и на проведение посмертной патологоанатомической диагностики (вскрытия) в 2019-2021), а также штрафных санкций в размере 10% от этой суммы оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, в части нецелевого использования средств ОМС в сумме 3 795 871,40 руб., штрафа фонд обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в оспариваемой части отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Фонд в жалобе, дополнении к жалобе и его представитель в онлайн судебном заседании суда округа наставали, что выводы судов о том, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи входит оказание услуг по проведению патологоанатомического исследования (вскрытие тел умерших) и эти исследования должны быть оплачены за счет средств ФОМС, ошибочны. Считают, что посмертные исследования (аутопсийные) и диагностика проводятся за счет иного источника финансирования, поскольку медицинской помощью и страховым случаем не являются. Проведение при летальном исходе указанных исследований является способом оценки качества оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, а не этапом оказания после смерти медицинской помощи. В связи с чем, и заработная плата сотрудникам патологоанатомического отделения должна выплачиваться за счет разных источников финансирования пропорционально числу случаев исследования.
Учреждение в отзыве, дополнении и его представитель в судебном заседании полагали выводы фонда о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования по оспариваемому эпизоду ошибочными, не учитывающими действующее законодательство и фактические обстоятельства спора
Министерство в отзыве и доводы кассационной жалобы отклонило, предлагая судебные акты оставить без изменения; извещенное в установленном порядке о месте с и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения в оспариваемой части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 18.04.2022 N 189-П фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности заявителя по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2018 по 31.12.2021, по результатам составлен акт от 25.02.2022 N 1, согласно пункту 15 которого в ходе в проверки выявлено нецелевое расходование средств ОМС в общей сумме 3 795 871,40 руб. на содержание патологоанатомического отделения, являющегося структурным подразделением медицинской организации (заработная плата заведующего отделением, врачей патологоанатомов, медицинских лабораторных техников (фельдшеров-лаборантов), лаборантов, санитарок (согласно штатному расписанию); приобретение расходных материалов, реагентов, инструментария), а именно:
- на оплату за счет средств ОМС расходов на заработную плату сотрудников патологоанатомического отделения, осуществляющих посмертную патологоанатомическую диагностику (патологоанатомические вскрытия) в 2019-2021 г.г., что исходя из расчетной доли составило 3 588 970,89 руб. (2 756 506,06 руб. заработная плата (подстатья 211 КОСГУ), 832 464,83 руб. - начисления на выплаты по оплате труда (статья 213 КОСГУ);
- на приобретение материальных запасов (химических реактивов, медицинских изделий, расходных материалов инструментария и др. и на проведение посмертной патологоанатомической диагностики (вскрытия) в 2019-2021 г.г.) в сумме 206 900,51 руб.
Не согласившись с актом проверки в указанной части учреждение направило в фонд письменные возражения от 31.05.2022.
По результатам рассмотрения возражений фонд в пункте 3 письма от 07.06.2022 N 2220/06 признал возражения в указанной части необоснованными, вновь предложил перечислить указанные суммы нецелевых средств и штрафа в размере 10% от суммы - 379 587,14 руб.
Учреждение, полагая решение фонда, в том числе о возмещении средств, использованных не по целевому назначению и штрафа по данному эпизоду, незаконным, нарушающими его права и интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который требования в указанной части удовлетворил, придя к выводу об отсутствии у фонда правовых оснований для утверждения о нецелевом использовании средств ОМС.
Выводы суд первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа полагает, что выводы судов ошибочны, так как суды не приняли во внимание следующее.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 147 Кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования определены Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), в статье 3 которого определено, что средства обязательного социального страхования - это денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 19 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В силу части 2 данной статьи нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Законом N 326-ФЗ.
Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования закреплены в статье 4 данного Закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ) договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи (часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ).
Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ).
Из содержания части 2 данной статьи следует, что тарифы на оплату медицинской помощи, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями и т.д. Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В свою очередь, в статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), определено, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (3); здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (1); медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (4); диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (7); пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (9).
Таким образом, анализ приведенных нормоположений свидетельствует о том, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья (то есть, состояния физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма) путем оказания медицинских услуг, проведения диагностики.
При этом оплата за оказываемую медицинской организацией медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования может осуществляться только на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по тарифам на оплату, установленным тарифным соглашением, и которые включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, поскольку средства фонда имеют целевой характер.
Кроме того, также как и в базовой программе, в территориальной программе ОМС должен быть определен перечень страховых случаев, структура тарифа на оплату медицинской помощи в целях целевой компенсации затрат средствами ФОМС.
В разделе IV Постановления Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - постановление Правительства РФ N 1506, Программа госгарантий), определено, что базовая программа ОМС является составной частью Программы госгарантий.
Согласно разделу V названного постановления Правительства РФ N 1506 источниками финансового обеспечения Программы госгарантий являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
- застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы,
- осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разделу IV при установлении территориальной программой обязательного медицинского страхования перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования территориальная программа обязательного медицинского страхования должна включать в себя также значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, значение норматива финансового обеспечения в расчете на 1 застрахованное лицо, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, условия оказания медицинской помощи в таких медицинских организациях.
Таким образом, источниками финансирования Программы госгарантий могут являться средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и ФОМС; перечень медицинской помощи, заболеваний и состояний, профилактических мероприятий и осмотров за счет средств ОМС в рамках базовой программы определен и конкретно и является закрытым. Поэтому перечень оказываемых видов медицинской помощи, страховых случаев сверх предусмотренных базовой программой, перечень медицинских организаций и структура тарифов для оплаты как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет иных источников должны быть нормативно определены в территориальной программе каждого субъекта.
В соответствии со статьей 3 Закона N 326-ФЗ страховой случай - это совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию. Застрахованным лицом является физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование.
Следовательно, за счет средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным гражданам при наступлении страхового случая - заболевания, травмы, иного состояния здоровья застрахованного лица, профилактических мероприятий.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 67 Закона N 323-ФЗ патологоанатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания.
В соответствии с пунктом 1 Порядка проведения патологоанатомических вскрытий, утвержденным приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н (далее - Порядок), патологоанатомическое вскрытие может производиться, как в патологоанатомическом бюро, так и в патологоанатомических отделениях, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по патологической анатомии.
Согласно пункту 2 Порядка патологоанатомическое вскрытие проводится врачом-патологоанатомом в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. Патологоанатомическое вскрытие осуществляется путем посмертного патологоанатомического исследования внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов.
Согласно пункту 3 Порядка обязательному патологоанатомическому вскрытию подлежат тела умерших, в следующих случаях: подозрения на насильственную смерть; невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти; оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток; подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов; смерти, связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов; от инфекционного заболевания или при подозрении на него; от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли; от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы; беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно; рождения мертвого ребенка; необходимости судебно-медицинского исследования.
Из пункта 16 Порядка следует, что при проведении патологоанатомического вскрытия гистологический, биохимический, микробиологический и другие необходимые методы исследований отдельных органов, тканей умершего или их частей являются неотъемлемой частью диагностического процесса в целях выявления причин смерти человека, осложнений основного заболевания и сопутствующего заболевания, его состояния.
Согласно пункту 29 Порядка для выявления расхождения заключительного клинического диагноза и патологоанатомического диагноза, а также дефектов оказания медицинской помощи производится сопоставление заключительного клинического диагноза и патологоанатомического диагноза в части установленных: основного заболевания, осложнений основного заболевания, сопутствующих заболеваний.
Сведения о расхождении заключительного клинического диагноза и патологоанатомического диагноза, а также о выявленных дефектах оказания медицинской помощи вносятся врачом-патологоанатомом в протокол патологоанатомического вскрытия и направляются в медицинскую организацию, врач (фельдшер) которой выдал направление на патологоанатомическое вскрытие.
Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию (пункт 32 Порядка).
Пунктом 31 Порядка определено, что в медицинской организации, проводящей патологоанатомическое вскрытие, формируется архив, который включает материалы, полученные по результатам патологоанатомических вскрытий.
Следовательно, патологоанатомическое вскрытие и проведение в его рамках предусмотренных Порядком исследований направлено на установление причин смерти человека, подтверждения правильного указания клинического диагноза или возможного выявления дефектов оказания медицинской помощи, в целях контроля качества медицинской помощи, оказываемой, в том числе в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Таким образом, патологоанатомическое вскрытие и проведение в его рамках предусмотренных Порядком исследований не тождественно понятию медицинская помощь, данному в Законе, страховым случаем не является, в перечень заболеваний и состояний базовой программы оказания медицинской помощи, подлежащих оплате за счет средств ОМС, не входит.
Вопреки выводам судов, возможность финансирования оказываемой медицинской помощи и иных услуг (исследований и т.п.) за счет средств ОМС в рамках территориальной программы должна быть прямо определена в структуре программы.
Судами установлено, но оставлено без внимания то, что в соответствии с пунктом 5.4 Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2018, 2019, 2020, 2021 годы, утвержденных, соответственно, Постановлениями Администрации Приморского края от 26.12.2017 N 551-па, от 28.12.2018 N 665-па, от 27.12.2019; 917-па, Постановлением Правительства Приморского края от 28.12.2020 N 1080-па, за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение, помимо прочего, медицинской помощи, медицинских и иных государственных работ (услуг) в краевых государственных медицинских организациях, за исключением видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом финансирование указанных спорных услуг и исследований за счет средств ОМС не предусмотрено. В материалах дела отсутствуют доказательства, что патологоанатомическое вскрытие и проведение в его рамках предусмотренных Порядком исследований, включены в структуру Территориальной программы, принятой в субъекте, финансирование которых осуществляется не за счет иных средств, а за счет средств ФОМС.
Вместе с этим, судами установлено, участниками дела не отрицалось, что патологоанатомические исследования и вскрытие тел умерших пациентов ГБУЗ "ПККБ N 1" выполняются сотрудниками его структурного подразделения - патологоанатомического отделения, организованного на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2016 N 179н "О Правилах проведения патологоанатомических исследований" и включенного в штатное расписание учреждения в специализированном помещении иного учреждения - КГАУЗ "ВКБ N2" в связи с отсутствием собственного, а должностной инструкцией врача-патологоанатома учреждения, помимо иных, установлены обязанности проведения квалифицированной патологоанатомической диагностики, микроскопического исследования гистологических препаратов и внесения соответствующих записей в протокол вскрытия.
Однако приказом Департамента здравоохранения Приморского края от 27.12.2018 N 18/пр/1258 "Об организации в медицинских организациях, не имеющих своих патологоанатомических отделений, морфологических исследований аутопсийоного, биопсийного и операционного материала" приятого в развитие федерального законодательства, приведенных подзаконных нормативных актов, прямо закреплено, что финансовое обеспечение аутопсийных исследований (умерших) осуществляется из краевого бюджета за счет субсидий на выполнение государственного задания в закрепленных в перечне медицинских организациях.
Для заявителя по настоящему делу такой организацией определено КГАУЗ "ВКБ N 2".
При этом ссылки судов и учреждения на Профессиональный стандарт "врач-патологоанатом", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2018 N 131н, согласно которому проведение патологоанатомических исследований включает в себя: проведение прижизненных патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала; проведение посмертных патологоанатомических исследований (патологоанатомических вскрытий); проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала; оказание медицинской помощи в экстренной форме, вышеприведенным положениям законодательства и нормативным документам уполномоченных органов субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и выводам суда округа не противоречат, поскольку не регулируют финансирования медицинских учреждений и оплаты работы врача, следовательно, не опровергают законодательно установленную возможность финансирования спорных работ (услуг) и исследований из нескольких источников, как это прямо предусмотрено в Программе госгарантий.
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии нарушения учреждением правил о целевом расходовании средств бюджета фонда, приходящихся на спорный эпизод, ошибочны.
Расчет фонда по этому эпизоду за весь проверяемый период, основанный на представленных учреждением первичных сведениях и бухгалтерских документах, был включен в акт проверки, в том числе в виде приложений, учреждением не оспаривался.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора судами установлены, соответствующие доказательства в материалы дела представлены, но судами неправильно истолкованы нормы материального права по отношению к установленным обстоятельствам, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного в оспариваемой части подлежат отмене, решение фонда от 07.06.2022 в оспариваемой части признанию законным, заявление учреждения - отклонению.
В связи с отменой судом округа судебных актов, суду первой инстанции следует произвести поворот исполнения решения суда от 15.05.2023 по вопросу о распределения судебных расходов в виде государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3000 руб.
Представленные фондом с кассационной жалобой в суд округа новые документы подлежат возвращению фонду в виду отсутствия у суда округа полномочий и исследованию и оценке доказательств, ранее не исследованных судами.
Руководствуясь статьями 286-289, 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.05.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 по делу N А51-14394/2022 Арбитражного суда Приморского края о признании незаконным решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" от 07.06.2022 N 2220/06 в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на расходы по заработной плате сотрудников патологоанатомического отделения, осуществляющих патологоанатомическую диагностику (патологоанатомические вскрытия), на приобретение материальных запасов (химические реактивы, препараты, расходный материал и пр.) в общей сумме 3 795 871,40 руб. и в части требования о перечислении указанных средств на счет Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", а также перечисления штрафных санкций за нецелевое использование средств в размере 379 587,14 руб., отменить.
В удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница N 1" о признании незаконным решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" от 07.06.2022 N 2220/06 в указанной части - отказать.
Арбитражному суду Приморского края в порядке статей 325, 326 АПК РФ произвести поворот исполнения решения суда от 15.05.2023 по вопросу взыскания с Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Приморская краевая клиническая больница N 1" судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В остальной части судебные акты по делу - оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для заявителя по настоящему делу такой организацией определено КГАУЗ "ВКБ N 2".
При этом ссылки судов и учреждения на Профессиональный стандарт "врач-патологоанатом", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2018 N 131н, согласно которому проведение патологоанатомических исследований включает в себя: проведение прижизненных патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала; проведение посмертных патологоанатомических исследований (патологоанатомических вскрытий); проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала; оказание медицинской помощи в экстренной форме, вышеприведенным положениям законодательства и нормативным документам уполномоченных органов субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и выводам суда округа не противоречат, поскольку не регулируют финансирования медицинских учреждений и оплаты работы врача, следовательно, не опровергают законодательно установленную возможность финансирования спорных работ (услуг) и исследований из нескольких источников, как это прямо предусмотрено в Программе госгарантий.
...
Решение от 15.05.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 по делу N А51-14394/2022 Арбитражного суда Приморского края о признании незаконным решения Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" от 07.06.2022 N 2220/06 в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на расходы по заработной плате сотрудников патологоанатомического отделения, осуществляющих патологоанатомическую диагностику (патологоанатомические вскрытия), на приобретение материальных запасов (химические реактивы, препараты, расходный материал и пр.) в общей сумме 3 795 871,40 руб. и в части требования о перечислении указанных средств на счет Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", а также перечисления штрафных санкций за нецелевое использование средств в размере 379 587,14 руб., отменить."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2023 г. N Ф03-4863/23 по делу N А51-14394/2022