г. Хабаровск |
|
19 декабря 2023 г. |
А73-18641/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: Осадчая К.А., представитель по доверенности от 11.01.2023 N 1-13/54;
от общества с ограниченной ответственностью "Транспрофи": Миюсов А.И., представитель по доверенности б/н от 12.01.2022;
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспрофи"
на решение от 30.03.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023
по делу N А73-18641/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1162724067824, ИНН 2703090001, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 41)
к обществу с ограниченной ответственностью "Транспрофи" (ОГРН 1192724017716, ИНН 2703099830, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе, д. 15, кор. 2, кв. 37)
третьи лица: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13), Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1212500012944, ИНН 2540261603, адрес: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 3Б)
о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее - Управление дорожной деятельности) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспрофи" (далее - ООО "Трнспрофи") об обязании соблюдать принятые на себя обязательства при проведении открытого конкурса по муниципальному маршруту N 8 в течение всего срока действия свидетельства серии 05 N 000221, выданного на срок с 02.09.2022 по 02.09.2027, а именно:
- осуществлять перевозки по маршруту N 8 в соответствии со схемой указанного маршрута, установленной Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 - 2026 годы, утвержденным Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре 11.06.2021 N 1014-па. (п. 9).
- передавать навигационные сведения по муниципальному маршруту N 8 в муниципальную навигационную систему;
- соблюдать расписание, утверждаемое для муниципального маршрута N 8 Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Определением суда от 11.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Комсомольска-на-Амуре, Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу.
Решением суда от 30.03.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023, исковые требования полностью удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, ООО "Транспрофи" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Заявитель жалобы приводит возражения по существу заявленных исковых требований, а также указывает на то, что Управлением дорожной деятельности избран неправильный способ защиты права.
В представленном отзыве Управление дорожной деятельности просило в удовлетворении жалобы отказать, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Рассмотрение жалобы, назначенное на 09.11.2023, было отложено на 23.11.2023. В судебном заседании 23.11.2023 объявлен перерыв до 30.11.2023, после чего судебное заседание отложено до 14.12.2023.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции с использованием системы веб-конференции в соответствии со статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Транспрофи" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Управления дорожной деятельности - доводы отзыва на нее.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Дополнительные документы, приложенные ООО "Транспрофи" к правовым обоснованиям доводов по делу, поданным 27.11.2023 (постановления и протоколы по делам об административных правонарушениях) и приложенные Управлением дорожной деятельности к возражениям на кассационную жалобу, поданным 21.11.2023 (переписка с ООО "Транспрофи", расписание маршрутов N 18, 8, исковые заявления, заочные решения), к дополнениям на кассационную жалобу (решение о проведении инспекционного визита), а также к дополнениям на возражения на кассационную жалобу, поданным 13.12.2023 (постановление о возбуждении исполнительного производства, мониторинг, протоколы осмотра) судом кассационной инстанции к материалам деле не приобщаются с учетом положений статьи 286 АПК РФ, в силу которой суд кассационной инстанции не имеет полномочий принимать и исследовать доказательства по существу спора, которые не были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций. Документы, представленные в электронном виде через систему "Мой арбитр" возврату на бумажном носителе не подлежат.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, законность обжалованных судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами из материалов дела, муниципальный маршрут N 8 установлен Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденным постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 11.06.2021 N 1014-па.
ООО "Транспрофи" по результатам проведенного открытого конкурса выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 000221 сроком действия с 02.09.2022 по 02.09.2027 по муниципальному маршруту 8.
Ссылаясь на нарушение перевозчиком условий перевозки, а именно на нарушение схемы маршрута, несоблюдение расписания движения маршрута, а также невыполнение обязанности по передаче навигационных данных в городскую навигационную систему, Управление дорожной деятельности обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом вмененных обществу нарушений.
Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре, иные способы, предусмотренные законом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Закон N 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действия свидетельства предусмотрены в главе 5 Закона N 220-ФЗ.
Так, пунктом 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;
5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, а частью 5 - за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Обязанности перевозчика при осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок определены Положением, утвержденным Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 N 1399-па, в том числе осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с расписанием движения, утвержденным организатором перевозок, а также Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре 11.06.2021 N 1014-па Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 - 2026 годы.
Обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Хабаровского края по передаче в режиме реального времени мониторинговой информации о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве, в государственную информационную систему "Региональная навигационная информационная система Хабаровского края" установлена Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2018 N 308-пр.
Таким образом, отношения, связанные с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам, в том числе обязанности перевозчиков по соблюдению порядка осуществления такой деятельности регулируются в административном порядке.
В этой связи обращение в суд с требованием об обязании перевозчика исполнять обязанности, предусмотренные действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, в порядке искового производства противоречит вышеуказанным правовым нормам.
Управление дорожной деятельности, являясь уполномоченным лицом, осуществляющим организацию такой деятельности, в том числе пассажирские перевозки, вправе требовать от перевозчиков соблюдения правил, а в случае их нарушения - применять к перевозчикам, допускающим нарушения порядка осуществления регулярных перевозок меры ответственности, установленные местным законодательством, нормами КоАП РФ, а также положениями Закона N 220-ФЗ.
При таких обстоятельствах у судов не мелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку судами нормы материального права применены неверно, не применены нормы, подлежащие применению, однако обстоятельства по делу установлены, судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ООО "Транспрофи" при подаче апелляционной и кассационной жалоб в общей сумме 6000 руб., подлежат отнесению на Управление дорожной деятельности в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.03.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А73-18641/2022 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1162724067824, ИНН 2703090001) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транспрофи" (ОГРН 1192724017716, ИНН 2703099830) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты, удовлетворившие требования о соблюдении обязательств перевозчиком по муниципальному маршруту. Суд установил, что исковые требования противоречат нормам материального права, поскольку уполномоченные органы должны применять меры ответственности в административном порядке, а не через исковое производство. Судебные расходы возложены на истца.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2023 г. N Ф03-4423/23 по делу N А73-18641/2022
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5260/2024
23.09.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3607/2024
13.08.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3734/2024
27.12.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5313/2023
19.12.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4423/2023
17.08.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2587/2023
30.03.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-330/2023
30.03.2023 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-18641/2022
09.02.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-40/2023