г. Хабаровск |
|
09 февраля 2024 г. |
А51-17377/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Гребенщиковой В.А.
судей Бурловой-Ульяновой М.Ю., Новиковой С.Н.
при участии:
от акционерного общества "Многофункциональный комплекс "Бурный": Елькин А.Ю., представитель по доверенности от 14.04.2023 N МФКБ-ДВ-23-023
от КГБУ "Центр кадастровой оценки Приморского края": Курочкина Л.Г., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 26
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Многофункциональный комплекс "Бурный"
на решение от 01.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023
по делу N А51-17377/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Многофункциональный комплекс "Бурный" (ИНН 2537145029; ОГРН 1202500026464; адрес: 690090, г. Владивосток, ул. Набережная, здание 13, строение 1)
к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008; адрес: 690110, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
об обязании произвести перерасчет размера арендной платы
третьи лица: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего востока и Арктики" (ИНН 7723356562, ОГРН 1057723007407; адрес: 123112, г. Москва, вн.тер.г. м. о. Пресненский, Пресненская набережная, д. 12, этаж 15, ком. А 3), краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки Приморского края" (ИНН 2540232352, ОГРН 1172536045560; адрес: 690078, г. Владивосток, проспект Острякова, д. 49, офис 505)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Многофункциональный комплекс "Бурный" (далее - АО "МФК "Бурный", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - министерство, ответчик) об обязании в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу произвести перерасчет размера арендной платы по договору аренды земельного участка от 15.04.2020 N 262-ПК (в редакции соглашения от 30.10.2020) за период с 15.04.2020 по 02.08.2022 без применения коэффициента функционального использования (КФИ), за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 143 637 388,02 рублей (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего востока и Арктики" (далее - АО "КРДВ"), краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки Приморского края" (далее - КГБУ "ЦКО").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023, удовлетворено требование общества о возложении на министерство обязанности в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу произвести перерасчет размера арендной платы по названному договору аренды от 15.04.2020 N 262-ПК (в редакции соглашения от 30.10.2020) за период с 15.04.2020 по 02.08.2022 без применения КФИ, в остальном отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, АО "МФК "Бурный" просит данные судебные акты отменить в части отказа в иске, в которой указывает на неправомерное применение с 01.01.2021 кадастровой стоимости в размере 192 028 530, 85 руб., ссылаясь на то, что в силу пункта 7 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки. Следовательно, учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка утверждены актом КГБУ "ЦКО ПК" об определении кадастровой стоимости от 19.03.2021 N АЗУ-25/2021/000033 и внесены в ЕГРН 16.04.2021, они не могут быть применены с 01.01.2021. Обращает внимание на противоречие данных выводов статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Кроме того, ссылается на статью 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется со дня внесения сведений о ней в ЕГРН.
Министерство и КГБУ "ЦКО" в своих отзывах, возражая относительно приведенных в кассационной жалобе доводов, просили состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве АО "КРДВ" согласилось с изложенными в кассационной жалобе доводами, считая ее подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представители АО "МФК "Бурный" и КГБУ "ЦКО" поддержали свои позиции, отраженные в кассационной жалобе и в отзыве на неё, дав суду пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов в обжалуемой части, исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
По материалам дела установлено, на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации между министерством (арендодатель) и ООО "МФК "Бурный" (арендатор) заключен договор аренды от 15.04.2020 N 262-ПК в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:67725 (образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:020018:134, 25:28:000000:675), площадью 3 1276 кв.м, из земель населенных пунктов, местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Набережная, в районе д.5 В, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования, цель предоставления: для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция объекта "Многофункциональный комплекс (5 звезд) в районе мыса Бурный г. Владивостока", сроком с момента подписания договора по 12.10.2085.
Согласно пункту 2.1 договора арендная плата составляет 1 073 915,41 рублей в месяц.
В силу пункта 2.6 договора стороны считают размер арендной платы измененным с момента вступления в силу нормативных правовых актов, на основании которых определяется размер арендной платы, при этом составление и направление арендатору уведомления, подтверждающего факт такого изменения, не требуется. Арендатор считается извещенным об изменении арендной платы со дня официального опубликования указанных актов и самостоятельно производит исчисление размера арендной платы на соответствующие периоды.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В письме от 18.06.2020 N 947/МФКБ-2020 ООО "МФК "Бурный", адресованном министерству просило произвести расчет арендной платы по договору, в ответ (письмом от 22.06.2020 N 20/8401), последовал отказ, что явилось поводом для предъявления в арбитражный суд настоящего иска.
Отказывая в удовлетворении иска по требованию о перерасчете арендной платы за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 143 637 388,02 рублей, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывали следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Из содержания частей 1, 2 статьи 6 названного Закона следует, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
В статье 7 Закона N 237-ФЗ указано, что полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются:
1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки определен статьями 11-15 Закона N 237-ФЗ.
Из содержания положений статьи 15 данного Закона усматривается, что при проведении государственной кадастровой оценки уполномоченным органом принимается акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 7 указанной статьи Закона N 237-ФЗ публично-правовая компания в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей:
1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка;
2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Статьей 16 Закона N 237-ФЗ установлен порядок определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения.
На основании части 5 статьи 16 поименованного Закона в течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По итогам такой оценки принимается акт об установлении кадастровой стоимости (часть 6 статьи 16 Закона N 137-ФЗ).
Таким образом, законодатель дифференцирует понятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принимаемого по итогам массовой государственной кадастровой оценки, и акта об установлении (определении) кадастровой стоимости, принимаемого в отношении вновь учтенных объектов недвижимости.
В ходе государственной кадастровой оценки 2020 года оценивались объекты недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН по состоянию на 01.01.2020 (часть 5 статьи 13 Закона N 237-ФЗ).
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:67725 образован 03.04.2020, информация об образовании земельного участка истца поступила в КГБУ "ЦКО ПК" в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 15 Закона N 237-ФЗ, в марте 2021 года, а потому земельный участок не был включен в постановление министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15.10.2020 N 87-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края" (далее - постановление N 87-п), принятое по итогам государственной кадастровой оценки 2020 года.
Таким образом, в отношении земельного участка осуществлено определение кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ и по итогу составлен акт об определении кадастровой стоимости от 19.03.2021 N АЗУ-25/2021/000033, в котором такая стоимость определена в размере 192 028 530,85 рублей.
Пунктом 7 части 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ регламентировано, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ.
Таким актом, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:67725, поставленного на учет в 2020 году, является акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принятый постановлением N 87-п, которое вступило в силу 23.11.2020.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, установленная в порядке статьи 16 Закона N 237-ФЗ в размере 192 028 530,85 рублей, применима с 01.01.2021.
Заявляя об обратном, АО "МФК "Бурный" смешивает два разных понятия - "акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" (каковым в рассматриваемом случае является акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принятый постановлением N 87-п) и "акт об определении кадастровой стоимости" (то есть акт об определении кадастровой стоимости от 19.03.2021 N АЗУ25/2021/000033), в связи с чем доводы общества не могут быть расценены как соответствующие нормам права.
Ссылка истца на статью 24.20 Закона N 135-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется со дня внесения сведений о ней в ЕГРН, не принимается, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:67725 определена в порядке статьи 16 Закона N 237-ФЗ, в связи с чем к спорным правоотношениям применяются положения данного закона, статья 18 которого устанавливает правила применения сведений о кадастровой стоимости.
В этой связи при расчете арендной платы за спорный земельный участок за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 правильно применена его кадастровая стоимость в размере 192 028 530,85 рублей, а не 143 637 388,02 рублей как ошибочно полагает истец.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 01.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по делу N А51-17377/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявляя об обратном, АО "МФК "Бурный" смешивает два разных понятия - "акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" (каковым в рассматриваемом случае является акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, принятый постановлением N 87-п) и "акт об определении кадастровой стоимости" (то есть акт об определении кадастровой стоимости от 19.03.2021 N АЗУ25/2021/000033), в связи с чем доводы общества не могут быть расценены как соответствующие нормам права.
Ссылка истца на статью 24.20 Закона N 135-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется со дня внесения сведений о ней в ЕГРН, не принимается, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:67725 определена в порядке статьи 16 Закона N 237-ФЗ, в связи с чем к спорным правоотношениям применяются положения данного закона, статья 18 которого устанавливает правила применения сведений о кадастровой стоимости."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 февраля 2024 г. N Ф03-6182/23 по делу N А51-17377/2021