г. Хабаровск |
|
27 февраля 2024 г. |
А73-13106/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края: Дубова Н.П., представитель по доверенности от 08.09.2023 N 01-1-24-3891;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Павлусенко А.С., представитель по доверенности от 10.01.2024 N 12/3;
от общества с ограниченной ответственностью "Распределительные электрические сети": представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 06.10.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023
по делу N А73-13106/2023 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700733439, ИНН 2710001098, адрес: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский р-он, р.п. Чегдомын, ул. Центральная, д. 49)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Распределительные электрические сети" (ОГРН 1072710000637, ИНН 2710014114, адрес: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский р-он, р.п. Чегдомын, ул. Центральная, д. 49, кв. 123)
о признании незаконным решения, об обязании внести запись о недостоверности сведений
УСТАНОВИЛ:
Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, регистрирующий орган) от 14.07.2023 N 12-08/054044@; об обязании УФНС России по Хабаровскому краю внести запись о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Распределительные электрические сети" в отношении участника - Администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Распределительные электрические сети" (далее - ООО "РЭС").
Решением суда от 06.10.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по Хабаровскому краю просило в удовлетворении жалобы администрации отказать, оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции с использованием системы веб-конференции в соответствии со статьей 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель УФНС России по Хабаровскому краю в судебном заседании поддержал доводы отзыва, просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации.
Из материалов дела судами установлено, что 29.10.2007 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации ООО "РЭС".
По сведениям ЕГРЮЛ учредителями данного общества являются: Администрация городского Поселения "Рабочий Поселок Чегдомын" Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края (доля: 4 000 руб. - 8%); Администрация Новоургальского городского Поселения Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края (доля: 4 000 руб. - 8%); Администрация Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края (доля: 4 000 руб. - 8%).
Администрация, ссылаясь на то, что доля в уставном капитале общества ею уплачена не была, утверждая о переходе данной доли к обществу и о прекращении участия в обществе, обратилась в УФНС России по Хабаровскому краю с заявлением заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (форма N 34002), в отношении учредителя (участника) ООО "РЭС".
УФНС России по Хабаровскому краю письмом от 14.07.2023, сославшись на полученную от Администрации городского Поселения "Рабочий Поселок Чегдомын" Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края информацию, сообщило, что запись о недостоверности сведений об учредителе ООО "РЭС" - Администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края в ЕГРЮЛ вноситься не будет.
Не согласившись с решением УФНС России по Хабаровскому краю, изложенным в письме от 14.07.2023 N 12-08/054044@, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что в данном случае выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии корпоративного (внутрихозяйственного) спора между участниками юридического лица, которые не подлежат разрешению в административном порядке путем оспаривания записей в ЕГРЮЛ.
Выводы суда поддержал суд апелляционной инстанции.
Суд округа, соглашаясь с выводами судов, приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр; моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующим органом в случае отказа в государственной регистрации принимается решение об отказе в государственной регистрации, что является результатом государственной услуги в соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@ (далее - Административный регламент).
Решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации принимаются в предусмотренных Законом N 129-ФЗ случаях по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно Приказом ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ "Об утверждении Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, а также формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Приказ от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@).
В силу пункта 4 Приказа от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В пункте 17 Приказа от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ указано, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность таких сведений, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.
Также если по результатам проведения проверки достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, согласно подпунктам "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 18 Приказа от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@).
В соответствии с пунктом 19 Приказа от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, основанием для проведения которой являлось соответственно возражение относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет заинтересованное лицо, представившее (направившее) указанные возражение, заявление, о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление.
По результатам проведения проверки достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом вносится либо не вносится запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации не принимается.
Как установлено судами по материалам дела Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края обратилась в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об администрации как об участнике ООО "РЭС". В обоснование недостоверности сведений в заявлении по форме N Р34002 привела доводы о том, что Администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края доля в уставном капитале ООО не оплачена, в связи с чем данная доля перешла к ООО "РЭС".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества.
В случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьей 24 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 16 Закона об обществах).
Между тем, судами установлено, что регистрирующим органом после получения заявления администрации в адрес ООО "РЭС", руководителя организации Кузнецовой Е.Н., а также всем участникам (Администрация городского Поселения "Рабочий Поселок Чегдомын" Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края, Администрация Новоургальского городского Поселения Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края, Администрация Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края) направлены уведомления от 10.05.2023 N 12/208 о необходимости сообщить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено данное уведомление (об учредителе (участнике) - Администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края).
Письма, направленные в адрес общества и руководителя были возвращены отправителю из-за истечения срока хранения 20.06.2023, письма, направленные в адрес участников, получены адресатами.
От Администрации городского Поселения "Рабочий Поселок Чегдомын" Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края получены ответы, согласно которым в связи с неясностью вопроса о функционировании общества, будет предложено провести собрание учредителей юридического лица для решения вопроса о его ликвидации.
Кроме того, регистрирующим органом установлено, что в регистрационном деле ООО "РЭС" имеются протоколы общих собраний участников организации, из которых следует, что Администрация Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края в лице руководителя принимала участие в общих собраниях участников общества, голосовала, принимала решения, что подтверждается протоколами от 16.04.2009 N 6, от 24.12.2010 б/н, от 21.04.2011 N 10.
При этом, учредительные документы ООО "РЭС" (в том числе, устав, утвержденный протоколом от 05.10.2007, лист изменений к уставу, утвержденный протоколом от 24.12.2010), содержат сведения об учредителе - Администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края.
Таким образом, регистрирующим органом не установлено доказательств недостоверности сведений об участнике общества, в связи с чем обоснованно, в соответствии с пунктом 19 Приказа от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ сообщено администрации в письме от 14.07.2023 N 1208/054044@ об отсутствии оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе - Администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края.
Также судами из материалов дела и пояснений заявителя сделаны обоснованные выводы о наличии корпоративного (внутрихозяйственного спора) между участниками юридического лица, а также о том, что именно бездействие органов управления общества нарушает права и законные интересы Администрация Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края.
Однако возникающие внутри хозяйствующего субъекта споры не могут быть разрешены в административном порядке, в том числе, путем подачи заявлений о внесении в ЕГРЮЛ записей о недостоверности каких-либо сведений и оспаривания действий регистрирующего органа об отказе такие сведения внести.
В силу положений статей 16, 23 Закона об обществах, статей 5, 9, 17 Закона N 129-ФЗ именно на ООО "РЭС" лежит обязанность совершения необходимых действий, связанных с неоплатой кем-либо из участников своей доли и принятия мер по исполнению обязательств, связанных с исключением сведений об этом участнике из ЕГРЮЛ.
В связи с изложенным, поскольку оспариваемое решение УФНС России по Хабаровскому краю соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Администрации Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных по делу требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, а выражают несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных статьей 286 АПК РФ.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых решения суда первой, постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.10.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А73-13106/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании недостоверными сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, указав на наличие корпоративного спора между участниками общества. Суд установил, что регистрирующий орган обоснованно отказал в внесении записи о недостоверности, так как не было доказано нарушение прав заявителя. Кассационная жалоба не подтвердила оснований для изменения решений нижестоящих судов.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 февраля 2024 г. N Ф03-97/24 по делу N А73-13106/2023