г. Хабаровск |
|
17 апреля 2024 г. |
А73-9594/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Кучеренко С.О.,
судей Кушнаревой И.Ф., Никитина Е.О.
при участии:
от УФНС по Хабаровскому краю - Куксова В.С. по доверенности от 13.10.2023 N 43-09/040684;
от ПАО "ДЭК" - Вяткиной О.В. по доверенности от 14.08.2023 N ДЭК-71-15/2001Д;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН: 1042700168961, ИНН: 2721121446, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41)
на определение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024
по делу N А73-9594/2016
по заявлению конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" - Мазур Александра Васильевича
о замене взыскателя
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" (ОГРН: 1082720001649, ИНН: 2720037368, адрес: 680509, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Угловая, 15А)
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.07.2016 возбуждено производство делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" (далее - МУП "РЭС Хабаровского муниципального района", предприятие, должник).
Решением арбитражного суда от 19.02.2018 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Мазур Александр Васильевич (далее - конкурсный управляющий), член саморегулируемой организации "Союз менеджеров и арбитражных управляющих".
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального образования "Хабаровский муниципальный район" Хабаровского края в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района (далее - Комитет) к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Определением от 19.11.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.04.2022 обособленным спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
По результатам нового рассмотрения определением от 17.11.2022 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 определение от 17.11.2022 отменено, признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации муниципального образования "Хабаровский муниципальный район" Хабаровского края (далее - Администрация) к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП "РЭС Хабаровского муниципального района". С Администрации в пользу должника взыскано 76 012 256,53 руб.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.05.2023 постановление от 27.03.2023 изменено, с муниципального образования "Хабаровский муниципальный район" Хабаровского края в лице Комитета в пользу должника взыскано 35 127 000 руб.
Конкурсный управляющий 16.06.2023 обратился в арбитражный суд с ходатайством о замене взыскателя с должника на Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России, уполномоченный орган) в части вышеуказанного требования в связи в выбором кредиторами способа распоряжения требованием о привлечении к субсидиарной ответственности.
Определением от 05.12.2023 произведена замена взыскателя - МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" в части соответствующей суммы, на ФНС России, выбравшую способ распоряжения требованием о привлечении к субсидиарной ответственности. С муниципального образования "Хабаровский муниципальный район" Хабаровского края в лице Комитета в пользу уполномоченного органа взыскано 11 220 549,18 руб.; с муниципального образования "Хабаровский муниципальный район" Хабаровского края в лице Комитета в пользу должника взыскано 23 906 450,82 руб.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 определение суда первой инстанции от 05.12.2013 оставлено в силе.
Не согласившись с определением от 05.12.2023 и апелляционным постановлением от 26.01.2024, ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, которым взыскать в пользу уполномоченного органа 22 916 377,27 руб.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемые судебные акты нарушают порядок взыскания ущерба, причиненного субсидиарным ответчиком, поскольку законодательством о банкротстве не предусмотрено применение какой-либо иной очередности удовлетворения требований кредиторов, кроме как установленной статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Полагает, что справедливым распределением является выделение в пользу уполномоченного органа требований в сумме текущих обязательств, подтвержденных при рассмотрении заявления о разрешении разногласий по установлению размера субсидиарной ответственности, и части требований реестра требований кредиторов соответствующей очередности такого удовлетворения, подлежащей оплате после погашения всей текущей задолженности.
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Отмечает, что рассматриваемом споре, текущая задолженность фактически исключена из размера субсидиарной ответственности, на Комитет возложена ответственность по обязательствам должника, возникшим до возбуждения производства по настоящему дел о банкротстве, которая и подлежит распределению между кредиторами, требования которых включены в реестр или заявлены после его закрытия.
Конкурсный управляющий в отзыве на кассационную жалобу указывает, что оспариваемые судебные акты тождественны его позиции.
В судебном заседании представители уполномоченного органа и ПАО "ДЭК" поддержали свои позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети "Интернет", своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность определения от 05.12.2023 и апелляционного постановления от 26.01.2024 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением апелляционного суда от 27.03.2023 признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП "РЭС Хабаровского муниципального района". С Администрации в пользу должника взыскано 76 012 256,53 руб.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.05.2023 постановление от 27.03.2023 изменено. Признано доказанным наличие оснований для привлечения Комитета к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, с Комитета в пользу должника взыскано 35 127 000 руб.
Конкурсным управляющим в суд первой инстанции представлен отчет о выборе способа распоряжения правом требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве МУП "РЭС Хабаровского муниципального района", согласно которому управляющим и уполномоченным органом выбран способ распоряжения правом требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве (уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора).
Рассмотрев указанный отчет, арбитражный суд, руководствуясь положениями пунктов 2 - 4 статьи 61.17 Закона о банкротстве, произвел замену должника по взысканию с Комитета денежных средств его правопреемником - уполномоченным органом в части суммы в размере 11 220 549,18 руб. (9 305 746,09 руб. - требование второй очереди реестра требований кредиторов, 579 600,77 руб. - требование третьей очереди реестра требований кредиторов, 1 335 202,32 руб. - требование третьей очереди реестра требований кредиторов (штраф)).
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд округа не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ, статье 32 Закона о банкротстве, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.17 Закона о банкротстве в течение пяти рабочих дней со дня принятия судебного акта о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 61.16 настоящего Федерального закона, или судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с пунктом 13 статьи 61.16 настоящего Федерального закона, арбитражный управляющий сообщает кредиторам о праве выбрать способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.
Указанное сообщение включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
На основании пункта 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве в течение десяти рабочих дней со дня направления сообщения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, каждый кредитор, в интересах которого лицо привлекается к субсидиарной ответственности, вправе направить арбитражному управляющему заявление о выборе одного из следующих способов распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности:
1) взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
2) продажа этого требования по правилам пункта 2 статьи 140 настоящего Федерального закона;
3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора.
По истечении двадцати рабочих дней со дня направления сообщения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, арбитражный управляющий составляет и направляет в арбитражный суд отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к ответственности, в котором указываются сведения о выборе, сделанном каждым кредитором, размере и об очередности погашения его требования (пункт 3 статьи 61.17 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 61.17 Закона о банкротстве на основании отчета арбитражного управляющего, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности:
1) производит замену взыскателя в части соответствующей суммы на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, и выдает на имя каждого такого кредитора как взыскателя исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения его требования в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона;
2) выдает исполнительный лист на имя должника по делу о банкротстве как взыскателя на оставшуюся сумму.
В рассматриваемом случае, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.05.2023 субсидиарная ответственность контролирующего должника лица уменьшена по правилам абзаца второго пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве до суммы долговых обязательств ликвидированного муниципального унитарного предприятия "Электрические сети Хабаровского района" перед ПАО "ДЭК", переведенных на МУП "РЭС Хабаровского муниципального района" при его создании, равной 35 127 000 руб. (совокупный размер требований кредиторов, включенных в реестр, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника), по причинам того, что банкротство предприятия обусловлено не только действиями (бездействием) Комитета, но и объективными факторами, в том числе связанными с особенностями осуществляемой должником деятельности по регулируемым тарифам, не покрывающим в полном объеме затрат на содержание и ремонт оборудования с учетом его технического состояния, а также неосуществлением платежей со стороны потребителей услуг; текущие обязательства должника в размере 30 291 814,94 руб., за счет которых также сформирован размер субсидиарной ответственности, практически полностью представляют собой задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и уполномоченным органом, и данная задолженность образовалась при осуществлении должником хозяйственной деятельности в процедурах банкротства, которая продолжалась, несмотря на известные им обстоятельства наступления неплатежеспособности последнего с учетом невозможности прекращения обеспечения потребителей электроэнергией; ответственность за осуществление такой деятельности должника не может быть возложена исключительно на контролирующих должника лиц, поскольку с момента введения процедуры банкротства они утратили возможность принимать деловые решения и определять действия должника.
Таким образом, постановлением суда кассационной инстанции текущая задолженность фактически исключена из размера субсидиарной ответственности, на Комитет возложена ответственность по обязательствам должника, возникшим до возбуждения производства по настоящему делу о банкротстве, которая и подлежит распределению между кредиторами, требования которых включены в реестр или заявлены после его закрытия.
При таких обстоятельствах в настоящем случае очередность, установленная статьей 134 Закона о банкротстве, не подлежит применению.
Как правильно указал в определении от 05.12.2023 суд первой инстанции, в данном конкретном случае, распределить определенный в судебном порядке размер субсидиарной ответственности следует между кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Таким образом, учитывая, что уполномоченный орган распорядился своим правом требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности путем уступки ему части этого требования, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, правомерно заменил должника уполномоченным органом по взысканию с ответчика денежных средств пропорционально его требованиям, включенным в реестр, в размере 11 220 549,18 руб.
Фактически доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию уполномоченного органа, приведенную в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана подробная и мотивированная оценка, и не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 288 АПК РФ являются основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А73-9594/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.О. Кучеренко |
Судьи |
И.Ф. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность замены взыскателя в деле о банкротстве муниципального унитарного предприятия, удовлетворив ходатайство конкурсного управляющего о привлечении Федеральной налоговой службы к субсидиарной ответственности. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, поскольку не установлено нарушений норм права при распределении обязательств между кредиторами.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 апреля 2024 г. N Ф03-1143/24 по делу N А73-9594/2016
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5783/2024
17.04.2024 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1143/2024
26.01.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7234/2023
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2093/2023
27.03.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7306/2022
14.04.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1242/2022
23.03.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-472/2022
03.02.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7410/2021
03.02.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7411/2021
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9594/16
10.12.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5260/18
10.12.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5312/18
07.12.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6761/18
10.10.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4968/18
04.10.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3843/18
19.02.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9594/16
15.02.2017 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9594/16
30.12.2016 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9594/16
16.08.2016 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9594/16