г. Хабаровск |
|
23 мая 2024 г. |
А51-16141/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской контейнерный терминал": Борисенко Г.А., представитель по доверенности от 25.12.2023 N 03-Д/2024;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Черных А.В., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 38/24; Москальцов А.Ю., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 28/24;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской контейнерный терминал", Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024
по делу N А51-16141/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской контейнерный терминал" (ОГРН 1052503454937, ИНН 2537073208; адрес: 690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Березовая, д. 25, корпус 28, офис 310)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193; адрес: 690007, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской контейнерный терминал" (далее - ООО "ВМКТ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, антимонопольный орган) от 28.08.2023 N 025/04/9.21-1061/2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 101 000 руб.
Решением суда от 27.11.2023 оспариваемое постановление изменено в части назначения административного наказания путем применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 решение суда отменено, признано незаконным и отменено постановление Приморского УФАС России от 28.08.2023 по делу об административном правонарушении N 025/04/9.21-1061/2023 полностью.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Приморское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционного суда отменить.
Также воспользовавшись своим правом на кассационное обжалование в суд округа обратилось ООО "ВМКТ" с кассационной жалобой, в которой выражает несогласие с мотивированной частью постановления суда в связи с чем просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт с той же резолютивной, но иной мотивировочной частями.
ООО "ВМКТ" считает, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассмотрения дела, так как в рамках настоящего дела не подлежали исследованию доказательства, указывающие на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и отнесения его к субъектам естественной монополии, что могло привести, по мнению общества, к неблагоприятным для него последствиями.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Представители общества и антимонопольного органа, участие которых в судебном заседании обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы веб-конференции, поддержали доводы, приведенные в кассационных жалобах, дав свои пояснения по ним.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителей общества и административного органа, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как установлено судами из материалов дела, Приморской транспортной прокуратурой по результатам анализа исполнения федерального законодательства в сфере оказания услуг в морском порту Владивосток в отношении ООО "ВМКТ" проведен осмотр страниц официального сайта на предмет раскрытия соответствующей информации субъектом естественной монополии.
Указанные материалы письмом от 12.07.2023 N 02-01/2023/792/1486-23 направлены в Приморское УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Установив в действиях общества нарушения пунктов 6, 9, 12, 13, 17 Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1285 (далее - Правила N 1285), в части несвоевременного размещения субъектом естественных монополий информации о доступной мощности, типовых формах договоров, реестров заявок на заключение договоров, информации о ценах/тарифах на услуги, оказываемые ООО "ВМКТ", на официальном сайте СЕМ в сети Интернет, антимонопольный орган 28.08.2023 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 025/04/9.21-1061/2023, которым привлек ООО "ВМКТ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о наличии в действиях общества элементов состава вмененного правонарушения, однако счел возможным применить положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить административный штраф на предупреждение.
Отменяя решение суда и признавая незаконным постановление административного органа о привлечении ООО "ВМКТ" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправильной квалификации административным органом совершенного обществом правонарушения.
При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Как установлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "ВМКТ" осуществляет деятельность на территории ОАО "Владивостокский морской рыбный порт".
Для осуществления производственной деятельности ООО "ВМКТ" по договорам аренды переданы складские площадки, специальная техника и портальные краны.
Общество осуществляет погрузо-разгрузочные работы и оказывает сопутствующие услуги, связанные с грузообработкой (перевалкой) контейнеров и грузов, хранением грузов.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО "ВМКТ", общество располагает 50 000 кв.м. открытых площадок и специализируется на перевалке контейнерных и генеральных грузов каботажных и экспортно-импортных линий. Суда, обрабатываемые на терминале: контейнеровозы, универсальные суда для перевозки генеральных грузов, суда для перевозки различных видов автотехники, в том числе суда типа Ро-Ро.". Основными услугами, оказываемыми ООО "ВМКТ", является перевалка всех видов груза, а именно: выгрузка и погрузка контейнеров на морские суда, автотранспорт, железнодорожные вагоны и хранение грузов.
В этой связи антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ООО "ВМКТ" является субъектом естественной монополии как лицо, оказывающее услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, на основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и на него распространяются нормы Правил N 1285.
Установив, что обществом, в нарушение требований пунктов 6, 9, 12, 13, 17 Правил N 1285, на официальном сайте ООО "ВМКТ" не размещена информация о доступной мощности, типовых формах договоров, реестров заявок на заключение договоров, информация о ценах/тарифах на услуги, оказываемые ООО "ВМКТ", Приморское УФАС России пришло к выводу о совершении им правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.21 КоАП РФ.
Между тем, как верно указано судом апелляционной инстанции объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Объективная сторона данного правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Однако ООО "ВМКТ" указанную в данной норме деятельность не осуществляет, действия, вменяемые ему антимонопольным органом, нарушающие Правила N 1285, не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Анализируя правомерность квалификации правонарушения, вменяемого ООО "ВМКТ", арбитражный суд апелляционной инстанции верно указал на то, что совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
При этом, как следует из диспозиции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, ответственность за ее нарушение следует за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, то есть часть 1 статьи 9.21 КоАП является специальной по отношению к части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, субъектами правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в конкретных сферах, а именно: транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам); транспортировки газа по газопроводам; оказания услуг по передаче электрической энергии; оказания услуг по передаче тепловой энергии; водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения; собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, водопроводных и (или) канализационных сетей
Таким образом, вывод Приморского УФАС России о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ является ошибочным.
Суд округа признает данные выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, а возражения административного органа в указанной части - подлежащим отклонению, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В связи с изложенным, учитывая разъяснения пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, принял правомерное решение о признании незаконным оспариваемого постановления Приморского УФАС России от 28.08.2023 N 025/04/9.21-1061/2023 и о его отмене.
Доводы ООО "ВМКТ" о том, что суд апелляционной инстанции, рассматривая возражения общества относительно привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, вышел за пределы заявленных по делу требований и сделал также вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку взаимосвязь указанных норм прямо следует из диспозиции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с чем для правильной квалификации действий общества анализ данных составов применительно к спорной ситуации является необходимым, что не свидетельствует о каких-либо положительных выводах суда в отношении правильной квалификации действий общества.
Доводы общества о подтверждении судом апелляционной инстанции выводов антимонопольного органа в отношении его статуса как субъекта естественной монополии также подлежат отклонению, поскольку не влияют на правильность выводов об отсутствии в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В этой связи доводы ООО "ВМКТ", как и доводы Приморского УФАС России, изложенные в их кассационных жалобах, подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены верно, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого судом апелляционной инстанции постановления.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А51-16141/2023 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы ООО "ВМКТ" о том, что суд апелляционной инстанции, рассматривая возражения общества относительно привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, вышел за пределы заявленных по делу требований и сделал также вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку взаимосвязь указанных норм прямо следует из диспозиции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в связи с чем для правильной квалификации действий общества анализ данных составов применительно к спорной ситуации является необходимым, что не свидетельствует о каких-либо положительных выводах суда в отношении правильной квалификации действий общества.
Доводы общества о подтверждении судом апелляционной инстанции выводов антимонопольного органа в отношении его статуса как субъекта естественной монополии также подлежат отклонению, поскольку не влияют на правильность выводов об отсутствии в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2024 г. N Ф03-2016/24 по делу N А51-16141/2023