г. Хабаровск |
|
28 мая 2024 г. |
А73-15723/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Амур Минералс": Рохин Н.М., представитель по доверенности от 25.09.2023 N 127;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Горяченко О.В., представитель по доверенности от 31.10.2022 N 05-12/13440;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амур Минералс"
на решение от 28.11.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024
по делу N А73-15723/2023 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амур Минералс" (ОГРН 1052700172843, ИНН 2721125810, адрес: тер. Малмыж, стр. 1, м.р-н Нанайский, Хабаровский край, 682366)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, адрес: ул. Дзержинского, д. 41, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)
о признании недействительным решения
установил: общество с ограниченной ответственностью "Амур Минералс" (далее - заявитель, общество, ООО "Амур Минералс") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, налоговый орган) от 03.04.2023 N 35-16-577 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 28.11.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии у Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - инспекция) правовых оснований для направления поручения от 07.12.2022 N 25169 в адрес управления, поскольку общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс"), в отношении которого у ООО "Амур Минералс" запрошены документы, не состоит на учете в названной инспекции. Обращает внимание, что инспекцией фактически проводилась проверка ООО "Альянс", которое состоит на учете в другом налоговом органе. Выражает несогласие с выводом судов о том, что любой налоговый орган вправе осуществлять мероприятия налогового контроля вне зависимости от постановки лиц на налоговый учет в налоговом органе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против доводов общества возражает, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции, дав суду соответствующие пояснения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках проводимых мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Альянс" у инспекции возникла необходимость получения у общества документов и информации, касающихся финансово-хозяйственных отношений с ООО "Альянс".
На основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ инспекция направила в адрес управления поручение от 07.12.2022 N 25169 об истребовании документов (информации) у ООО "Амур Минералс".
В порядке исполнения поручения управление сформировало требование от 13.12.2022 N 35-22/3495 о представлении документов (информации), касающихся сделки между ООО "Амур Минералс" и ООО "Альянс", направило его в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в адрес общества, которое получило его 14.12.2022.
В ответ на указанное требование ООО "Амур Минералс" в управление представлено пояснение от 14.12.2022 N АМ-4926, в котором общество считает направление данного требования в свой адрес неправомерным, в связи с чем, общество вправе не выполнять неправомерные акты и требования, а также указывает, что документы, поименованные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.12, пункта 1 представлялись в управление по требованию от 24.10.2022 N 2523 о представлении документов (информации).
Документы, указанные в подпунктах 1.4, 1.7 - 1.20 пункта 1 (акты сверок, акты о приемке выполненных работ, товаросопроводительные документы, информация о лицах, принявших/передавших товар, документы, подтверждающие согласование цены, сертификаты на продукцию и прочие документы), а также информация, указанная в пункте 2 требования относительно взаимоотношений ООО "Амур Минералс" с ООО "Альянс", обществом не представлены.
В связи с непредставлением заявителем в установленный срок документов и сведений (информации) необходимых для осуществления налогового контроля, налоговым органом составлен акт от 08.02.2023 N 3516/2672 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении управлением принято решение от 03.04.2023 N 35-16/577 о привлечении ООО "Амур Минералс" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу), в виде взыскания штрафа в размере 1 250 руб. Размер штрафа с учетом смягчающих ответственность обстоятельств снижен в 4 раза.
Не согласившись с указанным решением управления общество обратилось с жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Дальневосточному федеральному округу, которая решением от 15.06.2023 N 07-10/1/2190@ оставила апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 14.06.2023 N 2.12-16/11346@ жалоба налогоплательщика на решение управления оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение управления о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 32, 93.1, 129.1 НК РФ во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности, в связи с чем признал оспариваемое решение управления законным и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.
При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что налоговые органы наделены правом осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В силу пункта 3 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 93.1 НК РФ установлена обязанность лица, получившим требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 данной статьи, исполнить его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомить, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Таким образом, статьей 93.1 НК РФ предусмотрено право налогового органа на истребование у контрагента или у иных лиц документов о деятельности налогоплательщика, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Данное право налоговый орган может реализовать как при проведении налоговых проверок, так и вне их рамок.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ (пункт 6 статьи 93.1 НК РФ).
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что требование от 13.12.2022 N 35-22/3495, направленное управлением в адрес общества на основании поручения инспекции от 07.12.2022 N 25169 о представлении документов (информации), которые запрашивались у общества как у одной из сторон сделки вне рамок проведения налогового контроля, содержит все необходимые сведения, позволяющие определить и идентифицировать информацию по запрашиваемой сделке; в требовании указано, что документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговой проверки в связи с возникновением у налогового органа обоснованной необходимости получения информации в отношении конкретной сделки, то есть из данного требования ясно, что необходимо предоставить заявителю.
Отклоняя доводы налогоплательщика об отсутствии у инспекции правовых оснований для направления поручения от 07.12.2022 N 25169 в адрес управления, поскольку ООО "Альянс", в отношении которого у налогоплательщика запрошены документы не состоит на учете в инспекции, которая запросила сведения, как основанные на неверном толковании норм права, с учетом положений статьи 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункта 1 статьи 82, статьи 93.1 НК РФ, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 06.08.2018 N 309-КГ18-10529 по делу N А60-62474/2017, предыдущие судебные инстанции обоснованно исходили из того, Федеральная налоговая служба России и входящие в ее состав управления и инспекции являются единой структурой и любой налоговый орган может истребовать в рамках осуществления мероприятий налогового контроля документы у лиц вне зависимости от их постановки по месту учета в другом налоговом органе.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Амур Минералс" с 31.10.2022 состоит на учете в управлении, в связи с чем инспекция в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ в связи с возникновением обоснованной необходимости получения документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок при отработке "сложного" расхождения, перераспределенного по экстерриториальному принципу, в отношении ООО "Альянс" направила спорное поручение о представлении документов (информации), касающихся конкретных сделок между обществом и ООО "Альянс", на основании которого управлением в адрес ООО "Амур Минералс" выставлено спорное требование о предоставлении документов (информации).
С учетом изложенного суды правильно отметили, что при направлении в адрес управления спорного поручения об истребовании у общества документов (информации), касающихся взаимоотношений с ООО "Альянс", инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных положениями НК РФ, права и законные интересы общества не нарушены. Направление поручения от 07.12.2022 N 25169 и истребование информации о сделке на основании требования от 13.12.2022 N 35-22/3495 произведено с учетом местонахождения заявителя, что соответствует позиции, указанной в письме ФНС России от 16.12.2014 N ЕД-4-2/26018 "Об отдельных вопросах оформления поручения о представлении документов (информации)".
Вопреки доводам жалобы из положений статьи 93.1 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным.
Полагая, что него имеется прав отказать налоговому органу в представлении документов по основанию необоснованности выставленного требования, общество не учло, что действующим законодательством налогоплательщику не предоставлены полномочия для проверки оснований направления налоговым органом требования о необходимости представления документов, оценки целесообразности истребования конкретного документа и (или) информации, содержащих сведения, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Указанные вопросы входят в компетенцию контролирующего органа, который самостоятельно определяет объем необходимых контрольных мероприятий. Не ограничен законодателем круг лиц, у которых данные документы (информации) могут быть истребованы. При этом необходимость в получении документов должна быть обоснованна, документы не могут быть истребованы во внеслужебных и иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Таким образом суды пришли к верному выводу о том, что действия налогового органа по выставлению требования о предоставлении документов и само требование соответствуют положениям действующего законодательства о налогах и сборах Российской Федерации и не нарушают положения норм материального права, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии общества с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.11.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А73-15723/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Черняк |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инспекция направила обществу требование о предоставлении информации по сделке с одним из контрагентов. Общество в предоставлении сведений отказало, полагая, что требование направлено неправомерно, т. к. контрагент стоит на учете в другой инспекции. Впоследствии инспекция привлекла общество к налоговой ответственности за непредоставление истребуемых сведений.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Действующим законодательством обществу не предоставлены полномочия для проверки оснований направления налоговым органом требования вне рамок налоговой проверки, оценки целесообразности истребования конкретного документа или информации.
С учетом того, что действия налогового органа по выставлению требования о предоставлении документов и само требование соответствуют положениям действующего законодательства о налогах и сборах, общество неправомерно отказало в предоставлении истребуемых сведений.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 мая 2024 г. N Ф03-2107/24 по делу N А73-15723/2023