г. Хабаровск |
|
07 ноября 2024 г. |
А51-12723/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Камалиевой Г.А.
судей Мельниковой Н.Ю., Серги Д.Г.
при участии:
от ООО "Трансойл": Гришина О.В., представитель по доверенности от 04.12.2023 N 200/23
от ООО "РН-Морской терминал Находка": Золотухин А.В., представитель по доверенности от 01.01.2024 N 14-16-24;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка"
на решение от 03.06.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2024
по делу N А51-12723/2023 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансойл"
к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка"
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Валэнси", открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
о взыскании 1 005 474, 45 руб. убытков
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ОГРН 1037835069986, ИНН 7816228080, адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 18, лит. А, пом. 309; далее - ООО "Трансойл") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка" (ОГРН 1052501675313, ИНН 2508070844, адрес: 692921, Приморский край, г. Находка, ул. Макарова, д.19; далее - ООО "РН-Морской терминал Находка") о взыскании 1 005 474, 45 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Валэнси" (ОГРН 1067761866920, ИНН 7723597399, адрес: 140182, Московская область, г. Жуковский ул. Солнечная, д. 3, оф. 17; далее - ООО "Валэнси"), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1; далее - ОАО "РЖД").
Решением от 03.06.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2024, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "РН-Морской терминал Находка", в обоснование которой заявитель указывает, что акты общей формы, составленные в отсутствие перевозчика ОАО "РЖД", не могут считаться надлежащими доказательствами наличия в вагонах остатков груза, механических повреждений, а, соответственно, не могут подтверждать наличие вины ответчика в причиненных убытках. Настаивает, что сведения о дате составления актов общей формы являются недостоверными, поскольку к указанным даты порожние вагоны в силу расстояния и скорости движения поезда не могли прибыть на станцию назначения и осмотрены. Обращает внимание, что акты общей формы не подтверждают причинно-следственную связь между действиями ответчика и убытками. Считает, что посторонние предметы, механические повреждения вагонов могли появиться в результате действий работников станции налива; вода, снег и лед в результате естественных климатических явлений; мелкие повреждения могут возникнуть в результате износа вагона при его эксплуатации. Отмечает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доказательствам, представленных ответчиком, а именно: актам осмотра вагонов на полноту слива, памятки приемосдатчика. Настаивает на злоупотреблении правом со стороны истца. Ссылается на отсутствие доказательств невозможности использования спорных вагонов под налив аналогичного груза. Заявитель также отмечает, что обязанность по подготовке вагона под налив возложена на истца, в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции, заключенного между истцом и АО "РН-Транс". В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Трансойл" просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном путем использования системы веб-конференции, представители сторон привели свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы и отзыва на нее пояснения.
Третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес ООО "РН-Морской терминал Находка" на станцию "Крабовая" по железнодорожным накладным N N ЭБ361119, ЭБ703495, ЭБ430701, ЭБ341473, ЭА989607, ЭБ384946, ЭБ623760, ЭБ578032, ЭБ396814, ЭБ197864, ЭБ347699, ЭБ511982, ЭА616574, ЭБ510904, ЭБ374320, ЭА410854, ЭА942699, ЭБ374804, ЭБ703506, ЭБ104313, ЭБ684159, ЭБ161034, ЭБ510928, ЭБ026925, ЭБ448681, ЭБ303497, ЭБ128697, ЭБ566050, ЭБ448518, ЭБ207519, ЭБ029351, ЭБ197930, ЭБ565969, ЭА211430, ЭБ522923, ЭБ684159, ЭБ293597, ЭБ171831, ЭБ703438, ЭА462173, ЭБ857209, ЭВ346874, ЭВ824694 прибыл груз, направленный в технически исправных и коммерчески пригодных вагонах, принадлежащих ООО "Трансойл".
После выгрузки вагоны в порожнем состоянии отправлены по железнодорожным накладным с исправным запорно-пломбировочным устройством (ЗПУ) ответчика, в которых на станции назначения после снятия исправного ЗПУ и внутреннего осмотра котла цистерны выявлены неисправности, зафиксированные в актах общей формы ГУ-23.
В дальнейшем вагоны направлены на подготовку (промывку, пропарку) и в ремонт.
Стоимость работ по подготовке вагонов и устранению неисправностей согласно представленным актам формы ВУ-20 о годности вагона под налив, ВУ-19 о готовности в ремонт, актам выполненных работ (ремонт и подготовка), счетам-фактурам, платежным поручениям об оплате подготовки и ремонта составила 1 005 474, 45 руб.
В связи с понесенными расходами ООО "Трансойл" в адрес ООО "РН-Морской терминал Находка" направлена претензия с требованием об их возмещении.
Оставление без удовлетворения требований истца послужило основанием для обращения ООО "Трансойл" в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя иск, судебные инстанции руководствовались статьями 15, 1064 ГК РФ, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), Правилами перевозки железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными приказом Минтранса России от 29.07.2019 N 245 (далее - Правила N 245), Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденными приказом Минтранса России от 10.04.2013 N 119 (далее - Правила N 119), Правилами составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила N 256), и исходили из доказанности факта причинения ООО "Трансойл" убытков по вине ответчика в результате ненадлежащего исполнения им обязательств в качестве грузополучателя по очистке вагонов, наличия доказательств, подтверждающих размер убытков в сумме 1 005 474, 45 руб.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи грузополучателем (получателем) или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, в частности, Правилами N 119.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 119 после выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) грузополучателем или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
Пунктом 4 Правил N 119 предусмотрено, что очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется остатков грузов.
Согласно пункту 11 Правил N 119, при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Перечень опасных грузов, в том числе наливных, после которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов (утверждены СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15 (далее - Правила N 15)) и Правилами N 245.
Государственным стандартом ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" определены требования к подготовке тары и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов, согласно пункту 3.4 которого из железнодорожных и автомобильных цистерн нефть и нефтепродукты должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. При этом в железнодорожных цистернах, не имеющих нижнего сливного устройства, допускается остаток не более 1 см (по измерению под колпаком). В вагонах для нефтебитума (бункерных полувагонах) допускается остаток не более 3 см (по измерению в средней части ковша).
В пунктах 2.1.20, 2.1.25 Правил N 15 установлено, что подаваемые под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть исправны и очищены от ранее перевозимых грузов и мусора; после выгрузки опасных грузов из контейнеров и вагонов грузополучатели обязаны осмотреть контейнеры или кузова вагонов, собрать и удалить из них остатки перевозимых грузов и мусор с соблюдением мер предосторожности и безопасности, а при необходимости промыть, обезвредить (дегазировать) их и снять маркировочные таблички и знаки опасности с вагонов и контейнеров.
Поскольку в спорной ситуации выгрузка вагонов осуществлялась силами грузополучателя - ответчика, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно установлено, что в силу статьи 44 УЖТ на него возложена обязанность по полной очистке вагона-цистерны от остатков всех грузов, опломбировке и приведению в транспортное положение деталей сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотному закрытию клапанов и заглушек сливного прибора.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что доказательством, подтверждающим повреждение вагонов, могут быть как акт о повреждении вагона, так и акт общей формы.
Согласно статье 119 УЖТ, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В силу пункта 43 Правил N 256 обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеназванными нормами права, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, в том числе представленные истцом акты общей формы ГУ-23, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт неочистки грузополучателем ООО "РН-Морской терминал Находка" цистерн после выгрузки груза и установили обстоятельства несения истцом в этой связи расходов на очистку и пропарку вагонов-цистерн, на основании чего, сделав вывод о наличии всех элементов состава для взыскания убытков, удовлетворили иск в полном объеме.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Вопреки доводам заявителя жалобы в обжалуемых судебных актах суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав выводы, на основании которых удовлетворены заявленные исковые требования, а также мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства, при этом каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами нижестоящих инстанций доказательства заявителем кассационной жалобы не приведено.
Доказательств, подтверждающих выполнение ответчиком своих обязательств надлежащим образом и свидетельствующих о том, что ответчиком после выгрузки грузов из спорных вагонов-цистерн предприняты все надлежащие меры к их подготовке к дальнейшей отправке (очистка порожних вагонов), несоответствия обстоятельствам дела сведений в представленных истцом актах общей формы ГУ-23 ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о недопустимости актов общей формы, поскольку они составлены в отсутствие ответчика и подписи перевозчика, а также с нарушением требований законодательства, отклонены судом округа, поскольку акты общей формы содержат все сведения, необходимые для удостоверения обстоятельств, вызвавших их составление. В данном случае представленные истцом акты общей формы считаются составленными надлежащим образом, поскольку подписаны уполномоченными лицами, обнаружившими допущенные грузополучателем нарушения и участвующими в удостоверении коммерческой непригодности цистерн.
Действующим законодательством не предусмотрено участие перевозчика, не являющегося владельцем подвижного состава или не обеспечивающего погрузку груза, в снятии установленных запорнопломбировочных устройств/закруток с прибывших под погрузку вагоновцистерн, в проведении коммерческого осмотра цистерн (изнутри), в удостоверении их пригодности или непригодности в коммерческом отношении, что имело место в спорной ситуации.
Вывод судов о допустимости представленных в дело актов общей формы в данном случае согласуется с правилами статьи 20 УЖТ, пунктом 81 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374.
Представленные ответчиком в дело акты осмотра вагонов на полноту слива, памятки приемосдатчика, не опровергают обстоятельство неисполнения ответчиком установленной законом обязанности по очистке порожних вагонов, в связи с чем правомерно не приняты судами в качестве допустимых и надлежащих доказательств по делу в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и возникшими у истца убытками не может быть принята во внимание, поскольку фактически направлена на переоценку вывода суда относительно материалов дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ООО "РН-Морской терминал Находка" в кассационной жалобе доводы о недобросовестном поведении истца подлежат отклонению.
В силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций наличия злоупотребления правом в действиях истца не установлено. При этом доказательств, подтверждающих иное, заявителем вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Судом кассационной инстанции также не принимается довод заявителя жалобы о том, что судами оценены не все доводы и доказательства, ранее приведенные ответчиком, поскольку отсутствие в мотивировочной части судебных актов выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и довода, не свидетельствует о том, что они не оценивались судами.
Выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода суда об удовлетворении иска, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Иные возражения, приводимые заявителем в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов первой и апелляционной инстанций и аргументировано отклонены в мотивировочной части обжалуемых судебных актов. Оснований не согласиться с выводами судов судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
При этом суд округа полагает необходимым отметить, что из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем возражения заявителя, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, а равно и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления в любом случае, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.06.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2024 по делу N А51-12723/2023 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил иск о взыскании убытков за ненадлежащую очистку вагонов-цистерн, установив, что ответчик не выполнил обязательства по их очистке после выгрузки груза. Судебные инстанции признали доказанным факт причинения убытков истцу и обоснованно отклонили доводы ответчика о недостоверности представленных доказательств. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 ноября 2024 г. N Ф03-4592/24 по делу N А51-12723/2023