Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 5 октября 1999 г. N 924
Концепция
программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы
Введение
В Москве сосредоточено свыше 30% производственного и 75% научного потенциала оборонной промышленности России. Сохранение, развитие и эффективное использование этого потенциала для создания продукции и технологий двойного назначения позволит реализовать двухступенчатую модель конверсии, предусматривающей развитие перспективных, наукоемких технологий с их использованием для производства конкурентоспособных товаров и технологий гражданского назначения.
Ключевым элементом потенциала ОПК являются высококвалифицированные кадры ученых, инженеров и рабочих. Это связано с тем, что научные знания и перспективные технологии в современной экономике являются важнейшим фактором ее развития, что требует особого внимания и выделения ресурсов для кадрового потенциала - носителя научного знания, представленного российскими научными школами.
В последнее десятилетие происходил ускоренный процесс старения кадров ОПК, связанный с оттоком специалистов в другие отрасли, и в первую очередь, с резким уменьшением притока молодых специалистов, так, например, средний возраст ИТР составляет: на Машиностроительном производственном объединении им. И. Румянцева - 50 лет, Авиационном комплексе С.В.Ильюшина - 51,8 года, Московском научно-исследовательском институте приборостроения - 52,3 года. Усиливается опасная тенденция, связанная с нарушением преемственности поколений ученых и инженеров, ослаблением научных школ, снижением научно-технического потенциала московских научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, занятых разработкой высокотехнологичной наукоемкой продукции, ядром которых являются предприятия ОПК. Основной причиной этого является снижение престижности профессий, связанных с оборонной промышленностью, и отсутствие условий, необходимых для закрепления молодых специалистов на предприятиях ОПК: обеспечение перспектив роста и повышения квалификации, конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии системы государственного распределения выпускников вузов на рабочие места. Такое положение требует незамедлительной реализации программных мероприятий, направленных на совершенствование и поддержание системы подготовки кадров, системы повышения квалификации и переподготовки кадров ученых, специалистов и рабочих, как основных механизмов обеспечения сохранения и развития интеллектуального потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса Москвы.
Возможность исправления сложившейся ситуации реальна только при совместном участии Правительства России и Правительства Москвы. В связи с тем, что в вузах сосредоточен и активно действует как академический, так и отраслевой кадровый потенциал, в сущности, система вузов остается надеждой и опорой возрождения российской науки, которая послужит исходным условием воссоздания фундаментальных академических и отраслевых исследований, направленных на создание сложных систем и комплексов специального и гражданского назначения.
Цель программы
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, как основы для реализации целей промышленной политики города в области создания высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции и технологий двойного назначения, обеспечения занятости населения и решения задач, стоящих перед городским хозяйством.
Задачи программы
Задачами программы являются:
- создание системы государственного (городского) заказа на обучение и выпуск молодых специалистов для предприятий ОПК Москвы;
- создание системы целевой контрактной подготовки и закрепления специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК Москвы;
- разработка нормативно-методической базы для системы целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонного комплекса Москвы, а также для реализации других программных мероприятий;
- разработка системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и инженерно-технических кадров;
- разработка и внедрение системы мер для закрепления выпускников на оборонных предприятиях города Москвы, включая установление соответствующего уровня оплаты труда, внеконкурсное поступление в аспирантуру по заявке предприятия, бронирование от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации на период работы на предприятиях оборонного комплекса;
- разработка и внедрение системы адресных мер поддержки высших учебных заведений, отдельных факультетов и кафедр, занятых подготовкой кадров молодых специалистов для оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- разработка системы мер по возмещению затрат на образование специалистов при их трудоустройстве не по специальности.
Основные принципы программы
Комплексность:
- охват высших учебных заведений, играющих определяющую роль в под- готовке кадров и выполнении научных исследований для предприятий ОПК Москвы.
Взаимная увязка программных мероприятий:
- по вертикали: программа - подпрограмма - конкретные проекты;
- по горизонтали: подготовка молодых специалистов, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих.
Взаимная увязка и координация действий всех исполнителей федерального и регионального уровней, включая Минобразования России, Минэкономики России, Минтруда России, Минатом России, Правительство Москвы, РКА РФ, оборонные предприятия, высшие учебные заведения. Блочный принцип, который предусматривает возможность встраивания в структуру программы дополнительных мероприятий, например, подготовку кадров для развития предпринимательства в процессе реструктуризации предприятий ОПК Москвы.
Эффективность программы:
- повышение уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- закрепление молодых специалистов на оборонных предприятиях, расположенных в городе Москве;
- повышение роли ресурсов системы вузов Москвы, как интегрированного потенциала академической и отраслевой науки;
- развитие в московском регионе различных форм интеграции образования, науки и промышленности.
Источники и схема финансирования:
Образовательный кредит складывается из:
- средств от целевого использования части льгот, предоставляемых городом предприятиям ОПК в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 1998 г. N 264;
- средств, предоставляемых Комитетом труда и занятости на финансирование программ, в рамках согласованных сумм с целью повышения квалификации и переподготовки специалистов;
- средств, предоставляемых Департаментом поддержки малого предпринимательства для целевой профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для оборонных предприятий;
- средств бюджета города.
Образовательный кредит погашается предприятием в течение нескольких лет в соответствии с условиями, определенными в заключенных договорах. Погашение кредита начинается с момента окончания срока отработки специалиста на предприятии (3 года).
Формирование образовательного кредита, схема его расходования и возврата финансирования определяются Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК и Программой поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, разработанных в соответствии с данной концепцией.
Участие в программе:
- в этой программе могут принимать участие предприятия, включенные в Программу реструктуризации и конверсии оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, заключившие договор с Комитетом по реформированию оборонных предприятий и имеющие удостоверение участника программы.
Государственный заказчик программы:
Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве
Основные разработчики программы:
Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
Минтруда России;
Минобразования России;
Минэкономики России;
Департамент науки и промышленной политики;
Департамент финансов;
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства;
Комитет труда и занятости;
Московский центр структурных преобразований промышленности;
Московский фонд подготовки кадров.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 5 октября 1999 г. N 924 "О мерах по сохранению, развитию и эффективному использованию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.