Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Способы, методы и механизмы управления
Для эффективного управления собственностью используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Москвы.
Введение критериев и оценка эффективности
Концепция предполагает введение механизмов оценки полезности объектов собственности города путем определения бюджетной и иной эффективности, установления нормативов.
Для всех видов объектов собственности вводятся нормативные параметры функционирования объекта. Основной критерий оценки - степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований.
Каждый объект московской собственности проверяется на необходимость его сохранения в собственности города. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.
Бюджетная эффективность организаций, использующих городское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля города, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего городу Москве.
Необходима разработка нормативов бюджетной эффективности для различных видов объектов собственности и нормативов затрат на содержание имущества.
Критерии и нормативы "социальной эффективности" подлежат разработке. На начальном этапе используется метод сравнительной оценки со средними значениями по отрасли (группе социально схожих объектов), территории.
Оценка эффективности использования и/или функционирования объектов, расположенных вне территории города, проводится с учетом территориальных, экономических и правовых особенностей местонахождения объекта.
Реорганизация предприятий и учреждений. Реструктуризация имущественных комплексов
Одним из способов управления собственностью выступает реорганизация предприятий и учреждений и/или реструктуризация их имущественных комплексов.
Основаниями для реорганизации и/или реструктуризации могут быть:
- достижение целей, для решения которых создавалось предприятие (учреждение);
- несоответствие уставных целей, видов выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и/или технологических процессов изменившимся социально-экономическим условиям и/или экологическим требованиям;
- снижение эффективности функционирования организации;
- изменение приоритетов в социально-экономическом развитии города и т.п.
Реорганизация может осуществляться:
- в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством о приватизации;
- путем внутренней реструктуризации имущественного комплекса и/или организационной структуры предприятия (учреждения);
- совмещением указанных выше способов.
Назначение управляющих
Управляющий рассматривается как физическое или юридическое лицо, обладающее полномочиями по распоряжению объектами собственности города.
Управляющий может выступать в роли:
- руководителя предприятия или учреждения - на постоянной основе;
- представителя интересов города в органах управления коммерческой организации, в уставном капитале которой есть доля (пакет акций), принадлежащая городу, - в форме периодического участия.
Назначение руководителей предприятий и учреждений и представителей города в органы управления коммерческой организации осуществляется на конкурсной основе с оформлением гражданско-правового и/или трудового договора (контракта) с управляющим.
В условия конкурсного отбора включаются квалификационные требования к управляющему, программа достижения целей предприятия, учреждения или управления пакетом акций.
При приватизации унитарных предприятий на переходный период до первого собрания акционеров в органы управления назначаются государственные и муниципальные служащие и представители предприятия (администрация и работники).
В случае необходимости назначения государственных и муниципальных служащих представителями в хозяйственные общества на весь срок нахождения пакета акций в собственности города могут вводиться штатные должности представителей с функциональными обязанностями по представлению интересов города.
Договор об управлении городским учреждением или предприятием заключается между управляющим и Правительством Москвы в лице уполномоченного им органа. Примерный договор (контракт) на управление подлежит утверждению Правительством Москвы.
Представитель города может участвовать в органах управления нескольких организаций.
Финансовое оздоровление
По решению Правительства Москвы может производиться финансовое оздоровление значимых для города хозяйствующих субъектов, которое может включать следующие направления:
- предоставление субъекту финансовой, технической или интеллектуальной помощи за счет ресурсов города;
- предоставление субъекту различных льгот;
- изменение имущественных прав на используемое имущество города;
- предоставление налогового и других кредитов;
- поручительство (гарантия) города по кредитам третьего лица.
Материальная помощь хозяйствующим субъектам может производиться на возмездной или безвозмездной основе.
Возмездное оказание помощи может предусматривать увеличение доли города в уставном капитале коммерческой организации.
Льготы
Полное или частичное освобождение на определенный срок от исполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения для юридического и/или физического лица, реализующего определенные виды деятельности, признанные приоритетными для города Москвы, или участвующего в реализации городских программ, - является льготой.
Внеконкурсные процедуры размещения городского заказа по согласованию с Московской городской Думой могут быть использованы для оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.
Льготы, связанные с уменьшением поступления средств в бюджет города Москвы, принимаются исключительно законом города Москвы, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Методики прогнозирования результатов предоставления льгот, потерь финансовых ресурсов города и контроля фактической эффективности достигнутых результатов их применения подлежат разработке.
Налоговое кредитование
Налоговое кредитование применяется городом в качестве поддержки хозяйствующего субъекта путем изменения уплаты налогов в бюджет города.
Налоговый кредит (инвестиционный налоговый кредит) предоставляется хозяйствующему субъекту на возмездной основе по ставке, устанавливаемой в порядке, определенном Правительством Москвы.
Налоговый кредит может предоставляться под залог ликвидного имущества хозяйствующего субъекта.
Амортизация
Одним из основных способов восстановления и пополнения собственности является накопление и использование амортизационных отчислений.
В целях эффективного управления собственностью предусматривается:
- совершенствование методик начисления и нормативов амортизации;
- создание консолидированных амортизационных фондов с установлением порядка распределения их средств, определение формы и содержания примерного договора на совместное использование амортизационных отчислений.
Страхование
Городское имущество должно быть обязательно застраховано от основных рисков утраты и ущерба.
Город для среднесрочных и долгосрочных договоров может перекладывать обязанность страхования на пользователя городского имущества.
Степень участия собственника в риске случайной гибели объекта, в эксплуатации объекта, в его содержании, в проведении текущих и капитальных ремонтов объекта и его страховании определяются условиями договора передачи в пользование.
Доверительное управление
Решение о передаче государственного или муниципального имущества Москвы в доверительное управление с правом или без права залога или других форм отчуждения и распределением ответственности принимает Правительство Москвы.
Решение содержит:
- ответственность за упущенную по вине управляющего выгоду за время доверительного управления;
- распределение ответственности между городом и доверительным управляющим по переданному в управление имуществу (риски), в том числе при возникновении убытков по сделкам залога имущества;
- способы обеспечения обязательств.
Назначение управляющего осуществляется по итогам открытого конкурса на право заключения договора доверительного управления имуществом.
Порядок и условия проведения конкурса разрабатываются органом по управлению собственностью Москвы.
Порядок и механизм контроля деятельности доверительных управляющих определяется положением, утверждаемым постановлением Правительства Москвы.
Концессия
Передача за вознаграждение комплекса исключительных прав (объектов интеллектуальной собственности, прав на товарные знаки, разработку недр и добычу полезных ископаемых и т.п.) осуществляется на основе договора коммерческой концессии.
Город может выступать в качестве правообладателя или пользователя договора коммерческой концессии.
Решение о заключении договора коммерческой концессии принимается Правительством Москвы и оформляется соответствующим договором.
Аренда
Аренда представляет собой один из механизмов управления собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом для собственника возобновляемым источником поступлений.
Аренда позволяет городу решить следующие задачи:
- включить в сферу аренды все виды объектов собственности Москвы, в том числе объектов со сложной структурой - садово-парковых и имущественных комплексов, жилых и нежилых помещений и иных движимых и недвижимых объектов, и за счет этого увеличить поступления в бюджет;
- определить границы, в которых могут действовать арендодатель и арендатор при заключении договора аренды;
- усовершенствовать принципы установления арендной платы, увязав их с издержками и доходами собственника и арендатора; включить в расчет арендной платы за нежилые помещения арендную плату за пользование соответствующей долей земельного участка;
- заключать договоры аренды в едином пакете с договорами о предоставлении коммунальных услуг;
- обеспечить защиту прав и интересов инвесторов и арендаторов - гарантии в их взаимоотношениях с городом;
- расширить сферу использования видов и объектов аренды: для размещения рекламы, сезонного использования земли общего пользования, почасовой аренды, недвижимости в жилищной сфере ("доходные дома"), для парковки и временных стоянок, объектов, расположенных на воде, и участков земли, обеспечивающих возможность коммерческого использования объектов на воде.
Вводятся договоры аренды земельных участков под застройку с детализацией механизмов взаимодействия арендатора и города и определения способа использования построенного объекта по завершении договора аренды.
Конкретные особенности прав арендатора по владению, пользованию и распоряжению арендованным объектом определяются видом договора аренды, особенностями вида арендованных объектов и фиксируются индивидуально в каждом договоре аренды.
Город в своей хозяйственной деятельности может арендовать имущество, находящееся в иной собственности.
Передача собственности Москвы в безвозмездное пользование
При передаче объектов в безвозмездное пользование определяются целевое назначение объекта, сроки и условия договора безвозмездного пользования, в том числе порядок оплаты коммунальных услуг и текущих расходов по эксплуатации.
Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы утверждаются: перечень имущества, организаций или физических лиц, которым передается имущество в безвозмездное пользование, переоформление права аренды в право безвозмездного пользования, сроки договора и оценка потерь бюджета. В указанный перечень не включаются объекты, передаваемые в безвозмездное пользование по требованию федерального законодательства.
По окончании договора безвозмездного пользования решение о дальнейшем использовании имущества принимает собственник.
Приватизация
Приватизация выступает в качестве средства изменения формы собственности и формирования эффективного хозяйствующего субъекта.
Указанная задача решается путем реорганизации предприятия, формирования объекта приватизации и изъятия "лишнего" имущества, управлением материальными и нематериальными активами - долями (пакетами акций).
Принятие решений о приватизации предприятий производится по индивидуальным схемам, предусматривающим перевод предприятий из "режима выживания" в "режим развития" путем:
- изменения формы собственности и организационно-правовой формы предприятий;
- отчуждения городом имущественных объектов;
- реорганизации имущественных комплексов предприятий и модернизации производств;
- проведения предпродажной подготовки объектов приватизации;
- долгосрочного инвестирования предприятий;
- изменения размеров и сроков закрепления пакетов акций в собственности города;
- определения формы продажи пакетов акций.
Решение о приватизации включает в себя анализ финансово-экономического и фактического состояния объекта приватизации, четкое видение судьбы конкретного предприятия, его места в хозяйственной жизни с учетом стратегии развития города.
Первичная приватизация объектов жилищного фонда производится на безвозмездной основе, носит внеэкономический, социальный характер и регулируется жилищным законодательством Российской Федерации и Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.