Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 7 декабря 1999 г. N 1125
Основные принципы (концепция)
законодательного обеспечения системы утилизации автотранспортных средств на территории Москвы
Состояние вопроса
Отсутствие в Российской Федерации и в городе Москве надлежащего нормативно-правового обеспечения способов решения задач выведения из эксплуатации, сбора, хранения и переработки автотранспортных средств (АТС) не позволяет реализовать комплексный подход к проблеме утилизации. В существующих условиях собственники автотранспортных средств, московская городская администрация, органы власти районов вынуждены руководствоваться лишь самыми общими нормами законодательства России, которые делают их взаимоотношения безмотивационными, бюрократически громоздкими, экономически неэффективными и организационно нереализуемыми.
Правовые проблемы отношений по утилизации автотранспортных средств
В рамках разрабатываемой правовой концепции необходимо решить следующие вопросы:
1. Прекращение права собственности на автотранспортные средства при их утилизации и возникновение права собственности на автотранспортные отходы.
2. Административно-правового обеспечения отношений между всеми участниками процесса выведения из эксплуатации, сбора, хранения и переработки АТС.
3. Правового обеспечения финансовых отношений между всеми участниками процесса сбора, хранения и переработки автотранспортных средств и их отходов.
Для обеспечения вывода из эксплуатации и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации, необходимо решить следующие основные задачи правового регулирования отношений:
- регламентацию порядка отнесения автотранспортных средств к отходам;
- учет автотранспортных средств, находящихся в собственности субъектов права;
- разграничение полномочий московской городской администрации и органов власти районов в названной сфере отношений;
- разработку и внедрение правовых механизмов взаимодействия московской городской администрации и органов власти районов между собой, а также между названными органами, собственниками автотранспортных средств и другими участниками отношений (переработчиками, страховыми компаниями, налоговыми органами и др.);
Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 21 мая 2001 г. N 432-РП утвержден и введен в действие с 1 июня 2001 г. Регламент взаимодействия заинтересованных городских служб по выявлению и работе с брошенным и разукомплектованным автотранспортом
- регулирование деятельности хозяйствующих субъектов по сбору, хранению и переработке автотранспортных средств;
- обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в процессе реализации всего цикла утилизации автотранспортных средств.
Специфика законодательного обеспечения отношений по утилизации автотранспортных средств
Отношения, связанные со сбором, хранением и переработкой АТС, подлежащих утилизации, характеризуются тремя основными особенностями:
1. Названные отношения регулируются методами, присущими разным отраслям права, что указывает на комплексный характер предлагаемого к разработке законодательства.
При реализации процесса утилизации АТС используются нормы гражданского права, административного права, финансового права, экологического права, земельного права, а также нормы некоторых других отраслей права.
2. Проблемы утилизации автотранспортных средств не могут быть в полной мере урегулированы законодательством города Москвы как субъекта Российской Федерации, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское право, основополагающие принципы административного и финансового права находятся в ведении Российской Федерации.
3. Неравномерность социально-экономического развития регионов России предопределяет различное отношение субъектов Российской Федерации к приоритетности законопроектной деятельности по утилизации автотранспортных средств. В этой связи Федеральное законодательство должно устанавливать лишь общие принципы, делегируя права по обеспечению этой деятельности субъектам Российской Федерации.
Основные направления законопроектной работы
Разработка системы законодательного обеспечения сбора, хранения и переработки автотранспортных средств может быть осуществлена на основе учета двух основополагающих принципов:
1. Закрепленного Конституцией Российской Федерации принципа разграничения предметов ведения.
2. Системного подхода к разработке законодательных и иных нормативных актов, касающихся рассматриваемого предмета.
В качестве базового законодательного акта предлагается разработать проект Федерального закона "Об утилизации автотранспортных средств в Российской Федерации", определяющий:
- порядок и критерии отнесения автотранспортного средства к отходам или его отнесения к категории автотранспортных средств временно выведенных из эксплуатации (например: долговременный ремонт, коллекционное имущество и т.п.);
- порядок использования, хранения и парковки автотранспортных средств;
- права и обязанности собственника и/или владельца в случае добровольной или принудительной переработки автотранспортного средства;
- требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по сбору и переработке автотранспортных средств;
- полномочия московской городской администрации и органов власти районов при решении задач по утилизации автотранспортных средств;
- контроль (административный, экологический и т.д.) за сбором и переработкой автотранспортных средств;
- финансирование расходов на сбор и переработку автотранспортных средств;
- иные вопросы, не урегулированные законодательством Российской Федерации.
Названный Федеральный закон призван наделить широкими полномочиями в сфере утилизации автотранспортных средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, дальнейшее нормативно-правовое обеспечение отношений по утилизации автотранспортных средств будет находиться в ведении субъекта федерации, в данном случае Москвы.
В развитие Федерального закона предполагается разработать три закона города Москвы:
1. Закон "Об организации деятельности по сбору, хранению и переработке автотранспортных средств в Москве" определяющий:
- ответственность собственника и/или владельца за утилизацию АТС;
- полномочия (права и обязанности) органа, осуществляющего функции по управлению и контролю за процессом утилизации АТС, порядок отчетности и контроля;
- источники поступления средств, порядок финансирования затрат на сбор, хранение и переработку АТС, тарифы на работы и услуги;
- порядок выявления АТС, подлежащих утилизации;
- порядок переработки АТС;
- установление госзаказа на утилизацию АТС в городе.
2. Закон "О льготах предприятиям города Москвы, осуществляющим деятельность по сбору, хранению и переработке автотранспортных средств".
3. Закон "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы", определяющий:
- полномочия московской городской администрации и органов власти районов при решении указанного вопроса;
- правила парковки и хранения АТС на территории города;
- ответственность собственников и/или владельцев АТС за нарушение этих правил;
- процедуру принудительной эвакуации АТС;
- порядок оплат, тарифы и размеры штрафов;
- прочие организационные вопросы.
Кроме названных законодательных актов потребуется разработать несколько новых подзаконных нормативных актов (например, регламентирующих порядок постановки и снятия с учета автотранспортного средства, порядок прохождения техосмотра, порядок уплаты налогов, порядок оплат и др.), а также внести соответствующие изменения в ныне действующие нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.