Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 30 ноября 1999 г. N 1093
Целевая комплексная межведомственная программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 гг."
См. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
См. подпрограмму "Целевая диспансеризация населения по раннему выявлению туберкулеза", утвержденную приказом Комитета здравоохранения г. Москвы от 18 июля 2000 г. N 314
Паспорт
целевой комплексной межведомственной программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002 гг."
Наименование - целевая комплексная межведомственная программа
Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в
г.Москве на 2000-2002 гг."
Основание - постановления Правительства Российской
для разработки Федерации от 07.03.97 N 260 "О мерах по
Программы предупреждению распространения туберкулеза в
Российской Федерации" и от 27.06.96 N 760 "О
мерах по обеспечению условий содержания лиц,
находящихся в следственных изоляторах и
тюрьмах уголовно-исполнительной системы
Министерства внутренних дел Российской
Федерации", решение Межведомственной комиссии
Совета Безопасности Российской Федерации по
охране здоровья населения от 17.07.96 N 5 "О
мерах по предупреждению распространения
туберкулеза в России", приказы Министерства
здравоохранения Российской Федерации от
15.04.97 N 116 "О мерах по предупреждению
распространения туберкулеза в Российской
Федерации" и от 03.07.97 N 193 "О создании
государственной системы эпидемиологического
мониторинга туберкулеза", постановления
Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О
мерах по охране здоровья населения г.Москвы на
1998-1999 гг." и от 29.09.98 N 733 "О
дальнейшем развитии коечного фонда
стационарных лечебно-профилактических
учреждений Комитета здравоохранения"
Заказчик Программы - Комитет здравоохранения Москвы
Основные разработчики - Комитет здравоохранения Москвы, Центр
Программы госсанэпиднадзора в г.Москве, Главное
управление внутренних дел г.Москвы, Управление
исполнения наказаний Минюста России по
г.Москве, Московский комитет образования,
Комитет социальной защиты населения Москвы,
Миграционная служба г.Москвы, Комитет труда и
занятости
Цели и задачи - создание основы для прекращения роста и
последующего снижения заболеваемости
туберкулезом, распространенности, инвалидности
от этого заболевания; совершенствование
организации фтизиатрической службы; повышение
эффективности мероприятий по профилактике,
выявлению, лечению и реабилитации больных
туберкулезом; укрепление
материально-технической базы
противотуберкулезных и других учреждений
Сроки и этапы - сроки - 2000-2002 гг.
реализации Программы этапы:
1) 2000-2001 гг. - создание эффективной
системы мероприятий по выявлению, профилактике
и лечению больных туберкулезом, реально
работающей в современных условиях;
2) 2001-2002 гг. - реализация первоочередных
неотложных мероприятий по сдерживанию
распространения туберкулезной инфекции среди
населения г.Москвы
Перечень основных - усовершенствование инфраструктуры
мероприятий фтизиатрической службы и материальной базы
противотуберкулезных учреждений;
- разработка и внедрение оптимальной системы
противотуберкулезных мероприятий, в том числе
среди мигрирующего населения и социально
дезадаптированных лиц;
- улучшение кадрового обеспечения
противотуберкулезной службы;
- существенное усиление санпросветработы среди
населения
Исполнители основных - Комитет здравоохранения Москвы, Центр
мероприятий Программы госсанэпиднадзора в г.Москве, Главное
управление внутренних дел г.Москвы, Управление
исполнения наказаний Минюста России по
г.Москве, Московский комитет образования,
Комитет социальной защиты населения, Комитет
труда и занятости, Департамент муниципального
жилья и жилищной политики Правительства
Москвы, Миграционная служба г.Москвы,
Московский городской фонд обязательного
медицинского страхования, Департамент
финансов, органы исполнительной власти
административных округов
Источники - средства городского бюджета, средства
финансирования федерального бюджета
Ожидаемые результаты - создание основы для прекращения роста с
реализации Программы последующим снижением заболеваемости
туберкулезом, распространенности, инвалидности
и смертности от этого заболевания. Разработка,
апробация, внедрение системы мероприятий для
стабилизации эпидобстановки
Система организации - Межведомственная комиссия при Правительстве
контроля за исполнением Москвы по координации и контролю за
Программы исполнением целевой комплексной
межведомственной программы "Неотложные меры
борьбы с туберкулезом в г.Москве на 2000-2002
гг.", Комитет здравоохранения Москвы, МГНПЦ
борьбы с туберкулезом, органы исполнительной
власти в порядке, установленном для контроля
за реализацией Программы
Основные положения Программы
1. Обоснование необходимости принятия Программы
Туберкулез является важнейшей медико-социальной проблемой. Это заболевание наносит серьезный материальный ущерб из-за утраты трудоспособности и преждевременной смерти значительной части наиболее трудоспособного населения и является прямым отражением социально-экономической ситуации в стране или в любом регионе. Сегодня туберкулез представляет собой существенную проблему для всех без исключения стран мирового сообщества. По данным ВОЗ одна треть населения мира инфицирована микобактериями туберкулеза, ежегодно заболевает 8 млн. человек, умирает 3 млн. человек. Общее число больных в мире 15 млн. человек, из них 11 млн. - люди работоспособного возраста.
Ожидается, что за 1999-2004 годы более 300 млн. человек будут инфицированы, у 90 млн. человек разовьется это заболевание, 30 млн. человек умрет от туберкулеза.
В развитых странах выявление и лечение каждого больного туберкулезом стоит как минимум 2000 долларов США, а излечение одного больного туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью обходится в 25000 долларов США. В Нью-Йорке после регистрации вспышки туберкулеза (в 1990-1992 гг.) начиная с 1993 года затраты только на выявление и лечение антибактериальными препаратами больных туберкулезом составили 40 млн. долларов США в год. В результате в течение 2-3 лет вспышка была купирована. Несмотря на это, предполагается потратить на борьбу с туберкулезом до 2000 года более 2 млрд. долларов США.
Мировая тенденция изменения свойств возбудителя - появление "сверхсильных" и полирезистентных штаммов микобактерий туберкулеза проявляется и в Москве. Этому способствует, прежде всего, увеличение частоты сочетанных поражений туберкулезом и СПИД, онкологическими и другими заболеваниями, а также воздействие ряда факторов, вызывающих иммунодефицит (белковое голодание, алкоголь, наркотики, стрессы и т.д.).
Заболеваемость туберкулезом, инвалидность и смертность от этой патологии по данным официальной статистики после существенного повышения в 1991-1993 гг. стабилизировались на высоком уровне, хотя эти показатели в г.Москве ниже, чем в целом по России. Самый низкий показатель заболеваемости в Москве зарегистрирован в 1991 году - 23,0 на 100 тысяч населения (по России - 34,0). За период 1991-1998 гг. показатель заболеваемости повысился на 40,9% и в 1998 году составил 32,4 на 100 тысяч населения. Особую тревогу вызывает увеличение заболеваемости детей (с 1991 по 1998 гг. - на 67,6%). В целом по России заболеваемость в 1998 году составила 76,0 на 100 тысяч населения, а детей - 15,8 на 100 тысяч детского населения. Необходимо подчеркнуть, что туберкулезом болеют, главным образом, лица трудоспособного возраста (у женщин максимум заболеваемости падает на детородный возраст).
Угрожающий характер эпидемиологическая ситуация по туберкулезу принимает в учреждениях Управления исполнения наказаний Минюста России по г.Москве (СИЗО).
В клинической структуре впервые выявленных больных повысился удельный вес остротекущих форм туберкулеза (милиарный, диссеминированный туберкулез, казеозная пневмония). Так удельный вес диссеминированного туберкулеза повысился с 11,7% в 1992 году до 14,9% в 1998 году, казеозной пневмонии с 1% в 1992 году до 3,5% в 1998 году.
Увеличилось число детей, у которых выявляются только последствия перенесенного (но не диагностированного) туберкулеза, и взрослых, у которых обнаружены только остаточные изменения после перенесенного туберкулеза, что также свидетельствует о недостатках работы по выявлению заболевания.
Ежегодно в Москве по данным туберкулинодиагностики инфицируется 0,6-0,7% детей, что в 10 раз выше, чем в развитых странах мира.
Контингенты больных туберкулезом за 7 лет повысились на 10,2% и составили в 1998 году 136,8 на 100 тысяч населения (в 1992 году - 124,1), контингенты детей, больных туберкулезом, повысились соответственно на 69,1% и составили 15,9 на 100 тысяч детского населения (в 1992 году - 9,4). Среди больных, состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах, по данным официальной статистики более 30% составляют социально дезадаптированные лица и больные, страдающие хроническим алкоголизмом и наркоманией (на самом деле их значительно больше). Контингенты бактериовыделителей за 7 лет повысились на 20,4% и составили 50,7% (4332) на 100 тысяч населения (в 1992 году - 42,1 (3702).
Среди состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах увеличилось число лиц, имеющих инвалидность по туберкулезу, с 5030 в 1992 году до 7179 в 1998 году. Из числа больных активным туберкулезом 38% - инвалиды, из них 70% - лица трудоспособного возраста.
Смертность от туберкулеза увеличилась с 5,1 на 100 тысяч населения в 1992 году до 5,7 в 1998 году (среди постоянных жителей Москвы) и 9,7 - среди всего населения г.Москвы. Следует также подчеркнуть, что в настоящее время от туберкулеза среди взрослого населения умирает больше больных, чем от всех других инфекционных заболеваний вместе взятых.
Структура смертности от туберкулеза существенно изменилась за последние годы. Среди умерших в 1998 году 16,4% не состояли на учете при жизни (в 1992 году - 11,2%), а 20,1% (в 1992 году - 15,7%) состояли на учете менее одного года (эти больные большей частью умерли от остротекущих процессов). Эти данные свидетельствуют о недовыявлении, позднем выявлении и недостаточно эффективном лечении больных туберкулезом.
Не вызывает сомнения, что показатели официальной статистики в г.Москве (как и в целом по России) существенно занижены, что объясняется как недостаточным выявлением больных туберкулезом среди постоянно проживающих в данном регионе лиц, так и отсутствием точных данных о заболеваемости мигрирующего населения.
В ближайшие 2-3 года при существующем уровне противотуберкулезной помощи, малоэффективных социальных мероприятиях и непринятии экстренных мер для борьбы с туберкулезом неизбежно дальнейшее увеличение заболеваемости данной патологией.
Противотуберкулезные мероприятия, проводимые специализированными учреждениями, учреждениями общей сети, центрами госсанэпиднадзора и другими заинтересованными организациями, в настоящее время являются недостаточно эффективными, в первую очередь:
- при оценке эпидемиологической роли в распространении туберкулезной инфекции различных источников заражения;
- при организации противотуберкулезной помощи мигрирующему населению;
- при организации выявления больных туберкулезом на ранних стадиях заболевания, когда своевременно начатое лечение позволяет достигнуть в относительно короткие сроки практического выздоровления;
- при взаимодействии лечебно-профилактических учреждений общей сети с фтизиатрической службой;
- при пропаганде знаний о туберкулезе среди населения.
Проведение эффективных противотуберкулезных мероприятий затрудняет:
- отсутствие необходимого материально-технического и кадрового обеспечения противотуберкулезной службы;
- наличие значительных групп мигрантов и социально дезадаптированных лиц;
- отсутствие правовой базы для осуществления мер принудительного характера к лицам, уклоняющимся от регистрации и лечения;
- недостаточно эффективное взаимодействие противотуберкулезной службы Комитета здравоохранения Москвы, центров госсанэпиднадзора и других заинтересованных организаций.
Таким образом, необходимость повышения эффективности организации противотуберкулезных мероприятий в Москве назрела давно. Для этого требуются проведение существенных и быстрых организационных преобразований и обеспечение их финансовой поддержки.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является создание основы для прекращения роста и последующего снижения заболеваемости туберкулезом, распространенности, инвалидности и смертности от этой патологии.
Для достижения поставленной цели Программой предусматривается решение следующих задач:
- усовершенствование инфраструктуры фтизиатрической службы с целью проведения единой максимально эффективной системы мероприятий по профилактике, выявлению и лечению туберкулеза специализированными учреждениями, другими заинтересованными организациями и ведомствами;
- качественное улучшение материальной базы противотуберкулезной службы (реконструкция, капитальный ремонт противотуберкулезных учреждений, оснащение оборудованием бактериологических лабораторий, приобретение современной рентгено-флюорографической техники и др.);
- разработка и внедрение оптимальной системы противотуберкулезных мероприятий, которая позволит усовершенствовать правовую основу для их реализации, проводить объективную оценку эпидемиологической ситуации, существенно улучшить санпросветработу, внедрить научные разработки, создать унифицированную программу диагностики, профилактики и лечения, скоординировать действия различных ведомств с учетом особенностей эпидемиологической ситуации, качественно повысить уровень противотуберкулезной службы и сбалансировать финансовые возможности;
- существенное улучшение кадрового обеспечения фтизиатрической службы, создание системы подготовки, переподготовки кадров и социальной защиты для сотрудников противотуберкулезной службы.
Сроки выполнения Программы - 2000-2002 гг.
Этапы реализации Программы:
1) 2000-2001 гг. - создание системы мероприятий по выявлению, профилактике и лечению больных туберкулезом, реально работающей в современных условиях;
2) 2001-2002 гг. - реализация первоочередных неотложных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения г.Москвы.
3. Основные мероприятия Программы
3.1. Общие организационно-методические мероприятия
3.1.1. Создание при Правительстве Москвы Межведомственной комиссии по координации и контролю за исполнением Программы для эффективного взаимодействия всех заинтересованных служб и осуществления постоянного жесткого контроля за реализацией принятых распорядительных документов и программ.
Срок: февраль 2000 года.
Ответственный: Санитарно-противоэпидемическая комиссия Правительства Москвы.
3.1.2. Поручить Межведомственной комиссии:
- подготовить пакет документов о совместной деятельности различных ведомств в области борьбы с туберкулезом и представить в Правительство Москвы для утверждения.
Срок: апрель 2000 года;
- подготовить и внести на утверждение в установленном порядке документы по организации проведения ряда противотуберкулезных мероприятий, направленных, в первую очередь, на обеспечение выявления бактериовыделителей и принудительного лечения лиц без определенного места жительства, бродяг и других групп социально дезадаптированных лиц.
Срок: май 2000 года;
- отработать систему взаимодействия противотуберкулезных учреждений с лечебно-профилактическими учреждениями общей сети, центрами Госсанэпиднадзора, ГУВД г.Москвы, УИН Минюста России по г.Москве, Миграционной службой Москвы, службой социальной защиты населения Москвы, образования и другими (выявление туберкулеза в поликлиниках, стационарах, контроль проведения флюорографических исследований, обследование декретированных контингентов, групп риска, социально дезадаптированных лиц и т.д.).
Срок: май 2000 года.
3.1.3. Обеспечение представления медицинскими управлениями округов и медицинскими службами других ведомств ежеквартальной информации в Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом (далее - МГНПЦ борьбы с туберкулезом) о результатах организации и проведения противотуберкулезных мероприятий для анализа эффективности работы и подготовки предложений в Комитет здравоохранения Москвы.
Срок: постоянно.
3.1.4. Совершенствование стандартов для диагностики и лечения туберкулеза.
Срок: ежегодно.
3.1.5. Приведение зон обслуживания противотуберкулезных диспансеров в соответствие с границами административных округов.
Срок: 2000 год.
Ответственный: Комитет здравоохранения Москвы.
3.1.6. Отработка в районах обслуживания отдельных диспансеров и поликлиник современных оптимальных мероприятий по профилактике, выявлению и лечению туберкулеза.
Срок: декабрь 2000 г.
Ответственные: Комитет здравоохранения Москвы, ГУВД г.Москвы, Центр госсанэпиднадзора в г.Москве, префекты административных округов, Московский комитет образования, Комитет социальной защиты населения Москвы, Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Миграционная служба г.Москвы.
3.1.7. Создание современной материально-технической базы МГНПЦ борьбы с туберкулезом, организация консультативно-диагностических отделений на базе окружных противотуберкулезных диспансеров, открытие консультативно-диагностического центра для взрослых на базе МГНПЦ борьбы с туберкулезом и детей на базе ТКБ N 7, а также ряда других учреждений и подразделений для полного обеспечения высококвалифицированной специализированной помощью больных.
Срок: планируемый до 2002 года.
Ответственные: Комитет здравоохранения Москвы, префекты административных округов.
3.1.8. Создание на базе МГНПЦ борьбы с туберкулезом системы эпидемиологического мониторинга и компьютерного банка данных о всех видах деятельности городской противотуберкулезной службы.
Срок: декабрь 2000 года.
Ответственный: Комитет здравоохранения Москвы.
3.1.9. Реорганизация хирургической и реанимационной служб противотуберкулезных учреждений города (МГНПЦ борьбы с туберкулезом, ТКБ N 7) и оснащение их современным оборудованием.
Срок: 2000-2001 гг.
Ответственный: Комитет здравоохранения Москвы.
3.1.10. Издание ежегодного обзора статистических материалов по заболеваемости, инвалидности, смертности от туберкулеза, разработка методических документов и аналитических обзоров, организация конференций и семинаров, проведение аттестации, подготовки и переподготовки кадров для противотуберкулезных учреждений.
Срок: ежегодно.
Ответственные: Комитет здравоохранения Москвы, Комитет социальной защиты населения Москвы.
3.2. Противоэпидемические мероприятия
3.2.1. Провести эпидемиологическое исследование для определения роли различных источников в распространении туберкулезной инфекции в Москве. Изучить особенности возбудителя туберкулеза в городе: изменчивость, источники и миграция штаммов, резистентность к противотуберкулезным препаратам, особенности микобактерий у больных СПИД и с другими нарушениями иммунитета.
3.2.2. Внедрить в практику учреждений здравоохранения и санэпидслужбы компьютерные программы персонифицированного учета больных туберкулезом.
3.2.3. Обеспечить проведение и организовать лабораторный контроль качества текущей и заключительной дезинфекции в очагах больных бациллярными формами туберкулеза по месту жительства, работы (учебы), а также в учреждениях, где выявлены и находятся на лечении больные туберкулезом.
3.2.4. Проводить анализ всех случаев смерти от туберкулеза в г.Москве на базе Московского городского фтизиопатологоанатомического центра.
3.2.5. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 г. N 330 обеспечить первоочередное получение жилья больными активными формами туберкулеза.
Срок: постоянно.
Ответственные: Комитет здравоохранения Москвы, Центр госсанэпиднадзора в г.Москве, Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Комитет социальной защиты населения Москвы, префекты административных округов.
3.3. Профилактика и выявление туберкулеза
3.3.1. Обеспечить полный охват (не менее 95%) детей и подростков иммунопрофилактикой и туберкулинодиагностикой.
3.3.2. Разработать и внедрить систему профилактики и выявления туберкулеза среди детей и подростков из социально дезадаптированных групп населения.
3.3.3. Создать дифференцированную поэтапную систему выявления туберкулеза для разных групп населения г.Москвы, в том числе с использованием современных методов (полимеразно-цепная реакция, отпечатки ДНК, иммуноферментный анализ, цифровая флюорография, дифференцированная туберкулинодиагностика и др).
3.3.4. Обеспечить полный охват профилактическими осмотрами на туберкулез декретированных контингентов (в том числе работников оптовых рынков) и групп риска.
3.3.5. Обеспечить выявление туберкулеза в группах повышенного риска развития туберкулеза у детей (часто болеющие дети и др.).
3.3.6. Осуществлять постоянный контроль со стороны МГНПЦ борьбы с туберкулезом и окружных фтизиатров за выявлением туберкулеза в ЛПУ общей сети с представлением сведений в Центр госсанэпиднадзора в г.Москве, управления здравоохранения округов и Комитет здравоохранения Москвы.
3.3.7. Проводить обязательное обследование на туберкулез в противотуберкулезных диспансерах всех лиц, зарегистрированных в г.Москве на срок свыше 3 месяцев, в том числе получивших в установленном порядке статус беженца или вынужденного переселенца, а также в течение 3 суток после обращения в Миграционную службу г.Москвы обследовать лиц, ходатайствующих о получении статуса вынужденного переселенца.
3.3.8. Обеспечить взаимодействие Комитета здравоохранения Москвы с органами внутренних дел, Миграционной службы г.Москвы, Комитета социальной защиты населения Москвы, сан
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.