Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 8 февраля 2000 г. N 107
Временное положение
о составе мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г. Москвы
См. также Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (На примере проектов строительства автозаправочных станций) МДС 11-16.2002, утвержденные МЧС РФ 12 сентября 2001 г.
1. Область применения
Настоящее Временное положение устанавливает порядок получения исходных данных, требований, состав и содержание, а также порядок проведения экспертизы мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в составе специального раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г.Москвы и предназначено для применения Заказчиками градостроительной документации, проектными организациями, органами управления по делам гражданской обороны (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС) и иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса независимо от формы собственности.
2. Общие положения
2.1. При разработке мероприятий по предупреждению ЧС необходимо руководствоваться действующим в Российской Федерации и г.Москве законодательством, строительными нормами и правилами, стандартами в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Перечень основных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для использования при разработке мероприятий по предупреждению ЧС в составе выше указанного раздела градостроительной документации, представлен в приложении А.
Термины и определения, используемые при разработке мероприятий по предупреждению ЧС, приведены в приложении Б.
2.2. Мероприятия по предупреждению ЧС природного и техногенного характера в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, МГСН 1.01-98 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы" следует предусматривать на стадиях подготовки исходно-разрешительной документации, а также разработки градостроительной документации.
Мероприятия по предупреждению ЧС должны разрабатываться для каждого вида градостроительной документации в г. Москве, а глубина проработки мероприятий должна обеспечивать возможность их технико-экономической оценки.
2.3. Мероприятия по предупреждению ЧС включаются в состав специального раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", который оформляется отдельным томом (книгой).
Специальный раздел состоит из двух подразделов (частей):
- Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;
- Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
При этом мероприятия по предупреждению ЧС, аналогичные инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны, не подлежат разработке.
2.4. Исходно-разрешительная документация для объекта градостроительной деятельности и раздел "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в составе градостроительной документации г. Москвы подлежат согласованию с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы (ГУ ГОЧС г.Москвы).
2.5. Передача сведений закрытого характера Заказчику(ам) и Исполнителю(ям) работ производится при наличии у них условий по обеспечению их защиты.
Требования в части ответственности, прав и обязанностей сторон по защите таких сведений должны включаться в заключаемые договоры (контракты) на выполнение работ.
3. Подготовка исходных данных и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
3.1. Определение специальных требований и рекомендаций для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется одновременно для всего раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" на стадии разработки исходно-разрешительной документации согласно порядку, установленному документом "Исходно-разрешительная документация для проектирования и строительства на территории г.Москвы" (Москомархитектура, 1997 г.).
См. также Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (На примере проектов строительства автозаправочных станций) МДС 11-16.2002, утвержденные МЧС РФ 12 сентября 2001 г.
3.2. Требования по разработке раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" включаются в задание на разработку градостроительной документации, которое подлежит согласованию с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы (ГУ ГОЧС г.Москвы).
3.3. ГУ ГОЧС г.Москвы одновременно с согласованием задания на разработку градостроительной документации выдает Заказчику следующие исходные данные, необходимые для разработки мероприятий по предупреждению ЧС:
- перечень потенциально опасных объектов (ПОО) города, аварии на которых могут явиться источниками ЧС на проектируемом объекте градостроительной деятельности, с указанием сведений, необходимых для прогнозирования (оценки) воздействия поражающих факторов источников ЧС на проектируемый объект;
- перечень архитектурно-строительных объектов на территории объекта градостроительной деятельности, проектируемых с учетом требований СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".
3.4. Исходные данные для разработки мероприятий по предупреждению природных ЧС и ЧС техногенного характера, возникающих в результате возможных аварий на проектируемых ПОО в составе объекта градостроительной деятельности, выдаются Заказчиком совместно с Москомархитектурой и НИиПИ Генплана г.Москвы.
4. Состав мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
4.1. Мероприятия по предупреждению ЧС в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" формируются отдельным подразделом с текстовой и графической частями. В данном подразделе в систематизированном виде приводятся предложения и решения по обеспечению защиты населения и территорий города от воздействия ЧС техногенного и природного характера с необходимыми обоснованиями, планами и схемами.
4.2. В текстовой части (пояснительной записке) приводятся исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС, краткая характеристика объекта градостроительной деятельности с точки зрения предупреждения ЧС, источники ЧС техногенного и природного характера и обоснования принятых мероприятий по предупреждению указанных ЧС*.
По мероприятиям, относящимся к защите населения и территорий города от воздействия ЧС, описание которых содержится в других материалах градостроительной документации, приводятся только общие сведения о них с обязательной ссылкой на раздел концепции генерального плана, генерального плана, проекта планировки или проекта застройки, в котором имеется необходимая информация. В общей пояснительной записке к разрабатываемой градостроительной документации приводятся основные сведения о мероприятиях по предупреждению ЧС техногенного и природного характера.
4.3. Графические материалы (схемы и планы), отражающие соответствующие мероприятия по предупреждению ЧС, выполняются в масштабах:
- генерального плана - 1:25000; 1:10000;
- проекта планировки - 1:2000, 1:1000;
- проекта застройки - 1:1000, 1:500.
Масштабы могут быть уточнены заказчиком с учетом конкретной ситуации.
4.4. Графические материалы, отражающие мероприятия по предупреждению ЧС, выполняются на топографической основе, планах или их копиях в соответствии с приложением 2 к Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации и ГОСТ Р 22.0.10-96 "Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения".
Графические материалы должны содержать информацию по оценке воздействий возможных ЧС техногенного и природного характера, а также разработанные в градостроительной документации мероприятия по предупреждению ЧС.
При большой насыщенности схем и планов графической информацией допускается разработка раздельных (по видам информации) схем и планов.
Отсутствие перечисленных обозначений требует включения сведений в раздел любого вида градостроительной документации г. Москвы.
4.5. Краткая характеристика объекта градостроительной деятельности включает:
- месторасположение объекта градостроительной деятельности;
- сведения о топографо-геодезических и инженерно-геологических изысканиях и климатических условиях;
- состояние инженерной подготовки и защиты территории объекта градостроительной деятельности;
- состав объекта градостроительной деятельности с данными о населении и характере застройки;
- сведения по транспортной инфраструктуре;
- данные по инженерному обеспечению объекта градостроительной деятельности.
4.6. Сведения об источниках чрезвычайных ситуаций техногенного характера и воздействиях их поражающих факторов должны содержать:
- перечень потенциально опасных объектов (ПОО), подлежащих декларированию по безопасности, расположенных (проектируемых) на территории объекта градостроительной деятельности и за ее пределами, аварии на которых могут привести к возникновению ЧС на объекте градостроительной деятельности;
- возможные причины аварийных ситуаций на инженерных коммуникациях объекта градостроительной деятельности (системы водоснабжения и канализации, электроснабжения, тепло- и газоснабжения и др.);
- результаты оценки возможных последствий техногенных чрезвычайных ситуаций на территории объекта градостроительной деятельности.
4.7. Сведения об источниках чрезвычайных ситуаций природного характера и воздействиях их поражающих факторов должны содержать:
- данные инженерных изысканий о природных техногенных условиях территории объекта градостроительной деятельности с учетом информации районирования территории г.Москвы по степени риска ее освоения;
- результаты анализа метеорологических, геологических и гидрогеологических условий размещения объекта градостроительной деятельности;
- установленные опасные природные явления или процессы и их поражающие факторы.
4.8. Содержание мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций должно отражать сведения об указанных мероприятиях, предусмотренных:
- при градостроительном зонировании;
- при разработке транспортных схем (включая улично-дорожную сеть, автомобильный, железнодорожный, речной и воздушный транспорт);
- при инженерном оборудовании территории (по системам водоснабжения и канализации, газоснабжения, энергоснабжения, радиотрансляции, радиовещания и телевидения);
- при инженерной подготовке территории (для обеспечения пожарной безопасности, защиты территорий от опасных природных процессов);
- для защиты населения в ЧС.
Сведения о мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций должны отражать предложения и принятые решения с необходимыми обоснованиями, схемами и планами.
4.8.1. Информация о мероприятиях по предупреждению ЧС, предусмотренных при градостроительном зонировании, должна быть отражена на следующих схемах и планах:
- схема современного использования территории1), на которой показываются существующие городская черта и граница пригородной зоны и ее основных землепользований, территории транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций, охранные зоны курортов, источников водоснабжения, санитарно-защитные зоны источников загрязнения среды, исключаемые из застройки территории и территории, неблагоприятные для застройки по природным и техногенным условиям (с указанием причин);
- схема территориального развития города1), на которой показываются предлагаемые городская черта, граница пригородной зоны и другие элементы архитектурно-планировочной организации территории с выделением мест первоочередного жилищно-гражданского, производственного и коммунального строительства;
- схемы использования территории города с указанием типов функционального, строительного и ландшафтного назначения планировочных районов1), кварталов2) и участков территории3) (генеральная схема градостроительного зонирования территории г.Москвы1), схема градостроительного зонирования территории административного округа2), план градостроительного зонирования территории района3));
- план районов жилой застройки с указанием численности и плотности проживающего в них населения1)2);
- план зеленых насаждений и открытых пространств1)2), в том числе свободных от застройки, естественных и искусственных водоемов, лесов, парков, скверов, спортивных площадок и др.
4.8.2. Предусматриваемые мероприятия по предупреждению ЧС на транспорте отражаются на следующих схемах и планах:
- схема связи автомобильной дорожной сети, железных дорог и речных путей города и пригородной зоны1), на которой показываются транспортные связи с объектами, расположенными в пригородной зоне, автомобильными и железными дорогами общей сети;
- схема внешнего транспорта1)2), на которой показываются территории (с обозначением границ санитарно-защитных, охранных и других зон ограничения деятельности) и сооружения (железнодорожные пути, железнодорожные вокзалы, станции, сортировочные станции, аэропорты, речные судоходные участки, пассажирские и грузовые порты, пристани, причалы, автовокзалы, мосты, путепроводы, тоннели и др.);
- план улично-дорожной сети, на которой показываются магистральные улицы общегородского значения I1)2) и II классов1)2), магистральные улицы районного значения1)2)3), улицы, дороги местного значения (в жилой застройке, в производственных и коммунально-складских зонах)2)3), проезды в кварталах3), пересечения автомобильных дорог между собой и другими транспортными коммуникациями в разных уровнях, дублеры тоннелей, мостовых переходов и путепроводов1)2);
- схема трасс и сооружений метрополитена1)2)3) с обозначением подземных и надземных участков, станций (с указанием станций, являющихся составной частью многоуровневых остановочно-пересадочных узлов), депо, входов на станции2)3) и воздухозаборных киосков2)3);
- схема трасс и сооружений внеуличного и надземного рельсового общественного транспорта1)2)3);
- схема размещения гаражей для автобусов, грузовых и легковых автомобилей городского транспорта, производственно-ремонтных баз уборочных машин, троллейбусных депо и трамвайных парков1)2)3) с указанием объектов, расположенных в подземной части города, а также приспособленных для специальной обработки подвижного состава;
- схема размещения сборно-эвакуационных пунктов2)3), на которой показываются их радиусы сбора и основные направления вывоза (вывода) людей при ЧС техногенного и природного характера.
4.8.3. Решения по предупреждению ЧС на системах водоснабжения и канализации должны содержать следующие сведения:
- план сети водоснабжения и канализации с обозначением магистральных трубопроводов, головных водозаборных и очистных сооружений, насосных станций (с указанием их мощности) городского1) и районного значения1)2), сетей водоснабжения и канализации с выделением обеспечивающих устойчивое функционирование участка территории в ЧС техногенного и природного характера3);
- схему размещения подземных, поверхностных и других водоисточников хозяйственно-питьевого водоснабжения с указанием их ресурсов1) и обозначением границ санитарно-защитных и охранных зон, источников, защищенных от воздействия вредных веществ и оборудованных в соответствии с требованиями ВСН ВК4-90 "Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях" (схему водоснабжения города, района, участка территории, отвечающую требованиям указанной инструкции)1)2)3);
- схему размещения резервуаров питьевой воды с обозначением наземных и подземных емкостей1)2)3), подъездов автотранспорта2)3);
- схему размещения пунктов раздачи воды в передвижную тару с указанием границ зон обслуживания2)3);
- сведения о системах технического водоснабжения, базирующихся на хорошо защищенных водоисточниках и возможности перераспределения вод между этими системами и системами хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- сведения о наличии и местах размещения резерва передвижных дизельных электростанций для обеспечения автономного питания насосов водозаборных скважин и автоцистерн для перевозки питьевой воды;
- обоснование возможности обеспечения населения минимально допустимым количеством воды питьевого качества в ЧС2)3);
- схему размещения устройств аварийных выпусков сточных вод из основных городских коллекторов в реки и овраги в случае выхода из строя станций перекачки и очистных сооружений1)2).
4.8.4. Решения по предупреждению ЧС на сетях газоснабжения должны содержать следующие сведения:
- схему газоснабжения города1), на которой показываются существующие и предлагаемые магистральные газопроводы и газораспределительные станции (ГРС), перемычки, байпасы, обозначаются надземные участки, указываются давление газа и диаметр труб;
- план городских газовых сетей от ГРС до основных потребителей (ТЭЦ, котельных, жилых районов, промышленных предприятий)1), зданий и сооружений2)3), на котором показываются газопроводы, ГРС, газорегулирующие пункты (ГРП) и газорегулирующие установки (ГРУ), обозначаются отключающие устройства, переходы через водные преграды, железнодорожные и трамвайные пути, автомобильные дороги, надземные участки и участки, проложенные в коллекторах (в том числе проходных), байпасы, перемычки, указываются давление газа и диаметр труб;
- план газопроводов сжиженных углеводородных газов (СУГ)2)3);
- схему размещения кустовых баз хранения СУГ, газонаполнительных станций (ГНС) и газонаполнительных пунктов (ГНП) городского и районного значения1)2) с указанием показателей мощности по хранению и отпуску СУГ.
4.8.5. Решения по предупреждению ЧС на системах энергоснабжения должны содержать следующие сведения:
- схема теплоснабжения города1), на которой показываются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), газотурбинные установки-ТЭЦ (ГТУТЭЦ), районные тепловые станции (РТС), общегородские магистральные тепловые сети, обозначаются их надземные участки, перемычки, указываются вид, температура и давление теплоносителя, диаметр труб;
- схема районных и распределительных тепловых сетей2)3) с обозначением контрольно-распределительных пунктов (КРП), центральных тепловых пунктов (ЦТП), котельных и других установок, работающих на электричестве или природном газе, мест присоединения распределительных районных магистральных сетей к общегородским сетям, резервных связей, перемычек, надземных участков т.руб. и участков, проложенных в коллекторах (в том числе проходных), с указанием вида, температуры, давления теплоносителя и диаметра труб;
- схема электроснабжения города1), на которой показываются источники электроснабжения городского значения (высоковольтные линии и преобразующие устройства сети более 110 кВ, электрические станции мощностью 600 МВт и выше), а также линии электропередач, выполняющие роль перемычек для обеспечения транзита электроэнергии в обход объектов сети, вышедших из строя;
- план воздушных и кабельных линий электропередач напряжением 110 кВ и выше1)2) с обозначением электроподстанций и указанием их типа (закрытый или открытый);
- сведения об обеспечении надежности электроснабжения неотключаемых в случае ЧС объектов (метрополитенов, участков электрифицированных железных дорог, объектов газо- и водоснабжения, лечебных учреждений и других) с указанием перечня таких объектов1)2)3);
- схема размещения пристаней и причалов, на которых может осуществляться передача электроэнергии на берег от судовых электростанций1)2)3).
4.8.6. Решения по предупреждению ЧС на сетях радиовещания и телевидения включают:
- сведения о наличии и местах размещения подвижных средств резервирования станционных устройств проводного вещания1)2);
- сведения о наличии и местах размещения резервных подвижных средств оповещения сетей проводного вещания1)2);
- схему линий связи проводного вещания, обеспечивающих устойчивую работу системы централизованного оповещения населения города при ЧС2)3);
- схему размещения громкоговорящих средств оповещения людей2)3);
- план локальных систем оповещения химически опасных, радиационно-опасных, и гидродинамически опасных объектов, с указанием границ зон действия и описанием аппаратурного оформления этих систем1)2)3);
- схему размещения городских и ведомственных автоматических телефонных станций (АТС), на которой показываются кабели межшкафных связей для передачи части абонентской емкости из каждого района АТС в соседние районы, соединительные кабели от ведомственных АТС к ближайшим распределительным шкафам городской телефонной сети и обозначаются АТС, имеющие специальную аппаратуру циркулярного вызова и дистанционного управления средствами оповещения населения1)2).
4.8.7. Решения по противопожарным мероприятиям должны содержать:
- схему размещения пожарных депо, на которой показываются границы зон обслуживания2)3);
- схему размещения искусственных и естественных водоемов с возможностью использования воды указанных водоемов для тушения пожаров, на которой обозначается вместимость водоемов и показываются места подъездов к рекам и водоемам для забора воды пожарными машинами2)3);
- план района или застройки с обозначением и экспликацией зданий, сооружений, обозначением границ и классификацией улично-дорожной сети и указанием степени огнестойкости и этажности зданий2)3);
- план района или застройки с обозначением расположения водопроводной сети с возможностью использования воды для тушения пожаров и мест размещения пожарных гидрантов2)3).
4.8.8. Решения по инженерной защите территорий от опасных природных процессов включают:
- план города1) или района2) с обозначением границ зон, в пределах которых новое строительство запрещено или где должны соблюдаться директивы и нормативные документы, направленные на соблюдение принципов и правил хозяйственного освоения подтапливаемых, оползнеопасных, закарстованных, подверженных эрозии территорий и территорий с техногенными грунтами повышенной сжимаемости, участков русел рек и других водоемов, подлежащих регулированию, очистке, дноуглублению, заключению в трубы;
- схемы, отражающие мероприятия по инженерной защите территории от затопления, подтопления, опасных геологических процессов2)3) с обозначением берегоукрепительных сооружений, подсыпанных (намывных) территорий, дамб обвалования прибрежных участков, защищенных дренажной сетью закрытого типа и объектов с локальной защитой от подтопления; контрфорсных укрепительных сооружений, систем штольного дренажа или террасированных участков для защиты оползневых склонов; мест размещения противофильтрационных завес или перехватывающих дренажей на пути потоков грунтовых вод, участков с покрытием, уменьшающим инфильтрацию воды в грунт для защиты от карстово-суффозионных процессов, нагорных и водоотводных каналов на участках холмистого рельефа, оврагов с укрепленным ложем, участков с подсадкой древесно-кустарниковой растительности и террасированных для защиты от эрозионных процессов; участков с искусственным повышением прочности пород и т.д.
5. Экспертиза
5.1. Раздел "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в составе градостроительной документации подлежит обязательной государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в экспертных органах МЧС России и г.Москвы: раздел концепции генерального плана и генерального плана - в Государственной экспертизе проектов МЧС России; разделы проектов планировки и проектов застройки - в экспертных органах ГУ ГОЧС г.Москвы).
См. Положение об организации и проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий г.Москвы от чрезвычайных ситуаций, утвержденное распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 23 апреля 2001 г. N 235-РЗП
5.2. Сроки проведения экспертизы в экспертных органах МЧС России принимаются в зависимости от сложности градостроительной документации, трудоемкости экспертизы и состава экспертов, привлекаемых к работам государственной экспертизы, но не должны превышать со дня приемки экспертными органами полностью укомплектованной документации:
- разделов концепции генерального плана и генерального плана - 45 дней;
- разделов проектов планировки и проектов застройки - 20 дней.
------------------------------
* В дальнейшем при описании требований к составу и содержанию мероприятий по предупреждению ЧС будут применяться обозначения:
1) - для раздела генерального плана;
2) - для раздела проекта планировки;
3) - для раздела проекта застройки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.