Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
от 1 марта 2000 г. N 79
Положение
о службе экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях комитета здравоохранения г.Москвы
1. Общие положения
1.1. Служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) Комитета здравоохранения г. Москвы - функциональное объединение сил и средств городского здравоохранения для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на территории города.
1.2. СЭМП является функциональной подсистемой Московской городской системы предупреждения и действий в ЧС и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф - ее территориальным звеном (территориальной службы медицины катастроф - ТСМК).
1.3. СЭМП организована в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 г. N 192 "О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях", Постановлениями Правительства РФ от 03.05.94 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28.02.96 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" и во исполнение Решения исполкома Моссовета от 24.07.90 г. N 1277, Приказа Главмедуправления Москвы от 14.09.90 г. N 412, а также с учетом Приказа Минздрава РФ от 21.06.96 г. N 261 "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф".
1.4. СЭМП подчиняется непосредственно председателю Комитета здравоохранения г.Москвы.
1.5. СЭМП - гибкая функциональная система, позволяющая городскому здравоохранению в кратчайшие сроки изменить режим повседневной работы, в основе которого лежит принцип оказания медицинской помощи индивидууму (медицинский работник - пациент), на чрезвычайный режим, в основе которого лежит принцип коллективной медицины (медицинский работник - группа пострадавших).
2. Цель и задачи СЭМП
2.1. Цель СЭМП - обеспечение оперативной, устойчивой и адекватной реакции Московского здравоохранения на ЧС различного типа и масштаба для своевременного удовлетворения внезапно возникшей и превышающей повседневные размеры и потребности в экстренной медико-санитарной помощи при рациональном использовании медицинских сил и средств.
2.2. Задачи СЭМП:
- своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в ЧС;
- снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастроф на население, вовлеченное в чрезвычайную ситуацию;
- обеспечение (совместно с санитарно-эпидемиологической и коммунальными службами) санитарного благополучия в зоне ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;
- проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пострадавших;
- сохранение здоровья личного состава СЭМП в период ликвидации медицинских последствий ЧС;
- осуществление взаимодействия с городскими, ведомственными федеральными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС;
- поддержание постоянной готовности органов управления учреждений, подразделений и формирований СЭМП к переводу на чрезвычайный режим работы;
- оценка потенциальной аварийной опасности и оперативной медико-санитарной обстановки на территории города;
- проведение НИР и ОКР по проблемам "медицины катастроф": совершенствование организации, управления и технологий экстренной медицинской помощи в ЧС.
3. Структура СЭМП
Структура СЭМП представлена на схеме N 1; она включает все учреждения и службы городского здравоохранения, привлекаемые к ликвидации медицинских последствий ЧС; Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи и специальные формирования - специализированные бригады постоянной готовности, повышенной готовности и врачебно-сестринские бригады.
Головным учреждением СЭМП является Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи (далее по тексту ЦЭМП), выполняющий функции штаба службы медицины катастроф на территории города.
3.3. Средние медицинские учебные заведения Комитета здравоохранения, не включенные в схему СЭМП, обеспечивают ее резервными кадровыми силами по выполнению функциональных обязанностей младшего медицинского персонала в ЧС.
3.4. Аптечные склады, не включенные в схему СЭМП, обеспечивают ее в установленном порядке медикаментами и медицинским имуществом, в том числе из городских резервов.
3.5. ГУП "Гормедтехника", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке бригадами по экстренному монтажу и ремонту медицинской техники.
3.6. ГУП "Медпроектремстрой", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке специальной техникой и персоналом для ликвидации последствий ЧС в ЛПУ.
3.7. Комбинат "Мосавтосантранс", не включенный в схему СЭМП, обеспечивает ее в ЧС в установленном порядке санитарным автотранспортом.
3.8. ГУП "Мосмедкомплект", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке медсанхозяйственным имуществом.
3.9. Научно-исследовательские работы по проблеме "Медицина катастроф" с учетом территориальных особенностей г.Москвы проводит ЦЭМП с привлечением НИУ Комитета здравоохранения, медицинских вузов и научно-исследовательских институтов федерального подчинения.
4. Управление СЭМП
4.1. Управление службой экстренной медицинской помощи на федеральном уровне осуществляет Минздрав РФ. Всероссийский научно-практический центр медицины катастроф "Защита" является рабочим органом Министра здравоохранения РФ, выполняющим функции управления федеральной СЭМП.
4.2. Руководство службой экстренной медицинской помощи г.Москвы (территориальный уровень) осуществляет Комитет здравоохранения Москвы. Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) является постоянно действующим рабочим органом начальника городской СЭМП - председателя Комитета здравоохранения по организации и оперативному управлению подразделениями службы.
4.3. При председателе Комитета здравоохранения создается территориальная межведомственная координационная комиссия медицины катастроф. Председателем комиссии назначается первый заместитель председателя Комитета здравоохранения, его заместителями - директор ЦЭМП, руководители городского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, городского комитета Обществ Красного Креста.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются руководители управлений и отделов Комитета здравоохранения, осуществляющих организацию медицинской помощи населению, медикаментозное и материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, главные врачи станции скорой и неотложной медицинской помощи и станции переливания крови.
4.4. На комиссию возлагаются задачи: принятие согласованных решений по ликвидации медицинских последствий ЧС; организация мероприятий по выполнению управленческих решений в ЧС; координация действий привлеченных служб и подразделений; подготовка проектов приказов и распоряжений Начальника СЭМП, своевременное доведение их до исполнителей и контроль за их выполнением; организация снабжения ЛПУ и формирований, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС; контроль за взаимодействием СЭМП со смежными экстренными службами.
4.5. При ликвидации медицинских последствий ЧС на территории г.Москвы в оперативное подчинение ЦЭМП переходят все ЛПУ, включенные в СЭМП.
Управленческие решения ЦЭМП носят директивный характер и являются обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, подразделениями и формированиями.
4.6. При возникновении на территории города нештатных или чрезвычайных ситуаций в зависимости от величины санитарных потерь непосредственное персональное руководство действиями СЭМП осуществляют:
- при санитарных потерях, не превышающих 10 (десять) человек - старшее должностное лицо дежурной смены ЦЭМП;
- при санитарных потерях, не превышающих 25 (двадцать пять) человек - руководитель (или лицо, его заменяющее) ЦЭМП;
- при санитарных потерях, превышающих 25 (двадцать пять) человек - начальник СЭМП - председатель Комитета здравоохранения Москвы.
4.7. В повседневной деятельности все учреждения, подчиненные Комитету здравоохранения, выполняют возложенные на них функции в части готовности к действиям в ЧС под контролем ЦЭМП.
5. Функции и организация деятельности СЭМП
5.1. Деятельность СЭМП осуществляется в трех режимах:
I. Режим повседневной деятельности
1. Разработка планов действий СЭМП в чрезвычайных ситуациях:
- "План действий службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях в г.Москве";
- "План действий управления здравоохранения административного округа и сил СЭМП административного округа по предупреждению и ликвидации медицинских последствий ЧС";
- "План действий учреждения (объединения, предприятия) Комитета здравоохранения по участию в ликвидации медицинских последствий ЧС".
2. Организация плановой работы территориальной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф и участие в работе Московской городской комиссии по чрезвычайным ситуациям (МГКЧС) Правительства Москвы.
3. Реализация целевой программы Комитета здравоохранения "Экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях"
4. Поддержание постоянной готовности сил и средств СЭМП к действиям в ЧС:
4.1. Текущий контроль за состоянием готовности органов управления, учреждений, подразделений и формирований СЭМП к переводу на чрезвычайный режим работы и выполнению возложенных задач в ЧС.
4.2. Накопление, хранение, освежение неснижаемых запасов медикаментов, перевязочных материалов, средств иммобилизации, оборудования, аппаратуры и другого медицинского имущества, предназначенных для учреждений и формирований СЭМП.
4.3. Подготовка кадрового состава СЭМП по вопросам управления, организации и технологии оказания медицинской помощи в ЧС:
- плановое обучение на тематических циклах "Медицина катастроф" по дифференцированным учебным программам для различных контингентов обучающихся;
- проведение на объектах здравоохранения тренировочных занятий, командно-штабных и тактико-специальных учений (в соответствии с годовыми планами);
- участие в проведении комплексных окружных и городских показных тактико-специальных учений, запланированных Главным управлением по делам ГО и ЧС г.Москвы;
- подготовка и проведение ежегодного итогового сбора руководящего состава СЭМП г.Москвы.
5. Осуществление плановых мероприятий, обеспечивающих защиту персонала и больных ЛПУ в ЧС - накопление средств защиты, фонда убежищ и укрытий.
6. Заблаговременное установление взаимодействия СЭМП с обеспечивающими и другими службами быстрого реагирования, привлекаемыми к ликвидации медицинских последствий ЧС:
- отработка порядка и источников экстренного получения медикаментов, медицинского кислорода, санитарно-хозяйственного имущества;
- отработка путей использования аптечных автолетучек;
- отработка источников выделения автотранспорта для доставки медицинского персонала, эвакуации пострадавших, перевозки медицинских грузов;
- разработка схем взаимодействия с Центром госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) и городским Комитетом Красного Креста;
- отработка координации действий СЭМП и других экстренных городских служб;
- установление порядка привлечения дополнительных (ведомственных) медицинских сил и средств.
7. Плановая комплексная экспертиза уровня готовности органов учреждений, подразделений и формирований СЭМП, контроль за устранением выявленных недостатков (совместно с отделом медицинской защиты населения ГУ по делам ГО и ЧС г.Москвы). Постоянная коррекция характеристик аварийной опасности в зависимости от изменения ситуации в городе (ликвидация объектов, появление новых "очагов риска", изменение технологии производства и т.д.).
Создание и постоянное пополнение единой автоматизированной информационно-аналитической системы "Медицина катастроф г.Москвы" и накопление общегородских баз данных.
8. Повседневная оценка оперативной медико-санитарной обстановки территории Москвы.
9. Организация обучения персонала экстренных немедицинских служб города и организованных контингентов населения практическим навыкам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, приемам само- и взаимопомощи.
10. Организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме "Медицина катастроф".
11. Принятие мер по возмещению ущерба, понесенного СЭМП в предшествующие ЧС.
12. Разработка и реализация мер, направленных на развитие и совершенствование СЭМП, правовую защищенность персонала.
II. Режим готовности
При поступлении сигнала об угрозе ЧС СЭМП осуществляет:
- оперативный анализ медико-санитарной обстановки;
- мобилизацию и приведение в готовность сил и средств СЭМП в зависимости от прогнозируемой ЧС.
1. Экстренное оповещение в установленном порядке председателя Комитета здравоохранения, руководства ЦЭМП, председателя и членов территориальной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф, служб взаимодействия.
2. Направление бригады экстренного реагирования ЦЭМП на место прогнозируемой ЧС.
3. Оповещение оперативного отдела ССиНМП.
4. Оценка величины и структуры возможных санитарных потерь, расчет необходимых сил и средств для оказания экстренной медицинской помощи.
5. Оповещение руководителей соответствующих органов и учреждений здравоохранения о принятых управленческих решениях по приведению их в готовность. Введение в действие соответствующих разделов "Планов действий в ЧС".
6. Усиление эпидемиологического надзора; проведение профилактических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (совместно с ЦГСЭН).
7. Приведение в готовность защитных сооружений учреждений здравоохранения; подготовка персонала и больных ЛПУ, которые могут оказаться в зоне ЧС, к защите или экстренной эвакуации.
8. Уточнение системы управления, связи и взаимодействия в условиях прогнозируемой ЧС.
9. Коррекция принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о реальных силах и средствах СЭМП; контроль исполнения.
III. Чрезвычайный режим
Ликвидация медицинских последствий чрезвычайной ситуации на территории г.Москвы. СЭМП обеспечивает организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном и госпитальном этапах, начиная с границы очага бедствия.
При получении сигнала о ЧС:
1. Экстренное оповещение в установленном порядке Председателя Комитета здравоохранения, руководства ЦЭМП, председателя и членов территориальной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф.
2. Направление бригады экстренного реагирования ЦЭМП в зону чрезвычайной ситуации.
3. Оповещение диспетчером ЦЭМП оперативного отдела и отдела госпитализации ССиНМП.
4. Направление в зону ЧС бригад ССиНМП в количестве, адекватном масштабам ЧС по данным первичной информации.
5. Оценка величины и структуры санитарных потерь, расчет необходимых сил и средств для оказания экстренной медицинской помощи. Оперативное взаимодействие со всеми привлеченными в зону ЧС службами.
6. Принятие решения о варианте организации экстренной медицинской помощи пострадавшим, вводе в действие соответствующих медико-санитарной обстановке медицинских сил и средств.
7. Оповещение в установленном порядке руководителей учреждений СЭМП, обеспечивающих служб и служб взаимодействия о принятых управленческих решениях и доклады о готовности к выполнению возлагаемых задач.
8. Коррекция принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о ресурсах введенных в действие медицинских сил и средств.
9. Реализация принятых управленческих решений по ликвидации медицинских последствий ЧС:
9.1. в очаге бедствия оказывается первая медицинская помощь личным составом аварийно-спасательных формирований и в порядке само- и взаимопомощи.
9.2. на границе очага бедствия (оцепление) развертываются пункты сбора пострадавших и сортировочные площадки:
- объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка; изоляционно-обсервационные мероприятия; первая медицинская помощь; первая врачебная помощь; квалифицированная и элементы специализированной медицинской помощи по жизненным показаниям; транспортировка пострадавших по медицинским показаниям в стационары; участие в организации и проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий (совместно с ЦГСЭН); эвакуация трупов;
- медицинские силы догоспитального этапа: бригады экстренного реагирования ЦЭМП по ЧС; бригады ССиНМП; бригады пунктов неотложной помощи детскому населению; врачебно-сестринские бригады;
- медицинские средства: табельное оснащение, оперативно-тактический резерв СЭМП, санитарный и приданный транспорт.
9.3. в стационарах СЭМП:
- объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка; прием и санитарная обработка; квалифицированная и специализированная медицинская помощь, реабилитация, экспертиза;
- медицинские силы стационарного этапа: персонал ЛПУ, ведущего прием массового потока пострадавших; специализированные бригады постоянной готовности СЭМП; бригады специализированной медицинской помощи повышенной готовности ЛПУ; врачебно-сестринские бригады, учащиеся старших курсов медицинских училищ;
- оперативно-тактический резерв ЛПУ; табельное оснащение бригад специализированной медицинской помощи, транспорт ЛПУ и приданный транспорт.
9.4. В Бюро судебно-медицинской экспертизы:
- судебно-медицинская экспертиза погибших;
- судебно-медицинское освидетельствование пострадавших.
10. Решение о необходимости привлечения ведомственных медицинских сил и средств для усиления городской СЭМП г.Москвы принимается начальником СЭМП - председателем Комитета здравоохранения, им же осуществляется оперативное управление придаваемыми силами.
11. Все уровни управления в пределах своей компетенции обеспечивают устойчивое функционирование органов, учреждений и формирований СЭМП; осуществляют маневр подведомственных сил и средств для удовлетворения потребностей в ресурсах; координируют действия СЭМП со всеми службами, привлеченными к ликвидации ЧС.
12. Организация и обеспечение работы справочной службы о пострадавших в ЧС.
13. Организация защиты персонала и больных ЛПУ, находящихся в зоне ЧС.
14. Организация медико-санитарного обеспечения населения, временно эвакуированного из зоны ЧС.
15. Систематизация и анализ этапной и итоговой информации о ликвидации медицинских последствий ЧС; составление отчета по установленной форме.
6. Снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом формирований и учреждений СЭМП
6.1. Снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом ЛПУ и формирований, предназначенных для оказания экстренной медицинской помощи.
6.2. Органы снабжения совместно с ЦЭМП и ЛПУ обеспечивают:
- определение потребности в медицинском, санитарно-хозяйственном и специальном имуществе для обеспечения лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при оказании экстренной медицинской помощи;
- накопление, хранение, освежение запасов имущества, необходимого для табельного оснащения формирований и учреждений СЭМП;
- снабжение формирований и учреждений СЭМП табельным имуществом в процессе их работы при ликвидации последствий ЧС;
- ведение учета и отчетности по движению имущества, а также контроль за его целесообразным использованием.
6.3. Создаваемые запасы оперативного медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества хранятся:
- для мобильных медицинских формирований - в учреждениях, формирующих мобильные медицинские формирования, на складе ЦЭМП;
- для ЛПУ, предназначенных для оказания экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению в ЧС,- в ЛПУ.
6.4. Имущество стратегического резерва, хранящееся на складах длительного хранения, по решению председателя Комитета здравоохранения может быть использовано в ЧС для оказания медицинской помощи пострадавшим с последующим восстановлением в сроки, предусмотренные законодательством.
7. Научно-исследовательская и организационно-методическая работа
7.1. Основными направлениями научно-исследовательских работ в области экстренной медицинской помощи населению в ЧС являются:
- разработка теоретических, методических и организационных основ совершенствования СЭМП;
- разработка методик и программных комплексов прогнозирования величины и структуры санитарных потерь при различных видах ЧС, планирования сил и средств СЭМП для различных уровней управления;
- разработка и совершенствование технологий оказания различных видов экстренной медицинской помощи населению при различных видах ЧС;
- теоретические и методические аспекты совершенствования организации и нормирования медицинских резервов на случай ЧС.
7.2. Основные направления НИР и учебно-методических разработок по вопросам экстренной медицинской помощи при ЧС определяются планами НИР, подведомственных Комитету здравоохранения НИУ и планами-заданиями целевой программы "Научное обеспечение медицинской помощи", утверждаемыми Председателем Комитета здравоохранения.
7.3. Контроль за ходом выполнения НИР и внедрением их результатов в практику здравоохранения, издание методических материалов по вопросам организации экстренной медицинской помощи при ЧС возлагается на Научно-практический центр экстренной медицинской помощи.
7.4. Руководство разработкой проектов программ подготовки сотрудников немедицинских спасательных служб города, населения, учащихся медицинских училищ, врачебно-сестринских бригад и бригад постоянной готовности по проблеме экстренной медицинской помощи в ЧС, а также планирование проведения городских научных и научно-практических конференций возлагается на НПЦ ЭМП.
7.5. Программы подготовки медицинских кадров и спасательных служб города по проблеме экстренной медицинской помощи в ЧС разрабатываются сотрудниками НПЦ ЭМП с привлечением НИУ Комитета здравоохранения, медицинских вузов и научно-исследовательских институтов федерального подчинения.
8. Планирование работы СЭМП
8.1. Планирование работы СЭМП осуществляется в соответствии с "Планом действий СЭМП в ЧС в г.Москве", "Планом действий управления здравоохранения АО и сил СЭМП административного округа по предупреждению и ликвидации медицинских последствий ЧС", "Планом действий учреждения, объединения, предприятия Комитета здравоохранения по участию в ликвидации медицинских последствий ЧС" и в соответствии с целевой программой Комитета здравоохранения "Экстренная медицинская помощь в ЧС".
8.2. Основой планирования деятельности медицинских учреждений службы является территориально-производственный принцип.
8.3. Планирование материально-технического обеспечения осуществляется на основе расчетных показателей потребности медицинских формирований и учреждений здравоохранения в снабжении медикаментами, диагностическими средствами и другим медицинским имуществом, исходя из функций в ЧС.
9. Юридическая и социальная защита медицинских работников СЭМП
9.1. Юридическая и социальная защита медицинских работников СЭМП, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10. Финансирование СЭМП
10.1.Финансирование службы экстренной медицинской помощи осуществляется за счет бюджета городского здравоохранения.
10.2. Финансирование службы может осуществляться за счет других источников средств (заказная научная и коммерческая деятельность, добровольные пожертвования организаций, граждан, хозрасчетная деятельность учреждений), не запрещенных действующим законодательством.
Заместитель Председателя |
Л.Г. Костомарова |
Схема 1
"Структура службы экстренной медицинской помощи (СЭМП) Комитета здравоохранения г. Москвы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.