Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Основные положения
1. Этапы предпроектной и проектной подготовки строительства
Проведение строительных работ на территории г.Москвы осуществляется в соответствии с единой градостроительной политикой города и на основании установленного порядка предпроектной и проектной подготовки.
Схема порядка предпроектной и проектной подготовки строительства - приложение 2.
Предпроектная подготовка строительства предусматривает прединвестиционный и инвестиционный периоды.
В прединвестиционный период предпроектной подготовки разрабатываются следующие стадии градостроительной документации:
- схемы размещения жилищного и других видов строительства;
- схемы инженерного обеспечения территорий районов строительства и реконструкции;
- градостроительные планы административных округов, районов;
- проекты планировки территории.
Данные стадии градостроительной документации выполняются в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы.
Состав, порядок разработки, согласования и утверждения указанных стадий градостроительной документации устанавливаются отдельными положениями, утвержденными Правительством Москвы, и в данном Положении не рассматриваются.
В инвестиционный период предпроектной подготовки осуществляются:
- разработка градостроительного обоснования размещения объекта (при отсутствии утвержденной прединвестиционной градостроительной документации);
- подготовка исходно-разрешительной документации;
- оформление правового акта городской администрации - Разрешения на осуществление градостроительной деятельности.
Указанные работы финансируются за счет средств города для формирования городских инвестиционных программ и по конкурсным объектам нового строительства и реконструкции с последующим возмещением городу произведенных расходов победителями конкурсов, а также за счет средств инвестора.
Результатом предпроектной подготовки является правовой акт городской администрации (Разрешение на осуществление градостроительной деятельности), определяющий Заказчика-Застройщика (далее по тексту Заказчик) и условия проведения инвестиционно-строительной деятельности.
Проектная подготовка строительства предусматривает проведение следующих этапов работ:
- разработку, согласование и утверждение архитектурно-градостроительного решения - архитектурного проекта (данная работа может выполняться как самостоятельный этап, так и при разработке проектной документации);
- разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации - проекта, утверждаемой части рабочего проекта;
- разработку рабочей документации.
Результатом предпроектной и проектной подготовки строительства является утверждение проекта, получение Разрешения и Ордера на производство строительных работ.
2. Разрешение на строительство
О разрешениях на строительство и разрешениях на размещение объектов благоустройства территории см. Градостроительный кодекс г. Москвы
Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю см. постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 46-ПП
Проведение строительных работ по объектам на территории города Москвы производится исключительно на основании установленного (оформленного) права на их проведение и в соответствии с согласованной и утвержденной документацией, кроме случаев, где в зависимости от вида работ оформления разрешения не требуется.
Заказчик вправе осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту при наличии следующих документов и документации по:
- оформлению правового акта городской администрации - Разрешения на осуществление градостроительной деятельности (оформление права Заказчика на проведение инвестиционно-строительной деятельности по объекту недвижимости в соответствии с установленными к нему градостроительными требованиями и регламентами);
- оформлению имущественных и земельных отношений;
- разработке, согласованию и утверждению архитектурно-градостроительного решения (архитектурного проекта), проектной документации (в зависимости от вида строительных работ);
- оформлению Разрешения и Ордера на производство строительно-монтажных и земляных работ.
В зависимости от вида строительных работ получение Разрешения на строительство осуществляется в порядке, предусмотренном данным Положением.
К работам, требующим оформления разрешений на их проведение, относятся:
- новое (капитальное и некапитальное) строительство;
- реконструкция;
- реставрация;
- установка нестационарных объектов;
- использование территории (приспособление для ведения хозяйственной деятельности);
- благоустройство территории;
- капитальный ремонт зданий, ремонт и покраска фасадов;
- перепланировка и переоборудование помещений;
- реконструктивные работы.
Примечание:
При переоформлении имущественных и земельных прав на объект недвижимости действие имеющегося по нему Разрешения на строительство сохраняется в полном объеме и не подлежит самовольному изменению без соответствующего переоформления документации. Установленное функциональное назначение объекта сохраняется при смене собственника.
Оформление разрешений не требуется (при условии применения материалов и приборов, соответствующих санитарным и противопожарным нормам Российской Федерации) для проведения следующих видов работ:
- замена сантехнических приборов, кроме приборов центрального отопления;
- чистовой ремонт помещений (ремонт, замена отделочных покрытий стен, полов и потолков);
- замена внутренних столярных изделий.
Порядок получения Разрешения на строительство на территориях и объектах федерального значения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Лицензирование
Участие юридических и физических лиц в инвестиционно-строительной деятельности на территории Москвы определяется на основании строгой регламентации порядка предпроектной и проектной подготовки и соблюдения лицензионной политики.
Подготовка предпроектной и проектной документации осуществляется юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную ГУ "Московский центр лицензирования строительной деятельности" (Мосстройлицензия) или другими лицензионными центрами при условии ее регистрации в установленном порядке в ГУ "Мосстройлицензия".
Взаимодействие городских организаций с Заказчиком осуществляется только при наличии у него соответствующей лицензии. При отсутствии соответствующей лицензии Заказчик обязан заключить договор с организацией, имеющей данную лицензию.
Подготовка и оформление разрешений на строительство, проведение согласований проводится исключительно организациями, уполномоченными Правительством Москвы.
Цены и нормативы, исходя из прав Правительства Москвы, установленных ст.12 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы", на подготовку и оформление документов утверждаются Правительством Москвы по представлению Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.
Для выполнения экологических видов работ необходимо получение лицензии по видам деятельности, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности.
Использование информационных технологий, систем автоматизированного проектирования на этапах предпроектной и проектной подготовки строительства осуществляется в соответствии с лицензионными соглашениями или иными средствами идентификации на использование программных продуктов и баз данных на основании Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
4. Информирование граждан о градостроительных планах использования территории
Участие граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов, решений, связанных с использованием городских территорий, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации и города Москвы.
Порядок информирования граждан, обсуждения с ними градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий, определяется префектом административного округа совместно с главами районных Управ при согласовании градостроительной документации.
Информирование граждан, обсуждение с ними градостроительных планов и проектов обеспечивают префекты административных округов, районные Управы, заказчики разработки градостроительной документации до принятия решения органами власти по использованию территории (земельного участка) и оформления Разрешения на осуществление градостроительной деятельности.
Органы власти совместно с заказчиками и разработчиками градостроительной документации:
- организуют публикацию основных положений принимаемых решений;
- организуют и проводят обсуждение с гражданами материалов документации;
- обеспечивают проведение анализа и учета предложений граждан.
Согласование градостроительной документации, материалов исходно-разрешительной документации проводится префектом административного округа и главой Управы с учетом интересов граждан.
5. Экологические требования при предпроектной и проектной подготовке строительства
При размещении, выполнении предпроектной и проектной подготовки, проведении строительных работ по объектам, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
5.1. Учет экологических требований при предпроектной подготовке строительства
Определение места строительства предприятий, зданий, сооружений и иных объектов проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами города Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве - Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Об упорядочении процедур согласования предпроектной и проектной документации для строительства и реконструкции с органами природопользования и охраны окружающей среды см. распоряжение Правительства Москвы от 23 октября 2001 г. N 243-РП
При размещении на селитебных территориях города объектов, предусмотренных утвержденной (прошедшей Государственную экологическую экспертизу) градостроительной документацией, заключение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для подготовки исходно-разрешительной документации не требуется.
В случаях размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" проводится государственная экологическая экспертиза градостроительного обоснования их размещения.
Примечание:
Стоимость работ по проведению государственной экологической экспертизы градостроительной и проектной документации, срок ее проведения определяются нормативными документами Российской Федерации и города Москвы.
См. Методику определения стоимости работ по экологическому сопровождению проектно-инвестиционной деятельности в г. Москве МРР-3.2.43.02-07, введенную в действие распоряжением Москомэкспертизы от 28.09.2007 N 15
Распоряжением Мэра Москвы от 19 апреля 2005 г. N 114-РМ в раздел 5.2 главы I настоящего приложения внесены изменения
5.2. Учет экологических требований при проектной подготовке строительства
Обязательной государственной экологической экспертизе на всех стадиях разработки проектной документации для строительства подлежат объекты в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
В иных случаях проектная документация представляется в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для подготовки заключения. Порядок подготовки заключения по указанной документации определяется нормативными правовыми актами города Москвы.
При разработке проектной документации на строительство зданий, сооружений и иных объектов, размещаемых на участках, прилегающих к особо охраняемым природным территориям, в обязательном порядке проводится оценка воздействия планируемой деятельности на особо охраняемые природные территории с целью определения уровня воздействия на природные и природно-антропогенные объекты и компоненты природной среды.
В состав проектной документации должны быть включены следующие материалы:
- данные инвентаризации природных и природно-антропогенных объектов в пределах особо охраняемой природной территории, прилегающих к границам участков проектируемых объектов;
- оценка состояния природных и природно-антропогенных объектов и (или) отдельных компонентов природной среды;
- допустимые антропогенные нагрузки;
- оценка воздействия проектируемого объекта на природные и природно-антропогенные объекты и (или) отдельные компоненты природной среды с учетом допустимой антропогенной нагрузки;
- оценка изменения условий обитаний растений и животных, в том числе занесенных в Красную книгу города Москвы, в результате эксплуатации объекта и расчет ущерба от возможной утраты их мест обитания;
- мероприятия по снижению негативного воздействия на природные и природно-антропогенные объекты, компоненты природной среды; по компенсации антропогенной нагрузки и обеспечению сохранения биоразнообразия особо охраняемой природной территории.
Примечание:
При размещении объектов на озелененных территориях в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2001 года N 159-ПП "О порядке проведения компенсационного озеленения в городе Москве" Департаментом природопользования и охраны окружающей среды проводится обследование и оформляются:
- акт обследования земельного участка;
- акт обследования земельного участка под компенсационное озеленение;
- заключение по дендрологической части проекта, выдаваемое на основе акта обследования;
- порубочный билет на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений;
- документы на оплату компенсации за вырубку зеленых насаждений.
6. Особые режимы градостроительной деятельности в городе Москве
6.1. Градостроительное зонирование территорий города
Генеральным планом развития г.Москвы установлено градостроительное зонирование территорий.
Градостроительное зонирование устанавливает для различных частей территории города обязательные требования и ограничения функционального использования, застройки, организации ландшафта.
Градостроительное зонирование состоит из:
- функционального зонирования, определяющего функциональное назначение территорий города;
- строительного зонирования, определяющего требования к застройке территорий города;
- ландшафтного зонирования, определяющего требования к ландшафтной организации территорий города.
Градостроительное зонирование подлежит неукоснительному соблюдению со стороны всех участников инвестиционно-строительной деятельности: Заказчиков, Проектировщиков, Подрядчиков, а также должностных лиц органов власти, контрольных и надзорных органов.
6.2. Территории особого режима градостроительного регулирования
На территориях с особым режимом градостроительного регулирования размещение объектов, проведение всех видов строительных работ по новому строительству, реконструкции и использованию территории регламентируется соответствующими Законами и нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная подготовка проведения строительных работ на данных территориях осуществляется с учетом дополнительных требований к порядку разработки и согласования документации.
Территориями с особым режимом регулирования градостроительной деятельности являются:
Природные территории - территории природного комплекса (в т.ч. особо охраняемые природные территории), озелененные территории (не входящие в природный комплекс), территории охраняемого ландшафта, территории водоохранных зон, территории прибрежных защитных зон (полос).
Об особо охраняемых природных территориях в г. Москве см. Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48
Исторические территории - территории с особым режимом регулирования градостроительной деятельности, предусматривающим сохранение памятников истории и культуры, исторически сложившегося облика застройки. Контроль за использованием данных территорий осуществляется органами охраны и использования памятников истории и культуры.
Территории с особым статусом (ТЕОС) - единицы территориального устройства города Москвы, имеющие особый правовой статус и режим хозяйственной деятельности.
Территории объектов инженерной инфрастуктуры#.
Территории объектов транспортной инфрастуктуры#.
Территории санитарно-защитных зон.
Границы территорий с особым режимом устанавливаются соответствующими линиями градостроительного регулирования, в пределах которых действуют особые режимы и правила их использования в соответствии с нормативными требованиями.
Примечание:
Перечень линий градостроительного регулирования приведен в приложении 4.
6.3. Зоны ограничения размещения крупномасштабных административных объектов
В целях недопущения сокращения доли жилья в функциональной системе, увеличения транспортной нагрузки, нарушения традиционных характеристик ценного городского ландшафта в центральной части города распоряжением Мэра Москвы от 17.07.98 N 729-РМ "Об упорядочении строительства крупномасштабных административных объектов на территории центральной части города (в пределах Садового кольца)":
- установлены зоны ограничения размещения, реконструкции и строительства крупномасштабных административных объектов (более 10000 кв. м наземной части);
- размещение данных объектов в исключительных случаях допускается при наличии соответствующего решения Общественного совета при Мэре Москвы по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика города по представлению Архитектурного совета Москомархитектуры;
- изменение функционального назначения объектов реконструкции, при котором происходит снижение доли жилой площади, утверждается правовым актом Правительства Москвы.
7. Самовольное строительство
Проведение строительных работ на территории города в установленном порядке может быть признано самовольным строительством на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Об организации работы органов исполнительной власти г. Москвы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории г. Москвы см. постановление Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 333-ПП
8. Порядок организации контроля за проведением строительных работ
Контроль за соблюдением установленного порядка проведения строительных работ осуществляют специально уполномоченные организации:
Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы (ИГАСН) - при производстве подготовительных и основных строительно-монтажных работ по объектам нового строительства, реконструкции, капитального ремонта, переоборудования зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в т.ч. некапитальных сооружений, за исключением объектов специального назначения, контролируемых специально уполномоченными государственными органами. По указанным видам работ ИГАСН проводит выдачу Разрешений на производство строительно-монтажных работ.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, осуществляются до 1 января 2006 г. в соответствии с положениями главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
См. Рекомендации о порядке осуществления государственного контроля за соблюдением требований строительных норм и правил при производстве строительно-монтажных работ на объектах производственного назначения МДС 12-7.2000
Государственная жилищная инспекция (Мосжилинспекция) - при проведении строительных работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам в помещениях жилого фонда.
Государственная городская инспекция по контролю за использованием объектов нежилого фонда (Госгоринспекция) - за соблюдением порядка оформления разрешительных документов при проведении строительных работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам в помещениях нежилого фонда.
Объединение административно-технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) - при проведении подготовительных, земляных и строительных работ по объектам, а также при прокладке и ремонте инженерных коммуникаций, сносе зданий и сооружений, при проведении капитального ремонта зданий и сооружений, ремонта и покраски фасадов, дорожно-ремонтных работ, установке контейнеров, боксовых гаражей, нестационарных объектов, выполнении строительных работ по использованию, благоустройству территории, установке ограждений. По указанным видам работ ОАТИ проводит выдачу ордеров.
Главное управление охраны памятников г.Москвы (ГУОП) - при проведении консервационных, реставрационных ремонтных и реконструктивных работ на недвижимых памятниках истории и культуры, выявленных объектах недвижимого историко-культурного наследия, а также приспособления их для современного использования.
Государственная земельная инспекция (Госземинспекция) - за использованием земельных участков, на которых проводятся строительные работы.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве (ЦГСЭН) - за соблюдением санитарных норм при проведении строительных работ.
Управление инспекционного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - за выполнением требований природоохранного законодательства при проведении строительных работ и за соблюдением условий согласованной проектной документации.
9. Порядок организации работ по реставрации объектов недвижимости
Реставрация зданий и сооружений осуществляется в целях обеспечения сохранности материальной структуры недвижимых памятников и выявления их историко-культурной ценности, включающей в себя консервацию, ремонт, научную реставрацию и приспособление недвижимых памятников истории и культуры к современному использованию.
Реставрация зданий и сооружений проводится при обязательном сохранении основных технико-экономических показателей и конструктивных решений.
Порядок предпроектной и проектной подготовки реставрационных работ определяется действующим законодательством об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и контролируется специально уполномоченными государственным органом охраны и использования памятников г.Москвы.
По вопросам оформления документации для реставрационных работ по зданиям и сооружениям, отнесенным к объектам недвижимого историко-культурного наследия, и их территориям Заказчик (Застройщик) обращается в Главное управление охраны памятников г.Москвы (ГУОП).
10. Порядок согласования предпроектной и проектной документации
Об упрощении процесса согласования проектной документации в организации строительства см. постановление Правительства Москвы от 11 июля 2006 г. N 500-ПП
Предпроектная и проектная документация подлежит согласованию (подготовка заключений) уполномоченными организациями в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и города Москвы.
Исходно-разрешительная документация по объектам, предусмотренным согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией, не подлежит согласованию организациями, согласовавшими данную градостроительную документацию.
Проектная документация на строительство предприятия, здания и сооружения, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и заключениями, выданными органами государственного надзора и контроля, эксплуатационными и заинтересованными организациями при разработке предпроектной градостроительной документации, подготовке исходно-разрешительной документации для размещения объекта, а также в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством Российской Федерации, города Москвы, а также данным Положением.
В особых случаях (в зависимости от особенностей объемно-планировочных показателей объектов, их историко-культурного значения, размещения на территориях с особыми режимами градостроительного регулирования) по требованию Москомархитектуры и Мосгосэкспертизы, а также Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (при проведении государственной экологической экспертизы) могут проводиться дополнительные согласования предпроектной и проектной документации с организациями, уполномоченными действующими правовыми актами города Москвы осуществлять контроль за соблюдением соответствующих норм и правил. Иные организации, уполномоченные осуществлять функции надзора и контроля, проводят рассмотрение и согласование, подготовку заключений предпроектной и проектной документации по вопросам своей компетенции без условий предварительного согласования с другими организациями.
Примечания:
1. В случаях необходимости проведения согласования предпроектной документации органами контроля, надзора и эксплуатационными организациями установленный срок согласования (подготовки заключений) не должен превышать 2 недели.
О сроках согласования материалов для реконструктивных и строительных работ см. распоряжение Правительства Москвы от 28 февраля 2002 г. N 270-РП
2. Перечень организаций, проводящих согласование предпроектной и проектной документации в особых случаях размещения объектов, приведен в приложении 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.