Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 13 июня 2000 г. N 449
Оснащение образовательных учреждений Москвы учебным оборудованием
Паспорт
программы "Оснащение образовательных учреждений г.Москвы учебным оборудованием"
Наименование Программы |
Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием |
Основание для разработки Программы |
Городская программа "Столичное образование 2" |
Государственный заказчик |
Правительство Москвы |
Основные разработчики Программы |
Московский комитет образования |
Цели и задачи Программы, важнейшие программные показатели |
Цель: Обеспечить качество образовательной среды учреждений московского образования, необходимое для их нормального функционирования и дальнейшего развития системы образования города Задачи: Разработка нормативной базы оснащения, распределения, передачи и списания учебного оборудования; |
О создании базы данных учебного оборудования учреждений начального и среднего профессионального образования см. приказ Департамента образования г. Москвы от 18 ноября 2002 г. N 895
|
Проведение аттестации образовательной среды учреждений; Планирование развития образовательной среды; Оснащение оборудованием образовательных учреждений, обслуживание и ремонт оборудования; Методическая поддержка, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, обобщение опыта по вопросам использования оборудования |
Сроки реализации Программы |
2001-2005 годы |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета в течение пяти лет общим объемом 5,5 млрд. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Ежегодно формируется городской заказ на оборудование образовательных учреждений Общеобразовательные учреждения обеспечиваются: - обслуживанием и текущим ремонтом образовательного оборудования, - расходными материалами для образовательного процесса, - все выходящие из реконструкции и капитального ремонта общеобразовательные учреждения оснащаются по минимальному уровню К моменту завершения Программы все московские общеобразовательные учреждения будут оснащены по минимальному уровню |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Москвы |
Роль оборудования в образовательном процессе
Оборудование является столь же необходимым для обеспечения качественного образования, как учебная литература и квалифицированные педагогические кадры.
Действительно эффективный образовательный процесс, обеспечивающий полноценные знания, высокую заинтересованность учащихся, требует аудио-визуальных форм представления информации и активной учебной деятельности самих учащихся, не только с информационными, но и, что особенно важно, с материальными объектами. Поэтому федеральные и региональные образовательные программы накладывают особые требования на учебное оборудование. Выполнение этих требований необходимо для лицензирования деятельности учреждения. Традиционно необходимое оборудование присутствовало в школьных кабинетах и в советский период.
Для современного образования характерен переход к более активной роли учащегося, к большим возможностям для индивидуализации образования. Эти тенденции повышают роль оборудования в образовании. Однако и традиционные подходы, методики, содержание образования требуют соответствующего оснащения.
Все это приводит к необходимости наличия обязательного минимума оборудования в кабинетах и классах:
- естественно-математических дисциплин
Это - лабораторные установки, измерительные приборы, приборы наблюдения образцы и коллекции - для наглядного иллюстрирования научных положений и демонстрации явлений и эффектов, а также и самостоятельного экспериментирования школьников;
- обществознания, географии, филологии и других гуманитарных дисциплин
Таблицы, карты, репродукции, проекционное и аудио-видео оборудование, устройства записи зрительной и звуковой информации делают понятными и запоминающимися для учащихся самые сложные темы этих курсов, позволяют им самим создавать творческие работы;
- иностранного языка
Аудиовидео, компьютерное оборудование обеспечивают "погружение" учащегося в среду изучаемого языка, облегчают и делают более прочным запоминание;
- материальных технологий
К ним относятся учебные обрабатывающие станки, машины и инструменты, которые обеспечивают навыки работы с основными технологиями обработки различных типов материалов: металлов, дерева, ткани, пищевых продуктов; конструкторы, в том числе управляемые компьютером, для изучения основ моделирования, проектирования, технологии управления, дизайна и конструирования;
- изобразительного искусства и музыки
Музыкальные инструменты, мольберты, скульптуры, репродукции, аудиовидео оборудование используются для знакомства учащегося с наиболее значительными или важными с учебной точки зрения образцами искусства, обеспечивают возможность творчества для самих учащихся;
- начальной школы
Разнообразный счетный и азбучный материалы, плакаты и таблицы, конструкторы, музыкальные инструменты, простейшие приборы и инструменты для наблюдения, измерения, исследования окружающего мира, аудиовидео системы обеспечивают игровой и развивающий компонент, во многом сглаживают переход от семьи и детского сада к школе, сенсорно обогащают образовательный процесс и обуславливают дальнейшее развитие ребенка;
- спортивного зала
Спортивные снаряды, игровой и другой инвентарь обеспечивает возможность индивидуальных и групповых занятий и укрепление здоровья учащихся вне зависимости от их спортивных показателей.
Наглядные пособия - таблицы, плакаты, карты, глобусы, аудиовизуальные средства - слайд-проекторы, кодоскопы, эпидиаскопы в последние годы все чаще заменяются универсальным мультимедийным проектором, позволяющим демонстрировать всему классу видеофильм, компьютерную программу, страницу учебника, ход естественно-научного эксперимента и т.п.
Ряд кабинетов и видов оборудования требует обеспечения расходными материалами (химические реактивы, лампы для проекторов, картриджи для принтеров и др.).
Воспитательный компонент, естественно сочетающийся с учебным в образовательном процессе, предполагает оборудование актового зала, медиатеки аудиовизуальным оборудованием, в том числе проекционным, и наличие аудио- и видео- аппаратуры, доступной для использования в классе и вне школы, наличие музыкальных инструментов, оборудование игровых помещений для групп продленного дня. Некоторые из этих компонентов оснащения школы играют основную техническую роль во взаимодействии школы с общественностью и родителями.
Библиотеки и создаваемые на их базе медиатеки приобретают все большую роль в жизни современной школы, являясь центрами информационных ресурсов и самостоятельной работы с информацией для учителей и учащихся по всем предметам.
Общешкольные нужды также требуют средств информационных технологий: компьютеров, принтеров, множительной техники, модемов, факса, системы записи и расшифровки речи.
Мониторинг здоровья учащихся - важнейшее направление городской Программы "Образование и здоровье" требует соответствующей аппаратуры, которая должна использоваться и в рамках изучения естественнонаучных дисциплин.
Материальная и информационная среды для дошкольного образовательного учреждения так же важны как и для школы. В детском саду особенно важно создать игровую и развивающую среду, предполагающую все формы детской активности и включение "всех органов чувств".
Системы начального профессионального и дополнительного образования нуждаются в оборудовании в неменьшей степени. Многие предметы оборудования для образовательных учреждений (измерительные приборы, аудио- и видео- аппаратура) должны обладать повышенными характеристиками по надежности и устойчивости к жестким условиям эксплуатации, аналогичными характеристикам оборудования для использования в вооруженных силах.
Уровни оснащения
Существующие требования, программы и учебники различных дисциплин, документы Министерства образования, рекомендации РАО и международный опыт позволяют выделить следующие уровни оснащения школы по различным дисциплинам и направлениям деятельности:
Базовый (минимальный) - позволяющий обеспечивать образовательный процесс в соответствии с требования программ с некоторыми ограничениями на эффективность (число учащихся, работающих с одним прибором, уровень демонстрационной наглядности и т.д.)
Оптимальный - расширение базового, дающее максимальную эффективность образовательного процесса
Перспективный - ориентированный на будущее развитие содержания образования и образовательных технологий
Состояние проблемы и необходимость Программы
В течение последних лет в Москве и других регионах России, финансирования оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием было недостаточным даже для поддержания уровня оснащенности постоянным. Исключение составляют школы-новостройки, уровень оснащения которых, во многих случаях выше минимального и даже приближался к оптимальному. Институт новых технологий образования (ИНТ) осуществлял комплектацию, отслеживание производства, сопровождение продукта, контакты со строителями и архитекторами, разработку новых нормативов и спецификаций, повышение квалификации учителей школ-новостроек, получивших современное оборудование.
По основным видам оборудования уровень обеспеченности учреждений московского образования не превосходит 25%.
Приведем типичные данные о наличии оборудования по 2000 г.
Уровень оснащения демонстрационным оборудованием по физике: для 7 класса - 23%, для 8 класса - 18%, для 9 класса - 26%, для 10 и 11 - 22%. Только в 11% школ есть оборудование для проведения всех необходимых лабораторных работ по физике.
Уровень оснащения демонстрационным оборудованием (скелет человека, модель цветкового растения и пр.) по биологии: Ботаника (5-6 классы) - 18%, Зоология (7 класс) - 12%, Анатомия (9 класс) - 21%, Общая биология (10-11 классы) - 12%.
Оборудование для практических работ (микроскопы, лупы, препаровальные инструменты и пр.) имеется в 14% школ.
Положение дел с химическим оборудованием еще хуже. Демонстрационным оборудованием укомплектовано 19% школ, лабораторным - всего 7%. Однако и это оборудование не может быть полноценно использовано, поскольку химические реактивы остались лишь в 9% школ.
Нехватка компонентов образовательной среды ведет к существенному снижению качества преподавания в целом, невозможности достижения важнейших образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья, углублению социального неравенства в возможностях получения образования.
Объем содержания основных учебных предметов, обеспеченный учебным оборудованием
Округ |
Учреждения городского подчинения |
СВО % |
СО % |
ЦО % |
СЗО % |
ЮО % |
Зеленоград % |
ЮВО % |
ЮЗО % |
ВО % |
ЗО % |
В среднем по городу % |
Кабинет физики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Демостр. оборуд., в т.ч. |
10 |
18 |
16 |
26 |
10 |
57 |
27 |
32 |
12 |
23 |
5 |
21 |
7 класс |
9 |
14 |
15 |
23 |
11 |
68 |
29 |
34 |
13 |
24 |
10 |
23 |
8 класс |
7 |
12 |
11 |
26 |
6 |
45 |
24 |
29 |
12 |
19 |
6 |
18 |
9 класс |
16 |
26 |
23 |
24 |
14 |
61 |
29 |
36 |
15 |
27 |
11 |
26 |
10 класс |
9 |
16 |
14 |
32 |
7 |
59 |
29 |
33 |
13 |
24 |
7 |
22 |
Лабораторное оборуд. |
11 |
5 |
8 |
12 |
5 |
10 |
17 |
29 |
11 |
12 |
3 |
11 |
Информационные ресурсы |
1 |
1 |
2 |
40 |
5 |
11 |
12 |
25 |
9 |
11 |
3 |
11 |
Рабочее место учителя |
13 |
5 |
1 |
14 |
13 |
5 |
3 |
9 |
4 |
7 |
2 |
7 |
Кабинет химии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Демонстрационное оборудование |
6 |
8 |
5 |
12 |
10 |
68 |
25 |
36 |
13 |
20 |
9 |
19 |
Лабораторное оборудование |
1 |
1 |
3 |
12 |
10 |
6 |
9 |
17 |
7 |
7 |
3 |
7 |
Химреактивы |
7 |
3 |
1 |
7 |
8 |
12 |
3 |
25 |
8 |
8 |
12 |
9 |
Информационные ресурсы |
5 |
4 |
6 |
30 |
10 |
14 |
11 |
28 |
10 |
13 |
16 |
13 |
Рабочее место учителя |
1 |
1 |
2 |
5 |
10 |
7 |
1 |
9 |
4 |
4 |
9 |
5 |
Кабинет биологии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Демонстрационное оборудование, в т.ч. |
8 |
16 |
9 |
10 |
7 |
37 |
19 |
34 |
12 |
17 |
8 |
16 |
Ботаника 5-6 класс |
10 |
16 |
8 |
12 |
5 |
45 |
23 |
38 |
13 |
19 |
5 |
18 |
Зоология 7 класс |
3 |
5 |
4 |
3 |
6 |
30 |
20 |
29 |
11 |
12 |
16 |
12 |
Анатомия 8-9 класс |
16 |
29 |
20 |
14 |
11 |
45 |
20 |
40 |
13 |
23 |
4 |
21 |
Общая биология 10-11 класс |
3 |
14 |
6 |
13 |
6 |
30 |
12 |
27 |
10 |
13 |
2 |
12 |
Лабораторное оборудование |
4 |
5 |
22 |
8 |
11 |
31 |
11 |
25 |
9 |
14 |
15 |
14 |
Информационные ресурсы |
2 |
16 |
2 |
30 |
10 |
32 |
1 |
12 |
5 |
12 |
15 |
12 |
Рабочее место учителя |
9 |
11 |
6 |
23 |
29 |
16 |
5 |
20 |
7 |
14 |
18 |
14 |
Кабинет иностранного языка (лингафонный кабинет) |
31 |
41 |
12 |
15 |
14 |
25 |
6 |
36 |
12 |
21 |
10 |
20 |
Общешкольные технические средства |
11 |
11 |
7 |
8 |
12 |
7 |
8 |
14 |
6 |
9 |
10 |
9 |
Резкое снижение финансирования образования по России привело к фактическому прекращению производства многих видов образовательного оборудования и закрытию предприятий, работавших в этой области в советское время. Большая номенклатура изделий при низкой их стоимости и относительно малых количественных объемах потребности делает невозможным развертывание производства специализированного образовательного оборудования на больших предприятиях. Подробная информация о положении дел с производством учебного оборудования, необходимого московским школам содержится в соответствующих таблицах Информационно-аналитического материала.
Осознание серьезности положения привело Министерство образования РФ к необходимости запуска программы "Образовательная индустрия". Однако до сих пор нет ясности ни с содержанием, ни с финансированием этой федеральной программы.
Цели Программы, важнейшие программные показатели
Потребность в обеспечении оборудованием по минимальному уровню для образовательных учреждений указана в таблице:
Кабинет |
Всего кабинетов в городе |
Оснащены |
Оснащены в % |
Необходимо оборудовать |
Стоимость одного (тыс.руб) |
Всего стоимость (тыс.руб) |
Физика |
2134 |
249 |
17 |
1885 |
483 |
910349 |
Химия |
1466 |
161 |
11 |
1305 |
124 |
161788 |
Биология |
1466 |
220 |
15 |
1246 |
89 |
110903 |
Начальная школа (4 кабинета:1, 2, 3 и 4 классы |
2134 |
396 |
19 |
1738 |
661 |
1148818 |
Лингафонный кабинет |
1466 |
293 |
20 |
1173 |
572 |
671312 |
Технология |
2932 |
255 |
9 |
2677 |
232 |
621064 |
География |
2134 |
412 |
19 |
1722 |
128 |
220416 |
Математика |
3600 |
144 |
4 |
3456 |
45 |
155520 |
История |
2932 |
723 |
25 |
2209 |
103 |
226423 |
Словесность |
3600 |
756 |
21 |
2844 |
10 |
28440 |
Искусство |
1466 |
211 |
14 |
1255 |
202 |
253510 |
Общешкольные технические ресурсы |
1466 |
341 |
23 |
1125 |
148 |
166500 |
Медиатека |
1466 |
78 |
5 |
1388 |
284 |
394192 |
Актовый зал |
1466 |
122 |
8 |
1344 |
350 |
470400 |
Для обеспечения потребностей образовательных округов и учреждений городского подчинения в оборудовании образовательного процесса необходимо следующее финансирование:
Административные округа |
ЦО |
СО |
ЮО |
СВО |
СЗО |
ЗО |
ЮЗ |
ВО |
ЮВО |
Зел |
Учреждения городского подчинения |
Финансирование в млн. рублей |
556 |
491 |
654 |
617 |
363 |
596 |
583 |
605 |
570 |
170 |
334 |
Распределение по годам средств, необходимых для реализации Программы:
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Финансирование в млн. рублей |
1108 |
1108 |
1108 |
1108 |
1108 |
Сроки и этапы реализации Программы (2001 - 2005 гг.)
С 2001 года постоянное обеспечение образовательных учреждений расходными материалами (химреактивы и т.д.).
С 2001 года оснащение всех школ-новостроек и школ, выходящих из капитального ремонта, по минимальному уровню.
С 2002 года обеспечение стабильного (неухудшающегося) состояния образовательной среды во всех учреждениях.
К началу 2004 года обеспечение минимального оснащения учреждений специальных педагогических систем (дети с проблемами здоровья, дети с повышенной мотивацией и т. д.).
К началу 2005 года обеспечение оборудованием всех школ с углубленным изучением отдельных дисциплин, по оптимальному уровню в отношении этих дисциплин, а также всех школ, реализующих специальные педагогические системы, образовательным оборудованием оптимального уровня в соответствии с их профилем.
К началу 2006 года - минимальный уровень оснащения всех образовательных учреждений города.
Основные задачи и механизмы реализации Программы
Наименование |
Сроки периодичность |
Исполнители |
Источники финансирования |
Результат |
Разработка, согласование и утверждение нормативной базы оснащения для уровней оснащения: Минимальный (базовый) Оптимальный Перспективный |
I кв. 2001 г. |
Московский комитет образования органы Госсанэпиднадзора |
За счет средств Московского комитета образования, АО МКНТ |
Комплект нормативной документации, в том числе: по составу оснащения, стоимости обслуживания, списанию, гигиеническому режиму и т.д. |
для различных педагогических систем, на базе анализа программ и требований по учебным предметам, воспитательной работе, административной деятельности и делопроизводству, санитарно-гигиенических, строительных и других необходимых нормативов |
Ежегодно |
|
Обновленные комплекты документации |
|
Проведение паспортизации среды образовательных учреждений. |
II кв. 2001 г. |
Московский комитет образования |
За счет средств Московского комитета образования, АО МКНТ |
Документально оформленные результаты инвентаризации |
Инвентаризация оборудования образовательных учреждений. Проведение экспертизы соответствия среды нормативам, работоспособности оборудования. |
ежегодно |
|
Документально оформленные результаты инвентаризации |
|
Формирование городского заказа по оборудованию образовательных учреждений: Формирование заявок на ремонт, дооснащение и расходуемые материалы. Проведение конкурсов заявок образовательных учреждений на оснащение. Согласование и утверждение заявок. Формирование и утверждение городского заказа на продукцию и услуги |
IV кв. 2000 г., Далее - ежегодно |
Управление планирования городского заказа Московский комитет образования |
За счет средств Московского комитета образования |
Документы на городской заказ |
Проведение мероприятий по реализации городского заказа Проведение конкурсов производителей и поставщиков Размещение заказов на предприятиях и производственных участках, контроль качества производства и готовых изделий |
Ежегодно в IV кв. |
Управление бюджетного планирования городского заказа, Московский комитет образования Госстандарт |
За счет средств Московского комитета образования |
Выделение и подключение к Программе наиболее надежных и эффективных производителей |
Реализация городского заказа на поставку и ремонт оборудования и расходуемые материалы для образовательных учреждений |
Ежегодно |
Московский комитет образования предприятия включенные в Программу |
Городской бюджет |
Обеспечение образовательных учреждений качественным оборудованием |
Проведение мероприятий по повышению эффективности и экономичности использования оборудования: Технологическая аттестация работников образовательных учреждений Заключение договоров на обслуживание с работниками и временными трудовыми коллективами в системе образования на обслуживание и текущий ремонт. Повышение квалификации и переподготовка кадров в области использования оборудования. Запуск процессов аренды и лизинга. |
Постоянно |
Московский комитет образования |
За счет средств Московского комитета образования |
Увеличение срока службы оборудования, повышение качества образовательного процесса, экономия ресурсов, материальная поддержка наиболее квалифицированных и инициативных работников образования |
Утилизация высвобождающегося оборудования. Приемка, тестирование, ремонт, доукомплектование |
Ежегодно |
Московский комитет образования, предприятия включенные в Программу |
За счет средств Московского комитета образования |
Ускорение процесса оснащения образовательных учреждений, экономия ресурсов, включение в систему образования современных технологий |
Создание и запуск работ производственноремонтных участков в учреждениях профессионального образования (учебное оборудование) |
Постоянно |
Московский комитет образования |
За счет средств Московского комитета образования |
Экономия средств программы, повышение долговечности оборудования, вовлечение молодежи в производственную деятельность, социальная поддержка учащихся и работников системы профессионального образования |
Создание и сопровождение информационной базы программы по изделиям, учреждениям, производителям, кадрам. |
III кв. 2001 г. |
Московский комитет образования Госстандарт |
За счет средств Московского комитета образования, АО МКНТ |
Эффективность процессов управления, экономия ресурсов |
Исследования и перспективные разработки. Приобретение лицензий. |
Постоянно |
Предприятия, включенные в программу, ВНИКи раз - работчиков в системе образования, НИИ, вузах и др. |
За счет средств АО МКНТ и организаций, включенных в Программу |
Прототипы и конструкторская документация на новые виды оборудования |
Проведение московских, выездных межрегиональных, федеральных и международных выставок, семинаров, конференций |
Постоянно |
Московский комитет образования, Департамент межрегиональных и общественных связей, Министерство образования |
За счет средств Московского комитета образования, привлеченных средств участников и соорганизаторов |
Повышение информированности педагогической об |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.