Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Выбор приоритетных направлений Московской агропромышленной программы с учетом организации правильного питания населения
Развитие в регионах России сельскохозяйственных и перерабатывающих производств с использованием научного и промышленного потенциала Москвы должно привести к остановке деградации агропромышленного комплекса и росту производства отечественных продуктов питания. При этом важным условием развития является создание устойчивого рынка сбыта пищевой продукции, которым является Москва.
В настоящее время Правительством Москвы отработана система обеспечения города основными продуктами питания, ряд из которых (мясо и мясопродукты, растительное и животное масло) покупаются в значительных количествах за рубежом. В случае восстановления их производства в регионах России при конкурентоспособных ценах они безусловно будут закупаться Департаментом продовольственных ресурсов Правительства Москвы у отечественных производителей. При этом Правительство Москвы и администрации регионов должны обеспечивать содействие развитию сельскохозяйственного и перерабатывающего производства хозяйств и строгое соблюдение условий выполнения контрактов. Важнейшим направлением совместных усилий в деле развития производства отечественных продуктов питания должна стать отработка и развитие системы приоритетных направлений восстановления и развития агропромышленного комплекса с учетом системы организации правильного питания населения.
При развитии агропромышленного производства в целях гарантированного решения продовольственной проблемы Москвы целесообразно изучить и применить на практике организацию питания в США и других развитых странах. При этом, безусловно, необходимо также руководствоваться научными рекомендациями института питания РАМН РФ. За последние годы в развитых странах питание населения стало больше соответствовать научно-обоснованным требованиям - особенно в отношении сокращения потребления соли, сахара, насыщенных жиров и увеличения потребления клетчатки. Меняется структура пищевого рациона. В США уделяют большое внимание вопросам правильного питания, публикуют рекомендации по основам рационального питания. Это привело к увеличению потребления растительных масел, зерновых и крупяных изделий, фруктов, свежих и замороженных овощей, замороженного картофеля, орехов. Американцы стали меньше употреблять мяса КРС, яиц, цельного молока, сливочного масла, но больше мяса птицы, рыбы и морепродуктов, молочных продуктов пониженной жирности, сливок и сыра. Эти выводы можно сделать на основании анализа материалов Agriculture Fact Book, Wash, USDA 1996, р.2е. За последние годы в США потребление продуктов питания растительного происхождения увеличилось на 16%, а животного происхождения всего лишь на 1%. Общая калорийность рациона питания в США на протяжении нескольких лет составляет порядка 3652 Ккал на душу населения в день. В США проводится Государственная политика формирования потребительского спроса на продукты питания и научно-обоснованного рациона питания, направленная на поддержание здоровья и перспектив развития нации.
Принятый Конгрессом США в 1994 году "Закон о здоровой пище для здоровых американцев" подчеркнул важность решения этой задачи американским государством. В деле организации здорового питания особо следует отметить следующие цели, решаемые американским правительством:
- информированность о правильном выборе продуктов питания как основе здорового образа жизни;
- организация перевода всей системы детского питания в школах, приютах, центрах внешкольного попечительства, попечительских домах на научно обоснованные нормы с существенным сокращением жиров, соли, сахара при одновременном увеличении количества свежих овощей и фруктов;
- информация и пропаганда научно обоснованных норм питания;
- организация комплектации пищевых наборов для специальных групп населения, которым оказывается государственная продовольственная помощь, исходя из научно-обоснованных норм.
В целях координации науки о питании с производителями пищевых продуктов и продовольственными нуждами американцев в США создан Центр питания. Центр популяризирует результаты своей деятельности и обеспечивает подготовку рекомендаций в области питания Конгрессу и правительству. В США с 1980 года специальной комиссией с участием представителей Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения издаются "Диетические рекомендации для американцев" на основе которых формируются государственные программы в области питания, а частные лица и фирмы используют их содержание для своих практических целей. Социальный и физиологический прожиточный минимум населения - один из индикаторов состояния экономики государства.
Социальный прожиточный минимум определяется на основе так называемой минимальной потребительской корзины, в которую входит минимальный продовольственный набор.
Физиологический прожиточный минимум ограничивается денежной оценкой продовольственной корзины. Несмотря на одинаковый набор продуктов, применяемый в расчетах по всем регионам РФ, стоимость продовольственной корзины в них вследствие различий экономических и природных условий регионов существенно различается. Расчетная норма на 1 человека в год (продовольственная корзина), а также научно-рекомендуемая норма приведены в таблице 10. Представляют интерес приведенные в таблице 10 сравнения количественных показателей основных продуктов питания, употребляемых в Москве и России с аналогичным ассортиментом продуктов питания США. Эти сравнительные показатели должны нацеливать на принятие мер, направленных в первую очередь на достижение показателей по обеспечению продовольствием населения (продовольственная корзина), а затем по научно-рекомендуемым нормам потребления продуктов питания.
Таблица 10
Данные потребления продуктов питания в Москве в сравнении с потреблением в России и США в сопоставлении с расчетными (продовольственная корзина) и научно-рекомендуемыми нормами на 1 человека в год
Продукты |
прод. корзина |
Науч. норма |
Россия 1996 |
Россия 1997 |
Москва 1996 |
Москва 1997 |
Москва 1998 |
Москва 1999 |
США |
I. Хлебные продукты | |||||||||
1. Хлеб ржано-пшеничный |
68,7 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
2. Хлеб пшеничный |
62,9 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
3. Мука пшеничная |
19,5 |
|
|
|
|
|
|
|
63,2 |
4. Пшено |
9,8 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
5. Вермишель |
5,2 |
|
|
|
|
|
|
|
5,9 |
6. Рис |
3,7 |
|
|
|
|
|
|
|
7,9 |
Итого |
169,8 |
110,0 |
117,0 |
118,0 |
109,0 |
118,0 |
117,24 |
103,92 |
87,6 |
II. Мясные продукты | |||||||||
7. Птица |
17,5 |
|
|
|
|
|
|
|
28,4 |
8. Говядина |
8,4 |
|
|
|
|
|
|
|
50,8 |
9. Колбаса вареная |
0,45 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
10. Колбаса полукопченая |
0,35 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
Итого |
26,7 |
81,0 |
51,0 |
50,0 |
70,0 |
69,0 |
65,04 |
54,0 |
79,2 |
III. Молочные продукты | |||||||||
11. Молоко |
123,1 |
|
|
|
|
|
|
|
93,6 |
12. Творог |
9,9 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
13. Масло животное |
2,5 |
|
|
|
|
|
|
|
4,6 |
14. Сыр |
2,3 |
|
|
|
|
|
|
|
11,9 |
15. Сметана |
1,6 |
|
|
|
|
|
|
|
- |
Итого |
139,4 |
392,0 |
232,0 |
229,0 |
225,0 |
265,0 |
95,40 |
70,68 |
260,4 |
IV. Жиры растительные | |||||||||
16. Масло растительное |
6,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Маргарин |
3,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
9,6 |
13,0 |
7,9 |
8,4 |
9,7 |
10,8 |
10,68 |
9,24 |
24,9 |
V. Яйца | |||||||||
18. Яйца |
151 шт. (10,6 кг) |
292 шт. (20,4 кг) |
207 шт. (14,5 кг) |
210 шт. (14,7 кг) |
180 шт. (12,6 кг) |
206 шт. (14,5 кг) |
187,3 шт. (13,2 кг) |
97,56 шт. (6,9 кг) |
238 шт. (16,7 кг) |
VI. Рыба | |||||||||
19. Рыба мороженая |
11,7 |
23,7 |
9,0 |
9,0 |
15,0 |
14,0 |
6,24 |
5,28 |
6,8 |
VII. Сахар | |||||||||
20. Сахар |
20,7 |
40,7 |
33,0 |
33,0 |
32,0 |
31,0 |
33,12 |
38,40 |
29,2 |
VIII. Картофель | |||||||||
|
218,2 |
235,0 |
200,0 |
209,0 |
131,0 |
124,0 |
138,48 |
95,76 |
240,5 |
21. Картофель |
124,2 |
|
125,0 |
130,0 |
65,0 |
57,0 |
87,36 |
58,80 |
|
22. Овощи |
94 |
|
75,0 |
79,0 |
66,0 |
67,0 |
51,12 |
36,96 |
|
IX. Фрукты | |||||||||
|
19,4 |
80,0 |
31,0 |
33,0 |
45,0 |
49,0 |
46,76 |
26,16 |
126,1 |
Всего |
626,1 |
779,4 |
695,4 |
704,1 |
649,3 |
695,3 |
526,16 |
410,34 |
871,4 |
Примечание.
Данные таблицы 10 взяты из справки Москомстата от 14 января 1999 г. N 3-3/37 и статьи: А.Н.Жагалов, Е.А.Шахова "Продовольственная корзина и уровень потребления продуктов питания" М., "Пищевая промышленность", N 9, 1998 г.
Анализируя данные таблицы, в которой приведены количественные показатели потребления и нормы основных видов пищевых продуктов, можно сделать следующий вывод.
На первом месте по научно-обоснованным нормам и объему фактического потребления как в России, так и в США, стоят молочные продукты. При этом в количественном отношении их потребление на душу населения практически равны. В то же время рекомендуемая норма потребления молочных продуктов (392 кг) в России почти на 130 кг превышает фактическое потребление молока в США и на 152 кг продовольственную корзину.
За последние годы в США общее потребление молочных продуктов выросло на 8% главным образом за счет увеличения потребления в два раза сыра и в полтора раза продуктов, изготавливаемых из сливок. В то же время потребление питьевого молока сократилось на 20%.
Из таблицы 11 следует, что, несмотря на тяжелое финансовое положение в нашей стране, фактическое потребление населением молочных продуктов находится на высоком уровне и составляет 32,5% в России и 38% в Москве от всех потребляемых продуктов питания.
Если учесть, что в Москву завозится всего около 30% отечественных молочных продуктов и питьевого молока, а остальное количество закупается за рубежом, то можно с уверенностью сказать, что приоритетным направлением развития агропромышленного комплекса должно стать животноводство и восстановление молочного стада, а также создание мини-перерабатывающих предприятий в местах производства молока. Такое заключение обусловлено тем, что в настоящее время между производителем молока и его покупателем имеется 3-4 посредника, которые взвинчивают цены, что делает молоко и молочные продукты в 4 раза дороже их себестоимости.
Вышеназванные доводы говорят о необходимости взять проблему производства молока и молочных продуктов под контроль и протекционизм государства. Это приведет к частичному восстановлению сельскохозяйственного и животноводческого производства, значительно снизит социальную напряженность в обществе.
Таблица 11
Потребление продуктов питания на 1 человека в год
кг (%)
Прод. группа |
Науч. норма, кг (%) |
Прод. корз., кг (%) |
в США 1997 год |
в России 1997 год |
в Москве 1997 год |
в Москве 1998 год |
в Москве 1999 год |
1. Молочные |
392,0 (39,4) |
139,4 (22,2) |
260,4 (29,9) |
229,0 (32,5) |
265,0 (38,0) |
295,4 (34,0) |
270,7 (38,0) |
2. Карт. и овощи |
235,0 (23,6) |
218,2 (34,8) |
240,0 (27,6) |
209,0 (29,7) |
124,0 (17,7) |
276,9 (32,0) |
191,5 (27,0) |
3. Хлебные |
110,0 (11,0) |
169,8 (27,1) |
87,6 (10,1) |
118,0 (16,8) |
118,0 (16,8) |
117,2 (13,0) |
103,9 (15,0) |
4. Фрукты |
80,0 (8,0) |
19,4 (3,1) |
126,1 (14,5) |
33,0 (4,7) |
49,0 (7,0) |
46,8 (5,0) |
26,2 (4,0) |
5. Мясные |
81,0 (8,1) |
26,7 (4,3) |
79,2 (9,0) |
50,0 (7,1) |
69,0 (9,8) |
65,4 (8,0) |
54,0 (8,0) |
6. Сахар |
40,7 (4,1) |
20,7 (3,3) |
29,2 (3,4) |
33,0 (4,7) |
31,0 (4,4) |
33,1 (4,5) |
38,4 (5,0) |
7. Рыба |
23,7 (2,4) |
11,7 (1,9) |
6,8 (0,8) |
9,0 (1,3) |
14,0 (2,0) |
6,4 (1,0) |
5,3 (1,0) |
8. Яйца кг (%) |
20,4 (2,1) |
10,6 (1,7) |
16,7 (1,8) |
14,7 (2,0) |
14,5 (2,0) |
13,2 (2,5) |
6,9 (1,5) |
9. Растит. жиры |
13,0 (1,3) |
9,6 (1,5) |
24,9 (2,9) |
8,4 (1,2) |
10,8 (1,5) |
10,7 (1,5) |
9,2 (1,0) |
Итого |
995,8 (100) |
626,1 (100) |
871,4 (100) |
704,1 (100) |
695,3 (100) |
865,1 (100) |
706,1 (100) |
Таблица 12
Потребление продуктов питания в г. Москве в 1998 и 1999 годах
На 1 человека в месяц, кг
|
1998 г. |
1999 г. |
Хлеб пшеничный |
3,40 |
3,37 |
Хлебобулочные изделия |
0,29 |
0,16 |
Хлеб ржаной и прочий |
2,07 |
1,92 |
Мука |
1,14 |
0,86 |
Бобовые |
0,06 |
0,07 |
Рис |
0,76 |
0,65 |
Крупа прочая |
1,01 |
0,80 |
Макаронные изделия |
1,10 |
0,90 |
Говядина, телятина |
1,41 |
0,90 |
Баранина, козлятина |
0,04 |
0,00 |
Свинина |
0,82 |
0,54 |
Субпродукты |
0,42 |
0,33 |
Мясо птицы |
1,83 |
1,50 |
Сало |
0,02 |
0,02 |
Колбасы |
1,20 |
1,10 |
Сосиски, сардельки |
0,98 |
0,99 |
Мясные закуски |
0,30 |
0,26 |
Мясные полуфабрикаты |
1,30 |
0,85 |
Мясные консервы |
0,06 |
0,16 |
Консервы закусочные |
0,02 |
0,00 |
Рыба свежая |
1,66 |
1,01 |
Рыба соленая |
0,45 |
0,32 |
Рыба деликатесная |
0,11 |
0,05 |
Рыбные консервы |
0,07 |
0,12 |
Рыб. конс. деликатесные |
0,09 |
0,07 |
Молоко цельное |
3,40 |
2,58 |
Молоко кислое |
1,78 |
1,31 |
Сметана и сливки |
0,53 |
0,39 |
Масло животное |
0,60 |
0,42 |
Творог, творожная масса |
0,91 |
0,67 |
Сыр и брынза |
0,73 |
0,52 |
Молочные консервы |
0,16 |
0,08 |
Мороженое |
0,15 |
0,10 |
Яйца, штук |
15,61 |
8,13 |
Масло растительное |
0,85 |
0,74 |
Маргарин и др. жиры |
0,04 |
0,03 |
Фрукты садовые |
2,51 |
1,34 |
Ягоды садовые |
0,35 |
0,09 |
Фрукты, ягоды лесные |
0,06 |
0,04 |
Фрукты, ягоды тропич. |
0,72 |
0,55 |
Фрукты и ягоды сушеные |
0,25 |
0,16 |
Виноград свежий |
0,31 |
0,15 |
Виноград сушеный |
0,02 |
0,01 |
Цитрусовые |
0,68 |
0,53 |
Фруктово-ягодные конс. |
0,01 |
0,01 |
Капуста |
1,71 |
1,43 |
Огурцы |
0,98 |
0,82 |
Помидоры |
1,30 |
0,81 |
Свекла, морковь и др. корнеплоды |
1,26 |
0,86 |
Лук |
1,29 |
0,79 |
Прочие овощи |
0,66 |
0,49 |
Овощные консервы |
0,29 |
0,18 |
Кабачки, тыквы и т.п. |
0,30 |
0,14 |
Арбузы, дыни |
1,45 |
1,02 |
Картофель |
7,28 |
4,90 |
Сахар |
2,76 |
3,20 |
Конфеты, халва |
0,34 |
0,29 |
Конфеты шоколадные |
0,12 |
0,11 |
Шоколад |
0,04 |
0,03 |
Мед пчелиный |
0,03 |
0,03 |
Варенье, джем |
0,01 |
0,00 |
Печенье, торты |
1,06 |
0,78 |
Грибы свежие |
0,15 |
0,11 |
На втором месте по потреблению в Москве и США стоят картофель и овощи, что соответствует научно-рекомендованным нормам. Однако стоимость основных овощей (огурцов, помидоров) очень высока, что, безусловно, отражается на количественном их потреблении и на бюджете многих семей, поэтому для решения этого вопроса необходимо участие в производстве и контроль за их реализацией уполномоченных Правительством Москвы структур, и в частности ОАО "Мосагропром".
Обращает на себя внимание факт значительного уменьшения потребления в Москве в 1999 году по сравнению с 1998 годом капусты, огурцов, помидоров, лука, свеклы, моркови и других корнеплодов (таблица 12). Одновременно следует проанализировать и приоритеты потребления фруктов.
В США потребляется в год 126 кг фруктов на душу населения, что соответствует третьему месту в общем перечне фактически потребляемых продуктов питания. У нас же фактическое потребление фруктов составило в 1997 году в России 33 кг, а в Москве 49 кг в год. По данным Мосгорстата, потребление фруктов в Москве в 1999 году значительно снизилось по сравнению с 1998 г. Американцы в большом количестве потребляют цитрусовые, а также яблоки, груши, виноград, клубнику. Много фруктов потребляется в сушеном и замороженном виде, а также в виде фруктовых соков.
У нас же есть все условия достичь хотя бы уровня научно-рекомендованных норм потребления фруктов - 80 кг в год. Для этого необходимо организовать централизованный сбор фруктов и ягод от населения и дачников и создать ряд фруктоперерабатывающих предприятий, а также миниперерабатывающих производств по сушке фруктов и овощей.
Развитие фрукто- и ягодоперерабатывающих производств в определенной мере решает и социальную проблему, так как значительная часть населения могла бы сдавать на приемные пункты выращенные яблоки, груши, клубнику, а также собранные в лесах грибы, ягоды и лекарственные растения. Переработанные фрукты и ягоды помимо реализации в Москве могли бы также поставляться в северные районы России. Таким образом, фруктопереработка также должна быть отнесена к приоритетным агропромышленным производствам.
На третьем месте по фактическому потреблению и по научно-рекомендуемой норме стоят хлебные продукты. В продовольственной корзине им отводится второе место. В США же потребление хлебопродуктов находится на четвертом месте. Несмотря на сложное экономическое положение, у нас проблеме обеспечения хлебом уделяется значительное внимание, в то же время следует отметить снижение потребления в Москве в 1999 году по сравнению с 1998 годом хлеба пшеничного, хлебобулочных изделий, хлеба ржаного, муки, крупы, макаронных изделий.
По нашему мнению, падение спроса на хлебные продукты связано с их ценами, которые могли бы быть снижены в случае уменьшения цен на закупаемое зерно. Поэтому одной из важнейших задач Московской агропромышленной программы должно стать производство зерна и его реализация московским мукомольным и хлебопроизводящим предприятиям. Проблема производства зерна Мосагропромом совместно с конкретными хозяйствами ряда регионов РФ и его поставки в Москву является важнейшим приоритетным направлением его деятельности. В подтверждение этого следует отметить, что по оценкам экспертов ООН (ФАО) содержание понятия "продовольственная безопасность" в основном определяется двумя показателями: величиной переходящих запасов зерна и его душевым производством.
Четвертое место в продовольственной корзине, а также по фактическому потреблению занимают мясо и мясопродукты. В российских научно-рекомендуемых нормах и в США им отводится пятое место. В то же время количество потребляемых мясных продуктов (50,0 кг в РФ и 54 кг в Москве против 81,0 кг рекомендуемых нормой) указывает на то, что производство мяса и мясопродуктов должно быть отнесено к приоритетному направлению развития животноводства и мясопереработки. Решение проблемы можно будет осуществить благодаря созданию и развитию мясного скотоводства КРС, восстановлению выращивания и глубокой переработки птицы, в первую очередь, бройлеров и индейки, а также за счет свинины. Следует отметить, что в США потребление мяса птицы составляет 28,4 кг, а свинины 22 кг на душу населения в год.
Шестое место среди групп продовольствия по рекомендованным нормам в США и пятое место по фактическому потреблению и расчетным нормам занимает сахар. В Москве потребление сахара в 1999 г. (38,4 кг) приблизилось к научно-рекомендуемой норме 40,7 кг.
Седьмое место среди групп продовольствия по рекомендуемой научной норме и на девятом месте по расчетной норме и по потреблению в США отводится рыбе. Здесь следует обратить внимание на то, что в первом случае норма составляет 23,7 кг, а во втором всего 11,7 кг на человека в год. Фактическое же потребление рыбы в Москве в 1999 году составило всего лишь 5,28 кг. Добычу и переработку рыбы следует отнести к приоритетному производству.
Восьмое место по рекомендуемой норме в США отводится потреблению яйца. По фактическому потреблению и по расчетным нормам (продовольственная корзина) яйцо находится на седьмом месте. Следует отметить резкий спад потребления яйца в 1999 году (97,5 штук) по сравнению с 1998 годом, когда потребление было 187,3 штуки в год. Это говорит о необходимости принятия срочных мер по восстановлению и развитию птицефабрик Подмосковья.
Девятое место по рекомендуемым нормам и фактическому потреблению среди групп продовольствия принадлежит растительному маслу. В США оно стоит на седьмом месте, а в продовольственной корзине на восьмом.
К сожалению, фактическое потребление растительного масла в 1999 году Москве (9,24 кг) значительно ниже потребления его в США (24,9 кг) на человека в год.
Это обстоятельство ставит производство растительного масла в одно из первых приоритетных направлений.
Таким образом, проведенный анализ потребления продуктов питания четко определяет приоритетные направления Московской агропромышленной программы. При этом решение этих направлений связано с проблемой производства продовольственного и фуражного зерна.
В свою очередь, выращивание зерна требует применения специального набора машинно-технологического оборудования (МТС), химикатов, семенного материала, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и пр., что также в настоящее время является крупной проблемой.
Отсюда следует, что решение продовольственного вопроса обусловлено взаимосвязанным комплексом агропромышленных проблем, в центре которых стоит производство зерна, корма для скота и птицы. Это важнейший фактор положен в основу Концепции Московской агропромышленной программы. Она предусматривает создание ряда растениеводческих агрофирм и ряда комплексов по производству КРС, свиней и птицы (см. рис. 1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.