Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 августа 2000 г. N 658
Положение
о зонах отдыха в г.Москве
1. Область применения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 14.01.1999 г. N 27-РП "Об организации летнего отдыха москвичей в 1999 году" как регламентирующий, нормативно-правовой и сводно-информационный документ в дополнение к существующим нормативным актам и документам, действующим на территории г.Москвы и Российской Федерации. Положение может корректироваться и дополняться по мере совершенствования законодательной и нормативной базы, а также в соответствии с изменениями градостроительных условий.
1.2. Положение распространяется на зоны массового отдыха жителей г. Москвы, на территории которых имеются водные объекты, используемые для рекреационных и купальных целей.
1.3. Настоящее Положение не регламентирует юридический статус, организационно-правовой порядок образования загородных зон отдыха, которые будут определены специальным документом после принятия необходимых законодательных актов, регулирующих отношения Москвы и Московской области в сфере ведения земельным, лесным и водным фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Положение определяет систему зон отдыха, устанавливает категории зон отдыха; регламентирует состав, подчиненность и взаимодействие организаций, занимающихся их созданием и эксплуатацией, гигиенические и экологические требования и требования по эксплуатации и содержанию рекреационных водоемов. В документе также сведены существующие нормативные требования по благоустройству зон отдыха, контролю их санитарно-технического состояния и безопасности купания.
1.5. Положение предназначено для пользователей-балансодержателей зон отдыха, префектур административных округов и всех заинтересованных организаций, в т.ч. и проектных.
2. Нормативная база
В настоящем Положении приведены ссылки на следующие нормативные документы.
2.1. ГОСТ 17.1.5.02-80. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов.
2.2. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
2.3. Методические указания Мос МУ 2.1.4.001.-99 "Осуществление государственного санитарно - эпидемиологического надзора за водопользованием населения г. Москвы". ЦГСЭН в г. Москве, 1999 г.
2.4. "Правила охраны жизни людей на воде в городе Москве", Приложение N 2 к постановлению Постановлению Правительства Москвы от 24.06.97 N 474-ПП "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и Правил охраны жизни людей на воде в городе Москве".
См. Правила охраны жизни людей на водных объектах г. Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 702-ПП
2.5. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации пляжей N 479-64. УкрНИИ коммунальной гигиены, 1964 г.
2.6. СанПиН N 4630-88. Охрана поверхностных вод от загрязнения, Минздрав, 1990 г.
Взамен СанПиН N 4630-88 с 1 января 2001 г. введены в действие СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г.
2.7. Закон города Москвы от 21.10.1998 г. N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы".
2.8. Закон города Москвы от 16.07.1997 г. N 34 "Об основах платного землепользования в г.Москве".
См. также Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве"
2.9. Закон Российской Федерации от 14.03.1995 г. N 33 "Об особо охраняемых природных территориях".
См. также Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
2.10. Водный Кодекс Российской Федерации.
2.11. Лесной Кодекс Российской Федерации.
2.12. Земельный Кодекс Российской Федерации.
2.13. ГОСТ 17.6.3.01-78. "Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов".
2.14. Положение об аренде участков лесного фонда Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.98 г. N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда Российской Федерации".
2.15. Закон города Москвы от 05.05.99 г. N 17 "О защите зеленых насаждений".
2.16. Постановление Правительства Москвы и Московской области от 18 мая 1999 г. N 439-40 "О Положении о пригородных зеленых зонах г.Москвы и городов Московской области".
3. Общие положения
3.1. Зоной отдыха является участок озелененной территории или городского леса в черте города, выделенный и закрепленный в порядке, предусмотренном п.5.4. настоящего Положения, соответствующим образом обустроенный для интенсивного использования в целях рекреации, а также комплекс временных и постоянных сооружений, расположенных на этом участке и несущих функциональную нагрузку в качестве оборудования зоны отдыха. В большинстве случаев в составе зоны отдыха имеется водный объект или его часть, используемые или предназначенные для купания, спортивно-оздоровительных мероприятий и иных рекреационных целей.
3.2. Зоны отдыха в городе Москве разделяются на следующие категории:
- 1 - зоны отдыха на берегах р. Москвы и канала им. Москвы в черте города (с организованным купанием - категория 1К, без купания-1БК);
- 2 - зоны отдыха на берегах водохранилищ в пригородной зоне (с купанием 2К), организационно-правовая форма деятельности регламентируется отдельным распорядительным документом, согласованным с Правительством Московской области;
- 3 - зоны отдыха с использованием для рекреации внутригородских водоемов (с купанием - категория 3К, без купания - 3БК);
- 4 - зоны отдыха в черте города без значительных водоемов (без купания);
- 5 - зоны микрорекреации (небольшие природные территории в окружении жилых массивов, обычно без купания - 5БК, или с купанием - категория 5К);
3.3. Следует выделять и учитывать участки водных объектов, официально не являющиеся частью зоны отдыха, но используемые для несанкционированного купания. Использование этих участков должно контролироваться организацией, которая обеспечивает содержание и эксплуатацию территории, на которой расположен водный объект.
3.4. Зоны массового отдыха в зависимости от природных особенностей, размеров и посещаемости бывают: - общегородского уровня (как правило - 1, 2 категории);- окружного уровня (1, 3 категории); - муниципального уровня (категория 5);- ведомственные,что определяет набор требований к ним и финансовые потоки.
4. Юридический статус зон отдыха в г.Москве, организационно-правовые формы их образования, порядок использования имущества
4.1. Земельные участки, на территории которых расположены зоны отдыха г.Москвы, являются государственной собственностью:
- г.Москвы как субъекта Федерации - для зон отдыха в черте города,
- Российской Федерации - для зон отдыха на участках земель общегосударственного значения.
4.2. Расположенные в пределах зон отдыха водные объекты, в зависимости от их типа, относятся:
- к федеральной государственной собственности (категория 1,2);
- к государственной собственности города Москвы как Субъекта Федерации (категория 3);
- к муниципальной собственности (категория 5).
4.3. Предоставление земельных участков для устройства зон отдыха в черте города производится в порядке, установленном законодательством и иными городскими нормативными актами (п.2.7-2.16).
4.4. В случае, если зоны отдыха располагаются на участках лесного фонда или городских лесов, не входящих в лесной фонд, передача их в пользование и закрепление под зоны отдыха должны осуществляться также в порядке, установленном лесным законодательством (п.2.11, 2.13).
Закрепление земельных участков под зоны отдыха на территории лесного фонда лесопарковой защитной полосы (ЛПЗП) должно производиться совместным Постановлением Правительства Москвы и Московской области.
4.5. Ответственными за функционирование зон отдыха являются пользователи - балансодержатели, определяемые префектами административных округов совместно с Управлением Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (УЖКХиБ) Правительства Москвы, Москомприродой и Государственным Учреждением "Московским Городским Управлением лесами" (ГУ МГУЛ). За пользователями-балансодержателями в порядке, установленном в п.п.4.3. и 4.4. настоящего Положения закрепляются земельные участки, на которых располагается инфраструктура зоны отдыха.
4.6. Пользование участками зон отдыха и прилегающими к ним водными объектами осуществляется пользователями - балансодержателями зон отдыха в соответствии с документами, удостоверяющими право на землепользование,договором и лицензией на лесопользование, а также с лицензией и договором на специальное водопользование, оформленными в соответствии с существующими законодательными актами (2.10, 2.11).
В указанных документах должны быть оговорены требования по соблюдению режимов градостроительного регулирования, рационального природопользования и природоохраны.
4.7. Пользователями - балансодержателями зон отдыха в черте города, как правило, являются дирекции единого заказчика префектур административных округов или подразделения Московского городского Управления лесами. Префектами административных округов, в случае целесообразности, могут быть определены и другие пользователи-балансодержатели при соблюдении действующего законодательства и городских нормативных актов, регулирующих отношения собственности.
4.8. Пользователи-балансодержатели - арендаторы земельных участков зон отдыха, кроме участков лесного фонда, могут при согласии арендодателя передавать земельные участки в г.Москве в субаренду в порядке и на условиях, установленных законодательством и иными городскими нормативными актами. Арендаторы земельных участков зон отдыха (пользователи - балансодержатели), субарендаторы несут ответственность за целевое использование земель зоны отдыха, сохранность имущества и обеспечение режима зоны отдыха.
4.9. Пользователи-балансодержатели осуществляют пользование и распоряжение расположенными на территории зон отдыха зданиями, сооружениями и другим имуществом, находящимся в их ведении за исключением речных гидросооружений - плотин, прудов, водосбросов, водосточных коллекторов, дождеприемных и смотровых колодцев, перепускных труб и т.д., эксплуатируемых Государственным Унитарным Предприятием (ГУП) "Мосводосток", Московским Государственным Предприятием (МГП) "Мосводоканал" или Федеральным Государственным Унитарным Предприятием (ФГУП) "Управление канала им. Москвы". Пользователь - балансодержатель может передавать здания, сооружения и другое имущество, находящееся в его ведении в аренду одновременно с передачей прав на пользование территорией и водным объектом зоны отдыха в порядке, предусмотренном законодательством и иными городскими нормативными актами.
4.10. Пользователь - балансодержатель составляет и передает на утверждение в Префектуру и (или) районную Управу паспорт и правила эксплуатации зоны отдыха, в которых указываются юридический статус, категория, параметры зоны отдыха, виды ее рекреационного использования с учетом ближайшей перспективы, состав зданий и сооружений, перечисляются основные эксплуатационные мероприятия. Паспорт и правила эксплуатации подлежат согласованию с органами Госсанэпиднадзора, Москомприродой; ГУ МГУЛ - в случае, если зона отдыха расположена на участке лесного фонда; при наличии водного объекта - с Государственной инспекцией по маломерным судам, ФГУП "Управление канала им.Москвы", МОБВУ (Московско-Окское Бассейновое Водохозяйственное Управление) или ГУП "Мосводосток". К составлению паспорта и правил эксплуатации зон отдыха при отсутствии проектной документации должны быть привлечены специализированные проектные и научно-исследовательские организации. Технические и экологические требования на проектирование и эксплуатацию водных объектов и водоохранных зон,входящих в состав территории зон отдыха выдаются специализированными организациями, (ГУП "Институт МосводоканалНИИпроект", НИиПИ Генплана г.Москвы) и согласовываются Москомприродой, как специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
5. Организация, реконструкция и ликвидация зон отдыха
5.1. Существующие на момент ввода в действие настоящего "Положения..." зоны отдыха подлежат организационному оформлению. При этом составляется обоснование и подготавливается пакет документов, включающий в себя паспорт зоны отдыха, оформление землепользования и водопользования, справки Бюро Технической Инвентаризации, материалы по строительству, благоустройству, финансированию, а также уставные документы юридических лиц - пользователей-балансодержателей; проводятся исследования качества воды.
5.2. Зона отдыха принимается в эксплуатацию специальной компетентной комиссией, состав которой определяется решением Префекта административного округа. В состав комиссии включаются кроме пользователя-балансодержателя, представители заинтересованных организаций - Префектуры, районной Управы, Московско-Окского Бассейнового Водохозяйственного Управления, Центров Госсанэпиднадзора в г.Москве или в административных округах, ГУ МГУЛ, ГУП "Мосводосток", Государственной Инспекции по маломерным судам, Москомприроды, Москомархитектуры, МГП "Мосводоканал" и др. В результате аттестации определяется юридический статус зоны отдыха и ее тип, соответствующий существующему положению и на перспективу.
5.3. В случае, если состояние зоны отдыха признано неудовлетворительным по результатам аттестации, производится ее природоохранная реконструкция. Реконструкция должна производиться по специально составленному проекту, при наличии положительного заключения экологической экспертизы и исходно-разрешительной документации. Проект должен быть согласован в установленном порядке и утвержден префектом административного округа.
Порядок финансирования работ по реконструкции зон отдыха определен в разделе 13 настоящего "Положения".
5.4. Создание новых зон отдыха производится по представлению префектур административных округов, согласованному с УЖКХиБ, Центром Госсанэпиднадзора г.Москве, Москомархитектурой, Москомприродой и ГУ МГУЛ. В представлении определяется возможность и допустимость использования той или иной территории в качестве зоны отдыха. Решение о создании зон отдыха 1,3 категорий (по классификации, установленной пунктом 3.2 настоящего Положения) принимается Правительством Москвы; а 4-5 категорий - префектами административных округов. На каждую вновь создаваемую зону отдыха должны быть оформлены в установленном порядке исходно-разрешительная документация, проект организации (реконструкции) зоны отдыха, на основании которых устанавливаются условия и режимы природопользования (возможность проведения планировочных работ, допустимая рекреационная нагрузка, функциональное зонирование территории, возможность возведения временных и капитальных строений, условия питьевого водоснабжения и канализования,организация автостоянок и т.д.). Только при наличии согласованной и утвержденной проектной документации, прошедшей Государственную экологическую экспертизу могут быть определены условия передачи права пользования зоной отдыха иным юридическим лицам (см. п.п.4.9. и 6.1.), которые обязаны выполнять установленные условия природопользования без права их изменения.
5.5. Создание новых зон отдыха должно проводиться в соответствии с действующими нормативами федерального и городского уровня, Генеральным планом развития города и требованиями функционального, строительного и ландшафтного зонирования; перспективным планом сохранения и развития Природного комплекса города.
Зоны отдыха создаются только на территориях с режимом градостроительной деятельности, допускающим подобное использование территории Природного комплекса в соответствии с Законом города Москвы от 21.10.1998 г. N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы" и Лесным кодексом Российской Федерации.
5.6. Ликвидация зоны отдыха должна осуществляться на основании соответствующих заключений и актов проверок органов санитарно-эпидемиологического, экологического и технического контроля, иных заинтересованных служб, заключений Государственного Учреждения "Московское Городское Управление Лесами" по фактам лесонарушений, по представлению Комплекса городского хозяйства, согласованному с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, ЦГСЭН в г.Москве, Москомархитектурой и Москомприродой. Основанием к ликвидации зоны отдыха является невозможность обеспечения удовлетворительного санитарно - экологического состояния зоны отдыха или принятое решение по использованию территории зоны отдыха для других целей. Решение о ликвидации зон отдыха 1,3 категорий (по классификации, установленной пунктом 3.2 настоящего Положения) принимается Правительством Москвы; а 4-5 категорий - префектами административных округов.
6. Определение эксплуатирующей организации, ответственность и подчиненность при осуществлении эксплуатационных мероприятий. Взаимодействие различных служб города
6.1. Эксплуатация зоны отдыха осуществляется соответствующим подразделением пользователя-балансодержателя или юридическим лицом, осуществляющим пользование зоной отдыха на правах аренды.
6.2. Ответственным за состояние зоны отдыха является пользователь-балансодержатель, а также эксплуатирующая организация в рамках, определенных положением об эксплуатирующем зону отдыха подразделении или договором аренды зоны отдыха юридическим лицом и договором на эксплуатацию зоны отдыха, заключаемым пользователем-балансодержателем зоны отдыха на основе конкурсного отбора, проводимого в соответствии с установленным порядком (Постановление Правительства Москвы от 07.06.2000 г. N 417 "О мерах по совершенствованию практики размещения городского заказа в отраслях Комплекса городского хозяйства").
6.3. Пользователи-балансодержатели зон отдыха в части, касающейся эксплуатации пляжных зон с очисткой водной акватории, находятся в оперативном подчинении Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы и префектур административных округов.
6.4. УЖКХиБ организует и координирует мероприятия на водных объектах в рамках эксплуатационных регламентов.
6.5. Эксплуатационные мероприятия, помимо обязательных мероприятий, связанных с функционированием зоны отдыха и обслуживанием отдыхающих, должны включать работы по поддержанию необходимого уровня санитарно-экологического благополучия, благоустройства и безопасности зоны отдыха, определяемого в соответствии с нормативами и п.п. 2.7-16 настоящего Положения. Они могут быть постоянными и разовыми, например, приуроченными к открытию летнего сезона. Эксплуатационные мероприятия осуществляются в соответствии с правилами эксплуатации (постоянные) и по указанию вышестоящих органов (разовые).
Проведение работ по реконструкции и капитальному ремонту на территории зон отдыха, расположенных на участках лесного фонда, подлежат обязательному согласованию с ГУ МГУЛ. Указанные работы должны производиться без ущерба для леса.
6.6. Пользователь-балансодержатель зоны отдыха организует ежегодные работы по очистке дна, акватории и пляжа с привлечением организаций, имеющих лицензию на проведение таких работ на договорной основе.
6.7. В случае, если водный объект полностью расположен на территории зоны отдыха, его эксплуатация осуществляется пользователем - балансодержателем зоны отдыха, кроме гидротехнических сооружений, указанных в п.4.9. Затраты на эксплуатацию водоема должны быть предусмотрены в составе затрат на эксплуатацию зоны отдыха.
Независимо от принадлежности зоны отдыха проведение работ на гидротехнических сооружениях возлагается на организацию, осуществляющую их эксплуатацию (Государственное Унитарное Предприятие "Мосводосток" и Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Управление канала им.Москвы").
6.8. Контролирующие организации и службы города (Центр Госсанэпиднадзора, Объединение административно-технических инспекций, Госинспекция по маломерным судам, Москомприрода, ГУ МГУЛ и др.) в рамках предоставленных им полномочий осуществляют контроль за состоянием, содержанием, функционированием зон отдыха и элементов природного комплекса на ее территории в соответствии с действующими нормами и правилами, предъявляемыми к данной категории объекта. Выявленные нарушения актируются и направляются в эксплуатирующие зоны отдыха организации и, в копии - в УЖКХиБ, территориальные органы исполнительной власти и Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы.
7. Требования к размещению, рекреационному использованию и уровню благоустройства зон отдыха
7.1. Возможность использования территории Природного комплекса для размещения зон отдыха определяется установленным для данной территории режимом градостроительного регулирования в соответствии с Законом города Москвы от 21.10.1998 г. N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территории Природного комплекса г.Москвы", (п.2.7.), Лесным кодексом Российской Федерации (п.2.11) и другими законодательными актами.
Использование территорий Природного комплекса для размещения зон отдыха, определение их предельной вместимости с учетом допустимых рекреационных нагрузок, виды рекреационного использования и уровень благоустройства должны решаться в каждом конкретном случае путем обязательного согласования заданий на проектирование и правил эксплуатации зон отдыха с Москомприродой, НИиПИ Генплана г. Москвы, Центром Госсанэпиднадзора г.Москве или центрами Госсанэпиднадзора в административных округах.
Размещение зон отдыха на территориях лесного фонда должно учитывать особенности леса и допустимую нагрузку на лес посетителей зоны отдыха при обязательном согласовании с ГУ МГУЛ.
7.2. В зонах отдыха допускаются следующие виды рекреационного использования: купание, катание на плавсредствах, водный спорт, моржевание, спортивные игры, катание на лыжах и коньках, конный спорт и аттракционы. Предпочтительно многоцелевое использование зон отдыха в течение круглого года. Направления рекреационного использования зависят от типа зоны отдыха, категории территории Природного комплекса, вида водоема, природных условий и др. устанавливаются при организационном оформлении зоны отдыха и фиксируются в паспорте зоны отдыха.
7.3. При определении вида рекреационного использования исходят из допустимой рекреационной нагрузки на природный объект, определяемой в соответствии с нормативными документами (п.п.2.1; 2.2; 2.3; 2.5; 2.6.; 2.11).
7.4. Для устройства зон отдыха категории 3К и 5К рекомендуются водоемы, площадью более 10 га, расположенные на озелененных территориях. При этом длина береговой линии пляжа должна быть не более 1/20 суммарной береговой линии водоема. Зоны отдыха категории 5К допускается устраивать на водоемах меньшей площади (до 3 га). Ориентировочные длины береговой линии, площади пляжей и допустимая рекреационная нагрузка для малых водоемов, подсчитанные в соответствии с требованиями п.2.2, приведены в табл.1.
Таблица 1.
Площадь зеркала, га |
Рекомендуемая длина береговой полосы пляжа, м |
Площадь территории пляжа, га |
Число купающихся одновременно чел. |
10 |
60 |
0,20 |
240 |
5 |
40 |
0,13 |
160 |
3 |
30 |
0,10 |
120 |
7.5. Основные требования к рекреационному благоустройству зон отдыха регламентируются нормативными документами (см. п.2.1, 2.2, 2.6) Схема предъявления требований для зон отдыха различных категорий приведена в табл. 2.
Таблица 2.
Категория зоны отдыха |
Наличие торговой точки |
Наличие питьевого водоснабжения |
Наличие туалетов |
Кабинки для переодевания |
Авто стоянки |
Мусорные контейнеры |
Спасательные службы |
Медицинское обслуживание |
Душ |
|
1 |
1К |
+ |
+ |
+ |
+ |
200м от границ з/о |
+ |
с/станц |
+ |
+ |
1БК |
не обязат |
- |
+ |
- |
-"- |
+ |
- |
- |
- |
|
2 |
2К |
+ |
+ |
+ |
+ |
-"- |
+ |
с/стан |
+ |
+ |
3 |
3К |
не обязат |
+ |
+ |
+ |
100м от границ з/о |
+ |
с/станц |
+ |
+ |
|
3БК |
- |
- |
+ |
- |
-"- |
+ |
- |
- |
- |
4 |
4 |
- |
- |
+ |
- |
50 м от границ з/о |
+ |
- |
- |
- |
5 |
5К |
- |
не обязат |
+ |
не обязат |
не обязат |
+ |
с/станц |
+ |
не обязат |
5БК |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Примечание. Устройство выгребных туалетов не допускается, рекомендуется при невозможности подключения к централизованной канализации установка биотуалетов или применение систем биоочистки фекальных вод.
7.6. Принятые к эксплуатации зоны отдыха с купанием (категории 1К, 3К, 5К) должны быть оснащены медицинским пунктом, размещенным в отдельном помещении (желательно рядом со спасательной станцией), площадью не менее 12 м2, имеющие достаточное естественное освещение, туалет, водопровод, меблированы 1 столом, 3 стульями, топчаном (кушеткой) высотой 50 см, с лежанкой размером 200х70 см. Обозначение медицинского пункта "красный крест на белом" фоне или надпись "Медпункт". Около медицинского пункта должно быть обозначенное место парковки санитарного транспорта. Администрация зон отдыха и милиция должны обеспечить беспрепятственный въезд и перемещение по территории зоны отдыха автомашин скорой медицинской помощи.
Медицинское оснащение (медикаменты, перевязочный материал, медицинская аппаратура и др.) и медицинский персонал предоставляются на время купального сезона Управлением здравоохранения административного округа по принадлежности на бюджетной основе в городские и муниципальные зоны отдыха и на хозрасчетной основе в арендованные, по поручению префектуры в установленном порядке.
7.7. Уровень благоустройства зон отдыха зависит от типа зоны, установленных видов рекреационного использования и соответствующих им требований, включая Правила охраны жизни людей на воде в г.Москве (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.06.97 г. N 474-ПП), и фиксируется в паспорте зоны отдыха и правилах ее эксплуатации.
8. Требования к санитарно-экологическому состоянию и инженерному обустройству зон отдыха
8.1. Использование территории Природного комплекса под зоны отдыха определяется проектными материалами с оценкой воздействия на окружающую среду и предложением мероприятий по сохранению и восстановлению природной составляющей ландшафта на территории зоны отдыха.
8.2. Территория зоны отдыха должна иметь инженерное обустройство, включающее: - организацию сбора и отведения поверхностного стока (водостоки, перепускные трубы, дренажи, противооползневые сооружения), предотвращающую попадание загрязненного поверхностного стока в водоем; - водоснабжение и водоотведение; - сбор и удаление мусора. Мероприятия по инженерной подготовке определяются проектом в соответствии с действующими нормативными документами (см. п.2.5. и п.7.5. настоящего Положения);
8.3. В целях экологической реабилитации природного комплекса и обеспечения выполнения прибрежной полосой водозащитных функций необходимо выполнение следующих требований: - максимальное сохранение травяного покрова, древесно-кустарниковой и прибрежной растительности, площадь непокрытой растительностью территории не должна превышать 20% от общей площади зоны отдыха; - во избежание вытаптывания травяного покрова сеть пешеходных дорожек должна быть рационально спланирована и иметь проницаемое покрытие; - озеленение зон отдыха должно выполнять ландшафтные и водозащитные функции; - озеленение должно проводиться и поддерживаться по берегам водоема (берегоукрепительный пояс), по склонам долин и котловин оврагов (склоновые водозадерживающие пояса - илофильтры), на оползневых и эродирующих склонах, в оврагах и балках; - разведение костров должно быть разрешено только на специально отведенных и оборудованных площадках; - выгул собак на территории пляжа строго запрещается.
8.4. На территории зоны отдыха не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Утилизация мусора и отходов должна производиться своевременно специализированными организациями,имеющими соответствующую лицензию на данный вид деятельности, на основании договора. В штатном расписании эксплуатирующей организации необходимо предусмотреть персонал для уборки территории зоны отдыха.
9. Требования к качеству воды водных объектов
9.1. Требования к качеству воды и состоянию водных объектов зон отдыха определяются действующими санитарными нормами и правилами и государственными стандартами в зависимости от вида их рекреационного пользования (см. п.п.2.5, 2.6).
9.2. Водоем включается в паспорт зоны отдыха как купальный в случае, если в многолетнем разрезе (в среднем) не менее 70% периода купального сезона он пригоден для купания по качеству воды.
9.3. При аттестации водоемов в качестве купальных, качество воды в них оценивается в соответствии с СанПиН N 4630-88. Аттестации должен предшествовать период измерений контролируемых показателей продолжительностью не менее 1 месяца перед или во время купального сезона.
Примечание: С разрешения санитарных органов допускается временное использование для купания неаттестованных водоемов, если по качеству воды они отвечают требованиям действующей нормативной документации (см. п.2.3).
9.4. Решение о характере рекреационного использования водного объекта, в случае невозможности обеспечения всех требований, предъявляемых к купальному водоему, принимается префектурой административного округа по согласованию с территориальной службой Госсанэпиднадзора.
9.5. Превышение нормативных показателей качества воды по микробному загрязнению делает невозможным использование водоема для купания на период выяснения и устранения причин ухудшения качества воды.
9.6. Водоемы потенциально пригодные для купания, но не удовлетворяющие необходимым требованиям по качеству воды, могут быть подвергнуты природоохранной реконструкции в целях оздоровления с доведением качества воды в них до требований, предъявляемых СанПиН N 4630-88. Для оздоровления применяются следующие мероприятия: - изоляция водоема на период купального сезона от поступающих в водоем загрязненных вод с направлением их в обход водоема; - очистка или обеззараживание питающих водоем вод; - очистка водоема от загрязненных донных отложений; - активизация в пределах акватории водоема водоочищающих процессов. После реконструкции водоем подвергается аттестации, подтверждающей возможность купания в нем.
Использование водоема для купания в период реконструкции не допускается.
10. Требования к охране и безопасности отдыхающих
10.1. Требования к безопасности пользования зонами отдыха состоят из: - требований к безопасности пользования водными объектами (купание, катание на лодках, катание на коньках, лыжах, рыбная ловля и т.п.); - требований к безопасности, связанных с состоянием подпорных гидротехнических сооружений на водных объектах; - требований к безопасности на территории зоны отдыха (пожарная безопасность, надежность строительных конструкций, отсутствие опасных геологических процессов и т.п.).
10.2. Требования к безопасности на территории зоны отдыха регламентируются общими для Москвы нормативами и не имеют какой-либо существенной специфики.
10.3. Выполнение требований к безопасности гидротехнических сооружений обеспечивается соблюдением строительных норм и правил.
10.4. Требования к безопасности пользования водными объектами регламентируются "Правилами охраны жизни людей на воде в городе Москве" (Приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.06.97 г. N 474), которые следует соблюдать при пользовании зонами отдыха. Эти правила содержат общие положения, требования к пляжам, меры по обеспечению безопасности населения на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах, меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами, меры безопасности на льду, меры безопасности при производстве работ по выемке грунта и выколке льда, а также знаки безопасности на воде. Правилами предусматривается, что на период купального сезона владельцы пляжей совместно с Московской городской поисково-спасательной службой (МГПСС) организуют развертывание на пляжах спасательных станций и постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением и обеспечивают дежурство спасателей для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на воде. Здания, сооружения и территория спасательных станций закреплены за МГПСС специальным Распоряжением мэра г.Москвы от 30.01.98 г. N 69-РМ "О совершенствовании деятельности Московской городской поисково-спасательной службы и государственной инспекции по маломерным судам г.Москвы".
О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха в г. Москве см. распоряжение Правительства Москвы от 17 января 2012 г. N 2-РП
10.5. В период эксплуатации зон отдыха необходимо предусмотреть контроль за охраной территорий со стороны муниципальной милиции.
11. Контроль за санитарно-экологическим состоянием, благоустройством и безопасностью зон отдыха
11.1. Контроль за состоянием зон отдыха производят следующие организации:
- Центр Госсанэпиднадзора г. Москвы и центры Госсанэпиднадзора в административных округах - за санитарным состоянием, содержанием территорий зон отдыха и качеством воды в водных объектах;
- Москомприрода - за экологическим состоянием и соблюдением установленных проектом условий природопользования;
- Государственная инспекция по маломерным судам - за соблюдением правил охраны жизни людей на воде;
- Объединение административно-технических инспекций - за состоянием гидротехнических сооружений и инженерной подготовки территории, объектов внешнего благоустройства и соблюдением нормативных актов в процессе деятельности;
- ГУ МГУЛ - за состоянием зон отдыха на территориях лесного фонда.
11.2. Ежегодно при подготовке к летнему сезону осуществляется приемка зоны отдыха комиссией, назначаемой префектурой административного округа. По результатам освидетельствования составляется акт, подтверждающий готовность зоны отдыха к летнему сезону. При выявлении нарушений предъявляются требования по проведению соответствующих эксплуатационных мероприятий (включая текущий ремонт), составляются соответствующие предписания с направлением копий в префектуру и УЖКХиБ.
11.3. Качество воды в купальных водоемах контролируется эксплуатирующей организацией. Контроль должен быть организован за месяц до начала купального сезона и в период самого сезона. Для проведения соответствующих исследований воды по химическим и бактериологическим показателям привлекаются аккредитованные лаборатории. Перед открытием зоны отдыха объем лабораторного контроля включает следующие показатели: плавающие примеси, запах, окраска, мутность, рН, БПК, ХПК, растворенный кислород, азот аммиака, нитраты, нитриты, железо, кадмий, никель, хром шестивалентный, нефтепродукты, ПАВ, число лактозоположительных кишечных палочек (ЛКП), термотолерантных колиформ бактерий, колифаги в 1 дм3, количество жизнеспособных яиц гельминтов в 1 дм3. В период рекреационного использования контроль осуществляется по следующим показателям:
плавающие примеси, запах, мутность, рН, БПК; число лактозоположительных кишечных палочек, число термотолерантных колиформных бактерий, колифаги в 1 дм3. (Перечень контролируемых показателей и регламент отбора проб определяется нормативным документом (см. п.п.2.3, 2.6) и приведен в Приложении N 1).
11.4. Частота отбора проб устанавливается по согласованию ЦГСЭН в административных округах, но не менее 2-х раз в месяц в период купального сезона. Определение числа термотолерантных колиформных бактерий и колифагов проводится не менее 4-х раз в месяц. Экологический биомониторинг за контаминацией вибрионами воды водоемов проводится ЦГСЭН в административных округах 2 раза в месяц в период с мая по октябрь.
11.5. При превышении в пробе воды содержания термотолерантных бактерий или колифагов проводится их определение в повторно взятых в экстренном порядке пробах воды. Одновременно проводится определение количества азота, аммиака, нитратов и нитритов. Для решения вопроса о необходимости проведения оздоровительных мероприятий или закрытия пляжа проводятся исследования проб на содержание патогенных бактерий кишечной группы или энтеровирусов.
11.6. Перед открытием зон отдыха ЦГСЭН в административных округах проводится радиологический, химический и бактериологический контроль песка.
12. Финансирование расходов по эксплуатации зон отдыха
12.1. Финансирование расходов по эксплуатации зон отдыха, находящихся на балансе заказчиков работ по благоустройству зон отдыха - районных Управ и префектур административных округов,осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на содержание объектов внешнего благоустройства. Расходы по благоустройству зон отдыха, находящихся на балансе ведомственных организаций не подлежат финансированию за счет средств бюджета города.
12.2. Дополнительным источником средств для финансирования расходов на эксплуатацию является взимание платы с граждан за пользование объектами и инвентарем зоны отдыха.
12.3. На финансирование расходов по благоустройству зон отдыха должны привлекаться средства целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов г.Москвы.
12.4. Средства на эксплуатацию и содержание зоны отдыха выделяются заказчикам работ в соответствии с нормативно-распорядительными документами Правительства Москвы, регламентирующими порядок финансирования указанных расходов.
12.5. В составе расходов по эксплуатации зон отдыха должно быть предусмотрено финансирование работ по дополнительному уходу за лесными насаждениями в зонах отдыха, размещенных на территориях лесного фонда.
13. Инвестирование мероприятий по созданию, реконструкции и благоустройству зон отдыха
13.1. Инвестором по выполнению работ по созданию, реконструкции и благоустройству зон отдыха является Управление экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли. Инвестирование осуществляется на основании обоснованной заявки, подаваемой Заказчиком в Управление экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы. Инвестирование производится в соответствии с годовыми инвестиционными программами, согласованными с проектными и подрядными организациями, в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных Управлению экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы.
13.2. Выделение средств из городского бюджета на реконструкцию зон отдыха и расширение сети купальных водоемов может производиться на основании Закона города Москвы от 10.02.1999 г. N 5 "О ставках и льготах по плате за пользование водными объектами" из сумм платежей за пользование водными объектами в бюджет города Москвы, в соответствии с общегородской программой.
13.3. Возможно использование средств на восстановление водных объектов, получаемых от платы за пользование водными объектами, поступающей в Федеральный бюджет (для водных объектов, находящихся в федеральной собственности). Эти средства могут использоваться для целей, связанных с рациональным использованием и охраной водных объектов, имеющих федеральное значение (р.Москва, Химкинское водохранилище, Пироговское водохранилище, Косинские озера и пр.), по решению и в порядке, установленном Водным законодательством Российской Федерации в соответствии с Федеральными программами по комплексному использованию и охране окружающей среды.
13.4. В качестве дополнительных средств для инвестиций привлекаются средства целевого бюджетного экологического фонда а также средства инвесторов в соответствии с Законом города Москвы от 22.12.1999 г. N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.