Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 5 сентября 2000 г. N 710
О прогнозе социально-экономического развития г.Москвы на 2001 год и основных прогнозных показателях социально-экономического развития города на период до 2003 года
Оценка текущего состояния экономики города.
Город вступил в 2000 год в условиях дальнейшего оживления экономики. Этому способствовали усилия городских властей и благоприятные для страны внешние условия. За 1999 год выпуск промышленной продукции возрос на 11% относительно докризисного 1997 года. Увеличились вложения в основной капитал (121% к уровню 1997 года). Активизировались поступления доходов в бюджет из реального сектора. Дополнительная потребность предприятий и организаций в работниках способствовала сохранению стабильной ситуации на рынке труда.
С начала текущего года сохраняется положительная динамика социально-экономического развития города. За первое полугодие объем промышленного производства по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 13,6% при уровне инфляции 8,8% (за этот же период прошлого года она составила 30,6%). Реакцией на оживление промышленного производства стало увеличение на 5,4% объемов кредитования реального сектора.
Однако возможности наращивания производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, начинают исчерпывать себя. В июне т.г. промышленное производство составило 108,3% к уровню предыдущего месяца, увеличилась доля убыточных предприятий и организаций. В целом за год промышленное производство увеличиться на 8%, что учтено в прогнозных показателях.
Несмотря на опережающий рост заработной платы по сравнению с инфляцией, реальный уровень денежных доходов работающих в городе в январе - июне 2000 т.г. составил 87,5% к аналогичному периоду докризисного 1997 г., что сдерживает дальнейшее развитие потребительского спроса и ограничивает темпы экономического роста.
Целевые задачи и приоритетные направления развития города в 2001 году и на период до 2003 года вытекают из социально-экономической политики на федеральном уровне, базовых городских программ и обязательств властей города перед москвичами.
Прогноз социально-экономического развития города в 2001 году и на период до 2003 года формировался на основе условий функционирования экономики Российской Федерации, разработанных Минэкономики РФ и согласованных с Правительством РФ.
В этот период ожидается рост экономического потенциала города, развитие процессов реформирования в отраслях экономики и социальной сферы, активизация малого и среднего предпринимательства, наращивание инвестиционной активности в реальном секторе, повышение реальных доходов населения.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета г. Москвы на 2001 год являются:
Индекс роста объемов производства - 1,07
Индекс роста фонда заработной платы (в фактических ценах) - 1,23
Индекс роста розничного товарооборота - 1,05
Индекс оптовых цен промышленности - 1,15
Демографическая ситуация в городе в 2001-2003 годах.
Среднегодовая численность населения меняться фактически не будет и составит 8,53 млн.чел. Ожидаемая продолжительность жизни в городе увеличится с 68,3 лет до 69,2 лет.
Произойдут изменения в возрастной структуре населения. Численность горожан в трудоспособном возрасте возрастет с 5013 тыс. человек в 1999 году до 5057 тыс. человек в 2003 году. Доля лиц старше трудоспособного возраста в 2003 году превысит 24,5% всего населения города. Численность москвичей моложе трудоспособного возраста сократится за 4 года на 99 тыс.чел. и составит 1388 тыс. человек.
С учетом привлечения рабочей силы из Московской области и других территорий в предстоящие три года город будет обеспечен необходимыми трудовыми ресурсами. Среди занятого населения наибольший удельный вес составят работающие в промышленности (15%), торговле и общественном питании (16%), строительстве (10%), образовании и здравоохранении (16%), науке и научном обслуживании (10%).
Особое внимание будет уделяться повышению эффективности использования рабочей силы, восстановлению стимулирующей функции заработной платы, совершенствованию системы трудовых отношений на основе развития социального партнерства.
В 2001 году получат содействие в трудоустройстве 300 тыс. человек, пройдут переобучение около 35 тыс. человек. Общественные и другие временные работы предусмотрено организовать для 100 тыс. москвичей, потерявших работу. Доля безработных (зарегистрированных службой занятости) не превысит 0,8% занятого населения города.
Промышленная политика будет направлена на расширение внутреннего спроса на московскую продукцию на основе дальнейшего повышения ее качества и надежности. Для экспортоориентированных предприятий города приоритетным является закрепление позиций на внешних рынках, расширение номенклатуры экспорта.
В предстоящий период машиностроение, металлообработка и пищевая промышленность сохранят ведущую роль в формировании объемов промышленного производства и налоговых поступлений от промышленности в бюджет города.
С учетом складывающихся тенденций в 2001 году уровень промышленного производства ожидается на 6-7% выше уровня 2000 года. Опережающими темпами будут развиваться:
пищевая промышленность - 109,0%,
промышленность строительных материалов - 108,5%,
деревообрабатывающая промышленность - 108%,
целлюлозно-бумажная промышленность - 112,8%.
Сохранятся сложившиеся темпы роста в легкой промышленность. В машиностроении и металлообработке из-за ограниченного промышленного спроса рост объемов производства будет менее интенсивным.
В 2002 - 2003 гг. ежегодный прирост промышленного производства в городе составит 7%. Решение задач развития промышленности будет осуществляться на основе целевых городских программ поддержки промышленной деятельности и мероприятий по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики в ходе реализации налоговой реформы.
Структурная политика направлена на ускорение адаптации предприятий и организаций города к условиям рынка. Особое внимание будет уделено реализации программных мероприятий по поэтапному выходу проблемных и низкорентабельных производств в режим устойчивого функционирования и снижению на этой основе доли убыточных предприятий и организаций с 20-24% в текущем году до 15-17% к концу 2003 года.
В целях совершенствования управления государственной собственностью города предусмотрено провести сплошную инвентаризацию объектов государственной собственности, завершить внедрение системы учета и оформления прав на них.
Прогноз доходов г.Москвы от управления городским и федеральным имуществом на 2001-2003 годы представлен в приложениях (3.1, 3.2, 3.3).
За счет увеличения ставок арендной платы за землю будет дополнительно получено в 2001 году 240 млн.рублей, за счет увеличения ставок арендной платы за нежилые помещения - около 350 млн.рублей. Вместе с тем прогнозируется сохранение льготных ставок для реального сектора, малого предпринимательства, социально значимых предприятий и организаций. Ожидается, что в 2001 году от использования собственности город всего получит 10606 млн. рублей.
В соответствии с требованиями статьи 178 Бюджетного кодекса РФ на 2001 год в составе прогноза разработан план развития государственных и муниципальных унитарных предприятий города, что позволит обеспечить более эффективный контроль за результатами их деятельности. Предусмотрена реструктуризация государственного сектора хозяйства г.Москвы, нацеленная на сокращение общего количества принадлежащих городу государственных и муниципальных предприятий. Основные показатели деятельности унитарных предприятий приведены в приложении 3.4.
В целях повышения эффективности использования инвестиционного портфеля города будет реализован проект вывода акций московских предприятий на рынок ценных бумаг, обеспечен мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности, завершено формирование современной системы управления городскими пакетами акций.
С учетом ограниченности источников накоплений в 2001 году в городе прогнозируется умеренный рост капиталовложений (107% к уровню т.г.). В 2002 и в 2003 гг. темпы роста инвестиций в основной капитал увеличатся и составят к предыдущему году соответственно по 109%. Темпы прироста инвестиций в основной капитал производственного назначения прогнозируются в 2 раза выше, чем в фонды непроизводственного назначения.
Основной объем инвестиций в непроизводственные фонды будет осуществляться из Бюджета развития города на основе мероприятий Адресной инвестиционной программы. Проект Адресной инвестиционной программы на 2001 год дан в приложениях 9, 10, 11, 12.
Приоритеты инновационной политики в городе на 2001-2003 годы - экология, энерго- и ресурсосбережение, здравоохранение (в части развития фармацевтической базы), создание технологий для новых видов строительных материалов и пищеперерабатывающих производств, развитие систем эффективного информационного обеспечения комплексов городского управления, информатизация финансово-экономического блока с целью повышения уровня поступлений в доходную часть бюджета г. Москвы.
На поддержку инфраструктуры науки в 2001 г. будет выделено 30 млн.рублей (7,5% всех ассигнований на науку).
Политика сдерживания инфляции будет осуществляться за счет развития конкуренции и регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также финансируемые из городского бюджета, расширения практики заключения межотраслевых ценовых отношений, повышения насыщенности товарного рынка города продукцией отечественного производства. По сравнению с текущим годом (ожидаемый среднегодовой уровень инфляции 24%) в 2001 году она снизится до 15%, в 2002 г. - до 11%, в 2003 г. - до 9%.
Экономическое регулирование цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям города будет осуществляться с учетом мер, принимаемых федеральными властями и Газпромом по выравниванию стоимости тонны условного топлива по газу и углю. В настоящее время цена тонны условного топлива в Москве в 1,33 раза ниже цены тонны условного топлива по углю. Исходя из этого ожидается, что осенью т.г. цены повысятся на газ на 20%, в 2001 году - на 40%, в последующие годы повышение цен на газ ожидается на уровне инфляции.
В 2001 году прогнозируется следующие изменения тарифов на на# основные ресурсы:
(в % к 2000 г.)
|
Население |
Бюджетные организации |
Промышленность |
Электрическая энергия |
128 |
115 |
126 |
Тепловая энергия |
154 |
144 |
144 |
Водоснабжение и водоотведение |
150 |
115 |
79 |
Разные темпы роста тарифов для бюджетных организаций, промышленности и населения предусмотрены в целях ликвидации перекрестного субсидирования.
Прогнозируется, что стоимость потребляемых населением энерго- и водоресурсов увеличится с 22,4 млрд. рублей в 2000 году до 42,5 млрд. рублей в 2003 году.
При этом расходы населения в общей стоимости потребляемых ресурсов в 2000-2003 гг. составят:
|
2000 г. оценка |
2001 г. прогноз |
2002 г. прогноз |
2003 г. прогноз |
Млрд.руб. |
9,7 |
14,1 |
17,2 |
20,3 |
В % к общей стоимости услуг |
43 |
45 |
47 |
48 |
Перевозки грузов в 2000 году увеличатся в городе по сравнению с 1999 годом на 4%, однако докризисный объем грузовых перевозок будет восстановлен только к концу 2002 года. Это связано с сокращением неэффективных транспортных расходов предприятий в условиях рынка и временным снижением объемов грузоперевозок малыми и средними предприятиями после кризиса 1998 года.
В 2001-2003 гг. прогнозируется сохранение объема перевозок пассажиров, в том числе платных, на уровне 2000 г.
Прогнозные показатели деятельности городского пассажирского транспорта в 2001 году
Наименование показателей |
1999 г. отчет |
2000 г. оценка |
2001 г. прогноз |
Перевозка пассажиров всего, млрд. пасс. |
7,54 |
7,54 |
7,54 |
в т.ч. платных, млрд. пасс. |
2,78 |
2,81 |
2,81 |
Доходы всего, млрд. руб. |
4,88 |
5,69 |
6,53 |
Расходы всего, млрд. руб. |
9,03 |
11,87 |
13,87 |
С учетом введенных в текущем году новых тарифов транспортные организации за счет собственных доходов в 2001 году смогут обеспечить компенсацию только 47% затрат. В связи с этим потребность в дотациях на покрытие убытков от эксплуатации пассажирского транспорта составит 7,34 млрд.рублей. Недостающие средства на покрытие убытков предполагается получить из федерального бюджета как компенсацию выпадающих доходов города в результате предоставления льгот по оплате проезда некоторым категориям пассажиров в соответствии с федеральными законодательными и иными нормативными актами.
Осуществление намеченных на 2001 год мероприятий по охране окружающей среды позволит сократить объем сброса загрязненных сточных вод на 15 млн.куб.м к уровню 1999 года. Объем вредных веществ, выбрасываемых в окружающую атмосферу стационарными источниками загрязнения, уменьшится на 7,5 млн.тонн.
В рамках Комплексной целевой программы обеспечения радиационной безопасности населения г.Москвы будет переработано более 15 тыс.куб.м твердых и жидких радиоактивных отходов, свыше 10 тыс.куб.м отходов предусматривается захоронить на длительное хранение.
См. Комплексную программу "Обеспечение радиационной безопасности населения г. Москвы на 2001-2003 гг.", утвержденную постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2000 г. N 945
С учетом мер государственной поддержки малого бизнеса в предстоящие три года прогнозируется увеличение общего числа малых предприятий и занятых на них работников.
Ежегодный прирост произведенной малыми предприятиями продукции, работ и услуг и ежегодный прирост инвестиций в основной капитал малого бизнеса в этот период составят соответственно 8-10% и 5-6%. Налоговые поступления в целом по городу от предприятий малого предпринимательства увеличатся в 2001 году по сравнению с 1999 годом в 1,5 раза и составят, по прогнозной оценке 27,3 млрд. рублей.
Ожидаемые показатели работы предприятий малого предпринимательства даны в приложении 4.
Работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2001-2003 годах создаст условия для выполнения требований Федерального закона от 14 декабря 1992 г. N 4218-1 с изменениями, внесенными законом от 17 июня 1999 г. N 113-ФЗ, о доведении размера оплаты жилья и коммунальных услуг до уровня фактических издержек в срок до 2008 года и соблюдения установленной городскими властями максимально допустимой доли собственных расходов московских семей на оплату жилищно-коммунальных услуг от совокупного семейного дохода (2001 - 13%, 2002 - 15%, 2003 - 20%).
Планируется ежегодно принимать на баланс города около 2 млн.кв.м ведомственного жилья. С учетом ежегодного ввода нового жилья, приема ведомственного жилья и выбытия ветхого к 2003 году жилая площадь города составит 190 млн.кв.м.
Объемы ремонта жилищного фонда города к 2003 году по сравнению с 2000 годом будут увеличены в 1,4 раза. При этом ежегодно будет проводится ремонт крыш - не менее 311 тыс.кв.м; замена и модернизация лифтов - не менее 2,5 тыс.штук и замена электро-, газовых плит и водонагревателей - не менее 9 тыс. штук.
Продолжится работа по программе "Мой двор, мой подъезд". Расходы бюджета по наведению порядка в подъездах жилых домов в 2001 году по сравнению с предыдущим годом увеличатся в 2 раза, по комплексному благоустройству дворов - в 1,4 раза.
Ежегодно предусматривается ремонт до 10 млн.кв.м дорожных покрытий (10%-11% общей площади дорожного покрытия города).
В предстоящий период предусматривается увеличение темпов реконструкции и модернизации гостиничного хозяйства города с учетом требований международных стандартов. Это позволяет прогнозировать, начиная с 2001 года, заметное увеличение поступлений от гостиничных предприятий в городской бюджет.
Основные прогнозные показатели по гостиничному хозяйству города |
1999 г. факт |
2000 г. оценка |
2001 г. прогноз |
Количество гостиничных объектов в г.Москве, ед. |
166 |
160 |
157 |
Доходы всех гостиничных предприятий (млрд.руб.) |
8,0 |
8,0 |
9,35 |
Поступления в бюджет города от всех гостиниц (млрд. руб.) |
1,9 |
1,9 |
2,5 |
Социальная политика городских властей будет направлена на активное решение наиболее острых социальных проблем, повышение реальных денежных доходов населения города.
Заработная плата в городе увеличится в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 23%; в 2002 и 2003 гг. рост составит соответственно 45% и 62%, что выше ожидаемого роста потребительских цен.
В целях "подтягивания" доходов бюджетников к среднему уровню оплаты труда в Москве будут сохранены доплаты города работникам социальной сферы. Наряду с этим предусматривается рост адресных выплат неработающим пенсионерам и другим малообеспеченным группам населения в целях устранения последствий роста цен и тарифов и сохранения покупательной способности их доходов.
Среднедушевые доходы населения города в 2003 году увеличатся по сравнению с 1999 годом на 53%, однако отставание от уровня среднедушевых доходов докризисного 1997 года не будет ликвидировано полностью.
Развитие отраслей социальной сферы.
В системе образования города, начиная с 2001 года, будет осуществляться переход всех московских школ в соответствии с Национальной доктриной развития образования в России на 12-летнюю систему образования, которая включает в себя 4 года начальной школы, 6 лет обучения по обязательной учебной программе средней школы и получение профильного образования в 11 и 12 классах, которое будет частично проводиться по индивидуальным планам.
Основные показатели развития системы образования |
1999 г. факт |
2000 г. оценка |
2001 г. прогноз |
Общеобразовательные учреждения (ед.) (по состоянию на 1 сентября) - всего |
1547 |
1567 |
1587 |
в т.ч. Комитета образования |
1529 |
1546 |
1555 |
Число учащихся в общеобразовательных учреждениях (по состоянию на 1 сентября) (тыс. чел.) |
1027,7 |
1028,3 |
1032,1 |
в т.ч. Комитета образования |
1020,1 |
1013,4 |
1009,3 |
из них обучаются в первую смену (%) |
91,4 |
93,4 |
93,4 |
Дошкольные учреждения (ед.) |
2072 |
2080 |
2093 |
в т.ч. Комитета образования |
1801 |
1805 |
1812 |
Число детей в дошкольных учреждениях (тыс.чел.) |
206,8 |
208,3 |
211,2 |
в т.ч. Комитета образования |
198,7 |
199,7 |
199,6 |
В последующие два года в городе будет увеличиваться число общеобразовательных учреждений и детских дошкольных учреждений, количество которых к 2003 году составит, соответственно 1630 и 2125. Будет сокращено число учащихся в общеобразовательных школах, занимающихся во вторую смену, с 6,6% в 2000 году, до 6,0% в 2003 году.
Предусматриваются меры по выполнению в полном объеме базовых программ обязательного медицинского страхования и представлению гарантированной бесплатной медицинской помощи всем группам населения с невысокими доходами. Продолжится реализация мер по улучшению лекарственного обеспечения москвичей, получит дальнейшее развитие внедренная в 1999 году новая форма организация отпуска медикаментов льготным категориям населения через аптечные киоски территориальных поликлиник.
Прогноз обеспеченности населения города медицинским обслуживанием в 2001 году характеризуется следующими данными:
Основные показатели |
Един. измер. |
1999 г. факт |
2000 г. оценка |
2001 г. прогноз |
Количество больничных учреждений |
|
|
|
|
Всего |
учр. |
229 |
231 |
232 |
в т.ч. |
|
|
|
|
Комитет здравоохранения |
учр. |
151 |
151 |
152 |
Количество амбулаторно-поликлинических учреждений |
|
|
|
|
Всего |
учр. |
1141 |
1144 |
1147 |
в т.ч. |
|
|
|
|
Комитет здравоохранения |
учр. |
581 |
591 |
594 |
Обеспеченность: |
|
|
|
|
Больничными койками - всего |
коек на 10 тыс. жителей |
130,2 |
130,6 |
130,6 |
в т.ч. |
|
|
|
|
Комитет здравоохранения |
-"- |
95,0 |
96,1 |
97,5 |
Амбулаторно-поликлиническими учреждениями - всего по Москве |
Посещений в смену на 10 тыс. жителей |
416,6 |
421,0 |
421,0 |
в т.ч. |
|
|
|
|
Комитет здравоохранения |
-"- |
336,7 |
339,1 |
341,8 |
Врачами - всего |
тыс. чел. на 10 тыс. жителей |
88,6 |
91,0 |
93,0 |
в т.ч. |
|
|
|
|
Комитет здравоохранения |
-"- |
47,1 |
47,7 |
48,1 |
Средним медицинским персоналом - всего |
-"- |
128,0 |
129,0 |
130,0 |
в т.ч. |
|
|
|
|
Комитет здравоохранения |
-"- |
90,6 |
91,3 |
92,1 |
Домами-интернатами для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов |
мест |
18,6 |
18,6 |
18,6 |
В дальнейшем ожидается рост обеспеченности населения города больничными койками и увеличение обеспеченности граждан амбулаторно-поликлиническими учреждениями города к 2003 году до 424,4 посещений в смену на 10 тыс. жителей.
В целях развития системы социальной защиты населения города предусмотрено открыть дополнительно 25 отделений социального обслуживания на базе действующих центров, 15 новых центров социальной помощи семье и детям, 5 социальных приютов для детей и подростков, увеличить до 140 бюро медико-социальной экспертизы.
Товарооборот в Москве в 2001 году составит 839 млрд. рублей и увеличится на 20% при росте заработной платы на 23%. Физические объемы товарооборота возрастут на 5% к уровню 2000 года.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2000 года N 292 будет осуществляться комплекс мер по развитию и упорядочению рыночной торговли в г.Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2001 г. N 580-ПП постановление Правительства Москвы от 18 апреля 2000 г. N 292 признано утратившим силу
См. Правила работы рынков в г.Москве, утвержденные вышеназванным постановлением
В 2001 году предусматривается оказать платных услуг населению в объеме 174 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 103% к уровню 2000 года, в 2003 году темп роста к этому же уровню составит 111%. В целях более полного учета денежного оборота и повышения уровня собираемости налогов в сфере торговли в 2001 году предусмотрены меры по повышению на продовольственных рынках доли кассовой техники с фискальной памятью до 80% (в 1997 г. - 30%).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития г.Москвы на 2001 год приведены в приложении 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.