Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Способы, методы и механизмы управления
Для эффективного управления собственностью используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Москвы.
1. Введение критериев и оценка эффективности
Концепция предполагает введение механизмов оценки полезности объектов собственности города путем определения бюджетной и иной эффективности, установления нормативов.
Для всех видов объектов собственности вводятся нормативные параметры функционирования объекта. Основной критерий оценки - степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований.
Каждый объект московской собственности проверяется на необходимость его сохранения в собственности города. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.
Бюджетная эффективность организаций, использующих городское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля города, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего городу Москве.
Необходима разработка нормативов бюджетной эффективности для различных видов объектов собственности и нормативов затрат на содержание имущества.
Критерии и нормативы "социальной эффективности" подлежат разработке. На начальном этапе используется метод сравнительной оценки со средними значениями по отрасли (группе социально схожих объектов), территории.
Оценка эффективности использования и/или функционирования объектов, расположенных вне территории города, проводится с учетом территориальных, экономических и правовых особенностей местонахождения объекта.
2. Реорганизация унитарных предприятий (учреждений) Реструктуризация имущественных комплексов
Одним из способов управления собственностью выступает реорганизация унитарных предприятий (учреждений) и/или реструктуризация их имущественных комплексов.
Основаниями для реорганизации и/или реструктуризации могут быть:
а) достижение целей, для решения которых создавалось унитарное предприятие (учреждение);
б) несоответствие уставных целей, видов выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и/или технологических процессов изменившимся социально-экономическим условиям и/или экологическим требованиям;
в) снижение эффективности функционирования организации;
г) антимонопольные мероприятия;
д) изменение приоритетов в социально-экономическом развитии города и т.п.
Реорганизация может осуществляться:
а) в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством о приватизации;
б) путем внутренней реструктуризации имущественного комплекса и/или организационной структуры унитарного предприятия (учреждения);
в) совмещением указанных выше способов.
3. Назначение управляющих
1. Управляющий рассматривается как физическое или юридическое лицо, обладающее полномочиями по распоряжению объектами собственности города.
Управляющий может выступать в роли:
- руководителя унитарного предприятия (учреждения) - на постоянной основе;
- представителя интересов города в органах управления коммерческой организации, в уставном капитале которой есть доля (пакет акций), принадлежащая городу, - в форме периодического участия.
2. Назначение руководителей унитарных предприятий (учреждений) и представителей города в органы управления коммерческой организации осуществляется на конкурсной основе с оформлением гражданско-правового и/или трудового договора (контракта) с управляющим.
В условия конкурсного отбора включаются квалификационные требования к управляющему, программа достижения целей предприятия (учреждения) или управления пакетом акций.
3. При приватизации унитарных предприятий на переходный период до первого собрания акционеров в органы управления назначаются государственные и муниципальные служащие и представители предприятия (администрация и работники).
4. В случае необходимости назначения государственных и муниципальных служащих представителями в хозяйственные общества на весь срок нахождения пакета акций в собственности города могут вводиться штатные должности представителей с функциональными обязанностями по представлению интересов города.
5. Договор об управлении городским учреждением или предприятием заключается между управляющим и Правительством Москвы в лице уполномоченного им органа.
Договор обязательно включает требования по:
- материальной и иной ответственности за действия или бездействие управляющих унитарными предприятиями;
- налоговым поступлениям и сборам в городской бюджет;
- структуре отчетов и их периодичности (не реже одного раза в год).
Примерный договор (контракт) на управление подлежит утверждению Правительством Москвы.
Представитель города может участвовать в органах управления нескольких организаций.
4. Финансовое оздоровление
По решению Правительства Москвы может производиться финансовое оздоровление значимых для города хозяйствующих субъектов, которое может включать следующие направления:
а) предоставление субъекту финансовой, технической или интеллектуальной помощи за счет ресурсов города;
б) предоставление субъекту различных льгот;
в) изменение имущественных прав на используемое имущество города;
г) предоставление налогового и других кредитов;
д) поручительство (гарантию) города по кредитам третьего лица;
е) материальную помощь в виде бюджетных кредитов, субвенций, субсидий.
Возмездное оказание помощи может предусматривать увеличение доли города в уставном капитале коммерческой организации.
5. Льготы
Полное или частичное освобождение на определенный срок от исполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения для юридического и/или физического лица является льготой.
Льготы, связанные с уменьшением поступления средств в бюджет города Москвы, устанавливаются исключительно законом города Москвы, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Методики прогнозирования результатов предоставления льгот, потерь финансовых ресурсов города и контроля фактической эффективности достигнутых результатов их применения подлежат разработке.
6. Налоговое кредитование
Налоговое кредитование применяется городом в качестве поддержки хозяйствующего субъекта путем изменения уплаты налогов в бюджет города.
Налоговый кредит (инвестиционный налоговый кредит) предоставляется хозяйствующему субъекту на возмездной основе по ставке, устанавливаемой в порядке, определенном Правительством Москвы.
Налоговый кредит может предоставляться под залог ликвидного имущества хозяйствующего субъекта.
7. Амортизация
Одним из основных способов восстановления и пополнения собственности является накопление и использование амортизационных отчислений.
В целях эффективного управления собственностью предусматриваются:
- совершенствование методик начисления и нормативов амортизации;
- создание консолидированных амортизационных фондов с установлением порядка распределения их средств, определение формы и содержания примерного договора на совместное использование амортизационных отчислений.
8. Страхование
Городское имущество должно быть застраховано от основных рисков утраты и ущерба.
Степень участия собственника и пользователя в риске случайной гибели объекта, в эксплуатации объекта, в его содержании, в проведении текущих и капитальных ремонтов объекта и его страховании определяется условиями договора.
9. Доверительное управление
Решение о передаче государственного или муниципального имущества Москвы в доверительное управление с правом или без права залога или других форм отчуждения и распределением ответственности, с учетом статуса объектов в Реестре собственности Москвы, принимает Правительство Москвы.
Решение содержит:
а) ответственность за упущенную по вине доверительного управляющего выгоду за время управления;
б) распределение ответственности между городом и доверительным управляющим за переданное в управление имущество (риски), в том числе при возникновении убытков по сделкам залога имущества;
в) способы обеспечения обязательств;
г) структуру отчетов и их периодичность (не реже одного раза в год).
Назначение доверительного управляющего осуществляется по итогам открытого конкурса на право заключения договора управления имуществом.
Порядок и условия проведения конкурса разрабатываются органом по управлению собственностью Москвы.
Порядок и механизм контроля деятельности доверительных управляющих определяются положением, утверждаемым постановлением Правительства Москвы.
10. Концессия
Передача за вознаграждение комплекса исключительных прав (объектов интеллектуальной собственности, прав на товарные знаки, разработку недр и добычу полезных ископаемых и т.п.) осуществляется на основе договора коммерческой концессии.
Город может выступать в качестве правообладателя или пользователя договора коммерческой концессии.
Решение о заключении договора коммерческой концессии принимается Правительством Москвы и оформляется соответствующим договором.
11. Аренда
Аренда представляет собой один из механизмов управления собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом для Москвы возобновляемым источником поступлений в бюджет.
Аренда позволяет городу решить следующие задачи:
а) включить в сферу аренды все виды объектов собственности Москвы, в том числе объекты со сложной структурой - садово-парковые и имущественные комплексы, жилые и нежилые помещения и иные движимые и недвижимые объекты, и за счет этого увеличить поступления в бюджет;
б) определить границы, в которых могут действовать арендодатель и арендатор при заключении договора аренды;
в) усовершенствовать принципы установления арендной платы, увязав их с издержками и доходами собственника и арендатора; включить в расчет арендной платы за нежилые помещения арендную плату за пользование соответствующей долей земельного участка;
г) заключать договоры аренды в едином пакете с договорами о предоставлении коммунальных услуг;
д) обеспечить защиту прав и интересов инвесторов и арендаторов - гарантии в их взаимоотношениях с городом;
е) расширить сферу использования видов и объектов аренды: для размещения рекламы, сезонного использования земли общего пользования, парковки и временных стоянок, почасовой аренды; объектов недвижимости в жилищной сфере, участков земли, обеспечивающих возможность коммерческого использования объектов, расположенных на воде.
Вводятся договоры аренды земельных участков под застройку с детализацией механизмов взаимодействия арендатора и города и определением способа использования построенного объекта по завершении договора аренды.
Конкретные особенности прав арендатора по владению, пользованию и распоряжению арендованным объектом определяются видом договора аренды, особенностями вида арендованных объектов и фиксируются индивидуально в каждом договоре аренды.
Заключение, продление или расторжение договоров аренды объектов торговли, бытового обслуживания, иных социально значимых объектов, участков земли под них производятся по согласованию с соответствующими органами власти.
Город в своей хозяйственной деятельности может арендовать имущество, находящееся в иной собственности.
12. Передача собственности Москвы в безвозмездное пользование
При передаче объектов в безвозмездное пользование определяются целевое назначение объекта, сроки и условия договора безвозмездного пользования, в том числе порядок оплаты коммунальных услуг и текущих расходов по эксплуатации.
Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы утверждаются: перечень имущества, организаций или физических лиц, которым передается имущество в безвозмездное пользование, переоформление права аренды в право безвозмездного пользования, сроки договора и оценка потерь бюджета.
По окончании договора безвозмездного пользования решение о дальнейшем использовании имущества принимает собственник.
13. Приватизация
Приватизация выступает в качестве средства изменения формы собственности и формирования эффективного хозяйствующего субъекта.
Указанная задача решается путем реорганизации предприятия, формирования объекта приватизации и изъятия "лишнего" имущества, управления материальными и нематериальными активами - долями (пакетами акций).
Принятие решений о приватизации предприятий производится по индивидуальным схемам, предусматривающим перевод предприятий из "режима выживания" в "режим развития", путем:
а) изменения формы собственности и организационно-правовой формы предприятий;
б) отчуждения городом имущественных объектов;
в) реорганизации имущественных комплексов предприятий и модернизации производств;
г) проведения предпродажной подготовки объектов приватизации;
д) долгосрочного инвестирования предприятий;
е) изменения размеров и сроков закрепления пакетов акций в собственности города;
ж) определения формы продажи пакетов акций.
Решение о приватизации включает в себя анализ финансово-экономического и фактического состояния объекта приватизации, четкое видение судьбы конкретного предприятия, его места в хозяйственной жизни с учетом стратегии развития города.
Мэр ежегодно вносит на утверждение городской Думы отчет о выполнении программы приватизации и проект программы приватизации на очередной год.
Приватизация объектов жилищного фонда проводится на безвозмездной основе, носит внеэкономический, социальный характер и регулируется законодательством Российской Федерации и Москвы.
Приватизация объектов торговли, бытового обслуживания, иных социально значимых объектов проводится по согласованию с соответствующими органами власти. Договор о приватизации социально значимого объекта допускает изменение его профиля только по согласованию с соответствующими органами власти. В случае смены собственника объекта указанные ограничения сохраняются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.