Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Управление отдельными видами собственности
1. Управление государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями
1. Создание организаций в форме государственного или муниципального унитарного предприятия (учреждения) (далее - унитарное предприятие (учреждение) осуществляется в случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Унитарные учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
2. Унитарные предприятия создаются для:
а) производства отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте или обеспечивающих безопасность города;
б) использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения техногенной, экологической или иной безопасности города, обеспечения функционирования транспорта, реализации иных стратегических интересов;
в) решения социальных задач по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;
г) осуществления установленных законом дотируемых видов деятельности, в том числе ведения социально необходимых убыточных производств;
д) обеспечения стабильного функционирования городской инфраструктуры, а также рынка основных потребительских товаров, ресурсов и услуг;
е) эксклюзивных научно-технических разработок и ведения на их базе инновационной деятельности, производства уникальных видов продукции, работ и услуг;
ж) производства отдельных высокоприбыльных видов продукции (изъятие ренты);
з) иных целей, определенных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
3. При принятии решения о создании унитарного предприятия (учреждения):
а) определяются цели и задачи унитарного предприятия (учреждения), имущественный комплекс, необходимый и достаточный для выполнения уставных целей;
б) определяется и оценивается местоположение унитарного предприятия (учреждения), обеспеченность и возможности развития территории и инфраструктуры, экологическая обстановка и т.п.;
в) утверждается периодичность отчета и номенклатура отчетных данных;
г) для унитарных предприятий устанавливается порядок отчисления части прибыли, направляемой в бюджет города, от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий;
д) формулируются полномочия унитарного предприятия (учреждения) и собственника по распоряжению имуществом, переданным в хозяйственное ведение, оперативное управление; количественные критерии эффективности функционирования унитарного предприятия (учреждения); требования к управляющему и критерии оценки его деятельности.
Интересы города и способы его влияния на хозяйственную деятельность унитарного предприятия (учреждения) отражаются в уставе (положении) и контракте с управляющим.
4. Управление унитарными предприятиями (учреждениями), находящимися в собственности города, включает:
а) оптимизацию структуры и количества государственных и муниципальных унитарных предприятий (учреждений);
б) ежегодную разработку прогнозных показателей развития городских предприятий;
в) мониторинг результатов уставной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на основе данных статистического учета;
г) проведение сравнительного анализа и оценки эффективности деятельности (функционирования) унитарных предприятий (учреждений) в отраслевом и территориальном разрезе;
д) контроль сохранности, реновации и целевого использования имущества, переданного унитарным предприятиям в хозяйственное ведение, унитарным учреждениям в оперативное управление;
е) контроль за тарифами на услуги унитарных предприятий (учреждений) физическим и юридическим лицам;
ж) оценку деятельности управляющих;
з) ежегодный отчет управляющего на отраслевой (территориальной) балансовой комиссии по принадлежности;
и) ежегодный комплексный отчет системы унитарных предприятий (учреждений) по результатам финансово-хозяйственной деятельности, вносимый в Московскую городскую Думу в качестве приложения к проекту закона города Москвы об отчете об исполнении бюджета Москвы за прошедший финансовый год;
к) принятие решений о внесении изменений в учредительные документы, в контракт с управляющим; о проведении внутренней и внешней реструктуризации, реформировании и/или реорганизации унитарного предприятия (учреждения); о смене управляющего.
5. В сфере управления унитарными учреждениями определяются возможности ведения учреждениями предпринимательской деятельности.
Критерии и процедуры (порядок) осуществления предпринимательской деятельности унитарными учреждениями подлежат разработке.
6. Для повышения эффективности использования имущества созданными ранее городскими унитарными предприятиями (учреждениями):
- пересматриваются цели и задачи, вносятся изменения в учредительные документы;
- заключается контракт с управляющим;
- анализируется состав имущественного комплекса на необходимость и достаточность для выполнения поставленных задач.
В случае необходимости принимается решение о реорганизации (реструктуризации имущественного комплекса) или ликвидации унитарного предприятия (учреждения).
7. Орган по управлению собственностью Москвы:
а) наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к собственности города Москвы;
б) согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий;
в) определяет доли города в прибыли и в инвестициях из прибыли в денежном выражении;
г) ведет реестр унитарных предприятий;
д) решает вопросы реорганизации унитарных предприятий;
е) осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;
ж) утверждает уставы унитарных предприятий;
з) назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
и) заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями унитарных предприятий.
2. Городская казна
О Концепции Закона г. Москвы "О городской казне" см. постановление Правительства Москвы от 19 июня 2001 г. N 533-ПП
1. Средства городского бюджета и иное имущество города, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют городскую казну Москвы, которая служит средством обеспечения обязательств города, в том числе по внешним заимствованиям.
Порядок формирования и функционирования казны подлежит разработке.
2. Управление казной реализуется по отдельным составляющим казны - управление бюджетом, управление пакетами акций и долями города и т.п., а также всей казной в целом.
Право распоряжения собственностью, учтенной в казне, принадлежит Правительству Москвы и осуществляется посредством органов, уполномоченных распоряжаться соответствующим имуществом.
Передачу имущества казны государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, а также внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляет орган по управлению имуществом Москвы.
3. Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу Москве
1. Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу Москве, предполагает использование пакета:
- в качестве средства управления, обеспечивающего право на участие в органах управления и воздействие на хозяйствующий субъект;
- как самостоятельного объекта управления, обеспечивающего получение доходов непосредственно от ценной бумаги.
По каждому пакету акций определяются:
- инвентаризационная стоимость по рыночной оценке чистых активов;
- цели владения акциями;
- социальная значимость;
- управляющий, его полномочия и задачи;
- соотношение долей прибыли, направляемых на развитие предприятия и на дивиденды.
2. Осуществляется классификация хозяйственных обществ по количественным и качественным показателям, в том числе:
а) по целям, которые преследует город в деятельности хозяйственных обществ:
- стратегическое значение для обеспечения городских программ (инфраструктура, экологическая и социальная безопасность и т.п.);
- естественные монополии;
- реализация перспективных проектов;
б) по возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ и последующей оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города ("решающий" и "блокирующий" пакеты, "Золотая акция");
в) по финансовому состоянию организации, в которой участвует город Москва, и возможности получения дохода (дивидендов);
г) по степени ликвидности акций;
д) по целесообразности приобретения пакета акций в случае дополнительной эмиссии;
е) по отраслевой принадлежности организаций.
3. В отношении организаций, которые не могут полностью контролироваться городом, определяется соотношение потенциальной доходности компании и возможности ее участия в решении общегородских задач.
4. Реестр пакетов акций и имущественных долей, принадлежащих городу Москве, входит в реестр собственности города Москвы.
4. Управление нематериальными активами
Управление интеллектуальной собственностью и другими видами нематериальных активов требует разработки законодательных нормативных актов города Москвы и Российской Федерации.
Перед органами власти города стоят задачи:
- поиск, восстановление учета интеллектуальной собственности и других нематериальных активов, созданных за счет городского бюджета, и регистрация прав на нее;
- создание нормативной базы для учета интеллектуальной собственности.
5. Управление земельными ресурсами
1. Земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества, и как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.
2. Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов города, вовлечение земельных участков в гражданский оборот в соответствии с Генеральным планом развития Москвы на основе:
а) возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
б) формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;
в) разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения земельного участка;
г) наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
д) создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;
е) определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;
ж) определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т.п.);
з) проведения кадастровой оценки земель.
3. Земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них.
4. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.
6. Управление недвижимостью
1. Управление объектами недвижимости, принадлежащими городу, предполагает передачу их в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду в различных формах, приватизацию, куплю-продажу, в том числе с рассрочкой платежа и т.п.
Управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения и/или их части, зеленые насаждения и пр., составные части которого могут принадлежать разным владельцам.
Комплекс представляет собой самостоятельный объект учета.
2. Для каждого объекта управления устанавливаются границы земельного участка, формируется перечень отнесенных к нему объектов недвижимости с их кадастровыми характеристиками, обременения и сервитуты, наложенные на объект в целом и его составные части, геоподоснова земельного участка, целевое назначение (разрешенное пользование) объекта в целом и его составных частей, определяется управляющий (управляющая компания).
Объект управления может использоваться как для предпринимательской деятельности, так и для решения социальных задач.
3. Отдельные части объекта управления могут принадлежать различным собственникам и использоваться различными пользователями. Эта особенность ставит специфическую задачу - организацию целевого использования, технической эксплуатации, своевременного восстановления и реновации составляющего объект имущества как целого.
Хозяйственный оборот частей объекта недвижимости и/или прав на него должен происходить вместе с соответствующей долей в праве на земельный участок и общее долевое имущество объекта.
4. Органы городской администрации и/или управляющий консолидируют пользователей объекта управления для эффективного использования, восстановления и реновации общей собственности.
7. Управление объектами недвижимости в жилищной сфере
Специфика жилищного фонда практически исключает правомочия владения и пользования им из круга прав города как собственника. Владение и/или пользование осуществляются отдельными физическими и юридическими лицами на договорной основе.
Основными целями управления недвижимостью в жилищной сфере являются получение социального и коммерческого эффекта от обеспечения жителей города жилыми помещениями, сохранение и восстановление жилищного фонда.
Коммерческое использование недвижимости в жилищной сфере предполагает передачу жилых помещений по договорам найма, аренды, аренды с правом выкупа, купли-продажи, в том числе и с рассрочкой платежа, и т.п., создание "доходных домов".
Задачей управления является снижение издержек на содержание, эксплуатацию и реновацию объектов недвижимости в жилищной сфере на основе Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городе Москве. Разработка указанной Концепции является самостоятельной задачей.
Путем коммерческого использования городского жилищного фонда происходит перенесение бремени собственника по содержанию имущества на пользователя.
Организация работ по обеспечению содержания, восстановления, эксплуатации домовладения как объекта управления и единого комплекса недвижимости возлагается на управляющего, определяемого, как правило, по конкурсу.
Органы власти города в лице уполномоченного органа осуществляют правомочия собственника находящихся у города помещений и общей долевой собственности домовладения. Они же содействуют организации сообщества собственников домовладения и до формирования соответствующей организации выступают в роли представителя домовладения.
Объединение домовладельцев может выступать в качестве управляющего.
Органы власти города обеспечивают надзор за эксплуатацией и ремонтом домовладений, целевым использованием жилищного фонда.
Вопросы социального использования жилищного фонда в настоящей Концепции не рассматриваются.
8. Управление собственностью, расположенной за пределами города
Москва обладает собственностью на территории других субъектов Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Права города на объекты собственности, расположенные вне территории города, регистрируются на соответствующей территории, оцениваются с учетом конъюнктуры рынка и особенностей законодательства местонахождения объектов и учитываются в отдельном реестре единой системы учета городской собственности.
Управление объектами собственности, расположенными вне территории города, осуществляется с учетом местного законодательства, территориальных, экономических и правовых особенностей местонахождения объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.