Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 21 ноября 2000 г. N 917
Концепция
повышения эффективности использования земельных участков, занятых промышленными предприятиями (организациями) оборонно-промышленного комплекса (ОПК), расположенными на территории г.Москвы
1. Общие положения
1. Настоящая концепция разработана во исполнение постановлений Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 8 февраля 2000 года N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса", в целях реализации комплексного подхода к оздоровлению и стабилизации финансово-экономического положения оборонных предприятий, включения в общегородской хозяйственный оборот занимаемых ими земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества, не связанных с обеспечением обороноспособности государства, для оптимизации процесса размещения на территории города производств и повышения эффективности использования городских земельных ресурсов.
2. Настоящая концепция является составной частью Московской программы поддержки оборонных предприятий.
Предметом регулирования в соответствии с настоящей концепцией являются земельные отношения, возникающие между собственником земельных участков городом Москвой и предприятиями (организациями) (далее - предприятия) оборонно-промышленного комплекса, расположенными в г.Москве, в части осуществления мероприятий по повышению эффективности использования промышленных земель города через повышение экономической отдачи от хозяйствующих субъектов, связанных с занимаемыми территориями.
3. Выделение предприятий ОПК в особый вид хозяйствующих субъектов и, как следствие, специально регулируемый вид субъектов земельных отношений, связано с дополнительными ограничениями, которые накладываются на право распоряжения основными средствами этих субъектов, определяемыми стратегическими интересами безопасности государства.
Право пользования и распоряжения земельными участками предприятиями ОПК неразрывно связано с исполнением их государственных оборонных функций, а потому не может быть предметом свободного оборота до завершения уточнения (ревизии) федеральных программ производства вооружений и военной техники (ВВТ), инвентаризации имущества, интеллектуальной собственности и критически важных технологий, которые должны быть осуществлены во исполнение новой военной доктрины и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
По различным, в том числе объективным, причинам уточнение разделения юридических лиц на относимые и не относимые к текущему составу ОПК не завершено. По действующему положению отнесение юридических лиц к текущему составу оборонных агентств или иных федеральных уполномоченных отраслевых органов касается только тех предприятий, на которых в текущий период размещается государственный оборонный заказ. Тем не менее имеется определенное количество промышленных юридических лиц, владеющих важными для государства технологиями и интеллектуальной собственностью, имеющих мобилизационные мощности промышленного назначения или имеющих лицензии на производство ВВТ, но по каким-либо причинам в настоящий момент не включенных в текущий состав ОПК. Классификация предприятий ОПК будет завершена не ранее завершения вышеупомянутых федеральных программ, а также после уточнения (и начала реализации) федеральной целевой программы реформирования, реструктуризации и конверсии оборонной промышленности, на что может потребоваться срок до нескольких лет.
Дополнительные проблемы возникают в связи с противоречивостью земельного законодательства Российской Федерации и неопределенностью сроков завершения его полной разработки.
Таким образом, настоящая концепция повышения эффективности использования земельных участков города Москвы, занимаемых предприятиями (организациями) ОПК, носит переходный характер и подлежит пересмотру по мере совершенствования законодательства Российской Федерации в области земельных отношений и государственного оборонного заказа.
4. Критерии отнесения юридических лиц к предприятиям ОПК г.Москвы определены Положением о предприятиях - участниках Московской программы поддержки оборонных предприятий, утвержденным первым заместителем Премьера Правительства Москвы Шанцевым В.П. во исполнение постановления Правительства Москвы от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве".
В соответствии с Положением к предприятиям ОПК относятся: предприятия дореформенного периода, входившие в состав оборонных министерств СССР; предприятия, находившиеся в ведении федеральных отраслевых органов управления дореформенного периода; предприятия, имеющие мобилизационные мощности промышленного назначения или лицензии на производство ВВТ, но не учитывающиеся по каким-либо причинам в текущем составе, а также выделенные из дореформенных оборонных предприятий самостоятельные подразделения, не учитывающиеся на настоящий момент при распределении оборонного заказа, которым тем не менее переданы основные средства или технологические линии военного назначения.
В настоящее время в Москве зарегистрировано 596 хозяйствующих субъектов, относимых к предприятиям ОПК. Из них 423 юридических лица учтены в текущем составе оборонной промышленности и 173 выбыли из него по различным причинам. Из состава хозяйствующих субъектов ОПК Москвы в дореформенный период существовали как самостоятельные предприятия 469 лиц - 265 государственных унитарных предприятий и 204 открытых акционерных общества (в той или иной степени утратили непосредственные связи с оборонным заказом 95 предприятий).
Дореформенные предприятия получили в пользование земельные участки при регистрации в качестве унитарных предприятий или в результате приватизации имущественного комплекса. В соответствии с принятой в настоящее время государственной политикой по регулированию земельных отношений и эффективности землепользования рассматриваемые в рамках настоящей концепции земельные участки относятся в основном к используемым недостаточно эффективно.
5. Существующий в настоящее время в г.Москве установленный порядок приобретения и переуступки прав, связанных с земельными участками, практически не позволяет хозяйствующим субъектам, являющимся историческими пользователями земельных территорий, полноценно вступать в хозяйственные отношения, приводя к экономически неоправданным затратам. Действующий порядок практически не позволяет адекватно оценивать стоимость самого земельного участка без привязки к находящемуся на нем имущественному комплексу, особенно при изменении разрешенного вида использования с промышленного на коммерческий.
2. Цели, мероприятия и приоритеты концепции повышения эффективности использования земельных участков города Москвы, занимаемых предприятиями (организациями) ОПК
1. Целью концепции является формирование условий и создание механизмов для увеличения суммы бюджетных поступлений от хозяйствующих субъектов, связанных с земельными участками, пользователями которых в настоящее время являются предприятия ОПК г.Москвы, в период осуществления Московской программы поддержки оборонных предприятий при безусловном приоритетном обеспечении интересов безопасности государства в области обороны.
2. Для достижения целей концепции осуществляются следующие комплексные мероприятия:
2.1. Возмездное отчуждение земельных участков, пользователями которых в настоящее время являются предприятия ОПК, в случае если новый пользователь будет обеспечивать более высокую экономическую отдачу с единицы земельной площади в пользу города Москвы и городского хозяйства.
2.2. Подготовка, согласование и сопровождение комплексных программ на предприятиях ОПК по улучшению, обновлению, созданию основных средств или совершенствование их структуры, или в отдельных случаях - снижение бремени по их содержанию за счет получаемого возмездного возмещения, передаваемого инвесторами при отчуждении земельных участков.
2.3. Применение в установленном законодательством порядке пониженных ставок исчисления платежей, связанных с землей, в рамках комплексных договоров с предприятиями - участниками Московской программы поддержки оборонных предприятий как при отчуждении (высвобождении) земельных участков, так и в иных случаях, если в определенные сроки суммарные поступления от такого предприятия в пользу города увеличиваются.
2.4. Иные мероприятия, соответствующие целям концепции.
3. Основным и безусловным приоритетом в рамках настоящей концепции является обеспечение защиты обороноспособности страны при реализации любых мероприятий, программ и планов, связанных с имуществом или имущественными отношениями предприятий ОПК.
В процессе реализации мероприятий для достижения целей концепции приоритетными являются:
3.1. Возмездное отчуждение перед безвозмездным.
3.2. Определение инвестора на конкурсной основе перед заключением инвестиционного контракта.
3.3. Использование средств по п.3.2 в качестве целевого финансирования, предназначенного для улучшения структуры основных фондов, приводящее к повышению стоимости собственного капитала предприятия ОПК, перед мероприятиями, приводящими к снижению бремени по содержанию имущественно-земельного комплекса.
3.4. Направление средств по п.3.2 в качестве целевого финансирования, предназначенного для погашения задолженностей прошлых периодов перед городом и городским хозяйством, связанных с содержанием имущественно-земельного комплекса, перед мероприятиями, связанными с уменьшением текущих платежей.
3.5. Отчуждение земельных участков непроизводственного или вспомогательного назначения перед участками, на которых размещен единый промышленно-технологический комплекс.
3.6. Отчуждение земельных участков для перебазирования иных производств и предприятий из наиболее ценных экономических зон города перед иным способом использования высвобождаемого участка при равном размещении.
3.7. Мероприятия, приводящие к сохранению или увеличению финансового потока, непосредственно связанного с земельными платежами, перед мероприятиями, приводящими к увеличению иных видов финансовых потоков в пользу города.
3. Объекты и субъекты имущественно-земельных отношений в рамках концепции
1. Объектами земельных и иных имущественных отношений при реализации мероприятий в соответствии с настоящей концепцией могут выступать:
- право собственности на имущественный комплекс;
- право собственности на объект незавершенного строительства;
- вещные и иные права на земельный участок.
Реализация вышеперечисленных прав производится в соответствии с действующим законодательством посредством:
- сделок с имущественным комплексом или объектом незавершенного строительства;
- выкупа права на заключение договора аренды земельного участка;
- выкупа права на совершение сделок с арендными правами;
- последующих сделок с арендными правами, включая передачу прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам;
- иных не противоречащих действующему законодательству сделок.
2. Субъектами земельных и иных имущественных отношений при реализации мероприятий в соответствии с настоящей концепцией выступают:
- инвесторы и иные потенциальные пользователи земельных участков - юридические лица, в том числе органы государственной власти и управления, к которым на тех или иных условиях переходят права и обязанности, связанные с земельными участками;
- предприятия ОПК г.Москвы - юридические лица или их самостоятельные подразделения, зарегистрированные на территории г.Москвы;
- собственник земельных участков - субъект Российской Федерации город Москва в лице городской администрации;
- функциональный орган городской администрации по обеспечению экономико-правового регулирования земельных отношений в г.Москве - Московский земельный комитет;
- отраслевой орган городской администрации - Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- федеральный отраслевой орган исполнительной власти - российские агентства по оборонным отраслям промышленности и иные уполномоченные органы государственной власти, в ведении которых находятся предприятия ОПК;
- собственник имущества государственных унитарных предприятий или акций приватизированных предприятий, приватизация которых не завершена, - Министерство имущественных отношений Российской Федерации;
- государственный заказчик оборонного заказа - Министерство обороны Российской Федерации.
4. Основные принципы экономического механизма повышения эффективности использования земельных участков города Москвы, занимаемых предприятиями (организациями) ОПК
1. Повышение эффективности использования земельных участков предприятий ОПК осуществляется путем индивидуальных мероприятий по конкретному предприятию ОПК или его земельному участку.
2. Предприятия ОПК, заключившие комплексный договор с Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, и получившие статус предприятия - участника Московской программы поддержки оборонных предприятий, имеют право на применение ставок арендной платы, устанавливаемых в особом порядке в соответствии с действующим законодательством на период участия в программе. Высвобождаемые средства должны использоваться в следующем приоритетном порядке:
Об утверждении категорий арендаторов, которым арендная плата устанавливается в особом порядке на второе полугодие 2002 г. для вновь заключаемых договоров аренды и на 2003 г. см. постановление Правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 791-ПП
- погашение задолженностей предыдущих периодов по обязательным платежам и сборам;
- восстановление текущей платежеспособности предприятия по обязательным платежам и сборам;
- улучшение состояния имущественно-земельного комплекса, в том числе путем финансирования мероприятий по снижению текущих затрат на его содержание.
3. Повышение эффективности использования земельных участков предприятий ОПК путем изменения разрешенного вида использования с промышленного на коммерческий, осуществляемого в нижеследующем порядке.
Предприятие ОПК, являющееся пользователем земельного участка и имеющее намерение произвести его отчуждение в пользу третьих лиц, подает заявку в отраслевой орган городской администрации в лице Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, который на основании предварительной экспертизы выдает заключение о целесообразности проведения таких мероприятий.
Осуществляется разработка инвестиционного проекта, ориентированного на достижение максимального экономического эффекта от изменения режима использования участка с учетом отраслевых ограничений. В рамках единого мероприятия допускается многосторонняя сделка с участием нескольких промышленных предприятий, если первоначально отчуждаемый участок используется для размещения производственно-технологического комплекса иного предприятия, в свою очередь высвобождающего земельный участок на возмездных условиях.
Производится определение инвестиционных условий (целевого финансирования) в пользу прежнего пользователя земельного участка и расчет стоимости прав, связанных с осуществлением полного комплекса мероприятий, включая изменение режима использования земельного участка.
Исходя из прогнозируемой суммы целевого финансирования, предприятие ОПК совместно с Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, готовит целевую программу, ориентированную на улучшение состояния основных средств предприятия, в том числе интеллектуальной собственности и иных нематериальных активов, включая проведение или завершение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые также приравниваются к улучшению состояния основных фондов. Подготовленная программа с приложением, в случае необходимости, результатов инвентаризации предприятия согласовывается с федеральными отраслевыми органами государственного управления, а также с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и основными государственными заказчиками в пределах их компетенции.
4. Целевое финансирование может осуществляться путем передачи денежных средств или иного имущества, в том числе ценных бумаг, а также путем поставки товаров, работ или услуг, необходимых для осуществления мероприятий целевого характера в рамках целевых мероприятий, осуществляемых на предприятии ОПК. Любое изменение порядка финансирования подлежит обязательному согласованию с отраслевым органом в лице Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
5. После окончательного перехода всех прав на земельный участок к инвестору, не относимому к предприятиям ОПК г.Москвы, и завершения расчетов регулирование земельных отношений нового пользователя производится в общем порядке.
5. Организационно-правовое обеспечение концепции
1. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2000 года N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса" исполнителями концепции являются Московский земельный комитет в части регулирования земельных отношений и Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, в части отраслевого регулирования.
2. Настоящая концепция регулирует порядок взаимодействия городской администрации с предприятиями (организациями) ОПК на период завершения разработки соответствующего законодательства Российской Федерации и соответственно законодательства Москвы как субъекта Российской Федерации в области управления государственной собственностью, оборонного заказа и земельных отношений. По мере совершенствования законодательства настоящая концепция подлежит уточнению.
3. В целях согласования государственных интересов органов власти и управления Российской Федерации и органов городской администрации Москвы, отвечающих за земельно-имущественные отношения, а также сокращение сроков подготовки документации, организационно-правовая схема реализации настоящей концепции может быть уточнена по итогам проведения практических мероприятий.
4. Внесение предложений на рассмотрение Мэра Москвы, Правительства Москвы, Премьера Правительства Москвы или его заместителей в соответствии с их компетенцией по уточнению организационно-правовой схемы, в том числе по привлечению к выполнению работ специализированной организации, осуществляется Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, как отраслевым органом в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
5. Основные исполнители настоящей концепции в лице Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, и Московского земельного комитета по итогам проведения эксперимента во исполнение постановления Правительства Москвы от 8 февраля 2000 г. N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса" завершают разработку и представляют на утверждение в установленном порядке проекты нормативных документов, необходимых для реализации положений концепции.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2000 г. N 917 "Об утверждении концепции повышения эффективности использования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.