г. Иркутск |
|
27 июня 2014 г. |
N А19-15690/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" Ляликиной А.А. (доверенность N 12-И ль 30.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года по делу N А19-15690/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Басаев Д.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ОГРН 1023801428111, ИНН 3807002509, место нахождения: 129626, г. Москва, ул. Новоалексеевская, д. 13, стр. 1, далее - страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35, далее - фонд) в лице Городского филиала N 5 о признании незаконным решения от 13.09.2013 N 38ос/с/р в части непринятия к зачету 1 683 413 рублей 24 копеек расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2014 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, к выплатам (государственным социальным пособиям), осуществляемым за счет средств Фонда социального страхования РФ (федеральные средства), может применяться только тот районный коэффициент, который установлен на федеральном уровне для г. Иркутска в размере 1,20.
Кроме того, фонд считает взыскание с него расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции неправомерным, поскольку государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направил, заявил о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Участвующий в судебном заседании представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена плановая выездная проверка страхователя по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проведения проверки фондом установлено неправомерное применение филиалом общества районного коэффициента 1,3 при начислении единовременных пособий при рождении ребенка, социальных пособий на погребение, ежемесячных пособий по уходу за ребенком, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 20.08.2013 N 84-ос/с/р.
Решением от 13.09.2013 N 38ос/с/р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователю отказано в принятии к зачету расходов в сумме 2 116 529 рублей 79 копеек.
Не согласившись с решением от 13.09.2013 N 38ос/с/р в части непринятия расходов в сумме 1 683 413 рублей 24 копейки, общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из правомерности применения обществом коэффициента 1,3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию, поскольку выравнивающий районный коэффициент в таком размере для территорий Иркутской области, в том числе для города Иркутска, установлен с 01.01.1993 постановлением Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области". Судами отклонены как несостоятельные доводы фонда о том, что работодатель в случае применения им районного коэффициента 1,3 должен за счет собственных средств производить выплату страхового обеспечения в сумме, составляющей разницу между коэффициентом 1,2 и коэффициентом 1,3.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными.
В силу статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено было право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории районов и городов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации, г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского района, где установлен коэффициент 1,6, г. Братска, Братского района, где установлен коэффициент 1,4) установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.
Законность указанного нормативного акта была предметом проверки в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N 66-Г08-1, оспариваемые положения постановления от 28.01.1993 N 9 признаны непротиворечащими федеральному закону.
При таком правовом регулировании в данном случае суды пришли к обоснованному выводу, что при начислении в 2010-2012 годах выплат по обязательному социальному страхованию в сумме 1 683 413 рублей 24 копейки, в том числе: единовременных пособий при рождении ребенка в сумме 1 171 539 рублей 92 копейки, социальных пособий на погребение в сумме 42 406 рублей 12 копеек, ежемесячных пособий по уходу за ребенком в сумме 382 350 рублей 88 копеек, пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам в сумме 61 695 рублей 80 копеек, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в сумме 25 420 рублей 52 копейки, общество, руководствуясь нормативным правовым актом Иркутской области, правомерно применяло районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Довод фонда о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств Фонда социального страхования России, являющихся федеральной собственностью, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку, исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием коэффициента 1,3, формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Следовательно, общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, что фондом не оспаривается, соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, основаны на неправильном применении фондом вышеприведенных норм материального права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2013 года по делу N А19-15690/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законность указанного нормативного акта была предметом проверки в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N 66-Г08-1, оспариваемые положения постановления от 28.01.1993 N 9 признаны непротиворечащими федеральному закону.
...
Довод фонда о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств Фонда социального страхования России, являющихся федеральной собственностью, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку, исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием коэффициента 1,3, формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2014 г. N Ф02-2651/14 по делу N А19-15690/2013
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2651/14
17.03.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-276/14
23.01.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-276/14
17.12.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15690/13