г. Иркутск |
|
07 июля 2014 г. |
N А78-7100/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю - Макаровой Светланы Петровны (доверенность от 25.04.2014 N 16). Осиповой Анны Олеговны (доверенность от 09.01.2014 N 5),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИКСИОН" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 октября 2013 года по делу N А78-7100/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Полимедиа-Сибирь" (г. Новосибирск, ОГРН: 1055402027559, далее - ООО "Полимедиа-Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, административный орган) с заявлением об оспаривании решения от 14.08.2013 по результатам рассмотрения жалоб N N 224, 232 по проведению открытого аукциона в электронной форме на поставку интерактивных комплексов (реестровый N 0191200000613002827) и предписания от 14.08.2013 по результатам рассмотрения жалоб NN 224, 232.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное учреждение "Центр материально-технического обеспечения образовательных учреждений Забайкальского края", Департамент государственных закупок Забайкальского края (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "ИКСИОН" (далее - ООО "ИКСИОН") и общество с ограниченной ответственностью "Инфологика ЛТД" (далее - ООО "Инфологика ЛТД").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 октября 2013 года требования ООО "Полимедиа-Сибирь" удовлетворены частично. Решение Забайкальского УФАС России от 14.08.2013 по рассмотрению жалоб N N 224, 232 о нарушении законодательства при размещении заказа в части пунктов 3 и 4 признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предписание Забайкальского УФАС России от 14.08.2013 по рассмотрению жалоб N N 224, 232 о нарушении законодательства при размещении заказа признано недействительным как несоответствующее Закону о размещении заказов.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2014 года решение суда от 4 октября 2013 года в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ИКСИОН" ставит вопрос об отмене судебных актов по делу в связи с неправильным применением Закона о размещении заказов в части признания недействительным предписания Забайкальского УФАС России от 14.08.2013; просит принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Забайкальское УФАС России согласно с доводами кассационной жалобы ООО "ИКСИОН", поскольку Управлением положения статьи 60 Закона о размещении заказов не нарушены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Забайкальского УФАС России считают, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признании недействительным предписания, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене полностью.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 20.05.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, 05.07.2013 уполномоченным органом - Департаментом на официальном сайте было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку интерактивных комплексов (реестровый N 0191200000613002827). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 4814 328,00 рублей.
Согласно протоколу N 2/2832-ЭА подведения итогов участия в открытом аукционе в электронной форме (номер извещения 0191200000613002827) от 05.08.2013 победителем открытого аукциона признано ООО "Полимедиа-Сибирь" как предложившее наиболее низкую цену контракта - 31 332 891,96 рублей, и заявка на участие в открытом аукционе которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме 0191200000613002827 был размещен на электронной площадке 05.08.2013; 08.08.2013 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "ИКСИОН" на действия уполномоченного органа по размещению протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме ранее установленной Законом о размещении заказов срока; жалоба принята 08.08.2013.
13.08.2013 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Инфологика ЛТД" на действия аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок участников размещения заказа на поставку интерактивных комплексов (реестровый N 0191200000613002827), в которой указано, что первая часть заявки победителя аукциона ООО "Полимедиа-Сибирь" не соответствовала требованиям аукционной документации; жалоба принята 13.08.2013.
Жалоба ООО "ИКСИОН" размещена на официальном сайте 08.08.2013 в 05 часов 37 минут московского времени.
Забайкальское УФАС России рассмотрение жалобы ООО "Инфологика ЛТД" совместило с рассмотрением жалобы ООО "ИКСИОН" - 14.08.2013 на 15 часов 15 минут (местного времени), о чем на официальном сайте 14.08.2013 в 02 часов 43 минуты московского времени была размещена соответствующая информация; размещение заказа на поставку интерактивных комплексов было приостановлено.
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб N N 224, 232 о нарушении законодательства при размещении заказа 14.08.2013 решила признать жалобу ООО "ИКСИОН" обоснованной (пункт 1); признать уполномоченный орган - Департамент нарушившим часть 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов (пункт 2); признать жалобу ООО"Инфологика ЛТД" обоснованной (пункт 3); поскольку в ходе рассмотрения жалобы установлено представление победителем аукциона недостоверных сведений в части размера активной области экрана и состава коллекции - количества интерактивных заданий для начальной школы по русскому языку, решила выдать членам аукционной комиссии уполномоченного органа предписание об отмене составленных в ходе размещения заказа протоколов и рассмотрении поступивших заявок участников размещения заказа с учетом выявленных нарушений (пункт 4).
14.08.2013 комиссией Забайкальского УФАС России по результатам рассмотрения жалоб ООО "ИКСИОН" и ООО "Инфологика ЛТД" выдано предписание об отмене составленных в ходе размещения заказа протоколов рассмотрения первых, вторых частей заявок, протокола аукциона и рассмотрении заявок участников размещения заказа повторно с учетом выявленных нарушений.
По заявлению победителя торгов ООО "Полимедиа-Сибирь" судом были удовлетворены его требования о признании незаконными пунктов 3, 4 решения Забайкальского УФАС России, недействительным предписания от 14.08.2013.
При этом суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 60 Закона о размещении заказа после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании.
Участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, вправе направить в органы, указанные в части 1 настоящей статьи, возражение на жалобу и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в орган, указанный в части 1 настоящей статьи, не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
Органы, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения (часть 3 статьи 60).
Согласно части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 60).
В нарушение приведённых положений статьи 60 Закона о размещении заказов Забайкальское УФАС России, разместив на официальном сайте информацию о поступлении жалобы ООО "Инфологика ЛТД" за 6 часов 32 минуты до ее рассмотрения (14.08.2013 в 15 часов 15 минут местного времени), учитывая разницу во времени в 3 часа с 4-й часовой зоной местонахождения ООО "Полимедиа-Сибирь" (абзац 5 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 N 725 "О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации"), лишило ООО "Полимедиа-Сибирь" - победителя аукциона, как правильно указал суд первой инстанции, возможности представить возражения по существу жалобы ООО "Инфологика ЛТД" и участвовать в ее рассмотрении, то есть реализовать право, предоставленное ему частью 2 статьи 60 Закона о размещении заказов.
Кассационная жалоба на судебные акты (в части выводов о недействительности выданного предписания) подана ООО "ИКСИОН" (чья жалоба была первой размещена на официальном сайте 08.08.2013 в 05 часов 37 минут); предписание, как установили суды, было выдано антимонопольным органом на основании результатов рассмотрения жалобы другого лица - ООО "Инфологика ЛТД" (последнее кассационную жалобу не подавало).
Как указывает ООО "ИКСИОН" в кассационной жалобе, в судебных актах не отражено, какая именно норма Закона или иного нормативного правового акта была нарушена Забайкальским УФАС России; права и законные интересы ООО "Полимедиа-Сибирь" нарушены не были, поскольку оно не имело каких-либо намерений участвовать в рассмотрении жалобы ООО "Инфологика ЛТД"; материалами дела не опровергается возможность ООО "Полимедиа-Сибирь" участвовать в рассмотрении жалобы.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что у заявителя по делу имелось лишь 3 часа 32 минуты для реализации его прав, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, так как это время составило 6 часов 32 минуты, что вполне достаточно для заявления ходатайства о переносе рассмотрения жалобы.
Проверка указанных доводов показала, что они направлены на иную оценку обстоятельств, установленных по делу.
Суды по настоящему делу, исходя из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признавая недействительным предписание антимонопольного органа, исходили из следующего.
В силу приведённых выше положений части 3 статьи 60 Закона о размещении заказов антимонопольный орган обязан был рассмотреть жалобу ООО "Инфологика ЛТД" в течение пяти рабочих дней со дня поступления этой жалобы; информация о жалобе должна быть размещена в течение двух рабочих дней со дня её поступления (часть 1 статьи 60 Закона).
Следовательно, разместив информацию даже за 6 часов до её рассмотрения (14.08.2013) (как считает заявитель кассационной жалобы), при том, что у антимонопольного органа не имелось препятствий рассмотреть её в сроки, позволявшие заявителю по делу реализовать свои права на представление возражений на жалобу ООО "Инфологика ЛТД", антимонопольный орган нарушил положения статьи 60 Закона о размещении заказов.
О том, что у ООО "Полимедиа-Сибирь" имелись такие возражения, свидетельствует то, что в суд первой инстанции были представлены документы, направленные на опровержение вывода антимонопольного органа о том, что сведения о размере активной области экрана интерактивной доски в заявке этого общества являются недостоверными.
Невозможность представить указанные возражения при рассмотрении жалобы ООО "Инфологика ЛТД" свидетельствуют о нарушении прав заявителя по делу.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что материалами дела подтверждена необходимая совокупность условий для признания предписания антимонопольного органа от 14.08.2013 недействительным, доводы кассационной жалобы ООО "ИКСИОН" подлежат отклонению.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 октября 2013 года по делу N А78-7100/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.