Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2011 г. N Ф02-302/2011 по делу N А19-28456/09
См. также Определения Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2010 г. по делу N А19-28456/09, от 16 июня 2010 г. по делу N А19-28456/09
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Н.В.,
судей: Бурковой О.Н., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Правительства Иркутской области - Коваленко Ю.С. (доверенность N 02-01-623/10 от 01.07.2010), Фарковой Ж.Ю. (доверенность N 02-01-1055/10 от 25.10.2010), Министерства финансов Иркутской области - Курбанова А.В. (доверенность N 52/5/1-04/258 от 28.12.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Правительства Иркутской области и Министерства финансов Иркутской области на определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 года по делу N А19-28456/09 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Информационные Бизнес Системы" (далее - ООО "Информационные Бизнес Системы") обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Иркутской области об обязании ответчика исполнить государственный контракт N 74/28-147 от 29.07.2005 и принять результат работ по нему, о взыскании 15 030 000 руб. - задолженности за выполненные работы по государственному контракту N 74/28-147 от 29.07.2005.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 февраля 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2010 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт по делу, которым производство в части исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Информационные Бизнес Системы" к Правительству Иркутской области о возложении обязанности принять результат выполненных работ по государственному контракту N 74/28 - 147 от 29 июля 2005 года прекращено. С Правительства Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Информационные Бизнес Системы" взыскано 15 118 650 рублей, в том числе основной долг - 15 030 000 рублей, судебные издержки - 88 650 рублей.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2010 года постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2010 года оставлено без изменения.
Четвертым арбитражным апелляционным судом обществу с ограниченной ответственностью "Информационные Бизнес Системы" выдан исполнительный лист серии АС N 000476479.
ООО "Информационные Бизнес Системы" обратилось в апелляционный суд с заявлением, в котором просило разъяснить способ и порядок исполнения исполнительного листа серии АС N 000476479, указав сведения о наименовании и месте нахождения организации, в которую взыскателю необходимо обратиться для исполнения данного исполнительного листа.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2010 года в удовлетворении заявления ООО "Информационные Бизнес Системы" о разъяснении положений, способа и порядка исполнения исполнительного листа от 14.05.2010 серии АС N 000476479, выданного на основании постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2010 года по делу N А19-28456/09, отказано в связи с тем, что отсутствует неясность положений исполнительного листа, способа и порядка его исполнения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 ноября 2010 года определение суда апелляционной инстанции от 26 августа 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 года заявление ООО "Информационные Бизнес Системы" о разъяснении порядка исполнения судебного акта удовлетворено. Четвертый арбитражный апелляционный суд разъяснил, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2010 года по делу N А19-28456/2009, исполнительный лист АСN 000476479 от 14 мая 2010 года о взыскании с Правительства Иркутской области в пользу ООО "Информационные Бизнес Системы" основного долга 15 030 000 рублей, судебных издержек 88 650 рублей, всего 15 118 650 рублей, подлежит исполнению за счет средств казны Иркутской области.
Исполнительные документы в целях исполнения Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2010 года по делу N А19-28456/2009 за счет средств казны Иркутской области направляются в финансовый орган - Министерство финансов Иркутской области.
Не согласившись с принятым по делу определением суда апелляционной инстанции, Правительство Иркутской области и Министерство финансов Иркутской области обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят определение суда апелляционной инстанции отменить.
По мнению Правительства Иркутской области, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению, так как истец ранее уже обращался в Арбитражный суд Иркутской области за защитой своих прав по делу N А19-3326/07. Заявитель полагает, что судом не был применен закон, подлежащий применению - статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерство финансов Иркутской области ссылается на пункт 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указывает на то, что оно не было привлечено к участию в деле и определение суда апелляционной инстанции затрагивает его права и обязанности.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "Информационные Бизнес Системы" просило оставить определение суда апелляционной инстанции без изменения и рассмотреть жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Кассационная жалоба рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 8 февраля 2011 года до 11 часов 00 минут 10 февраля 2011 года, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва представители Правительства Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области поддержали доводы кассационных жалоб. Представитель ООО "Информационные Бизнес Системы" в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Согласно толкованию указанной нормы, приведенному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 108-О, путем разъяснения решения создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения, а также устранения тех или иных недостатков.
В силу пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. Субъекты Российской Федерации выступают в гражданских правоотношениях через посредство своих органов или специально назначаемых представителей. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют интересы собственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. На уровне субъектов Российской Федерации органами государственной власти, правомочными своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, являются органы законодательной и исполнительной власти.
Суд апелляционной инстанции обоснованно разъяснил, что в соответствии с вышеуказанными нормами и согласно статьям 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации с Правительства Иркутской области в пользу ООО "Информационные Бизнес Системы" подлежит взысканию 15 118 650 рублей, в том числе основной долг 15 030 000 рублей, судебные издержки 88 650 рублей за счет казны Иркутской области. При этом, исполнительный лист подлежит направлению для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации - Министерство финансов Иркутской области.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителей кассационных жалоб о том, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу подлежит прекращению, так как истец ранее уже обращался в Арбитражный суд Иркутской области за защитой своих прав по делу N А19-3326/07. Суд кассационной инстанции полагает, что правовых оснований для прекращения производства по делу не имеется, так как спор по настоящему делу рассмотрен по существу и по результатам дела принят судебный акт, вступивший в законную силу. Кроме того, судами рассматривается заявление о разъяснении порядка исполнения судебного акта.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что судом не был применен закон, подлежащий применению - статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как данный довод сводится к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, на что у суда округа не имеется оснований согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несостоятельна ссылка Министерства финансов Иркутской области на пункт 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указание на то, что оно не было привлечено к участию в деле и определение суда апелляционной инстанции затрагивает его права и интересы. В данном случае определение суда апелляционной инстанции не принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, так как согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное лицо упомянуто в обжалуемом судебном акте при разъяснении вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции. Определение суда апелляционной инстанции разъясняет порядок исполнения судебного акта в соответствии с нормами бюджетного законодательства.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 года по делу N А19-28456/09 Арбитражного суда Иркутской области принято с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины за обжалование судебного акта о результатах разъяснения порядка исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 года по делу N А19-28456/09 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Некрасова |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.